Л. Антипенко. Где и кому дано в новых условиях возжечь Прометеев огонь?
Такой вопрос не может не возникнуть у православных после просмотра пасхальной службы в Иерусалиме в ночь с 18 на 19 апреля 2020 года. Это − вопрос о состоянии православно-христианской Церкви, который уже был поставлен несколько ранее другом П. А. Флоренского Михаилом Александровичем Новосёловым (1864−1938) в его книге «Письма к друзьям» [1]. Во втором своём письме он указывал, видя современное состояние церковных дел, на важность понимания различия между церковью как организацией (к примеру: коммерческой) и церковью как духовным организмом.
«Итак, − писал он, − следует различать Церковь-организм от Церкви-организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой, не все члены церковной организации («общества, носящего имя христиан» − по Хомякову) суть члены организма − Тела Христова, Которое вбирает в себя, втягивает таинственным способом лишь «избранных» (Мф. 22: 14), «представленных к вечной жизни» (Деян. 13: 48)». (Письма Новосёлова были написаны в период с 1922 по 1927 год).
Если перевести термины «жизнь вечная», «жизнь преизбытствующая» с конфессионального языка на язык научного мировоззрения, то речь пойдёт о жизни, в которой преобладает, по Флоренскому, логос над хаосом, эктропия (негэнтропия) − над энтропией. Имя человека, который, по историческим данным, известен как первый, нашедший способ разделить две природные стихии на созидательную и разрушительную и поставить первую на службу людям, − Промысливец, или, по-гречески, Прометей. Прометей значит «мыслящий прежде», «предвидящий», в противоположность своему брату Эпиметею, «думающему после», хотя тот тоже был сыном титана Иапета. Согласно эллинской мифологии, место Прометея занял бог кузнечного дела Гефест, после того как олимпийские боги во главе с Зевсом свергли титанов.
Суть благодатного огня Прометея, казалось бы, совсем затерялась в связи с приходом христианства, и всё же и в нём можно отыскать откровения на этот счёт. Обращаю внимание на одну из статей, посвящённую религии античных греков и найденную мною в двухтомнике «Иллюстрированная история религий», изданном на русском языке в1899 году. Характеризуя культ Гефеста среди прочих олимпийских богов, авторы отмечают: «Более благородный образ, соответствующий Гефесту, мы имеем в Прометее. Он также бог огня, также искусен и хитёр. Но огонь, представляемый Прометеем, не есть огонь природный, брошенный с неба, но огонь очага, который или похищен с неба, или произведён искусственно. <…>. Праздник Прометея, Прометеи, праздновался бегом с факелами, причём отец давал сыну в руки факел» [2, c. 241. Правильно сказано, что это огонь домашнего очага, достаточно вспомнить о зороастрийцах [3]. Вот только остаётся полная неясность относительно утверждений и отрицаний, содержащихся в данном высказывании: «похищен с неба», «но не брошен с неба», «произведён искусственно» и пр.
Чтобы разобраться с этим вопросом, стоит познакомиться с современными снимками тайфунов, сделанными американскими учёными, с теми, в которых показано «око тайфуна» («глаз бури» – область прояснения и относительно тихой погоды в центре тропического циклона. Его типичный диаметр от 20 до 30 километров, в редких случаях – до 60 километров. В этом пространстве воздух имеет большую температуру и меньшую влажность по сравнению с окружающей его областью ветра и дождевых облаков. Стена ветра и ливня служит изолятором для очень сухого и более теплого воздуха, опускающегося в центр циклона из верхних слоев. По периферии глаза урагана часть этого воздуха смешивается с воздухом из облаков и благодаря испарению капель охлаждается, тем самым образуя мощный нисходящий вдоль внутренней стороны облаков каскад относительно холодного воздуха. В это же время в облаках воздух стремительно поднимается). Там хорошо видно, как тепловая энергия, рассеянная в земной атмосфере и океанических водах, засасывается в воронку через это самое прозрачное око. И превращается в физическую работу. Работа эта, понятное дело, является стихийно разрушительной, но ведь человеку и дан разум на то, чтобы подумать, нельзя ли её использовать в созидательных целях. Показателем концентрации тепловой энергии может быть возгорание огня. Поэтому прометеевский огонь стал символом всего того, что заключалось во всех открытиях этого человека. Нелепо было бы полагать, как некоторые думают, будто Прометей впервые научил людей обычному способу обращаться с огнём в целях, скажем, обогрева жилища или приготовления пищи. Этим умением обладали уже неандертальцы. Подвиг Прометея несоизмерим с данными простейшими навыками.
В мифологии древних греков прометеевское видение ока тайфуна отразилось в мифическом представлении об одноглазых циклопах, обладающих невероятной силой. О циклопе Полифеме, с которым столкнулся Одиссей со своими спутниками, Гомер говорит:
Кончив, чтоб вход заградить (в пещеру), несказанно великий с земли он
Камень, который и двадцать два вола четырёхколёсных
С места б не сдвинули, поднял: подобен скале необъятной был он …
(Одиссея, песнь девятая, 240).
Да, достаточно ознакомиться с руинами древнего города Баальбек, расположенного на территории нынешнего Ливана, чтобы убедиться, что древние, особого рода, люди могли перемещать вырубленные из скалы плиты весом до тысячи тонн. Только это вовсе свидетельствует о том, будто они обладали какими-то непомерными собственно телесными силами. Геродот, сообщая о том, что пеласги воздвигли стену вокруг Акрополя в Афинах, ни словом не обмолвился о том, что их отличало в физическом плане от иных людей. Прометей-пеласг научил их управлять силами природных стихий.
В Слове о полку Игореве мы находим сведения о почитании Прометеева огня и света в древней Руси, о чём можно судить по следующему отрывку. Автор поэмы, сообщая о гибели полка Игорева и печалясь, что полк не воскресить, тут же добавляет (дословно):
За ним [т. е. за падением полка] кликну
Карна и Жля поскочи по Руской земли
Смагу мычючи в пламяне розе.
Жены рускыя въсплакашась аркучи:
Уже намь своихъ милыхъ ладъ не мыслiю смыслити,
Не думаю сдумати, ни очима съглядати …
(«Смагу мычючи» вовсе не означает бросать огни или что-либо другое на землю, как полагают некоторые академики. Термин «мыкать» означает чесать лён или пеньку на кудель, а из кудели выпрядать нить (Даль). В данном случае термин этот играет метафорическую роль – обращение к огню с мольбой).
Чтобы правильно понять содержание данного отрывка, надо уяснить смысл глагола прошлого времени кликну, представленного посредством аориста (как и другие здесь глаголы). Хотя кликну и относится к третьему лицу, но так в древнерусском языке часто выражали безличные действия. Кликну значит «кликнуло», клич (раздался). А за этим кличем понеслись по русской земле две богини: Карна (от слов: карить, укорять) и Жля (Жéля) (жалеть, утешать). А смага (жажда) в данном случае − показатель высшей степени упования на воскрешение, символом которого и был огонь, горящий в одном и другом роге в руках Карны и Жели. В глазах наших предков сама смерть отступала перед этим свящённым светильником. Однако самое существенное в нашем повествовании – это то, что случилось с ним уже в наши дни. Об этом речь пойдёт ниже, а пока несколько слов об отношении к личности самого Прометея в античную эпоху и в Новое время.
Так Гегель сначала отдал хвалу Прометею, а затем осудил его вместе с Гесиодом и Платоном. Прометей, писал Гегель, который тоже считается титаном, является важной, интересной фигурой. Прометей − природная сила, но он также и благодетель людей, ибо научил их первым искусствам. Он принёс им с неба огонь; использование огня уже предполагает известное развитие, человек уже преодолел первобытную грубость. Таким образом, в мифах сохранилась благодарная память о первых началах образования. И ещё: «Прометей также научил людей приносить жертву так, чтобы они тоже получили что-то от неё: животные принадлежали не людям, а духовной силе, то есть люди не ели мяса» [4, с. 133]. Но принесение жертвы стало сопровождаться пиром, причём боги получали внутренности и кости. «Прометей научил людей убивать зверей и питаться ими; до этого человек не смел трогать животных, они были для него объектом поклонения; ещё у Гомера есть упоминание о солнечных быках Гелиоса, которых люди не смеют трогать» [4, с. 134].
И, наконец, вот резюме (!): «…Прометей − титан, он приковывается к скале на Кавказе, и орёл постоянно клюёт его вновь вырастающую печень − боль, которая никогда не прекращается. Прометей научил людей только таким искусствам, которые служат удовлетворению естественных потребностей. Простое удовлетворение этих потребностей никогда не даёт насыщения, потребность всё возрастает, и вместе с нею вновь возникает забота − на это и указывает миф. Платон в одном месте замечает, что Прометей не мог дать людям государственности, так как она хранилась в чертогах Зевса; тем самым здесь выражена мысль, что эта сфера, собственно, принадлежит Зевсу» [4, с. 134]. Эсхил со своей трагедией «Прометей прикованный» оказался по другую сторону от Гесиода, Платона и Гегеля. Хотя Гегель правильно заметил, что боги ведут своё происхождение от природной силы, «герои от богов» [4, c.135].
Излагая исповедь Прометея перед океанидами, Эсхил вложил в уста Прометея такие слова:
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти.
Премудрость чисел, письменная грамота и связанная с ними историческая память суть ключевые слова того возникшего в своё время мировоззрения, которое получило теперь название титанизма, или прометеизма [5]. Сущность его заключается в том, что бог, божественное начало в мире концентрируется в человеке, в человеческой личности, но, конечно, тогда, когда эта личность является гением (или юноной, если это женщина) своего рода. Гений живёт не в вечности, которую мнят в измышлениях о вечном боге, а во времени с его прямым и обратным течениями, дающими место рождению и смерти.
В подтверждение сказанному я выпишу суждения о Боге двух титанически настроенных русских мыслителей − В. Н. Муравьёва (1885−1932) и А. П. Платонова (1899−1951).
Муравьёв: «Всё сводится, в конце концов, к задаче создания из разъединённых личностей Высшей Личности. Высшая Личность эта постоянно себя воскрешает, разделяясь на множество своеобразных отдельных личностей, которые потом снова воссоединяются. Вечность заключается в этом непрестанном рождении неисчерпаемых богатств, а не в статическом и косном пребывании чего-то. Бог воскресает посредством роста наших действий в общем деле. Мы восстанавливаем этим божественное, встающее в нашей памяти и обнаруживающееся в нашем разуме. С точки зрения Бога, путь, проходимый нами, есть путь Его собственного творчества и обогащения. Бог вечно обогащается и воссоздаётся из самого себя. Всё это происходит во времени, ибо время есть не что иное, как каждый из этих отдельных процессов. Для Бога же время − вечно. Оно отлично от разорванного на прошлое − настоящее − будущее время человеческое, поскольку он всемогущ, а мы ограничены в своих возможностях» [6, c. 114].
Платонов: «Бог есть и бога нету: он рассеялся в людях, потому что он бог и исчез в них, и нельзя быть, чтобы его не было, он не может быть вечно в рассеянности, в людях, вне себя» [7, с. 257].
Выдающийся немецкий деятель Мартин Хайдеггер (1889−1976), разрабатывая философскую дисциплину мысли, именуемую фундаментальной онтологией, апеллировал к Прометею как первому философу. В одном из своих докладов перед университетской аудиторией он сказал: «Мы хотим вернуть нашему [научному] бытию два исключительных свойства исконного греческого знания. У греков имело хождение старое свидетельство, согласно которому первым философом был Прометей. Этому Прометею Эсхил вкладывает в уста изречение, высказывающее существо знания: «Знание, однако, намного бессильнее необходимости». Это значит: всякое знание о вещах оказывается заранее подчинено сверхмощи судьбы и несостоятельно перед ней» [8]. В контексте хайдеггеровской фундаментальной онтологии данное суждение означает, во-первых, необходимость и неизбежность бытия человека в природной среде, и, во-вторых, несостоятельность разрозненного специализированного знания перед целостным мировидением.
До последнего времени отраслевую науку в той или иной мере дополняло религиозное сознание, во всяком случае, та форма религиозного сознания, которая представлена христианской или православно-христианской Церковью. Это было возможно до тех пор, пока Церковь функционировала не как организация, а как духовный организм, на который обратил внимание М. А. Новосёлов. Но мы видим, что к моменту наступления зодиакальной эпохи Водолея, сменившей эпоху Рыб, Христианская Церковь, за исключением отдельных немногих молитвенников, превратилась в обычную коммерческую организацию.
Конечно, надо с должным уважением отнестись к тому факту, что православно-христианская Церковь длительное время сохраняла в своих обрядах причастность к Прометееву огню. Каждый год он зажигался в Кувуклии храма Воскресения Христова в Иерусалиме в преддверии Пасхи. Но в год 2020-й благодатный огонь не сошёл, как бывало, сверху вниз, служители Храма воспользовались обычными средствами, чтобы зажечь факелы. Событие сие, естественно, заставляет задуматься о причинах случившегося, отсюда вопрос, поставленный нами в заглавии статьи.
Хайдеггер, осмысливая причины экологического и экономического мирового кризиса, обратил свой взор к Русскому богу. Хайдеггер не назвал его имени, полагая, что русские люди сами должны его открыть. Но он выразил уверенность, что Русское божественное начало есть. В сущности русского начала, писал немецкий мыслитель, заключены сокровища ожидания скрытого Бога, которые превосходят [значение] всех сырьевых запасов. «Но кто поднимет их на поверхность, − вопрошал он, − т. е. освободит [так], чтобы высвечивалась их сущность…? Что должно произойти, чтобы таковое стало исторической возможностью?». В порядке ответа провозгласил: «Само Бытие (Seyn) должно в первый раз одарить [нас] собою (sich verschenken) в своей сущности и к тому же это должно исторически преодолеть верховенство сущего (Seienden) над Бытием, преодолеть метафизику в её сущности» [9] .
Бытие у Хайдеггера превосходит наличное бытие, или сущее, в том отношении, что оно непосредственно связано с временем, в котором сочетаются и разрушительная, и созидательная компоненты. Освоение времени, приобщение к Бытию должно восполнить собою целостность мировоззрения, утрачиваемого в церковной конфессии. У Хайдеггера всё сущее предстаёт в просвете Бытия. Этот просвет и есть свет Прометеева огня.
Литература:
- Новосёлов М. А. Письма к друзьям. М.: «Вера и время», 2014.
- Иллюстрированная история религии в двух томах. Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Том второй, 1899.− С. 241. (Цит. по новому идентичному изданию 1992 г.).
- Бойс, Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: «Наука», 1988, 2-е изд.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.2. М.: «Мысль», 1975. − 532 с.
- Антипенко Л. Г., Воронин М. А. Alma mater: Прометеизм Петра Боранецкого. Электронный ресурс URL: https://www.titanage.ru/CentreRus/Prometeism.php
- Из архива Валериана Муравьёва. Философские заметки, афоризмы // Вопросы философии, 1992, №1. С. 110−114.
- Андрей Платонович Платонов. «Записные книжки. Материалы к биографии». М: ИМЛИ РАН, 2000. − 424 с. (Отв. ред. Н. В. Корниенко).
- Хайдеггер М. Доклад «Самоутверждение немецкого университета». Электронный ресурс URL: abuss.narod.ru/study/su/heidegger_univ.pdf
- Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 96. Űberlegungen XIII, S. 70.
Л.Г. АНТИПЕНКО