Красноярск: «Как живой с живыми говоря…»

Красноярск: «Как живой с живыми говоря…»

Люди моего поколения хорошо помнят эти слова: «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря». И вот недавно в Литературном музее г. Красноярска Литературный театр (художественный руководитель – член правления КРО ВСД «Русский Лад» В.Н. Наговицын) представил свою новую работу рок-музыкально-поэтическую композицию по стихотворениям Владимира Маяковского «Наш марш».

Уже при первых строках стихотворения «Послушайте!», произнесённых Натальей Сафроновой: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?» показалось, что небольшой уютный зал расширился до размеров зала Политехнического музея и сам Маяковский «как живой с живыми» заговорил. Это ощущение не покидало до конца композиции. Такова сила слова Маяковского.

Впервые это стихотворение услыхал после первого курса на практике на Загорском полигоне МГРИ. Как всегда вечером сидели у костра, пели песни, молчали, потом опять пели. Ночь была тёмная, луны не было, но небо было усеяно ярко сияющими звёздами. И вдруг в тишине раздался слегка глуховатый голос, в котором слышалась лёгкая грусть: «Послушайте!...» Все замерли, и никто не осмеливался начать разговор. Не знаю кто о чём думал, я же думал о том, что в жизни всегда надо делать то, что нужно людям. И эти мысли вновь всплыли в голове в зале Литературного музея. Но, кроме этого, подумал ещё о том, что каждый человек, в сущности, одинок, только своё одиночество люди воспринимают по-разному. Талантливые люди острее, больнее и трагичнее.

Вот и ранний Маяковский страдал в окружении бездушной мещанской среды. Он ненавидел этот мир и призывал общество к самосовершенствованию, а в ответ – непонимание и торжество косного мышления. Он очень болезненно переживал своё одиночество и об этом писал в стихотворениях «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Утро». Их прочли Алексей Шевченко, Олеся Дидух и Наталья Сафронова. Возможно, одиночество всю жизнь преследовало Маяковского. Ведь не случайно в стихотворении «Одиночество в любви» такие трагические строки: «Все мы – одни, всегда – одни. Я жил один – один умру». Романс на слова этого стихотворения исполнил под гитару В.Н. Наговицын.

И хотя многим современникам Маяковский казался дерзким самовлюблённым циником, он в душе был другим. У него была чуткая и нежная душа и он хотел любви и участия не только к себе, но и ко всем обездоленным и униженным в поте лица своего зарабатывающих хлеб насущный и создающих богатства общества. Он ненавидит жестокость и равнодушие. Об этом он говорит в стихотворениях «Хорошее отношение к лошадям» и «Себе любимому, посвящает эти строки автор». Эти стихи весьма артистично читали постоянные участники литературных спектаклей Елена Митина и Михаил Титов. Маяковскому также чужды бюрократизм и взяточничество чиновников. Борьбе с этим мерзким явлением он посвятил несколько стихотворений. Одно из них «Внимательное отношение к взяточникам» прочла Елена Митина.

Маяковский был сторонником революционного преобразования жизни и с юных лет принимал участие в революционных выступлениях. Революционная тема звучала во многих его произведениях. Надежда Книга прочла написанное поэтом в 1924 году стихотворение «9 января» о расстреле мирного шествия петербургских рабочих с петицией к царю 9 января 1905 года, которое заканчивается такими словами: «В споре с врагом – одно решение: Да здравствуют битвы! Долой прошения!» Вот бы нынешние оппозиционеры взяли на вооружение эти слова Маяковского. А четыре года ранее Маяковский восторгался III Интернационалом и призывал: «Выше наше знамя! Серп, огнём играя, обнимайся с молотом радугой дуги. В двери эти! Стар и мал! Вселенься, Третий Интернационал!» Что это, как не призыв к мировой революции. Прочитал это стихотворение Михаил Титов.

Отрадно, что в коллективе чтецов появились новые лица, не лишённые таланта чтеца. Поэму «Во весь голос» прочёл новичок – Андрей Гриневич. Ему удалось выразить основную мысль Маяковского, что поэзия – оружие, а поэт – витязь-полководец, выводящий слова, как войска на борьбу за справедливую жизнь, за гармоничное, здоровое общество. О, как сегодня необходим поэт (позвольте слово «поэтических» заменить на слово «политических»), способный «над бандой политических рвачей и выжиг (а им сегодня несть числа) поднять все сто томов (…) партийных книжек», и как бы он поговорил с нынешними соглашателями из оппозиции.

Со школьных лет многие помнят стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», его прочитала Римма Чучилина. Оно посвящено советскому дипкурьеру Теодору Нетте, погибшему при защите дипломатической почты, его именем был назван пароход. Это стихотворение сыграло огромную роль в патриотическом воспитании советских школьников 20-х годов, именно многие из них, не колеблясь встретили «свой смертный час, так, как встретил смерть товарищ Нетте», в боях Великой Отечественной войны защищая свободу и независимость социалистической Родины. Она же прочла стихотворение «Сергею Есенину». После смерти Есенина Маяковский изменил своё отношение к нему, и он с болью сожалеет, что талантливый человек, кумир целого поколения, расстался с жизнью, посчитав, что не сумел стать гражданином и поэтом. Своё обращение Маяковский заканчивает словами: «Для веселия планета наша мало оборудована,// Надо вырвать радость у грядущих дней.// В этой жизни помереть не трудно.// Сделать жизнь значительно трудней». Об этом надо помнить молодёжи

А вот «Стихи о советском паспорте», которое прочитал Алексей Шевченко, были встречены с неописуемым восторгом. Слушатели долго аплодировали после слов: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза». (Вообще-то на спектаклях Литературного театра аплодисменты обычно раздавались лишь после окончания композиции, в этот же раз каждое выступление сопровождалось аплодисментами).

Поэту, как правило, ничто не чуждо, тем более внимание к женщине. Возможно, и поэзия зародилась для того, чтобы воспевать женщину. И Маяковский не исключение. Ведь не случайно он про себя говорил: «Громада-любовь и громада-ненависть». В стихотворении «Красавицы», которое прочла Олеся Дидух, поэт восхищается женской красотой, но опасается, что за этой ослепительной красотой может скрываться «пустышка».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» прочли в лицах Михаил Титов – Поэт и Алексей Шевченко – Солнце. Оно комическое, но в нём Маяковский выражает свое отношение к роли поэта в общественной и политической жизни. Диалогом, который ведёт Поэт с Солнцем, он показывает, что в социалистическом обществе все равны и даже космос подчинился необходимости раскрепощения отношений, а светило становится на один уровень с свободным гражданином нового государства. И в конце разговора они приходят к общему лозунгу: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!»

Маяковский в душе был агитатором и пропагандистом, хотя и заявлял, что ему «агитпроп в зубах завяз», но постоянно, как сейчас сказали бы, он обращался к рекламе. В стихотворении «Я счастлив», поэт пропагандирует жизнь без курения, а в стихотворении «Крым» воспевает становление курортного дела в СССР для трудящихся. Стихи читали Михаил Титов и Надежда Книга.

Поэт всем сердцем приветствовал успехи социалистического строительства в советской стране. Об этом он докладывает вождю мирового пролетариата в стихотворении «Разговор с товарищем Лениным». На экране до боли знакомый портрет Ленина с лёгким прищуром глаз, а перед портретом сидит чтец Елена Минина и почти молитвенно произносит: «вашим именем живём и боремся». Но поэта волнует, что спустя десять лет после победы революции в стране «много разной дряни и ерунды», «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг», «кулаки и волокитчики, подхалимы, сектанты и пьяницы, – ходят, ходят гордо выпятив груди». Со времён хрущёвской «слякоти» вся эта свора вновь подняла голову и добилась ликвидации власти народа, ну а сегодня она правит бал.

Но в конце 20-х годов социализм лавиной наступал на отжившие мелкобуржуазные устои, и поэт приветствует победоносное шествие нового мира. В стихотворении «Застрельщики» он призывает: «В стройке, ковке, в кипенье литья, всею силой бригадовой по пятилетнему плану идя, шагом год выгадывай». Эта же тема «Даёшь пятилетку в четыре года» прозвучала в стихотворении «Даёшь». Читали их Наталья Сафронова и Олеся Дидух.

А вот стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», ставшее в Советском Союзе гимном всепобеждающего советского оптимизма, читала с большим вдохновением вся труппа. После того как дважды прозвучали заключительные строки этого стихотворения: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!», – зал буквально взорвался аплодисментами, которые долго не утихали. Да в Советской стране были люди, которые могли сказку делать былью, хочется верить, что и в нынешней России всё-таки они появятся. А способствовать их появлению может поэзия Маяковского.

В композиции принимала участие рок-группа «Мистер Гро…» под руководством Андрея Сковородникова-Эрлиха, исполнившая четыре песни: «Ночь», «Левый марш», «От усталости» и «Наш марш». Их песни, исполненные эмоционально, органично врастали в общую канву композиции.

Хочется сказать огромное спасибо художественному руководителю театра В.Н. Наговицыну, сумевшему подобрать такой прекрасный состав исполнителей и разработавшему сюжет композиции, музыкальное и видео сопровождение, обеспечить исполнителей костюмами того времени, а также всем артистам, которые бескорыстно отдают своё свободное время на пропаганду революционной поэзии.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2021

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024