Кто же лжёт вовсю — разве не Бояков?
Эта фамилия с некоторых пор уже хорошо известна читателям «Правды». Только вот, к сожалению, ничего хорошего её владелец не олицетворяет. Наша газета в течение почти двух лет опубликовала целый ряд материалов, раскрывающих неприглядную суть персонажа, именуемого Эдуард Бояков.
Первая из этих публикаций появилась в начале декабря 2018 года, то есть сразу же после известия о катастрофе, постигшей Московский Художественный академический театр имени М. Горького — один из самых легендарных театров нашей страны. Да, без малейшего преувеличения здесь произошла настоящая катастрофа! Ведь совершенно неожиданно была лишена должности художественного руководителя МХАТ народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, а на её место возведён этот самый Бояков. Про которого в биографической справке правительственной «Российской газеты» как наиболее значимое его деяние отмечалось: «Эдуард Бояков в начале 90-х годов провёл первую в России негосударственную внешнеторговую сделку с нефтью».
Не имеющий ни режиссёрского, ни актёрского образования торговец нефтью вдруг ощутил тягу к искусству и подался… на театральную ниву.
Такое вот дурное знамение времени
Какую же репутацию снискал данный фигурант в новом для себя амплуа до вознесения его во МХАТ? Мягко говоря, мутную. При этом за достаточно продолжительный срок не предъявил он ни одной собственной работы на сцене, которая свидетельствовала бы о явлении нового театрального таланта. Умел витиевато говорить об искусстве, но не создавать его. Ловко находил деньги на всяческие «проекты», но подлинно интересными и значительными спектаклями это не оборачивалось.
Собственно, к 2018 году с Бояковым было всё ясно. Он — эдакое знамение времени, когда отнюдь не талант, а нечто иное становится всё более превалирующим или даже решающим для успеха человека в жизни, в том числе и в искусстве. Недаром же оно у нас так заметно падает за последние десятилетия!
Согласитесь, в советское время бояковым с их художественной бездарностью и непрофессионализмом вряд ли даже могла прийти в голову мысль о руководстве театром. Ни при каком министре культуры — будь то Фурцева, Демичев или Губенко. А ныне?! Оглянитесь вокруг: кому только не вручают столь ответственное творческое дело. Подстать и результаты.
Но всё-таки МХАТ с его великими традициями, казалось бы, должен быть наособицу. Ведь при здравом взгляде было очевидно: отдать его Боякову — это значит обречь на погибель важнейшее направление русского театра, идущее непосредственно от корифеев Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом и предупреждала «Правда» в той первой своей статье 2018 года, основываясь на негативном предыдущем опыте назначенца.
Услышали нас тогда? Вняли? Нет!
Кто-нибудь скажет: да вопрос-то был уже решён, назначение состоялось. Действительно, сам министр Мединский вместе с советником президента страны по культуре Владимиром Толстым провели чудовищную операцию. Однако ещё оставалась возможность что-то важное исправить, и на это мы надеялись.
Вспомните, признанному лидеру и многолетнему руководителю МХАТ Татьяне Дорониной изначально предложили стать президентом театра. Вроде бы звучит? Но в том и суть, что «вроде бы».
Должность для МХАТ новая, в уставе театра её нет. Стало быть, всё зависело от того, какие полномочия будут заложены в это понятие. Доронину убеждали, что «три богатыря» (кроме Боякова, ещё режиссёр Пускепалис и писатель Прилепин) назначаются ей в помощь и поддержку. Только обернулось совсем по-другому! Обманом обернулось.
Помню, какой шок пережили все болеющие за МХАТ на пресс-конференции, где заместитель министра культуры Виктор Степанов впервые огласил формулировку театрального устава о должности президента. Все поняли: настоящих полномочий, чтобы реально влиять на творческую жизнь коллектива, у Дорониной не будет никаких. Должность фактически формальная, чисто декоративная!
До чего же взъярился зам. министра, когда я во всеуслышание сказал об этом. Захлёбываясь, произнёс он гневную тираду, а поскольку и другие начали высказываться в критическом духе, вообще покинул зал.
Если бездарность берёт верх
Итак. Бояков добился своего. Он стал полновластным хозяином великого в прошлом театра. Несоизмеримость того величия и мелкотравчатости внедрённого начальника разительна. Да и вопиющая чужеродность назначенца всему, что исторически определило уникальный характер МХАТ, неимоверно режет глаза. Однако он правит и правит — скоро уж два года.
Изумительно! Для меня тут два главных вопроса. Первый — к самому Боякову, психологический: это какой же сдвиг по фазе надо иметь, какое аномально раздутое самомнение, чтобы считать себя здесь на своём месте? А второй вопрос — к министерству культуры РФ, которое, являясь учредителем театра, на это место Боякова возвело: сколько же можно терпеть происходящее?
О происходящем многие мои читатели, они же зрители МХАТ, знают. Возмущаются. Называют это разрушением любимого театра. Пишут в минкультуры, требуя действенных мер, чтобы разрушение остановить. И что же? До сих пор получали в ответ лишь пустые отписки.
А мы в «Правде» даже после самых тревожных выступлений о развитии событий во МХАТ вообще ничего из министерства не получали. Бояков демонстративно оскорблял великую Доронину уничтожением посвящённой ей юбилейной фотовыставки, а затем и всех других следов её руководства театром. Снимал лучшие спектакли, поставленные при ней и лично ею, заменяя их низкопробным непотребством типа скандально прогремевшего «Последнего героя».
Ну а те, кто выражал недовольство такой репертуарной политикой и другими недостойными действиями худрука, выдавливались из театра, лишались ролей и денег. Более десятка ведущих и молодых актёров добиваются сейчас правды в судах, 27 человек из труппы не подписали контракты с новым руководством, вызвав к себе предельно неприязненное отношение…
Короче, многое требовало вмешательства министерства культуры, однако его не было. В конце концов наша редакция обратилась к министру Владимиру Мединскому с предложением о встрече, чтобы обсудить ненормальное положение, создавшееся во МХАТ, и рассказать читателям «Правды» о позиции министерства. Такая встреча нам была обещана.
Увы, получилось в соответствии с известной пословицей насчёт того, что обещанного три года ждут. До трёх лет, правда, в данном случае не дошло: Мединский перестал быть министром раньше. Его сменила, как известно, Ольга Любимова.
И вот наступает день, когда на основании писем верных поклонников театра Татьяны Дорониной и читателей нашей газеты в «Правде» за 14—17 августа 2020 года появляется публикация под знаковым заголовком «К Боякову во МХАТ пришла серьёзная проверка».
Как откликнулись на новость
Проверка к Боякову пришла из министерства культуры. Хочется воскликнуть: наконец-то! Серьёзной её назвали авторы писем — это значит, что такова их надежда. Чем на деле всё окажется, мы скоро узнаем. Пока же я счёл необходимым кратко прокомментировать отклики на опубликованный материал, особенно заявление пресс-службы Боякова.
Откликов последовало много. И на различных сайтах, и в прессе, и на телевидении. Хотя предусмотрена проверка лишь финансово-хозяйственной, а не творческой деятельности нынешнего руководства МХАТ, авторы писем в «Правду» и здесь отметили немало такого, мимо чего равнодушно пройти никак нельзя.
Вот, скажем, договор на 600 тысяч рублей, который худрук театра Эдуард Бояков заключил с индивидуальным предпринимателем Марией Кублановой. В техзадании к этому контракту значится «сбор информации о порядке взаимодействия между помощниками, схеме документооборота между подразделениями, о порядке коммуникации помощников и руководителей со службами и подразделениями заказчика, порядке составления проектов нормативных актов». А ещё — «сбор информации о порядке организации информационной политики заказчика, о формировании имиджевой политики учреждения».
Ох-ох! Непролазно суконный язык бюрократии. Но авторы писем в нашу редакцию всё же разобрались: 600 тысяч рублей расписано индивидуальному предпринимателю за исполнение должностных обязанностей самого Боякова. С какой же стати? Может, контракт этот — просто фикция?
А какой смешной договор заключён исполнительным директором МХАТ Татьяной Ярошевской с ещё одним предпринимателем — Н.Г. Суворовым. Ему положили более 200 тысяч рублей за то, чтобы «нумеровать страницы; следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара, воды, мёда; включать компьютер руководителя» и т.п. Вершина обязанностей — «скреплять распечатанные документы зажимом (не скрепкой), небольшие документы не скреплять степлером без отдельной просьбы руководителя».
Конечно, в опубликованных откликах авторы не упустили возможность поиронизировать над подобными пассажами. А что же Бояков и его приближённые?
«В пресс-службе МХАТ имени Горького заявили, что все изложенные доводы являются ложью». (Это можно прочитать на сайте Znak.com)
Каково! Ложью — и всё. Но ведь главные «доводы» в статье исходят не от авторов писем в «Правду» и не от редакции, а от самих нынешних руководителей МХАТ — худрука Э. Боякова и исполнительного директора Т. Ярошевской.
Это сочинённые и подписанные ими документы процитированы в газете, а выложены все они на сайте государственных и муниципальных закупок, где обязательно отображение тех контрактов, которые превышают 100 тысяч рублей.
Так кто же лжёт? Газета «Правда» или — в какой уже раз! — Бояков?
Виктор КОЖЕМЯКО
Источник: «Правда»