Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника

Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника

В городской библиотеке имени Ф.М. Достоевского проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по теме «Год педагога и наставника и 135-я годовщина со дня рождения А.С. Макаренко».

Во вступительном слове председатель КРО ВСД «Русский Лад» Бедарев Владимир Семёнович сообщил, что 2023 год Указом президента РФ В.В. Путина объявлен годом педагога и наставника. Задачей этого года должен быть признан особо высокий статус педагогических работников и наставников. Престиж определяется и степенью оплаты этого нелёгкого труда. Это во многом определяет и желание молодёжи выбирать эту профессию.

Однако статистика на сегодня неутешительна для молодых учителей. Так, в подавляющем большинстве регионов России молодым учителям назначают оклады ниже МРОТ. Сегодня на всех уровнях поднимается вопрос о поднятии статуса учителя и наставника. Начинаются подвижки в процессе образования. С этого года в школах вводятся федеральные основные общеобразовательные программы. В этом году проходит повсеместное чествование 135-летия великого педагога и воспитателя Антона Семёновича Макаренко.

После этого присутствующие на круглом столе работники образования начали делиться своими мнениями по вопросам обучения и воспитания наших детей. Почти все выступающие рассказывали о практическом опыте по этим вопросам Макаренко А.С., который является автором книг: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Человек должен быть счастливым» и других. Свою воспитательно-педагогическую систему А.С. Макаренко опробовал в детской колонии имени М. Горького, а также в Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.

Кандидат педагогических наук, доцент Плеханова Елена Мефодьевна рассказала о системе воспитания Макаренко, которому принадлежат, в частности, следующие советы.

Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания... Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?

Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив.

Для нас мало просто «исправить» человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи.

Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Глубочайший смысл воспитательной работы и в особенности работы семейного коллектива заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование.

Рост и воспитание детей — это большое, серьёзное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь лёгким трюком нельзя. Если вы родили ребёнка, — это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю.

***

Отличник народного просвещения, почётный работник высшего образования РФ Валерий Степанович Финогенко напомнил, что кроме А.С. Макаренко, в нашей стране были также другие великие педагоги и наставники – К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.

К.Д. Ушинский написал трилогию «Человек как предмет воспитания». Главой целью педагогики Ушинский считал реализацию потенциала детей, их развитие, а условием такого воспитания – понимание ребёнка и уважение к его личности. Разрабатывая педагогические проблемы, Ушинский исходил из того, что задачей воспитания является формирование целостного человека, всесторонне и гармонично развитого, подготовленного к жизни в обществе, к активной трудовой деятельности. Замечательные слова К.Д. Ушинского о труде: «Мы любим труд, но боимся трудностей труда. Ища труда и отвращаясь от трудностей труда, человек ищет невозможного».

Было много других выступающих по данной теме. Например, учитель и член Правления КРО ВСД «Русский Лад» Людмила Алексеевна Леменкова рассказала о практической работе с учениками. Она также сказала, что раньше не отмечали юбилеи А.С. Макаренко, он был не нужен, а сейчас начинается возврат к его системе воспитания.

***

В заключение круглого стола Бедарев В.С. подвёл итоги обсуждения и предложил направить депутатам Государственной Думы предложения, выдвинутые на данном круглом столе:

1.     Читать книги по педагогике.

2.     Нужна идея – кого мы воспитываем?

3.     Рекомендовать, чтобы учителя писали статьи о своём педагогическом опыте.

4.     Создать необходимый материальный фундамент и добиться увеличения финансирования образования до 7% ВВП.

5.     Формировать принципы развития образования, основанные на идеях гуманизма, социального прогресса, справедливости, развития, научной объективности и патриотизма.

6.     Повышать качество образования.

7.     Возврат к единой тарифной сетке обеспечения достойной оплаты труда педагогических работников из федерального бюджета.

8.     По уровню пенсионного обеспечения педагогов следует приравнять к государственным служащим.

Присутствующие на круглом столе единогласно поддержали эти предложения.

Сергей ПАВЛЕНКО, заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024