Красноярск: «Как живой с живыми говоря…»
Люди моего поколения хорошо помнят эти слова: «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря». И вот недавно в Литературном музее г. Красноярска Литературный театр (художественный руководитель – член правления КРО ВСД «Русский Лад» В.Н. Наговицын) представил свою новую работу рок-музыкально-поэтическую композицию по стихотворениям Владимира Маяковского «Наш марш».
Уже при первых строках стихотворения «Послушайте!», произнесённых Натальей Сафроновой: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?» показалось, что небольшой уютный зал расширился до размеров зала Политехнического музея и сам Маяковский «как живой с живыми» заговорил. Это ощущение не покидало до конца композиции. Такова сила слова Маяковского.
Впервые это стихотворение услыхал после первого курса на практике на Загорском полигоне МГРИ. Как всегда вечером сидели у костра, пели песни, молчали, потом опять пели. Ночь была тёмная, луны не было, но небо было усеяно ярко сияющими звёздами. И вдруг в тишине раздался слегка глуховатый голос, в котором слышалась лёгкая грусть: «Послушайте!...» Все замерли, и никто не осмеливался начать разговор. Не знаю кто о чём думал, я же думал о том, что в жизни всегда надо делать то, что нужно людям. И эти мысли вновь всплыли в голове в зале Литературного музея. Но, кроме этого, подумал ещё о том, что каждый человек, в сущности, одинок, только своё одиночество люди воспринимают по-разному. Талантливые люди острее, больнее и трагичнее.
Вот и ранний Маяковский страдал в окружении бездушной мещанской среды. Он ненавидел этот мир и призывал общество к самосовершенствованию, а в ответ – непонимание и торжество косного мышления. Он очень болезненно переживал своё одиночество и об этом писал в стихотворениях «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Утро». Их прочли Алексей Шевченко, Олеся Дидух и Наталья Сафронова. Возможно, одиночество всю жизнь преследовало Маяковского. Ведь не случайно в стихотворении «Одиночество в любви» такие трагические строки: «Все мы – одни, всегда – одни. Я жил один – один умру». Романс на слова этого стихотворения исполнил под гитару В.Н. Наговицын.
И хотя многим современникам Маяковский казался дерзким самовлюблённым циником, он в душе был другим. У него была чуткая и нежная душа и он хотел любви и участия не только к себе, но и ко всем обездоленным и униженным в поте лица своего зарабатывающих хлеб насущный и создающих богатства общества. Он ненавидит жестокость и равнодушие. Об этом он говорит в стихотворениях «Хорошее отношение к лошадям» и «Себе любимому, посвящает эти строки автор». Эти стихи весьма артистично читали постоянные участники литературных спектаклей Елена Митина и Михаил Титов. Маяковскому также чужды бюрократизм и взяточничество чиновников. Борьбе с этим мерзким явлением он посвятил несколько стихотворений. Одно из них «Внимательное отношение к взяточникам» прочла Елена Митина.
Маяковский был сторонником революционного преобразования жизни и с юных лет принимал участие в революционных выступлениях. Революционная тема звучала во многих его произведениях. Надежда Книга прочла написанное поэтом в 1924 году стихотворение «9 января» о расстреле мирного шествия петербургских рабочих с петицией к царю 9 января 1905 года, которое заканчивается такими словами: «В споре с врагом – одно решение: Да здравствуют битвы! Долой прошения!» Вот бы нынешние оппозиционеры взяли на вооружение эти слова Маяковского. А четыре года ранее Маяковский восторгался III Интернационалом и призывал: «Выше наше знамя! Серп, огнём играя, обнимайся с молотом радугой дуги. В двери эти! Стар и мал! Вселенься, Третий Интернационал!» Что это, как не призыв к мировой революции. Прочитал это стихотворение Михаил Титов.
Отрадно, что в коллективе чтецов появились новые лица, не лишённые таланта чтеца. Поэму «Во весь голос» прочёл новичок – Андрей Гриневич. Ему удалось выразить основную мысль Маяковского, что поэзия – оружие, а поэт – витязь-полководец, выводящий слова, как войска на борьбу за справедливую жизнь, за гармоничное, здоровое общество. О, как сегодня необходим поэт (позвольте слово «поэтических» заменить на слово «политических»), способный «над бандой политических рвачей и выжиг (а им сегодня несть числа) поднять все сто томов (…) партийных книжек», и как бы он поговорил с нынешними соглашателями из оппозиции.
Со школьных лет многие помнят стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», его прочитала Римма Чучилина. Оно посвящено советскому дипкурьеру Теодору Нетте, погибшему при защите дипломатической почты, его именем был назван пароход. Это стихотворение сыграло огромную роль в патриотическом воспитании советских школьников 20-х годов, именно многие из них, не колеблясь встретили «свой смертный час, так, как встретил смерть товарищ Нетте», в боях Великой Отечественной войны защищая свободу и независимость социалистической Родины. Она же прочла стихотворение «Сергею Есенину». После смерти Есенина Маяковский изменил своё отношение к нему, и он с болью сожалеет, что талантливый человек, кумир целого поколения, расстался с жизнью, посчитав, что не сумел стать гражданином и поэтом. Своё обращение Маяковский заканчивает словами: «Для веселия планета наша мало оборудована,// Надо вырвать радость у грядущих дней.// В этой жизни помереть не трудно.// Сделать жизнь значительно трудней». Об этом надо помнить молодёжи
А вот «Стихи о советском паспорте», которое прочитал Алексей Шевченко, были встречены с неописуемым восторгом. Слушатели долго аплодировали после слов: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза». (Вообще-то на спектаклях Литературного театра аплодисменты обычно раздавались лишь после окончания композиции, в этот же раз каждое выступление сопровождалось аплодисментами).
Поэту, как правило, ничто не чуждо, тем более внимание к женщине. Возможно, и поэзия зародилась для того, чтобы воспевать женщину. И Маяковский не исключение. Ведь не случайно он про себя говорил: «Громада-любовь и громада-ненависть». В стихотворении «Красавицы», которое прочла Олеся Дидух, поэт восхищается женской красотой, но опасается, что за этой ослепительной красотой может скрываться «пустышка».
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» прочли в лицах Михаил Титов – Поэт и Алексей Шевченко – Солнце. Оно комическое, но в нём Маяковский выражает свое отношение к роли поэта в общественной и политической жизни. Диалогом, который ведёт Поэт с Солнцем, он показывает, что в социалистическом обществе все равны и даже космос подчинился необходимости раскрепощения отношений, а светило становится на один уровень с свободным гражданином нового государства. И в конце разговора они приходят к общему лозунгу: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!»
Маяковский в душе был агитатором и пропагандистом, хотя и заявлял, что ему «агитпроп в зубах завяз», но постоянно, как сейчас сказали бы, он обращался к рекламе. В стихотворении «Я счастлив», поэт пропагандирует жизнь без курения, а в стихотворении «Крым» воспевает становление курортного дела в СССР для трудящихся. Стихи читали Михаил Титов и Надежда Книга.
Поэт всем сердцем приветствовал успехи социалистического строительства в советской стране. Об этом он докладывает вождю мирового пролетариата в стихотворении «Разговор с товарищем Лениным». На экране до боли знакомый портрет Ленина с лёгким прищуром глаз, а перед портретом сидит чтец Елена Минина и почти молитвенно произносит: «вашим именем живём и боремся». Но поэта волнует, что спустя десять лет после победы революции в стране «много разной дряни и ерунды», «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг», «кулаки и волокитчики, подхалимы, сектанты и пьяницы, – ходят, ходят гордо выпятив груди». Со времён хрущёвской «слякоти» вся эта свора вновь подняла голову и добилась ликвидации власти народа, ну а сегодня она правит бал.
Но в конце 20-х годов социализм лавиной наступал на отжившие мелкобуржуазные устои, и поэт приветствует победоносное шествие нового мира. В стихотворении «Застрельщики» он призывает: «В стройке, ковке, в кипенье литья, всею силой бригадовой по пятилетнему плану идя, шагом год выгадывай». Эта же тема «Даёшь пятилетку в четыре года» прозвучала в стихотворении «Даёшь». Читали их Наталья Сафронова и Олеся Дидух.
А вот стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», ставшее в Советском Союзе гимном всепобеждающего советского оптимизма, читала с большим вдохновением вся труппа. После того как дважды прозвучали заключительные строки этого стихотворения: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!», – зал буквально взорвался аплодисментами, которые долго не утихали. Да в Советской стране были люди, которые могли сказку делать былью, хочется верить, что и в нынешней России всё-таки они появятся. А способствовать их появлению может поэзия Маяковского.
В композиции принимала участие рок-группа «Мистер Гро…» под руководством Андрея Сковородникова-Эрлиха, исполнившая четыре песни: «Ночь», «Левый марш», «От усталости» и «Наш марш». Их песни, исполненные эмоционально, органично врастали в общую канву композиции.
Хочется сказать огромное спасибо художественному руководителю театра В.Н. Наговицыну, сумевшему подобрать такой прекрасный состав исполнителей и разработавшему сюжет композиции, музыкальное и видео сопровождение, обеспечить исполнителей костюмами того времени, а также всем артистам, которые бескорыстно отдают своё свободное время на пропаганду революционной поэзии.
Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2021