Кто дал команду «Фас!»?
Яркие лозунги «Комсомольцы, на самолёт!» 30-х годов прошлого века всколыхнули всю молодёжь. Сколько появилось авиамодельных, планерных кружков, а конкурс на то, чтобы попасть в самолётное звено, зашкаливал за 200 человек на одно место. Эти лозунги оказались не пустыми словами, а стали одной из составляющих Победы в Великой Отечественной войне. Тысячи лётчиков, подготовленных в местных аэроклубах ОСОАВИАХИМа, «соколы Сталина», как их называли, громили фашистов на всех фронтах.
И в послевоенный период число желающих заниматься в аэроклубах самолётным, планерным и парашютным спортом не снижалось. Практически в каждом регионе был свой аэроклуб. И здесь готовили не только спортсменов, многие из которых в дальнейшем связали свою судьбу с большой авиацией, но и вели систематическую подготовку будущих десантников для армии. ДОСААФ стало стартовой площадкой для миллионов граждан нашей страны. Об уровне подготовки, например, спортсменов-парашютистов может служить такой факт: в 1966 году на VIII чемпионате мира в Лейпциге (ГДР) из 26 золотых медалей советские спортсмены увезли домой 25. На весь мир гремели рекорды наших спортсменов-лётчиков.
Сейчас, когда желающим обучаться летать за один час приходится платить по 20 тысяч рублей, а то и больше, а за один парашютный прыжок — по 4 тысячи рублей, кому-то может показаться сомнительным, но в советское время всем спортсменам не только на сборах, но и в обычные дни на аэродроме выдавали талоны на питание. Любые мальчишки и девчонки могли ощутить все тайны пятого океана.
Разрушительные 1990-е годы не обошли стороной и систему ДОСААФ, особенно самое дорогостоящее направление — авиационное. Надо сказать, что сотрудники аэроклубов не из той когорты, что будут сидеть и ждать манны небесной. Для того чтобы выжить, они участвовали в конкурсах на выполнение работ по охране лесов, вели подготовку лесных пожарных. За это они получали оплату и могли в полном объёме делать всё необходимое: приобретать технику и горючее, давать скидку при оплате парашютных прыжков для членов военно-патриотических клубов, предоставлять льготы для спортсменов.
Но далеко не всем аэроклубам удалось выжить в рыночных условиях: в стране сейчас осталось всего 22 аэроклуба, а техника (самолёты, вертолёты) есть меньше чем у половины. Вот почему, например, в наш Кировский аэроклуб для совершения даже одного прыжка едут люди разных возрастов из Республики Коми, Костромской области и других регионов.
Почти смертельный удар по аэроклубам недавно нанесла Федеральная антимонопольная служба (ФАС), посчитав (или выполняя чьё-то указание), что аэроклубы ДОСААФ не являются государственной авиацией и потому не имеют права заключать, например, те же договоры на охрану лесов от пожаров и парашютную подготовку лесных пожарных. Более чем странное решение, учитывая, что оно принимается в условиях проведения СВО. Или в ФАС забыли, как звучит полное название ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту? Почему министерство обороны равнодушно смотрит (хорошо, если это не так) на то, как уничтожается профессиональная база для подготовки призывников? И тому есть подтверждение: если раньше в лётные училища конкурсы были, как в театральные училища, то теперь практически повсюду недобор. Вспоминаю, как в Киров прилетали «Витязи» и зазывали ребят поступать в военные училища.
Аэродромы ДОСААФ — отличная база для военно-патриотической подготовки молодёжи. И сейчас, вместо того чтобы развивать это направление, ФАС обрубает законные источники пополнения бюджета аэроклубов. Эти действия так похожи на санкции, вводимые против России недружественными странами. Почему никто не заинтересовался таким сомнительным, по мнению многих специалистов, решением — ни прокуратура, ни Следственный комитет?
Марина СОЗОНТОВА, кандидат в мастера по парашютному спорту, член Союза журналистов РФ, член бюро Кировского обкома КПРФ
Источник: «Правда»