Красноярск. «А где мне взять такую песню…»

Красноярск. «А где мне взять такую песню…»

У кого из нас не вздрагивало сердце и не захватывало дух, когда мы слышали нежную задумчивую музыку и звучал чарующий голос «А где мне взять такую песню и о любви, и о судьбе…» или «В этот вьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог…», или «Не жалею, не зову, не плачу», или «Отговорила роща золотая», или «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои…», можно и дальше перечислять первые строки песен – всё родное, всё русское и всё это как будто с тобой в жизни было.

И ведь вспомним эти песни действительно по свету летели от Калининграда до Анадыря, от дрейфующих станций «Северный полюс» до стационарных в Антарктиде. Они звучали и у клуба заводского, и колхозного села, и на свадьбах, и на днях рождения, и в геологических партиях и на туристских привалах. И всюду от них сердце замирало, волновалась кровь, как будто ощущали радость первого свидания с милой.

А подарил нам эти радости жизни Григорий Фёдорович Пономаренко, самородок, родившийся в далёком 1921 году в крестьянской семье на Слободской Украине. Самостоятельно овладел нотной грамотой. С пяти лет научился играть на баяне, а в двенадцать лет уже сочинял музыкальные оформления к спектаклям драматического кружка. С 1938 года по 1950 работал в ансамблях песни и пляски погранвойск, с ними прошёл всю войну. После демобилизации два года работал баянистом в Государственном русском народном оркестре им. Н. П. Осипова. С 1952 года связал свою судьбу с хоровыми коллективами Государственного Волжского русского народного хора в г. Куйбышеве, Дворца культуры Волгоградского тракторного завода, а затем до трагической гибели в Кубанском казачьем хоре.

Григорий Фёдорович очень тонко чувствовал слово и угадывал стихи, которые могут стать певучей, мелодичной песней и мог своей музыкой заложить в них глубокий смысл, поэтому его песни и принял народ и стали они народными, духовной историей нашей страны.

В творческом наследии композитора – более четырех тысяч музыкальных произведений. Его талант необычайно многогранен. Пономаренко записал и обработал более ста народных песен. Все они были услышаны им по-новому, по-другому. Он создал циклы песен на стихи Сергея Есенина и Александра Блока, написал оперетты «Старым казачьим способом» и «Лебединая верность».

Его супруга Вероника Журавлева вспоминает, как композитор шутил: «Забудут, Верочка, Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить». Песни Пономаренко, певучи и заразительны своей мелодичностью, они ярки и национальны, и правда, стали народными, но и их композитора помнят и любят.

Красноярское отделение ВСД «Русский Лад» в честь 100-летия со дня рождения народного композитора организовало и провело в краевой библиотеке музыкальную композицию «А где мне взят такую песню…» Сценарий разработал автор этих строк. Концертную программу готовила Л.П. Киреева. Ведущей была Н.Н. Самохвалова.

О жизни и творчестве Г.Ф. Пономаренко рассказал в кратком вступительном слове И.С. Бортников.

И зазвучали песни юбиляра. Первой в исполнении МС. Гудковой прозвучала песня о нашей родной величественной реке-батюшке Енисее на слова вечно юной Инны Кашежевой «Енисей».

Затем прозвучала песня, давшая название всей композиции, «А где мне взять такую песню…» Её слова написаны Маргаритой Агашиной, любимым соавтором композитора, кстати её детство прошло в нашем крае на фактории «Стрелка Чуни». Эту песню композитор посвятил великолепной певунье, исполнительнице прекрасных лирических песен Ольге Воронец, а превосходно исполнили её Вадим Черкас и Елена Бажан. Чуть позже в их же исполнении прозвучала песня «Тополя», написанная Г. Колесниковым. Когда-то Ольга Воронец говорила, что эта песня настраивает исполнителя и слушателя на лирический лад: у одного пробуждает светлую грусть по родным местам, у другого — сожаление о прошедшей молодости, у третьего вызывает в памяти образ первой любви.

Марина Мордасова вспоминала, что Пономаренко всегда умеет выбрать хорошие тексты, чувствует народность очень тонко и остро. Он всюду отыскивает эту народность, народное зерно, которое затем всегда дает прекрасные всходы. Это великолепно в своих стихах делала Маргарита Агашина — вот Пономаренко и любил с нею работать. Песню на слова Маргариты Агашиной «Подари мне платок» исполнила Ирина Шадчина.

Одним из любимых поэтов Григория Фёдоровича был Сергей Есенин. Ему сродни была нежная с лёгкой грустью лирика поэта. Подбирая ноты, он бережно и трепетно относился к слову поэта, подолгу работал над его стихами. Чтобы полнее прочувствовать внутренний мир Есенина и достичь вдохновения, он вместе с женой Вероникой ездил в Константиново, на малую родину поэта. Михаил Енцов исполнил вероятно самые проникновенные песни композитора «Не жалею, не зову, не плачу…», «Клён, ты мой опавший…» и «Отговорила роща золотая…», над ней он работал семь лет, тщательно выверяя созвучие ритмов музыки и стиха. И в стихах, и в музыке слышится тоска и грусть об уходящей юности.

Когда-то Пушкин написал: «Любви все возрасты покорны…» и в жизни это случается неоднократно. И хотя в глазах любимой уже и осенняя усталость во взгляде и цвет волос вроде стеклянного дыма, но именно такая она нравится мужчине, и именно в это время она способна влиять и менять мужчину изнутри. Это хорошо прочувствовал Григорий Пономаренко и выразил в музыке песней на стихи С. Есенина «Пускай ты выпита другим».

О сильной и нежной любви к женщине поётся в песне «Я назову тебя зоренькой…», слова которой написал Виктор Боков. Григорий Фёдорович и Виктор Фёдорович были очень дружны и понимали друг друга с полуслова, они очень тепло относились к простым людям.

Композитор много ездил по стране. Встречался с рядовыми тружениками. Его всё в них интересовало. В семидесятые годы все бредили северами. Вот и Пономаренко написал весёлую задорную песню «Нарьян -мар мой» о полярном городе на слова Инны Кашежевой. Эти три песни исполнил Вадим Черкас.

Пономаренко не имел высшего музыкального образования, поэтому многие профессиональные композиторы относились к его творчеству снисходительно. Народ очень любил его музыку. Он писал не только песни, но и серьёзные вещи. Им написана музыка к кинофильму «Безотцовщина» со сложным драматическом сюжетом о трудной судьбе женской, которая их гнёт, но не ломает. В этом фильме звучит песня на слова Николая Палькина «Как взять себя в руки». Её исполнил ансамбль «Сударушка» в составе Ирины Шадчиной, Татьяны Родионовой и Татьяны Ростовцевой.

В характере Пономаренко было три качества: талант, простота, жизнелюбие. Возможно, они и составляют вместе тот самый своеобразный «магнит» Пономаренко, который неизменно притягивает к себе многих, - вспоминал Виктор Дюмин. После выступления в клубе фабрики валенок поэту и композитору подарили … валенки. В ответ на это они в гостинице вооружившись Пономаренко баяном, а Дюмин карандашом и бумагой за полчаса сочинили песню «Мне без валенок беда». Её спела Анжелика Каменская.

В певучем раздолье мелодий Пономаренко, согретых искренней любовью к своим соотечественникам, к родному краю, всегда «что-то слышится родное». И в этом их жизненная сила. Это настоящие родники, истоки которых в глубинных пластах русской народной песни. Они действительно летят над Россией. И для Пономаренко Россия – одна и она его, так же как он её. Песню на слова Олега Левицкого «Я лечу над Россией» исполнила Татьяна Родионова.

Многие годы два Федоровича Пономаренко и Боков были связаны крепкой мужской дружбой, но ещё сильнее – творческим союзом. Два самобытных творца, тесно связанных с народными традициями, тонко чувствующих душу народа обессмертили себя яркими мелодичными национальными песнями. Также как Пономаренко – редкий песенный талант, так и Боков - редкий поэтический талант. Песню на слова Виктора Бокова «Снег седины» исполнил Илья Бакин.

Ну какой же русский может обойтись в жизни без удали и даже этакой знаете разухабости, без задора? Всё это нашло отражение в песне на слова Виктора Бокова «Ой, снег, снежок». Её дружно запели всем залом.

Каждое выступление зрители сопровождали бурными аплодисментами и возгласами «браво». Это не оставляло сомнения, что им нравятся и песни, и исполнители. По завершению концерта артистам были вручены благодарности правления регионального отделения ВСД «Русский Лад».

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, апрель 2021 г.

Читайте также

Африка: скользкие ступени к свободе Африка: скользкие ступени к свободе
 Африка восстаёт против неоколониального закабаления. В Сенегале победу на выборах одержала левая оппозиция, Нигер прекратил военное сотрудничество с США. Однако политика новых властей не всегда ...
8 мая 2024
В.А. Туев. Сталин как великий военный стратег В.А. Туев. Сталин как великий военный стратег
В недоброй памяти хрущёвские времена удары наносились по сталинской истории. Но не только: именно тогда был нанесён первый сокрушительный удар по нашим идеалам и перспективам развития Советского госуд...
8 мая 2024
Ставропольский край. Встреча накануне Дня Победы Ставропольский край. Встреча накануне Дня Победы
7 мая 2024 года в преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне была организована выездная бригада из числа активистов Ставропольского регионального отделения ВСД «Русский Лад» вместе с заместит...
8 мая 2024