Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника
В городской библиотеке имени Ф.М. Достоевского проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по теме «Год педагога и наставника и 135-я годовщина со дня рождения А.С. Макаренко».
Во вступительном слове председатель КРО ВСД «Русский Лад» Бедарев Владимир Семёнович сообщил, что 2023 год Указом президента РФ В.В. Путина объявлен годом педагога и наставника. Задачей этого года должен быть признан особо высокий статус педагогических работников и наставников. Престиж определяется и степенью оплаты этого нелёгкого труда. Это во многом определяет и желание молодёжи выбирать эту профессию.
Однако статистика на сегодня неутешительна для молодых учителей. Так, в подавляющем большинстве регионов России молодым учителям назначают оклады ниже МРОТ. Сегодня на всех уровнях поднимается вопрос о поднятии статуса учителя и наставника. Начинаются подвижки в процессе образования. С этого года в школах вводятся федеральные основные общеобразовательные программы. В этом году проходит повсеместное чествование 135-летия великого педагога и воспитателя Антона Семёновича Макаренко.
После этого присутствующие на круглом столе работники образования начали делиться своими мнениями по вопросам обучения и воспитания наших детей. Почти все выступающие рассказывали о практическом опыте по этим вопросам Макаренко А.С., который является автором книг: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Человек должен быть счастливым» и других. Свою воспитательно-педагогическую систему А.С. Макаренко опробовал в детской колонии имени М. Горького, а также в Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.
Кандидат педагогических наук, доцент Плеханова Елена Мефодьевна рассказала о системе воспитания Макаренко, которому принадлежат, в частности, следующие советы.
Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания... Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?
Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив.
Для нас мало просто «исправить» человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи.
Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Глубочайший смысл воспитательной работы и в особенности работы семейного коллектива заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование.
Рост и воспитание детей — это большое, серьёзное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь лёгким трюком нельзя. Если вы родили ребёнка, — это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю.
***
Отличник народного просвещения, почётный работник высшего образования РФ Валерий Степанович Финогенко напомнил, что кроме А.С. Макаренко, в нашей стране были также другие великие педагоги и наставники – К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.
К.Д. Ушинский написал трилогию «Человек как предмет воспитания». Главой целью педагогики Ушинский считал реализацию потенциала детей, их развитие, а условием такого воспитания – понимание ребёнка и уважение к его личности. Разрабатывая педагогические проблемы, Ушинский исходил из того, что задачей воспитания является формирование целостного человека, всесторонне и гармонично развитого, подготовленного к жизни в обществе, к активной трудовой деятельности. Замечательные слова К.Д. Ушинского о труде: «Мы любим труд, но боимся трудностей труда. Ища труда и отвращаясь от трудностей труда, человек ищет невозможного».
Было много других выступающих по данной теме. Например, учитель и член Правления КРО ВСД «Русский Лад» Людмила Алексеевна Леменкова рассказала о практической работе с учениками. Она также сказала, что раньше не отмечали юбилеи А.С. Макаренко, он был не нужен, а сейчас начинается возврат к его системе воспитания.
***
В заключение круглого стола Бедарев В.С. подвёл итоги обсуждения и предложил направить депутатам Государственной Думы предложения, выдвинутые на данном круглом столе:
1. Читать книги по педагогике.
2. Нужна идея – кого мы воспитываем?
3. Рекомендовать, чтобы учителя писали статьи о своём педагогическом опыте.
4. Создать необходимый материальный фундамент и добиться увеличения финансирования образования до 7% ВВП.
5. Формировать принципы развития образования, основанные на идеях гуманизма, социального прогресса, справедливости, развития, научной объективности и патриотизма.
6. Повышать качество образования.
7. Возврат к единой тарифной сетке обеспечения достойной оплаты труда педагогических работников из федерального бюджета.
8. По уровню пенсионного обеспечения педагогов следует приравнять к государственным служащим.
Присутствующие на круглом столе единогласно поддержали эти предложения.
Сергей ПАВЛЕНКО, заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»