Кто же лжёт вовсю — разве не Бояков?

Кто же лжёт вовсю — разве не Бояков?

Эта фамилия с некоторых пор уже хорошо известна читателям «Правды». Только вот, к сожалению, ничего хорошего её владелец не олицетворяет. Наша газета в течение почти двух лет опубликовала целый ряд материалов, раскрывающих неприглядную суть персонажа, именуемого Эдуард Бояков.

Первая из этих публикаций появилась в начале декабря 2018 года, то есть сразу же после известия о катастрофе, постигшей Московский Художественный академический театр имени М. Горького — один из самых легендарных театров нашей страны. Да, без малейшего преувеличения здесь произошла настоящая катастрофа! Ведь совершенно неожиданно была лишена должности художественного руководителя МХАТ народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, а на её место возведён этот самый Бояков. Про которого в биографической справке правительственной «Российской газеты» как наиболее значимое его деяние отмечалось: «Эдуард Бояков в начале 90-х годов провёл первую в России негосударственную внешнеторговую сделку с нефтью».

Не имеющий ни режиссёрского, ни актёрского образования торговец нефтью вдруг ощутил тягу к искусству и подался… на театральную ниву.

Такое вот дурное знамение времени

Какую же репутацию снискал данный фигурант в новом для себя амплуа до вознесения его во МХАТ? Мягко говоря, мутную. При этом за достаточно продолжительный срок не предъявил он ни одной собственной работы на сцене, которая свидетельствовала бы о явлении нового театрального таланта. Умел витиевато говорить об искусстве, но не создавать его. Ловко находил деньги на всяческие «проекты», но подлинно интересными и значительными спектаклями это не оборачивалось.

Собственно, к 2018 году с Бояковым было всё ясно. Он — эдакое знамение времени, когда отнюдь не талант, а нечто иное становится всё более превалирующим или даже решающим для успеха человека в жизни, в том числе и в искусстве. Недаром же оно у нас так заметно падает за последние десятилетия!

Согласитесь, в советское время бояковым с их художественной бездарностью и непрофессионализмом вряд ли даже могла прийти в голову мысль о руководстве театром. Ни при каком министре культуры — будь то Фурцева, Демичев или Губенко. А ныне?! Оглянитесь вокруг: кому только не вручают столь ответственное творческое дело. Подстать и результаты.

Но всё-таки МХАТ с его великими традициями, казалось бы, должен быть наособицу. Ведь при здравом взгляде было очевидно: отдать его Боякову — это значит обречь на погибель важнейшее направление русского театра, идущее непосредственно от корифеев Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом и предупреждала «Правда» в той первой своей статье 2018 года, основываясь на негативном предыдущем опыте назначенца.

Услышали нас тогда? Вняли? Нет!

Кто-нибудь скажет: да вопрос-то был уже решён, назначение состоялось. Действительно, сам министр Мединский вместе с советником президента страны по культуре Владимиром Толстым провели чудовищную операцию. Однако ещё оставалась возможность что-то важное исправить, и на это мы надеялись.

Вспомните, признанному лидеру и многолетнему руководителю МХАТ Татьяне Дорониной изначально предложили стать президентом театра. Вроде бы звучит? Но в том и суть, что «вроде бы».

Должность для МХАТ новая, в уставе театра её нет. Стало быть, всё зависело от того, какие полномочия будут заложены в это понятие. Доронину убеждали, что «три богатыря» (кроме Боякова, ещё режиссёр Пускепалис и писатель Прилепин) назначаются ей в помощь и поддержку. Только обернулось совсем по-другому! Обманом обернулось.

Помню, какой шок пережили все болеющие за МХАТ на пресс-конференции, где заместитель министра культуры Виктор Степанов впервые огласил формулировку театрального устава о должности президента. Все поняли: настоящих полномочий, чтобы реально влиять на творческую жизнь коллектива, у Дорониной не будет никаких. Должность фактически формальная, чисто декоративная!

До чего же взъярился зам. министра, когда я во всеуслышание сказал об этом. Захлёбываясь, произнёс он гневную тираду, а поскольку и другие начали высказываться в критическом духе, вообще покинул зал.

Если бездарность берёт верх

Итак. Бояков добился своего. Он стал полновластным хозяином великого в прошлом театра. Несоизмеримость того величия и мелкотравчатости внедрённого начальника разительна. Да и вопиющая чужеродность назначенца всему, что исторически определило уникальный характер МХАТ, неимоверно режет глаза. Однако он правит и правит — скоро уж два года.

Изумительно! Для меня тут два главных вопроса. Первый — к самому Боякову, психологический: это какой же сдвиг по фазе надо иметь, какое аномально раздутое самомнение, чтобы считать себя здесь на своём месте? А второй вопрос — к министерству культуры РФ, которое, являясь учредителем театра, на это место Боякова возвело: сколько же можно терпеть происходящее?

О происходящем многие мои читатели, они же зрители МХАТ, знают. Возмущаются. Называют это разрушением любимого театра. Пишут в минкультуры, требуя действенных мер, чтобы разрушение остановить. И что же? До сих пор получали в ответ лишь пустые отписки.

А мы в «Правде» даже после самых тревожных выступлений о развитии событий во МХАТ вообще ничего из министерства не получали. Бояков демонстративно оскорблял великую Доронину уничтожением посвящённой ей юбилейной фотовыставки, а затем и всех других следов её руководства театром. Снимал лучшие спектакли, поставленные при ней и лично ею, заменяя их низкопробным непотребством типа скандально прогремевшего «Последнего героя».

Ну а те, кто выражал недовольство такой репертуарной политикой и другими недостойными действиями худрука, выдавливались из театра, лишались ролей и денег. Более десятка ведущих и молодых актёров добиваются сейчас правды в судах, 27 человек из труппы не подписали контракты с новым руководством, вызвав к себе предельно неприязненное отношение…

Короче, многое требовало вмешательства министерства культуры, однако его не было. В конце концов наша редакция обратилась к министру Владимиру Мединскому с предложением о встрече, чтобы обсудить ненормальное положение, создавшееся во МХАТ, и рассказать читателям «Правды» о позиции министерства. Такая встреча нам была обещана.

Увы, получилось в соответствии с известной пословицей насчёт того, что обещанного три года ждут. До трёх лет, правда, в данном случае не дошло: Мединский перестал быть министром раньше. Его сменила, как известно, Ольга Любимова.

И вот наступает день, когда на основании писем верных поклонников театра Татьяны Дорониной и читателей нашей газеты в «Правде» за 14—17 августа 2020 года появляется публикация под знаковым заголовком «К Боякову во МХАТ пришла серьёзная проверка».

Как откликнулись на новость

Проверка к Боякову пришла из министерства культуры. Хочется воскликнуть: наконец-то! Серьёзной её назвали авторы писем — это значит, что такова их надежда. Чем на деле всё окажется, мы скоро узнаем. Пока же я счёл необходимым кратко прокомментировать отклики на опубликованный материал, особенно заявление пресс-службы Боякова.

Откликов последовало много. И на различных сайтах, и в прессе, и на телевидении. Хотя предусмотрена проверка лишь финансово-хозяйственной, а не творческой деятельности нынешнего руководства МХАТ, авторы писем в «Правду» и здесь отметили немало такого, мимо чего равнодушно пройти никак нельзя.

Вот, скажем, договор на 600 тысяч рублей, который худрук театра Эдуард Бояков заключил с индивидуальным предпринимателем Марией Кублановой. В техзадании к этому контракту значится «сбор информации о порядке взаимодействия между помощниками, схеме документооборота между подразделениями, о порядке коммуникации помощников и руководителей со службами и подразделениями заказчика, порядке составления проектов нормативных актов». А ещё — «сбор информации о порядке организации информационной политики заказчика, о формировании имиджевой политики учреждения».

Ох-ох! Непролазно суконный язык бюрократии. Но авторы писем в нашу редакцию всё же разобрались: 600 тысяч рублей расписано индивидуальному предпринимателю за исполнение должностных обязанностей самого Боякова. С какой же стати? Может, контракт этот — просто фикция?

А какой смешной договор заключён исполнительным директором МХАТ Татьяной Ярошевской с ещё одним предпринимателем — Н.Г. Суворовым. Ему положили более 200 тысяч рублей за то, чтобы «нумеровать страницы; следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара, воды, мёда; включать компьютер руководителя» и т.п. Вершина обязанностей — «скреплять распечатанные документы зажимом (не скрепкой), небольшие документы не скреплять степлером без отдельной просьбы руководителя».

Конечно, в опубликованных откликах авторы не упустили возможность поиронизировать над подобными пассажами. А что же Бояков и его приближённые?

«В пресс-службе МХАТ имени Горького заявили, что все изложенные доводы являются ложью». (Это можно прочитать на сайте Znak.com)

Каково! Ложью — и всё. Но ведь главные «доводы» в статье исходят не от авторов писем в «Правду» и не от редакции, а от самих нынешних руководителей МХАТ — худрука Э. Боякова и исполнительного директора Т. Ярошевской.

Это сочинённые и подписанные ими документы процитированы в газете, а выложены все они на сайте государственных и муниципальных закупок, где обязательно отображение тех контрактов, которые превышают 100 тысяч рублей.

Так кто же лжёт? Газета «Правда» или — в какой уже раз! — Бояков?

Виктор КОЖЕМЯКО

Источник: «Правда»

Читайте также

«Браво! Дитя Шаляпина!» К 100-летию Александра Огнивцева «Браво! Дитя Шаляпина!» К 100-летию Александра Огнивцева
Ну кто бы мог подумать из детского и юношеского окружения паренька с исконно русским именем Александр, сына машиниста из Луганщины, с ранних лет увлекавшегося техникой и любившего мастерить, что ему у...
19 Сентября 2020
Утечка «мозгов» Утечка «мозгов»
Согласно исследованию сервиса «Работа.ру» и портала «Рамблер», большинство россиян (64%) не работают по профессии, которую получили в училищах и вузах, и лишь 36% трудятся по специальности, полученной...
19 Сентября 2020
В.С. Никитин. Куликовская битва 1380 года как символ сплочения русского народа В.С. Никитин. Куликовская битва 1380 года как символ сплочения русского народа
В 2020 году 16 сентября исполнилось 640 лет со дня Куликовской битвы на Дону. Победа войска князя Дмитрия Ивановича Донского над ордами темника Мамая на Куликовом поле стала символом сплочения русских...
18 Сентября 2020