Л. Кобякова. Сибирь – родина кентавров!

Л. Кобякова. Сибирь – родина кентавров!

Кто такие кентавры? Вопрос затруднит даже многих знатоков. Могут вспомнить, что видели изображение какого-то чудовища с торсом человека и телом лошади. Может, вспомнят недавнюю историю, как нам не хотели возвращать золотые изделия скифов из музея с выставки за границей. Среди экспонатов были фигурки кентавров.

Самая распространенная версия происхождения образа Кентавра связана с греческой мифологией. Якобы там впервые он описан и выражено отношение к нему. На самом деле источник возникновения загадочного образа – Сибирь.

Кентавр – это конь с торсом человека. Слово обычно возводится к сочетанию двух греческих корней: «колоть, рубить» и «бык», которое может интерпретироваться как «убийца быков», «охотник на быков», «погонщик быков». Вспомним, что быт славян был тесно связан со скотоводством. Со слов великого Гомера, представители воинственного племени поклонялись лошади.

Однако по традиционной версии, Кентавр является плодом фантазии народов, не знавших ещё верховой езды, которые впервые столкнулись с конными всадниками северных кочевых племён. Напомню, что скифы (общее название славян, русов, сарматов и др. народов, понимавших язык друг друга) некоторое время жили на территории, близкой к грекам.

Так случилось, что, когда территории Европы стали после потопа высыхать, скифы из ледяной Сибири двинулись на запад и юг. Они заняли часть северного Причерноморья. Согласно греческим мифам, кентавры населяли горы Пилион в Фессалии, Фолойские леса в Элиде и полуостров Малеан в южной Лаконии. Гомер пишет о фессалийском горном племени скотоводов. Изображения кентавров высекали на скалах. Скифами, проживающим еще в Азии, был найден способ приручать лошадей около 5 тыс. лет назад.

Греки-соседи были под впечатлением от наездников, которые на охоту выезжали на конях или диких быках верхом. Людей на лошадях воспринимали как единое целое. Греки не только не приняли их, но даже боялись. Английский поэт Джон Лидгейт (ок. 1370 – ок. 1450) так описывает кентавра:

«Чудесный лучник, очень странного вида,

Похожее на человека чудовище.

Сверху он был человеком,

Но его торс опирался о круп лошади…

Как я слышал, он был отличным лучником

И своим луком и ночью и днём

Наводил ужас на греков».

Кентавры пришли в мифы Древней Греции. В результате искусство обогатилось многими прекрасными образцами керамики Бронзового века. Найдены статуэтки и многие другие предметы с их изображением. Позднее мифы о кентаврах встречаются и в римской культуре. Однако по мнению современных исследователей, греческая мифология «создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили». И первая письменность «была создана в северной Евразии». Кстати, границей Фессалии, где жили скифы, с севера была гора под названием Олимп.

Таким образом, Кентавр – это не плод фантазии напуганных соседством греков, а образ-символ, созданный скифами и являющийся важнейшей составляющей их мировоззрения. Возможно, это один из богов, помогающих людям, но подчиненных главному Богу. М. Ломоносов утверждал, что славяне верили в единого Бога-творца. Аллегорический образ объясняет сущность человеческой природы, местоположения его в окружающем пространстве, в том числе и космическом.

Иногда Кентавр на предметах прикладного искусства вписан в небесный свод. И образ этот не наивная выдумка, а символ сложной духовной жизни, мировоззрения северного народа. Образ предельно гармоничен в своей откровенности. Объединяет в себе материальную составляющую и духовную сущность человека. И это существо родилось в древнерусской мифологии! Появляется в литературном, архитектурном, прикладном искусстве во многих местах Великой Скифии, Тартарии, Московии на протяжении веков.

Сами славяне называли кентавров Китоврасами, изображали их с крыльями (отличаем от Пегаса, коня крылатого). Китоврас – скоропослушник. Благодаря крыльям, он скоро оказывается на том месте, где его ждут, несмотря на большие сибирские расстояния. В древнерусской литературе описывается некий Полкан, обладающий схожими чертами. Возможно, они разведены временем. Но именно Китоврас вошел в историю русского искусства и имеет более древнее происхождение. Причем с сибирскими корнями!

По словам А. Тощаева, зав. отделом «Музея вечной мерзлоты» (Красноярский край), «есть и ещё одна характерная черта – вплоть до XIX в. бляхи с Китоврасами тяготеют к очень ограниченному северному ареалу – низовьям Оби, Енисея и Таймыру. По утверждениям древних, именно в этих краях и размещалось царство Борея». Указанный исследователем участок между Обью и Енисеем называли славяне Лукоморием. На древних европейских картах это название напечатано крупными буквами. Почему? Ещё одна загадка для пытливого исследователя. Привлек внимание к этой точке на карте А. Пушкин, указав на нее в «Руслане и Людмиле» при перепечатывании через 8 лет. Но это особая тема для разговора. Другой легендарной точкой на карте, благодаря раскопкам археологов, был Алтай, который населяли в VII-II вв. до н.э. скифы-пазырыкцы – создатели алтайского звериного стиля.

Древнерусские артефакты с образом вещего существа, в том числе фибулы, бляхи, браслеты-наручи, застежки, двустворчатые браслеты и т.д., говорят о сложном духовном мире северных, гиперборейских народов. Для них это священный образ, имеющий важное значение в духовной и повседневной жизни. Неслучайно одно из изображений Китовраса сохранилось и «на новгородских хоросах – паникадилах (церковных подвесных круговых подсвечниках, канделябрах) XIV-XVI вв. Самый ранний из хоросов называется «корсунским» (т.е. времени князя Владимира)», - сообщает А. Тощаев. Есть этот образ на стенах Дмитровского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Своего Китовраса, духовного защитника и покровителя, славяне поставили рядом с мудрейшим из мудрейших – царем Соломоном. В сказании «Палеи» Китоврас является родным братом Соломона. Когда Соломону нужно было посоветоваться с братом, он разыскал его «в пустыне дальней». На Клейме Васильевских врат Новгородского Софийского собора (1335-1336 гг.) изображены они оба. Причем великан Китоврас держит на своей руке Соломона, чтоб закинуть его на Обетованную землю, наказав за гордость и неблагодарность. Ведь кентавр помог брату найти способ резать для строительства храма камни новым способом, обойдя запрет Бога использовать для этого железо (возможно, речь идет об алмазе).

Китоврас превзошел Соломона в познаниях! Кроме того, он наделен многими человеческими достоинствами: отзывчивостью, добросердечностью, чувством справедливости (особенности русского характера). Разговор с Соломоном это прекрасно демонстрирует. Неслучайно самое ближайшее к Солнцу созвездие названо именем Кентавра (в латинизированной форме «Центавр»).

Один из самых знаменитых кентавров – Хирон (Хейрон). Какой человек был его прототипом и как было его настоящее имя, теперь уже не узнать.

О нем писал И.В. Гёте в трагедии «Фауст»:

«…великий человек,

Взрастивший целый род героев

Достоинством своих устоев,

Круг аргонавтов, с прочей всей

Семьей больших богатырей».

Однако по греческим мифам, Хирон был сыном Кроноса и кобылицы Филиры, жил на горе Пелион в пещере, именно туда пришел к нему его ученик Геракл, которому Хирон передал свои знания и даже свое бессмертие (по другим версиям – Прометею). Однако царь богов заслуженного вознес его на небо, обратив в созвездие Кентавра. Учился у Аполлона и Артемиды. В свою очередь учил очень многих героев: для путешествия Ясона изготовил первый небесный глобус, обучал Диоскуров, Ахилла, Орфея, а медицинскому искусству - Асклепия и Патрокла, охотничьему - Актеона. Подарил Пелею копье из ясеня. Он был астрономом, разделил путь Солнца на 12 частей-созвездий, придумал Зодиак. Научил людей пользоваться лекарственными травами. Талантливый врачеватель! Прекрасный охотник. На древних вазах, обнаруженных при раскопках, он изображен с убитым зайцем или со связкой зайцев – жертвенных животных. Может быть, на стене древнерусского храма изображен именно он.

На небе есть два идентичных по образу-символу созвездия: Центавр и Стрелец. Уникальное явление! Причем Птолемей (100-170) включил в карту небесного свода среди 48 Центавра (Кентавра). Стрелец появился позднее. Центавр – созвездие южного полушария, в нем находится ближайшая к Солнцу звезда Проксима Кентавра. Напомню, гиперборейцы – солнцепоклонники! Считают Богом Ра (Солнце). Без сомнения, Птолемей знал, кто стоит за этим именем. Он был еще и хорошим географом и нанёс на свою карту Сарматию, Скифию. При восстановлении его карт в Х1У в. страницы с областями за Рифейским горами (Уралом) были кем-то уничтожены.

Китоврас – покровитель и защитник воинов! Этому духовному существу верили, к нему обращались за помощью, и он всегда помогал славянам во время войны, проявляя отвагу и воинскую смекалку. С такой защитой не страшно идти в бой. Скифских воинов приглашали в свои отряды князья других племен, проще нанимали, зная о их бесстрашии, упорстве в преследовании врага, выносливости, непритязательности к условиям службы. Обычно отряд скифов состоял из конницы с лучевыми стрелками, которые попадали в цель даже тогда, когда лошадь скакала во весь опор. Они признавались лучшими наездниками и лучниками! Такими же были их жены и дети. Скифы придумали шить из кожи штаны, что было очень удобно для всадника. У других народов нашлись вскоре последователи.

Алтайские археологи доказали, что для ведения боёв была приспособлена дикая лошадка, родственная монгольской, открытой в одном из путешествий по Азии Николаем Пржевальским, тогда сделавшем сенсацию. Эти небольшие по современным меркам лошади были чрезвычайно выносливы и могли легко передвигаться как по горам, так и по равнине. В хозяйственных работах употреблялись лошади именно этой породы. Хотя более всего они использовали в этих целях быков. Однако скифы имели и лошадей чистых кровей - для охоты и военных походов.

Лошадей в табунах, правда, еще в Сибири, были тысячи! Известно, что отец Александра Македонского Филипп II в 339 г. до н.э., одержал победу над скифским царём Атеем. Добычей стали 20 тысяч чистокровных скифских кобылиц, они были отправлены в Македонию с целью улучшения породы своих коней. Но в основном же и Филипп, и Александр терпели поражения от скифов. Известно, что македонскую армию времён Александра Македонского, скифы не просто разгромили, но и уничтожили. Полностью.

Ведение боя верхом на лошади – скифское изобретение. Они вели стрельбу из лука, сидя на коне, да ещё в движении. Для сравнения, у других народов: на лошади двое, один управляет и притормаживает, когда другой целится и пускает стрелу. Это изобретение стремительно распространялось сначала на соседей, а затем на всю Европу. Соседние армии стремились вооружаться подобным образом, их оружие изготовлялось по скифским образцам, в то время самым совершенным.

Зная скифов лично, Геродот пишет, что только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого.

Сибирские стрелки изобрели особые стрелы с двухпёрыми и трёхпёрыми наконечниками, баллистические свойства которых намного превосходили тогда стрелы всех древних народов Востока. Они были внедрены во все армии Ближнего и Среднего Востока в период VII–V вв. до н.э. Стрела могла пролететь расстояние до 500 м. К примеру, Аргишти, сын Русы, выстрелил на расстояние около 476 м. Стрела пробивала не только щит, но и панцирь. Кроме лука, воины были вооружены копьями, наконечники которых изготовлялись из бронзы и железа, железными кинжалами, щитами, дротиками. Длина древка копья обычно составляла 1,75 – 2,2 метра, но могла быть и больше.

В снаряжение входили мечи из лучшего металла, кинжалы. Ими была создана булатная сталь. Об этом говорят археологические находки на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа, которые датируются VI в. до н.э. Обязательны были у конных скифов шлемы, панцири. Широкий пояс покрывали бронзовыми и железными, иногда золотыми, узкими пластинками. Детали обмундирования всадника и коней нередко были произведениями искусства. Скифы революционизировали военное дело!

Античные авторы свидетельствуют о том, что скифы были лучшими стрелками из лука во всём древнем мире. По словам современного специалиста, в военном деле «со скифами вообще не может сравниться ни один народ. И не только в Европе, но даже и в Азии нет народа, который сам по себе мог бы устоять против скифов». Не было равных этим воинам! Российские воины наследовали воинские традиции скифов. Для них нет непобедимых врагов.

Лилия КОБЯКОВА, г. Иркутск

Читайте также

«Одноразовый работник». В. Катасонов – о прекариате «Одноразовый работник». В. Катасонов – о прекариате
Слова «прекариат» и «прекаризация» пока еще не стали общеупотребительными. Но в кругу профессиональных социологов ими уже активно пользуются. Говорят, что в обращение их ввели в 80-е годы прошлого сто...
6 сентября 2024
Новая книга Анатолия Кошкина «Японская дилемма 1941 года: удар на север или на юг» Новая книга Анатолия Кошкина «Японская дилемма 1941 года: удар на север или на юг»
На площадке МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол к 79-й годовщине Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны, в рамках которого была представлена новая книга Анатолия ...
6 сентября 2024
Молдаване должны беречь Приднестровье как зеницу ока Молдаване должны беречь Приднестровье как зеницу ока
Приднестровье – единственное место в мире, где официально существует молдавский язык на его исконной кириллической графике и где молдавская самобытность изучается на академическом уровне. Об этом напи...
6 сентября 2024