Космизм Сергея Есенина

Космизм Сергея Есенина

Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для целой плеяды представителей русской культуры (учёных, философов, писателей, поэтов, композиторов и художников XIX-XX вв.).

Термин «русский космизм» сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. В историко-философской литературе выделяются три направления русского космизма: религиозно-философское (Н.Ф. Федоров); естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, С.И. Квятковский, И.П. Павлов); художественное (В.Ф. Одоевский).

В 1909 г. в церковно-приходской второклассной учительской школе в Спас-Клепиках начал учебу Сергей Есенин. По окончании школы, в августе 1912 г., Есенин переехал в Москву.

Годами творчества Есенина считаются 1910-1925 гг., т.е. он начал писать стихи после переезда в Спас-Клепики. В своей автобиографии Есенин отметил: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Следовательно, начало его сознательного творчества пришлось на годы обучения в Спас-Клепиковской школе, в которой он учился с 1909 по 1912 год. Это свидетельствует об исключительной значимости Спас-Клепиковского периода в становлении творческой биографии Есенина.

Так в Спас-Клепиках «родился» поэтический талант и начался творческий путь великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Русский космизм Сергея Есенина находит подтверждение в серии стихов Клепиковского периода. Одним из наиболее ярких является стихотворение «Звезды».

В этом стихотворении поэт мысленно общается с небесными светилами, задает вопросы Вселенной, пленяет душу читателя таинственным образом звезд.

Стихотворение «Звезды» было написано С. Есениным в 1911 г., когда ему было 16 лет. С 1909 по 1912 гг. Сергей Есенин учился в Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школе. Около шестидесяти стихотворений были созданы в этот период, то есть в самом начале его творческого пути. Стихотворение отражает всю нежность и тонкость юной натуры молодого поэта. Лирика С. Есенина наполнена особой теплотой и нежностью к природе, к ее красоте.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

В основе стихотворения звучит один и тот же вопрос: «в чем секрет далекого звездного неба?». В каждом четверостишье поэт мысленно обращается к звездам, пытаясь разгадать секрет их притягательного света в ночном небе. Каждая строчка стихотворения наполнена эпитетами, так удачно передающими загадочную атмосферу звездного неба.

Есенин старается проникнуть в самую суть космоса и его пространства, задает звёздам вечные вопросы: «Что в вас прекрасного, что в вас могучего?», «Чем увлекаете, звезды небесные?». Вопросы остаются без ответа, а все стихотворение наполняется таинственной атмосферой. Взывая к небесным светилам, Есенин пытается осознать, почему они так притягательны, в чем их секрет.

Сергея Есенина называют и «звёздным», и «лунным», и «солнечным» поэтом. Мир поэзии Сергея Есенина противостоит обычному понятию «космос». В космосе человек и Вселенная существуют отдельно. В мире поэта – человек и космос неразделимы. «Человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей» и наступит время, пророчествует поэт, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба».

«Космизм» Есенина казался наивным и неведомым, как и «космизм» Циолковского. Циолковсий говорил, что: «…Освоение космоса принесет человеку «горы хлеба» и «бездну могущества…».
Об этом же говорил и Есенин:

«Плечьми трясем мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звездный злак».

У Сергея Есенина – ковш Большой Медведицы «черпает волю сном», небо «изливает ведром лазури», вытекшая душа «удобряет чернозем русских небесных пажитей», земля – телега в оглоблях небесного коня, теленок, рожденный небом, небо и земля – чаша двух полусфер, отражающихся друг в друге. Освоение космоса, как считал поэт, задача не чисто техническая. Нужно еще и новое космическое зрение. Человек должен «родиться» для космоса.

В своей лирике поэт обращается к космическим мотивам, потому что именно они помогают осмыслить происходящие события, понять окружающий мир, почувствовать себя частью Вселенной, поверить в свою мечту, приблизиться к ней и осуществить.

В лирике Сергея Есенина космизм проявляется в образе будущего. Поэт пишет: «Пространство будет побеждено, и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будут расставлены вехи для безопасного плавания, и человечество будет перекликаться с Земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности».

Лирика поэта направлена к небу, к космосу, к Вселенной. Есенин излагает свой поэтический взгляд на развитие космонавтики и освоение космоса, что в будущем воплотилось в следующих поколениях россиян. В своей космической лирике поэт спрогнозировал полеты человека в космос, создание многочисленных космических аппаратов, космической станции «Мир», Международной космической станции, полеты на Луну, обнаружение, сопровождение и разработку мер защиты от приближающихся к Земле астероидов и комет, поиск внеземных цивилизаций и т. д.

В некоторых интервью после своего полета первый летчик-космонавт Земли Юрий Гагарин вспоминал, что, как только облетел вокруг земного шара, ему вспомнились строчки из поэмы С. Есенина «Капитан Земли»:

Он – рулевой
И капитан.
Страшны ль с ним
Шквальные откосы?
<…>
Он скажет:
«Только тот пловец,
Кто, закалив
В бореньях душу,
Открыл для мира наконец
Никем не виданную
Сушу».

В 2008-2009 гг. Московский музей С.А. Есенина издал сборник стихов С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами. Поэзия космоса», в которых собраны только стихи поэта, пропитанные темой космоса. В музее представлена выставка этих сборников с автографами многих космонавтов: А.А. Леонова, А.И. Лазуткина, В.В. Аксенова и многих других космонавтов.

Наш знаменитый земляк дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.В. Аксенов считал С.А. Есенина космическим поэтом! В сборнике стихов С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами. Поэзия космоса» он оставил автограф: «Великий Русский Поэт Сергей Есенин – это Поэт от Бога – Космический Поэт!!!»

Теме космизма Сергея Есенина посвящены многие публикации известных филологов-есениноведов и ученых, чьи научные интересы посвящены изучению русского космизма.

С целью научного изучения творческого наследия Сергея Есенина Рязанский государственный университет (РГУ) им. С.А. Есенина учредил журнал «Современное есениноведение». В журнале публикуются материалы, посвящённые исследованию творчества поэта.

Большое внимание космизму в творчестве С.А. Есенина в контексте связей с религиозными и космическими мотивами уделяет доктор филологических наук, профессор, руководитель Есенинского научного центра РГУ им. С.А. Есенина Воронова Ольга Ефимовна, такие работы, как:

Воронова О.Е. Космические мотивы в поэзии С.А. Есенина // Современное есениноведение. 2011, № 17. С. 6–13.

Воронова О.Е. Поэма «Небесный барабанщик» как финал «библейского цикла» С.А. Есенина // Современное есениноведение. 2016, № 4 (39). С. 21–26.

Воронова О.Е. Художественный космос поэмы С. Есенина «Анна Снегина» // РГУ им. С.А. Есенина. № 18, 2011. С. 21-31.

О царстве Солнца, преобразовании Вселенной, освоении космоса в творчестве С. Есенина рассказывает О.Е. Воронова в статье: Воронова О.Е. Сергей Есенин и русский космизм // Философ космической эры: сборник памяти Н.Ф. Федорова. – Сасово, 2011. С. 93-95.

Исследователем, составителем и автором научного комментария к Собранию сочинений Н. Федорова (в соавторстве с С.Г. Семеновой) является Гачева Анастасия Георгиевна – специалист по истории русской философии и русскому космизму, литературовед, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, гл. библиотекарь Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова.

3 октября 2020 года в Библиотеке им. Федорова А.Г. Гачева выступила с лекцией «Космические мотивы в поэзии Сергея Есенина (литературно-философский контекст)». О космизме Есенина она пишет: «Певец крестьянского мира Сергей Есенин в цикле «маленьких поэм» называл своих современников «Ловцами вселенной, неводом зари зачерпнувшими небо», а в трактате «Ключи Марии» заговорил о том, что «земля поехала» и пора попрощаться «с нашей старой орбитой, старым воздухом и старыми тучами» (Гачева А.Г. Русский космизм в идеях и лицах. — М.: Академический проект, 2019. 431 с.).

О «стихии русской души в поэзии Есенина» пишет доктор филологических наук, советский и российский философ, литературовед, историк русской мысли и литературы, член Союза писателей России, исследователь и публикатор наследия Н.Ф. Федорова, специалист по русскому космизму Семенова Светлана Григорьевна в статье «Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов» // Поэтика – Видение мира – Философия. Научное издание. М. ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

Выдающийся русский писатель, публицист, политический и общественный деятель, член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра» Александр Андреевич Проханов на виртуальной выставке «Поэзия космоса» в Московском государственном музее С.А. Есенина, характеризуя Есенина космического, говорил: «….Сам Есенин является космическим русским вихрем, который внутри русской жизни — далеко не равнинный, потому что вся русская жизнь состоит из вихрей, взлётов, провалов и вновь — вознесений. И Есенин возник как результат этой рязанской тайны… Вся поэзия Есенина — это взывание к небу, взывание к космосу, это евангельские чтения, это рыдания, это молитвы, это счастье, это ликование, это надгробные песнопения, это песнопения о себе самом — несчастном и грешном…».

О космизме Есенина в своих выступлениях говорили доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки РГУ им. С.А. Есенина Рудольф Янович Подоль, член Союза журналистов России, директор Музея С.А. Есенина РГУ им. С.А. Есенина, координатор проекта по составлению интерактивной карты объектов Рязанской области, связанных с историей российской космонавтики, Павел Вячеславович Квартников и другие ученые.

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что С.А. Есенин вместе с В.Ф. Одоевским и другими поэтами является ярким представителем художественного направления русского космизма.

Источник: «Рязань аэрокосмическая»

Читайте также

О. Ясинский. Кто стоит за нападками на советскую историю? О. Ясинский. Кто стоит за нападками на советскую историю?
Не думаю, что в России происходит рост ультраправых настроений. Наоборот – есть заказная антикоммунистическая кампания, чтобы сдержать рост симпатий к СССР, сердцу нашей исторической памяти. Нынешняя ...
18 ноября 2025
Казахский блогер Аслан Толегенов осужден на 3,9 года заключения Казахский блогер Аслан Толегенов осужден на 3,9 года заключения
Аслан Толегенов был приговорён на закрытом суде к 3,9 годам заключения по обвинению в «разжигании розни» по более чем двумстам эпизодам. Многие наблюдатели и общественник считают такой приговор и сам ...
18 ноября 2025
А. Волынец. «По заветам декабристов» А. Волынец. «По заветам декабристов»
По Конституции Российской Федерации (пункт 7-й статьи 95-й) написано, что Государственная Дума состоит из 450 депутатов. А знаете, кто первый это придумал? Что депутатов именно 450? Не какое-то иное ч...
18 ноября 2025