Кто спасает современную поэзию?
О русском языке сказано немало. Это упирается в мировую традицию обожествления языка. Её представителем был Мартин Хайдеггер, назвавший язык «ночлегом Бытия», что нашло отражение в следующем стихе Ильи Сосова.
За тобою идёт непослушный навязчивый хор:
Пересуды и сплетни, насмешки, глумливые байки
Выползают все вместе из тёмных запрятанных нор.
И врываются в мир, гогоча, бесконечные стайки.
Ты зачем выпускаешь чудовищ на волю гулять,
Чьё гуденье мешает нам слушать и слышать друг друга?
Мы затеряны в шуме. Как прежде: опять и опять
Говорим ни о чем: о деньгах, о делах. Всё по кругу.
Ты, коварная дама, знакомая всем болтовня,
Широко улыбаясь, давно натянула тенёта.
Я сжимаю резцы, ведь язык есть ночлег бытия,
Но гостей ожидать нет ни сил, ни причин, ни охоты.
Он применил эту фразу, очевидно, обращаясь к той, которая в его стихе названа «болтовнёй», за чьим определением скрывается образ современной речи.
Почему он был истолкован мною именно так? Наверное, потому, что современным языком никто (за исключением некоторых представителей искусства) не занимается. Это приводит к «вымыванию» из языка его культурообразующей функции, без которой невозможной становится прежде всего поэзия – как древнейший вид искусства.
Почему я так считаю? Наверное, потому, что одновременно с появлением первого языка у людей возникла потребность облекать свои мысли в художественную форму. Так, была создана поэзия, которая переживает не лучшие времена.
Спасают в целом безнадёжное положение такие люди, как автор стихотворения. Его можно охарактеризовать одним словом: «взрослое», причём это явление показано в стихе во всей своей динамике, которую только и может увидеть глаз молодых.
Сейчас, к сожалению, среди них (ровесников Ильи) немного людей, причастных к истинному (высокому) искусству – разве что актриса образовательно-театрального проекта «Шекспирия» Анастасия Килейникова да поэтесса Александра Ханукаева. Прочие же – иной раз известны лишь тем, что это самое искусство подвергают осмеянию и поруганию.
Столь печальное обстоятельство не делает произведение Ильи элитарным (какими являются стихи той же Анастасии Килейниковой). Не умаляя значение её творчества, которому была дана «зелёная улица», следует добавить, что стихотворение Ильи более выдержанно, ровно. У него отсутствуют огрехи, на которые «богаты» стихи Анастасии Килейниковой (в частности, глагольные рифмы или сбои ритма) как в смысле формы, так и в смысле сути, что позволяет мне рекомендовать данный стих для публикации на дружественных ресурсах.
Это: Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», журнал «Глаза», альманах «Рой», журнал «Четверговая соль».
Савелий КОСТРИКИН, член правления Воронежского отделения «Русского Лада», член Совета молодых литераторов СПР