Красноярск. В стране Паустовского

Красноярск. В стране Паустовского

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения К.Г. Паустовского, самого популярного писателя в СССР, кумира миллионов читателей в нашей стране и за рубежом. В честь этого юбилея педагоги и учащиеся школы №3 совместно с членами КРО ВСД «Русский Лад» провели литературную гостиную «В стране Паустовского».

Путешествие в эту удивительную страну началось стихами Бориса Чичибабина, посвящёнными Константину Паустовскому. Их проникновенно прочитал ученик восьмого класса Леня Лабазников.

… На море Чёрном, на Оке ль

Мне Ваше слышится дыхание, -

седого юношества хмель

с годами всё благоуханнее.

Мир дышит лесом и травой

как бы в прозрачности предутренней, -

нет зренья в прозе мировой

восторженней и целомудренней.

И мне светлее оттого,

что, в скуке ль будня, в блеске ль праздника,

я столько раз ни одного

не перечитываю классика.

Затем ведущие Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых познакомили присутствующих с основными вехами жизни писателя.

Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве, но детство его прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Ещё гимназистом начал писать стихи. В последнем классе гимназии он написал свой первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевёлся в Московский. В 1828 г. был издан первый сборник его рассказов «Встречные корабли». После выхода в свет первой значительной книги «Кара-Бугаз» Паустовский оставил службу, и с тех пор писательство стало его «единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой…»

По признанию Паустовского, его писательская жизнь «началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать». Он был на Кольском полуострове, изъездил Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озёра, был в Средней Азии, на Алтае, на северо-западе страны, в Крыму, в Прибалтике, в Белоруссии и Чехословакии. Осенью 1956 г. он плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Неаполе, Риме, Париже, Роттердаме и Стокгольме. Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на южном фронте и тоже изъездил множество мест.

Но самым плодотворным и счастливым оказалось для него знакомство со средней полосой России. «Она завладела мной сразу и навсегда, - признавался Паустовский. – Я почувствовал себя русским до последней жилки ... В Мещёрском краю я прикоснулся к чистейшим истокам народного русского языка.». Своё отношение к русскому языку и мысли о нём Паустовский высказал в книге «Золотая роза». По одной из её глав – «Родник в мелколесье» - Павел Плотников, Илья Решетняк, Ульяна Глинкина, Максим Хабаров, Пётр Котлов, Злата Малыхина и Максим Ульянов приготовили прекрасную литературно-музыкальную композицию.

В 1948 г. Паустовским была написана «Повесть о лесах». Читая её, понимаешь, что чувство природы равнозначно для писателя чувству родины. К.Г. Паустовский видел прямую связь между красотой русской земли и одарённостью её народа, богатством и силой русского искусства. Он считал, что «своими моральными качествами, талантливостью наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе… Не будь её, у нас не было бы блистательного Пушкина. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Тургенева, Льва Толстого, Чехова…» В рассказе «Скрипучие половицы» Паустовский говорит о том, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Отрывок из рассказа зрители услышали в замечательном исполнении Аллы Викторовны Яруллиной, учителя русского языка и литературы. Впечатление усилила музыка Чайковского, сопровождавшая её выступление.

Паустовский создал удивительно лиричные литературные портреты художников, композиторов и писателей разных стран и эпох: Левитана, Кипренского, Моцарта, Грига, Шиллера, Андерсена, Александра Грина и многих других. Но всё же больше всего, по его собственному признанию, он любил писать о людях простых и безвестных – о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесниках, сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях. Как раз о таких деревенских людях говорится в рассказе «Заячьи лапы», памятный нам с детства. Историю о зайце, который спас из пожара деда Лариона, очень эмоционально рассказали пятиклассницы Алина Гашимова и Моника Чахолян. О братьях наших меньших Паустовский писал с неизменной теплотой и юмором. С одним из таких персонажей, Котом-ворюгой, переименованным потом в Милиционера, нас познакомила Наталья Манько, артистично прочитав наизусть рассказ «Кот-ворюга».

Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Пионер» и «Мурзилка». Представители старшего поколения, наверное, помнят, какие это были интересные, познавательные издания. Много раз издавались сказки Паустовского: «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и др. На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Известный советский писатель Юрий Бондарев (его озвучил Лёня Лабазников) писал: «Я помню, с какой жадностью мы зачитывались в школьные годы «Колхидой», «Кара-Бугазом», они переходили из парты в парту, из портфеля в портфель, из дома в дом… Я знаю молодых людей, которые захотели стать и стали моряками после того, как влюбились в «Чёрное море» Паустовского, - не это ли самое сильное влияние слова? Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить, как покойно на рассвете море и как горяча галька, прожжённая солнцем, как догорает закат в пролёте сосен, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Орион над тёмными лесами, отражаясь в воде…»

А что представляют нынешние школьники, читая Паустовского? Какие страницы волнуют их? Своими впечатлениями о «прекрасном и печальном» рассказе «Драгоценная пыль» из сборника «Золотая роза» поделилась Аня Чебодаева. Её очень тронула история о парижском мусорщике Жане Шамете, который из тончайшей металлической пыли, собранной в ювелирных мастерских, сделал розу для счастья Сюзанны. Но подарить её девушке он не смог: за год до этого она навсегда уехала из Парижа в Америку. После смерти Шамета ювелир продал золотую розу пожилому литератору, который в своих записках рассказал горестный случай из жизни бывшего солдата Жана Шамета. В этих записках литератор, между прочим, писал: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца – всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму». Так золотая роза старого мусорщика стала в книге Паустовского поистине золотой метафорой. Своё понимание произведения Аня передала в оригинальных иллюстрациях к рассказу. А Серёжа Романов сделал замечательную иллюстрацию к рассказу «Родник».

Книги Паустовского свежи, солнечны, они искрятся, они волнуют. Его герои и пейзаж несут эмоциональный заряд человеколюбия, который неизменно вызывает ответную эмоциональную волну. Но есть у писателя и иные рассказы. С одним из них мы познакомили участников гостиной. Сначала ведущие Полина Щегрова и Маша Малышева в качестве преамбулы рассказали такую историю. Когда знаменитая актриса Марлен Дитрих впервые приехала в Советский Союз, её спросили, что она хотела бы увидеть: Красную площадь, Кремль, Мавзолей… Она ответила: «Я хотела бы встретиться с русским писателем Паустовским. Его рассказ «Телеграмма» я считаю главным событием моей жизни». Когда во время своего концерта актриса узнала, что в зале находится Константин Паустовский, она попросила его выйти на сцену. Писатель был слаб после недавно перенесённого инфаркта. В сопровождении врача он с трудом поднялся на сцену. Марлен встала перед ним на колени и поцеловала его руку. Участников литературной гостиной рассказ «Телеграмма», который прочитала Людмила Алексеевна Леменкова, тоже не оставил равнодушными и заставил задуматься о вечных ценностях, о народном представлении о нравственности, о семье.

В заключение было сказано о том, что Паустовский очень нужен сейчас, когда вокруг всё больше суррогата, равнодушия, пренебрежения к своей истории, к родному языку. Председатель КРО ВСД «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев отметил огромные заслуги писателя в борьбе за чистоту русского языка, призвал ребят помнить его завещание: беречь родную землю, не отдавать её «в руки опустошителей, пошляков и невежд, не забывать о том, что «мы потомки Пушкина. С нас спросится». Большую признательность Владимир Семёнович выразил педагогам-энтузиастам: Леменковой Людмиле Алексеевне, Маркарян Марине Сейрановне, Яруллиной Алле Викторовне, Мишиной Алине Александровне, Шабовичу Ивану Сергеевичу. Всех участников литературной гостиной он поздравил с наступающими праздниками и вручил им благодарственные письма.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024