Красноярск. «На огненной черте» Юрия Бондарева

Красноярск. «На огненной черте» Юрия Бондарева

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского советского писателя Юрия Бондарева. Его жизни и творчеству была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №3, 72, 99, автотранспортного техникума, сотрудники библиотеки имени Достоевского и члены КРО ВСД «Русский Лад».

С биографией писателя собравшихся познакомила сотрудница библиотеки им. Достоевского Марина Сергеевна Розанова. Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года на Урале в г. Орске. Отец писателя, Василий Васильевич Бондарев, воевал на фронтах Первой мировой войны, участвовал в становлении советской власти на Урале, позднее работал в коллегии адвокатов. В 1933 г. семья переехала в Москву, в Замоскворечье. Юрий учился в средней школе, мечтал о профессии моряка, выпускал школьный литературный журнал. Всё оборвала война.

В августе 1942 г. Юрия призвали в армию и направили в пехотное училище. А через два месяца он попадает на Сталинградский фронт. Сержант Бондарев принял здесь свой первый и страшный бой в качестве командира миномётного расчёта и был ранен. Позднее воевал на украинском фронте, участвовал в форсировании Днепра, освобождал Киев и Житомир, воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В 1945 г. по окончании Чкаловского артиллерийского училища он демобилизовался и вернулся в Москву.

В 1946 г. Юрий Бондарев поступил в Литературный институт. А в 1949 г. в журнале «Смена» был напечатан его рассказ «В пути». За ним последовали и другие рассказы. В 1951 г. Юрий Бондарев с отличием окончил институт и был принят в Союз писателей СССР. В 1953 г. вышел первый сборник его рассказов «На большой реке». Тема ранних рассказов Бондарева – послевоенная жизнь советских людей: геологов, шахтёров, рыбаков, врачей, капитанов речных судов.

В 1956 г. была опубликована первая повесть Юрия Бондарева «Юность командиров», навеянная воспоминаниями об артиллерийском училище. В 1957 г. появилась повесть «Батальоны просят огня», следом за ней – «Последние залпы». «В результате родился новый Бондарев, художник большой, подлинный, неповторимый» (В.И. Коробов). В 1962 г. увидел свет роман «Тишина», в 1964 – роман «Двое» (продолжение). В 1969 г. была опубликована, пожалуй, самая известная книга писателя – «Горячий снег». «Горячий снег» подготовил почву для появления тетралогии, в которую вошли романы «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991). Все четыре произведения объединены размышлениями Бондарева об интеллигенции, её роли в развитии общества. К теме судьбы России, интеллигенции писатель вернётся в романах «Бермудский треугольник» (1999) и «Без милосердия» (2004). В течение многих лет Бондарев работал над циклом миниатюр «Мгновения», в которых отзывался на волновавшие его явления действительности.

Важное место в творчестве Бондарева занимают публицистические произведения, он является одним из авторов сценария всемирно известной киноэпопеи «Освобождение». По книгам Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «49 дней», «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня», «Выбор».

Юрий Васильевич Бондарев вёл активную общественную деятельность. Являлся председателем Союза писателей России (1990-1994), в 70-е годы возглавлял Добровольное общество любителей книги, был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Академии российской словесности.

Труд писателя отмечен многими наградами. Ю.В. Бондарев – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий. Он награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, многими медалями. В 1994 году, в канун своего 70-летия, Юрий Бондарев отказался от высокой государственной награды – ордена Дружбы народов, написав в телеграмме Президенту РФ Б. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Умер Юрий Васильевич Бондарев 29 марта 2020 года. Похоронен в Москве на Троекуровском.кладбище.

После знакомства с биографией писателя разговор пошёл о главной в его творчестве теме – военной. Ведущий Руслан Борисов отметил, что первые произведения Бондарева на эту тему появились не сразу после окончания войны, а лишь в конце 50-х.

Сам писатель (его озвучивал Александр Карасёв) причину этого объяснял так: «Концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат… ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было всё это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Всё было слишком горячо, слишком близко – детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное». Прошло время. Появилась историческая дистанция, которая позволяла видеть прошедшее в истинном свете.

Ведущая Алина Быкова обратила внимание на то, что непосредственное участие писателя в событиях нисколько не упрощало задачу изобразить правду пережитого. Он понимал, что подчёркивание только трагического восприятия войны ведёт к искажению исторической правды так же, как и стремление видеть в ней лишь победы. «Истина же, - по справедливому замечанию писателя А.Б. Чаковского, - заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили. Победили благодаря массовому героизму советских людей. Благодаря силе коммунистических идей. Благодаря руководству партии».

Ученицы школы №99 Анастасия Божко и Ксения Лоскутова очень эмоционально прочли наизусть отрывок из повести «Батальоны просят огня». Затем ведущие рассказали о повести «Последние залпы» (1959 г.). Всё внимание писатель сосредоточил на одном бое одной батареи, которая в последние дни войны преградила путь сильной немецкой группировке, прорывающейся из Польши в Чехословакию. Задача батареи капитана Новикова – не пропустить врага, обстреливать дорогу, по которой пойдут немецкие танки. Задача выполнена. Но какой ценой! В неравном бою погибла почти вся батарея. Погиб и командир батареи – капитан Новиков. Однако у читателя не возникает чувства безысходности, отчаяния… В повести звучит мотив необоримости человека, обретавшего в ходе боя жгучее желание, презрев смерть, продолжать драться с ненавистным захватчиком и в конце концов одолеть его. Таковы командир батареи Новиков, командиры орудий Ладья и Сапрыкин, наводчик Порохонько, заряжающий Богатенков, командир отделения разведки Горбачёв. Подвиг Горбачёва, Ладьи и других бойцов писатель показывает не в романтическом ореоле, а буднично, без излишнего пафоса.

Именно это постарался передать Саша Задорожный при чтении отрывка из повести. «Ему отвечал не Гусев, а старшина Горбачёв, и обычен был его голос, как всегда, самоуверенный, и, как всегда, слегка небрежно звучали его усмешливые нотки. Да, он тут, Горбачёв, цел и невредим, даже с ногами и руками, да, рядом сидит красивенький санинструктор, а остальные тут без пяти минут от бога, и вообще людей ноль целых хрен десятых, танки покалечили, вроде бог черепаху, снарядов негусто, пять штук, но целиться через ствол и лупасить по фрицам можно, передайте Овчинникову, что можно… Он докладывал, посмеиваясь над тем, над чем нельзя было смеяться, и Новиков в эту минуту не осудил его, а наоборот, оттого что Горбачёв был там, около орудия, жил и смеялся, волна горькой нежности толкнулась в его сердце. Знал: в том состоянии, в котором находился Горбачёв, позволено многое, как глоток воды перед смертью».

После исполнения Тимофеем Радченко песни «На безымянной высоте» внимание зрителей было привлечено к тем местам «Последних залпов», где герои высказывают своё мнение о коричневой чуме 20 века. Санинструктор Лена Колоскова (её слова читала Лера Бакирова) говорит: «Нет, лучше один раз воевать, но навсегда. Я раньше представляла фашизм только по газетам. Потом увидела сама. Нет, с ними должны воевать не только мужчины, но и женщины, и дети. Один раз и навсегда. Иначе нельзя жить».

Лёня Лабазников процитировал командира дивизиона Гулько: «Я отлично знаю, что такое фашизм. Мир в руинах, распятия на деревьях, пепел городов, двуногое подобие человека с исступлённой жаждой уничтожения, садизма, возведённого в идеал…» Капитан Новиков (Денис Гусаров): «В 41-ом году пошёл в ополчение. Нас окружили под Смоленском, согнали на шоссе тысяч десять. Были с нами, мальчишками-студентами, и пожилые профессора. Некоторые из них не верили в жестокость немцев, даже в последнюю минуту рассуждали о великой культуре, о Бахе, о Гёте… А немцы подтянули танки на шоссе, расставили зенитные пулемёты на обочинах. Аккуратно выстроили нас. И расстреляли, наверно, половину. Остальных – тысяч пять – сбили в колонну, погнали на запад, мимо Смоленска. В Смоленске я бежал с тремя однокурсниками, перешёл фронт. Но всю войну до сих пор помню об этой «гуманности».

Лейтенант Овчинников (Максим Хабаров) вспоминает, как в «Польше освободили концлагерь. Полусожжённые трупы мужчин и женщин лежали на плацу штабелями, с дырками в затылках: женщины в одном месте, мужчины – в другом. Оставшиеся живыми рассказывали, что немцы расстреливали их перед уходом, приказывали ложиться лицом вниз, и люди покорно ложились, живые на мёртвых: женщины в одном месте, мужчины – в другом. Немецкая мораль не позволяла класть мужчин и женщин вместе. И каждый академический час – 45 минут, устав от выстрелов, вспотев, немцы, не забывая пунктуальную точность, садились на траву, пили сельтерскую воду. Люди ждали, а они пили сельтерскую воду…» Я думаю, что эти строки заставили сидящих в зале задуматься о том, к чему может привести потеря бдительности, забвение пережитого миллионами людей.

Ведущие Пётр Котлов и Милена Карабабаян рассказали о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Роман, по признанию самого писателя, «старший брат» предыдущих его повестей о войне «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Только у «старшего брата больше седины на висках». Роман посвящён событиям под Сталинградом» зимой 1942 года. В основу сюжета легли личные воспоминания Бондарева, участвовавшего в сражении, «которое 2-я гвардейская армия вела в заволжский степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна».

К моменту создания романа Юрий Бондарев был уже признанным мастером отечественной прозы. И это мастерство проявилось прежде всего в раскрытии психологии подвига защитника Родины. Герои его не просто совершают деяния, но и осмысливают свои действия. И потому роман этот – произведение не только о героизме и мужестве, но и о внутренней красоте советского человека, победившего фашизм в кровавой войне.

Действие романа происходит в течение суток, начиная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда на реке Мышкова и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу, и кончая тем часом, когда батарейцы, почти полностью павшие у своих орудий, всё же не пропустили врага. По мере того как разгорается пламя боя, мы всё больше понимаем трагизм артиллеристов батарей лейтенантов Дроздовского, Кузнецова, Давлатяна. Особенно запоминаются старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненков, санинструктор Зоя Елагина. Всех этих людей, несмотря на разность их возраста и характеров свела воедино святая обязанность – защищать Родину. «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять – и о смерти забыть!» - скажет им командарм Бессонов перед боем, из которого живыми выйдут единицы. Именно в бою каждый герой обнаружит свою человеческую сущность. И прежде всего двое однокашников по училищу – Кузнецов и Дроздовский.

В «Горячем снеге» впервые у Бондарев равноправно зажили рядовые солдаты и военачальники. Среди них Член Военного Совета Веснин, командарм Бессонов, Верховный Главнокомандующий. Это позволило писателю преодолеть локальность в раскрытии событий, выйти к масштабному взгляду на войну.

«Пожалуй, наибольшей удачей среди образов военачальников стал генерал Бессонов, - отметил ведущий Леонид Лабазников. -Бессонов знает, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим». «Вот почему он готов отдать под трибунал командира танка, в панике бежавшего от немцев, - продолжает разговор соведущая Лёни Назели Минасян, - т.к. «после трагедии первых месяцев сорок первого года намеренно выжал из себя и жалость к человеческой слабости». Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем больше обнаруживаем в нём черты человека незаурядного, совестливого и глубокого. Внешне сухой, трудно сходящийся с людьми, он обладает глубоким интеллектом, талантом военного командира, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью, которые передаются его бойцам». Не прощая слабостей, Бессонов не приемлет и жестокость, которую принесли с собой немцы на нашу землю. В ответ на оправдание немецкого офицера, что в любой войне нет правых, Бессонов жёстко заметил: «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом и в этом вижу смысл добра». Глубина его духовного мира, душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о пропавшем Веснине. И особенно при встрече с оставшимися в живых батарейцами лейтенанта Дроздовского.

«Обжигающий ветер неистово набрасывался на огневую, загибал воротник, полы полушубка, выдавливал из его воспалённых век слёзы, и Бессонов, не вытирая этих благородных и горьких, обжигающих слёз, уже не стесняясь внимания затихших вокруг командиров, тяжело опёрся на палочку, повернулся к Божичко. И потом, вручая всем четверым ордена Красного Знамени от имени верховной власти… он насилу выговаривал: «Всё, что лично могу… Всё, что могу…» Этот отрывок выразительно прочитал Сергей Романов, а потом участники гостиной посмотрели фрагмент из фильма «Горячий снег», в котором роль генерала Бессонова великолепно сыграл Георгий Жжёнов. Органично влилась в сценарий и песня Пахмутовой «Горячий снег», которую проникновенно исполнил Роман Александрович Буриличев, учитель школы №72.

Руководитель гостиной Людмила Алексеевна Леменкова попросила ребят прочитать отрывки из сочинений по роману «Горячий снег», в которых они рассказали о том, какие сцены и эпизоды взволновали их в этом произведении, кто из героев романа понравился и кто мог бы стать или стал для них образцом мужества и героизма.

Паше Плотникову больше всего запомнился эпизод, «в котором Кузнецов, стреляя по танкам Манштейна, едва ли не сходит с ума. Увидев смерть Касымова, он осознаёт, что она сейчас может настигнуть и его самого: «Мысль о том, что его тоже могло сейчас убить и он потерял бы способность двигаться, а только лежал бы в беспомощности, в неподвижности, ничего не видя, ничего не слыша уже, вызывала в нём ненависть к возможному этому бессилию». Лейтенант впадает в неистовую ярость, похожую на безумство. Бондарев описывает всё, что происходит в душе у Кузнецова так, что у читателя пробегают мурашки по телу. У меня эта сцена вызвала самый настоящий животный страх. Даже страшно подумать, представить себя в подобной ситуации, ощутить те эмоции, которые испытал Кузнецов. Мне очень понравился образ сержанта Уханова. Находясь в жуткой и напряжённой обстановке, он мыслит хладнокровно и ясно. Например, ведёт пленного немца во время перестрелки до самого бруствера на свою позицию у орудия. Любой бы на его месте растерялся, а он выполнил задачу и даже не получил ранения. Ему, как и Кузнецову, свойственна способность сопереживать. Больше всего он мне импонирует своим характером. Уханов такой, какой он есть, им не движут скрытые мотивы. Сержант на всё смотрит с оптимизмом, даже если ситуация не предвещает ничего хорошего. В училище ему не присвоили звания, потому что он ушёл в самоволку, но я считаю Уханова положительным героем, который в нужный момент может взять на себя ответственность, подбодрить, что очень нужно в условиях войны».

«Одной из сцен, вызвавших у меня слёзы, - признаётся Милена Карабабаян, - стала смерть тоскующего по родине наводчика Касымова. «Касымов был убит осколками в грудь, видимо в тот момент, когда он ещё хотел подняться, когда последний снаряд разорвался на бруствере…» Бондарев сделал акцент на юном возрасте солдата, вызывая тем самым ещё большее сострадание к герою. «В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к непрожитой своей жизни на этой земле». В заключение Милена пишет: «Анализируя все образы героев романа «Горячий снег», я убедилась, что настоящий солдат должен быть рациональным и хладнокровным, иметь выдержку, бороться за свой народ. Я рада, что прочитала этот роман и окунулась в жизнь настоящих мужчин, объединённых общей целью – защищать Родину».

А вот фрагменты из сочинения Бакировой Валерии. «Каждая страница романа оставляет тревожный след в памяти, но особенно мне запомнился эпизод смерти Сергуненкова. Дроздовский поручил бойцу рискованное задание, которое было обречено на провал. Автор показал неумение командира батареи принимать верные решения. В данной ситуации можно было обойтись без жертв, боец всё равно не смог бы выполнить приказ и подорвать самоходку. В романе «Горячий снег» показано разное поведение людей на войне. Одни видят в ней возможность выслужиться, другие жертвуют собой ради защиты Родины. Писатель показал, что герои, несмотря на страшные условия, борются и любят. Многие погибли, так и не исполнив свои мечты. Но они прошли проверку на человечность. «Горячий снег» заставляет задуматься о цене жизни на войне, помогает понять людей военного времени и, самое главное, ценить мир».

Большой интерес у присутствующих вызвало выступление профессора Всеволода Николаевича Севастьянова, который высказал своё отношение к произведениям Ю.В. Бондарева и к происходящему на литературной гостиной, назвав данное мероприятие своеобразным откликом на Указ президента РФ об историческом просвещении. Всеволод Николаевич рассказал ребятам о своём военном детстве, о том, как рано взрослело его поколение, которое свято верило, что та война будет последней. Но сегодня над нашей Родиной опять нависла опасность, и уже нынешнее поколение должно взять на себя ответственность за судьбу России.

Председатель КРО ВСД «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев дал высокую оценку творчеству Юрия Бондарева, поблагодарил за качественную подготовку литературной гостиной сотрудницу библиотеки Марину Сергеевну Розанову, педагогов-энтузиастов Леменкову Людмилу Алексеевну, Маркарян Марину Сейрановну, Терскову Елену Юрьевну, Козлову Анжелику Дмитриевну, Буриличева Романа Александровича и вручил всем участникам благодарственные письма. Завершилась встреча коллективным фотографированием на память.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)

Читайте также

В Белгороде обсудили молодёжное волонтёрство В Белгороде обсудили молодёжное волонтёрство
Белгород. 4 октября 2024 года в «Точке кипения» (МКЦ «Октябрь») прошла очередная встреча клуба «Драйвер добра». Тема встречи: «Интеллектуальное волонтерство студенческой молодежи: проблемы и перспекти...
7 октября 2024
«Праздник мудрых» в Красноярске «Праздник мудрых» в Красноярске
1 октября в помещении Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии КПРФ проведено чествование умудрённых жизнью людей, посвящённое Дню пожилых людей. Праздничное мероприятие бы...
7 октября 2024
Тайное оружие «тюркского единства» Тайное оружие «тюркского единства»
Проталкивание алфавитов на основе латиницы, прославление «героев» антисоветской борьбы и сколачивание военно-политического блока — такова стратегия Турции в Центральной Азии. Эта политика угрожает как...
7 октября 2024