Красноярск. В стране Паустовского
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения К.Г. Паустовского, самого популярного писателя в СССР, кумира миллионов читателей в нашей стране и за рубежом. В честь этого юбилея педагоги и учащиеся школы №3 совместно с членами КРО ВСД «Русский Лад» провели литературную гостиную «В стране Паустовского».
Путешествие в эту удивительную страну началось стихами Бориса Чичибабина, посвящёнными Константину Паустовскому. Их проникновенно прочитал ученик восьмого класса Леня Лабазников.
… На море Чёрном, на Оке ль
Мне Ваше слышится дыхание, -
седого юношества хмель
с годами всё благоуханнее.
Мир дышит лесом и травой
как бы в прозрачности предутренней, -
нет зренья в прозе мировой
восторженней и целомудренней.
И мне светлее оттого,
что, в скуке ль будня, в блеске ль праздника,
я столько раз ни одного
не перечитываю классика.
Затем ведущие Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых познакомили присутствующих с основными вехами жизни писателя.
Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве, но детство его прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Ещё гимназистом начал писать стихи. В последнем классе гимназии он написал свой первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевёлся в Московский. В 1828 г. был издан первый сборник его рассказов «Встречные корабли». После выхода в свет первой значительной книги «Кара-Бугаз» Паустовский оставил службу, и с тех пор писательство стало его «единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой…»
По признанию Паустовского, его писательская жизнь «началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать». Он был на Кольском полуострове, изъездил Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озёра, был в Средней Азии, на Алтае, на северо-западе страны, в Крыму, в Прибалтике, в Белоруссии и Чехословакии. Осенью 1956 г. он плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Неаполе, Риме, Париже, Роттердаме и Стокгольме. Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на южном фронте и тоже изъездил множество мест.
Но самым плодотворным и счастливым оказалось для него знакомство со средней полосой России. «Она завладела мной сразу и навсегда, - признавался Паустовский. – Я почувствовал себя русским до последней жилки ... В Мещёрском краю я прикоснулся к чистейшим истокам народного русского языка.». Своё отношение к русскому языку и мысли о нём Паустовский высказал в книге «Золотая роза». По одной из её глав – «Родник в мелколесье» - Павел Плотников, Илья Решетняк, Ульяна Глинкина, Максим Хабаров, Пётр Котлов, Злата Малыхина и Максим Ульянов приготовили прекрасную литературно-музыкальную композицию.
В 1948 г. Паустовским была написана «Повесть о лесах». Читая её, понимаешь, что чувство природы равнозначно для писателя чувству родины. К.Г. Паустовский видел прямую связь между красотой русской земли и одарённостью её народа, богатством и силой русского искусства. Он считал, что «своими моральными качествами, талантливостью наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе… Не будь её, у нас не было бы блистательного Пушкина. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Тургенева, Льва Толстого, Чехова…» В рассказе «Скрипучие половицы» Паустовский говорит о том, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Отрывок из рассказа зрители услышали в замечательном исполнении Аллы Викторовны Яруллиной, учителя русского языка и литературы. Впечатление усилила музыка Чайковского, сопровождавшая её выступление.
Паустовский создал удивительно лиричные литературные портреты художников, композиторов и писателей разных стран и эпох: Левитана, Кипренского, Моцарта, Грига, Шиллера, Андерсена, Александра Грина и многих других. Но всё же больше всего, по его собственному признанию, он любил писать о людях простых и безвестных – о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесниках, сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях. Как раз о таких деревенских людях говорится в рассказе «Заячьи лапы», памятный нам с детства. Историю о зайце, который спас из пожара деда Лариона, очень эмоционально рассказали пятиклассницы Алина Гашимова и Моника Чахолян. О братьях наших меньших Паустовский писал с неизменной теплотой и юмором. С одним из таких персонажей, Котом-ворюгой, переименованным потом в Милиционера, нас познакомила Наталья Манько, артистично прочитав наизусть рассказ «Кот-ворюга».
Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Пионер» и «Мурзилка». Представители старшего поколения, наверное, помнят, какие это были интересные, познавательные издания. Много раз издавались сказки Паустовского: «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и др. На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Известный советский писатель Юрий Бондарев (его озвучил Лёня Лабазников) писал: «Я помню, с какой жадностью мы зачитывались в школьные годы «Колхидой», «Кара-Бугазом», они переходили из парты в парту, из портфеля в портфель, из дома в дом… Я знаю молодых людей, которые захотели стать и стали моряками после того, как влюбились в «Чёрное море» Паустовского, - не это ли самое сильное влияние слова? Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить, как покойно на рассвете море и как горяча галька, прожжённая солнцем, как догорает закат в пролёте сосен, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Орион над тёмными лесами, отражаясь в воде…»
А что представляют нынешние школьники, читая Паустовского? Какие страницы волнуют их? Своими впечатлениями о «прекрасном и печальном» рассказе «Драгоценная пыль» из сборника «Золотая роза» поделилась Аня Чебодаева. Её очень тронула история о парижском мусорщике Жане Шамете, который из тончайшей металлической пыли, собранной в ювелирных мастерских, сделал розу для счастья Сюзанны. Но подарить её девушке он не смог: за год до этого она навсегда уехала из Парижа в Америку. После смерти Шамета ювелир продал золотую розу пожилому литератору, который в своих записках рассказал горестный случай из жизни бывшего солдата Жана Шамета. В этих записках литератор, между прочим, писал: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца – всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму». Так золотая роза старого мусорщика стала в книге Паустовского поистине золотой метафорой. Своё понимание произведения Аня передала в оригинальных иллюстрациях к рассказу. А Серёжа Романов сделал замечательную иллюстрацию к рассказу «Родник».
Книги Паустовского свежи, солнечны, они искрятся, они волнуют. Его герои и пейзаж несут эмоциональный заряд человеколюбия, который неизменно вызывает ответную эмоциональную волну. Но есть у писателя и иные рассказы. С одним из них мы познакомили участников гостиной. Сначала ведущие Полина Щегрова и Маша Малышева в качестве преамбулы рассказали такую историю. Когда знаменитая актриса Марлен Дитрих впервые приехала в Советский Союз, её спросили, что она хотела бы увидеть: Красную площадь, Кремль, Мавзолей… Она ответила: «Я хотела бы встретиться с русским писателем Паустовским. Его рассказ «Телеграмма» я считаю главным событием моей жизни». Когда во время своего концерта актриса узнала, что в зале находится Константин Паустовский, она попросила его выйти на сцену. Писатель был слаб после недавно перенесённого инфаркта. В сопровождении врача он с трудом поднялся на сцену. Марлен встала перед ним на колени и поцеловала его руку. Участников литературной гостиной рассказ «Телеграмма», который прочитала Людмила Алексеевна Леменкова, тоже не оставил равнодушными и заставил задуматься о вечных ценностях, о народном представлении о нравственности, о семье.
В заключение было сказано о том, что Паустовский очень нужен сейчас, когда вокруг всё больше суррогата, равнодушия, пренебрежения к своей истории, к родному языку. Председатель КРО ВСД «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев отметил огромные заслуги писателя в борьбе за чистоту русского языка, призвал ребят помнить его завещание: беречь родную землю, не отдавать её «в руки опустошителей, пошляков и невежд, не забывать о том, что «мы потомки Пушкина. С нас спросится». Большую признательность Владимир Семёнович выразил педагогам-энтузиастам: Леменковой Людмиле Алексеевне, Маркарян Марине Сейрановне, Яруллиной Алле Викторовне, Мишиной Алине Александровне, Шабовичу Ивану Сергеевичу. Всех участников литературной гостиной он поздравил с наступающими праздниками и вручил им благодарственные письма.
Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)