Красноярск. Кто не любит Достоевского?

Красноярск. Кто не любит Достоевского?

В Краевой библиотеке проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», на котором состоялась презентация книги Олеси Золотухиной «Несмешной сон человечества: Диалог с Достоевским».

Кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусства Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского, Председатель Красноярского краевого отделения Союза литераторов России, Исполнительный директор Красноярского регионального общественного фонда славянской письменности и культуры Золотухина Олеся Юрьевна подготовила интересный доклад о великом русском писателе Достоевском Фёдоре Михайловиче, о его взглядах и высказываниях.

О русских людях Достоевский писал, что «назначение русского человека есть бесспорно европейское и всемирное. Стать настоящим русским, быть может, и значит только – стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Он также писал, что «никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашу жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего».

Достоевский был христианин, он считал, что «христианство есть единственное убежище Русской земли от всех её зол». Иисуса Христа Достоевский считал идеалом человека.

О Европе Достоевский пророчески написал: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными! Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают».

Достоевский писал также о либералах: «Либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё». «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы». Либералов Достоевский считал бесами.

Оказывается, что русские либералы так же не любят Достоевского, как и он их. Так, например, Анатолий Чубайс заявил: «Я перечитал Достоевского, и я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских, как об избранном, святом народе, его культ страдания, и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывает желание разорвать его на куски». Подобные оскорбительные высказывания о Достоевском, вплоть до откровенной лжи, допускают и другие либералы, которые стараются его всячески очернить.

Украинский писатель Юрий Андруховский выразил мечту западных русофобов: «Окончательно Россия исчезнет тогда, когда демократический западный мир перестанет верить в Достоевского. Это такая, конечно, метафора, но вы даже не представляете, насколько это – российское культурное наследие – весомый фактор продвижения Россией своих интересов на международной арене. Если бы миллионы людей на земле не обожали Толстого, Чайковского, того же Достоевского, Чехова, Булгакова, Шостаковича, то от России уже бы давно совместными усилиями избавились, словно гигантской опухоли на теле человечества».

Что касается книги Олеси Золотухиной «Несмешной сон человечества: Диалог с Достоевским», то интересно то, что эта книга в стихах. Она написана к 200-летию Ф.М. Достоевского и представляет собой художественный диалог автора с Достоевским, отразившийся в созданных по мотивам произведений писателя поэтических текстах.

Основными задачами книги являются:

- пробудить читателей обратиться к творчеству Достоевского;

- попытаться постигнуть глубины смыслов произведений великого гения;

- актуализировать творчество Достоевского с позиции сегодняшнего времени;

- подчеркнуть мессианскую роль России в дальнейшем развитии мира.

Книга автора имеет источником, вдохновившим автора, ряд произведений любимого ей с детства Ф.М. Достоевского, в частности, глава «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы», роман «Идиот», роман «Бесы», роман «Подросток», роман «Преступление и наказание», рассказ «Сон смешного человека». Главным героем произведения является Иисус Христос.

Так, например, в рассуждениях по роману «Преступление и наказание» автор написала:

Вопрос задавал: «Человек вдруг не вошь?».

А чёрт вопрошал: «Что ж вопрос задаёшь?

Ведь сильные просто посмеют».

Как сильные мира, хотел поступать.

Мне только одно было нужно узнать:

Я тварь или право имею?

Я маялся тем, что не Наполеон,

Что переступать чрез других так, как он,

Не мог, значит, слабый. И после

Проверить хотел я убийством одно:

Осмелюсь я взять или мне не дано

И тварь я дрожащая просто.

Книга «Несмешной сон человечества: Диалог с Достоевским» состоит из трёх глав, каждая глава состоит из 8 частей. В каждой части имеется эпиграф из Евангелия, а также указывается произведение Достоевского, по мотивам которого написана данная стихотворная интерпретация. Автор рекомендует прочитать соответствующее произведение Достоевского для понимания написанного ей поэтического текста.

***

Прослушав доклад Золотухиной О.Ю., присутствующие задали ей вопросы и высказали свои мысли по представленному докладу.

Профессор Севастьянов Всеволод Николаевич сказал, что он впервые столкнулся с таким материалом по Достоевскому, в стихотворной форме, актуализированным к сегодняшнему дню. Биография Достоевского сложная, тяжёлая. Поэтому он хорошо знал жизнь и понимал то, о чём писал. Трактовка либерализма у Достоевского фундаментальная, правильная, его формулировку можно писать на плакате. При этом Севастьянов сказал, что доклад в большей части предназначен для профессиональной подготовленной аудитории, которую он обещал автору в будущем помочь предоставить.

Золотухина О.Ю., отвечая на вопрос Павленко С.П., пояснила, что простые люди на Западе Достоевского знают, читают и, в основном, любят. Но его не любят западные политики, которые его стараются всячески запретить, особенно в настоящее время.

Сергей ПАВЛЕНКО, заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024