Л. Калашников. В Евразии будет формироваться новый геополитический альянс
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников – в интервью «Москва-Баку» о ситуации вокруг Украины и подписании между Россией и Азербайджаном Декларации о союзническом взаимодействии.
- В связи с событиями, происходящими вокруг Украины, можно ли говорить о новом формирующемся геополитическом мире с новыми союзами? Кто может войти в этот альянс? Сейчас много говорят о сплочении государств евразийского пространства...
- Думаю, что об этом действительно можно говорить, только происходит это еще недостаточно осознанно, я бы даже сказал, в большей степени бессознательно, но многие государства при этом примеряют ситуацию на себя.
Когда мне говорят о сегодняшней ситуации, я вспоминаю Белоруссию или, например, Иран или Северную Корею, по которым мы одно время во многом, кстати говоря, шли в фарватере США и тех решений, которые принимала Организация Объединенных Наций. Зачастую под импровизацией Запада. И в этом смысле мы должны понимать, что в Югославии все началось… но дальше так продолжаться не может. Это прекрасно понимает и Китай. Я на протяжении многих лет наблюдаю за тем, как развивается ситуация с Китаем. Там, на самом деле, понимают, что если завтра они останутся без России, то им будет в 10 раз тяжелее. Ибо если Запад расправится с нами, он по тем же лекалам потом возьмется за Китай. Единственное спасение – интеграционные отношения, мировые полюсы, которые будут формировать новый международный порядок.
Вы спрашиваете, могут ли в мире формироваться новые центры силы? И не обязательно только основываясь на силе вооружения. Отвечаю: «Могут». И, мне кажется, сегодня страны к этому больше готовы больше, чем в 1990-е, когда был разрушен Советский Союз и возникла эйфория, что все заживут по демократическим основам. Все эти представления очень быстро разрушили в Югославии, потом в Ливии, в Сирии. И там работали США, которые сказали государствам: «Не-не-не, вы заблуждаетесь, вы будете делать то, что мы вам скажем». Ответить на это можно было такой же дубинкой, но дубинка-то не у каждого есть. Либо формированием каких-то альянсов, не обязательно военных, но геополитических. И так будет происходить сейчас.
Все это связано не только с тем, что Евразия бурно развивается, но и с тем, что в этом регионе живет большая часть населения мира. Это Индия, Китай, Россия, Индонезия. Наш паневразийский пояс, оставшийся после Советского Союза. И в этом смысле такая логика будет доминантой завтрашнего дня.
- Решение России провести операцию на Украине в основе своей имеет задачей пресечение расширения НАТО у границ и пресечение создания ядерного оружия?
- Да. Это борьба за собственную безопасность. Сейчас каждый вынужден бороться за собственную безопасность в одиночку. Мы пытались выстроить диалог с Западом, с Украиной, но все оказалось без толку и ситуация зашла в тупик.
- Как известно, 22 февраля президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. Произошло это, когда Россия признала ДНР и ЛНР. Многие назвали визит Алиева в Москву на фоне этих событий смелым поступком. Тогда президент Азербайджана заявил, что ситуация никак не влияет на отношения Баку и Москвы и подписание декларации. Как Вы оцениваете такой подход? Можно ли сказать, что президент Азербайджана смотрит на перспективу? И что это был лучший ответ как со стороны России, так и Азербайджана относительно будущего двусторонних отношений и в принципе развития мира в целом?
- Я лично знаю президента Алиева – это честный, принципиальный, открытый человек. Если он что-то говорит, то он это делает. Декларация между Россией и Азербайджаном не готовилась за один день, она прорабатывалась заранее. И Ильхам Алиев не отказался ее подписывать на фоне известных событий. И честность президента Азербайджана заключается даже не в том, что он не отказался. В принципе, Ильхам Гейдарович мог сказать, что да нет, давайте повременим, перенесем подписание, сейчас не время. Но Ильхам Алиев приехал в Москву и совершенно осознанно подписал документ о союзничестве с Россией, потому что это умный, политически дальновидный человек. И если бы президент как-то по-иному отреагировал на ситуацию, это было бы нечестно для азербайджано-российских отношений. Ильхам Алиев это прекрасно понимает. Все пройдет – на эту логику опираются и Путин, и Алиев. Поэтому российско-азербайджанские отношения – это перспектива, и принятые решения, эта честность в отношениях будут позволять Москве и Баку решать любые проблемы в геополитике между странами этого региона. И, безусловно, Россия и Азербайджан будут развивать и укреплять отношения в этом новом формирующемся мире.
- То есть подписание Декларации о союзническом взаимодействии стало лучшим ответом и со стороны России, и со стороны Азербайджана относительно будущего двусторонних отношений и логики их развития через призму формирования нового геополитического мира. Россия и Азербайджан подписанием документа поставили точки над i. Ведь после Второй Карабахской войны было много разговоров о том, что чуть ли не Азербайджан сближается слишком сильно с государством НАТО, что он срочно должен доказать, что уважает Россию, должен получить статус в ОДКБ, вступить в ЕАЭС…
- Подписание декларации – это ответ многим, в том числе у нас в стране, тем, кто разыгрывал турецкий фактор и продолжают это делать. Мне кажется, Баку выстраивает очень честные соседские отношения – и с Россией, и с Турцией. Если Ильхам Алиев возглавляет страну, которая находится между двумя мощными соседями, то почему он должен тянуть в ту или другу сторону. Мне кажется, президент Азербайджана выстраивает очень правильные и ровные отношения и с тем, и с другим соседом. Любой другой на его месте должен был бы делать то же самое. Но на этом месте Ильхам Алиев, и его мудрость, мне кажется, здесь ни убавить, ни прибавить, делает то, что надо.
Я всегда был сторонником переговоров именно соседей. В свое время я призывал к этой логике Зеленского, когда он стал президентом. Я говорил об этом лично предыдущему председателю парламента Украины, говорил, что давайте разговаривать. Ну хорошо, Киев говорит, что проблема в Москве, ну и разговаривайте с Москвой. Почему вы ведете переговоры с Францией, с Англией, Германией или, тем более, с Америкой.
Подобный же путь за почти 30 лет прошел в Минском формате Баку. И что? Ничего не решалось. Были пустые разговоры. По Украине – тоже. Гарантии при Януковиче подписали и на второй день о них забыли. Точно так же вели себя по Минским соглашениям – ничего за 8 лет не сделано. Поэтому я всегда говорил – напрямую Зеленский с Путиным встретятся и будут разговаривать. Зеленский, когда стал президентом, меня на разных передачах ругали: да что ты, он такой негодяй, да он никто, да за ним Коломойский, да он националист. Я говорю: «Хорошо, ну мы же признали его президентом. Признали? Признали. Тогда надо разговаривать». А Зеленский в итоге предпочел путь через Францию и Германию, в обход русских. И только сейчас, перед текущим острым конфликтом Зеленский сказал, что он хочет встретиться с Путиным. Ему ответили – о чем будем разговаривать. Если из пустого в порожнее, то какой смысл. На мой взгляд, сегодня нужно разговаривать только по тем вопросам, которые можно решить, которые реальны.
Для примера, решение нагорно-карабахского конфликта показало то, о чем я и говорил – что только три государства-соседа могут урегулировать этот вопрос, а не какая-то Минская группа. Так в конечном итоге и произошло – Россия, Азербайджан, Армения решают вопрос. Пусть не до конца еще. Но они находятся в движении. А по украинскому вопросу опять пошло через ту сторону, которая совершенно не заинтересована в разрешении ситуации. У нее другой стратегический интерес. И нас еще втащили туда…
- Сегодня в Анталье прошли переговоры глав МИД России и Украины. Произошли они при посредничестве главы МИД Турции по инициативе турецкого лидера. Как известно, Эрдоган несколько месяцев очень активно предлагал свое посредничество. И в итоге Москвой было дано согласие. В принципе, Россия и Украина могли и дальше встречаться в рамках делегаций в Белоруссии. Почему Москва сейчас согласилась на такой контакт, на посредничество Турции? И здесь же есть и элемент азербайджанского посредничества…
- Как я и отметил ранее, соседи должны разговаривать. Дело не в том, любят Турцию больше в России или Украине. Мы – соседи – Россия, Турция, Украина. Азербайджан также является нашим соседом. Происходящий конфликт абсолютно не выгоден ни России, ни Украине, ни Турции, ни Азербайджану. Он выгоден за океаном. Мне кажется, Турция сейчас поступила очень мудро, когда несмотря ни на что, несмотря на свою позицию по Крыму, предложила такое посредничество и приложила усилия в вопросе движения к миру. Москва, конечно, чувствует это, этот конструктивный подход Анкары, раз откликается. То же самое касается попыток посредничества Азербайджана. Они могут только приветствоваться. И это, очевидно, желание, нацеленное на позитив. И на мой взгляд, Россия, Турция, Азербайджан смогут сформировать некий трехсторонний формат в будущем. Я ничего не исключаю… Потому что эти государства, эти народы близки друг другу, наше соседство никуда не исчезнет. И сейчас, полагаю, и Турция, и Азербайджан смогут хотя бы отчасти заменить западный рынок по разным секторам российской экономики взамен ушедших с рынка западных компаний.
Источник: «КПРФ.ру»