Корчагин нужен, и он — не миф

Корчагин нужен, и он — не миф

Статьёй В. Кожемяко «Наполеон и Корчагин» «Правда» откликнулась на зверское убийство аспирантки Петербургского университета Анастасии Ещенко. Зверское оно не только по своему исполнению, но и по социальному положению его исполнителя. Преступление совершил не маньяк, не наркоман или закоренелый пьяница, а человек интеллектуального труда, призванный своей профессией обучать и воспитывать других.

Когда я, взяв номер «Правды» за 19—20 ноября, прочитал заголовок этой статьи, откровенно скажу, несколько удивился. Подумал: да какая же связь между Наполеоном Бонапартом и Павкой Корчагиным? В моём понимании, как и многих, — это антиподы. Один — вселенский убийца, сродни Гитлеру; другой — народный герой, достойный подражания.

Да, встретились они в заголовке статьи, казалось бы, случайно. Автор пишет: «Так же одновременно с петербургской трагедией в «Литературной газете» появляется статья под заголовком «Нужен ли миф о Корчагине?».

Но случайно ли на самом деле это совпадение? По времени, возможно, и так. Но не по сути. В статье сопоставлены два преступления — правовое и моральное. Их совершили два человека — доцент-историк Олег Соколов и автор статьи «Нужен ли миф о Корчагине?» доктор филологических наук Людмила Малюкова. И что тут скажешь? Конечно же, с убийцей аспирантки пусть разбираются правоохранительные органы. А вот с новоявленным убийцей Николая Островского и его героя разобраться следует нам.

Советскими историками фигура Наполеона как объект исследования никогда не рассматривалась в отрыве от социально-политического строя, его породившего. В исторических трудах советского периода он всегда представал как политик буржуазного государства. По крайней мере, для выдающегося академика Е.В. Тарле Наполеон кумиром не был. Однако времена изменились, и вот для Олега Соколова, живущего в капиталистической России, кумиром стал.

И удивляться этому не приходится. Ведь для некоторой части людей, в том числе и России, кумиром остаётся даже Адольф Гитлер, для некоторой части жителей Украины кумиром остаётся Бандера. Могут ли быть поклонники убийц и насильников добрыми и сострадательными к людям? Нет. Да к тому же они живут в обществе, которое по своей социально-политической сути преступно и которое порождает убийц и насильников каждодневно, ежечасно. Оно не только не способно по-настоящему противодействовать злу, но фактически даже не ставит перед собой такой цели. Эту суть капитализма вскрыл К. Маркс: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради прибыли». В таком обществе и рождаются соколовы. Каждая эпоха рождает своих героев.

Преграду на пути наживы и алчности, порождающих различные формы насилия, может поставить лишь общество с другими социально-политическими идеалами и целями. Оно у нас было — построенный в боях социализм. Самое справедливое по отношению людей друг к другу. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / русский народ» — вот к чему звало людей это общество.

Часто можно слышать слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Красота кого или чего? Женщины, цветка? Да нет, Фёдор Михайлович имел в виду красоту души! Я бы эту мысль писателя выразил иначе, по-своему: не красота, а доброта спасёт мир. К добру звал людей социализм. Мне могут возразить: к добру через насилие? Отвечу: да, но насилие вынужденное!

Социалистическая эпоха породила своих героев, своих людей, достойных подражания. Они появились во всех сферах человеческой деятельности — трудовой, боевой, культурной. Передовики производства, герои боёв, книг, пьес и фильмов. Страна Советов настойчиво призывала: возьми в пример героя труда и защитника Родины! И их становилось всё больше и больше. Среди них был и герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин.

Он пополнил плеяду славных имён человечества: реальной Жанны д’Арк из одноимённого романа М. Твена, реального Спартака из одноимённого же романа Р. Джованьоли, собирательного образа Артура из романа Э. Войнич «Овод», Рахметова из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»... Миллионы людей восхищались силой духа этих героев, стремились подражать им. Это действительно рыцари без страха и упрёка. Ими нельзя не восторгаться, нельзя не брать себе в пример. Лично я, будучи школьником, смотрел в Грозненском театре им. М.Ю. Лермонтова спектакль «Овод» раз десять! И не переставал восторгаться героем.

Значение этих героев в жизни людей огромно. Пожалуй, никто не выразил это более точно, чем Н.Г. Чернышевский: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них его сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

«Как закалялась сталь» — книга о силе духа советского человека. Со страниц романа её герой шагнул на подмостки сцен ряда советских драматических театров, был экранизирован. Министерство образования СССР посчитало нужным включить роман в школьную программу по литературе. Миллионы детей держали эту книгу в руках, читали её, описывали образ Павки в сочинениях, восхищались героем, стремились быть похожими на него. Роман был настольной книгой во многих семьях и стал одним из самых издаваемых в СССР художественных произведений. К 1 января 1991 года эта книга была издана на 75 языках народов СССР 773 раза — суммарным тиражом 53 миллиона экземпляров. Мне могут сказать: это старались кремлёвские вожди. Так-то оно так, но кто постарался, что роман был переведён на многие языки мира и издан на всех континентах земного шара? То-то!

В годы контрреволюционного переворота у нас эту книгу изъяли из школьных учебных программ. Разве это не акт вандализма, разве не преступление? Отобрать у ребят книгу, которая по своей патриотической сути была манифестом целого поколения людей многих стран мира, а вместо неё подсунуть сочинения Солженицына и ему подобных…

Впрочем, удивляться не приходится: отлучение школьников от насквозь «красного романа» — это лишь частичка борьбы, которую нынешняя буржуазная власть ведёт против символов советской эпохи. С пьедестала почести свергаются многие народные лидеры и герои, а на их место возводятся те, кто когда-то против них воевал.

И ведь находятся «умники», которые приветствуют отлучение Павки Корчагина от ребят, размышляющих в силу своего возраста кого взять себе в герои. И не просто мысленно приветствуют, но и высовываются со своим мнением на телевидение, страницы газет, на сайты интернета.

Казалось бы, налаялись, школьников с Н. Островским разлучили, самого писателя и его Павку Корчагина вместе с породившей их эпохой основательно измазали чёрной краской. Можно и передохнуть? Ан нет! На сцену борьбы с героями советской эпохи поднимается дамочка по имени Лариса Малюкова, а «Литературная газета» предоставляет ей место для статьи «Нужен ли миф о Корчагине?». Решили реанимировать несколько притухшую было кампанию борьбы с героями советской эпохи.

Что же подвигло доктора филологических наук из Таганрога продолжить подлое дело её предшественников? Возможно, некоторые проблески в общественном сознании о том, что нельзя рубить сук, на котором сидишь? Где-то в школах стали организовывать выставки разных изданий романа «Как закалялась сталь», в других проводятся так называемые живые газеты «Жизнь — подвиг». В некоторых библиотеках проходят «круглые столы» на тему «Роман «Как закалялась сталь» и современный читатель», коллективные чтения фрагментов замечательного романа...

У нас в Белгороде есть библиотека имени Николая Островского. Обком и горком комсомола проводят здесь (не скажу, что часто, но периодически) интересные мероприятия, посвящённые выдающемуся советскому писателю. Об одном из них рассказала областная газета КПРФ «Слово коммуниста»:

«26 сентября в Белгородской библиотеке имени Николая Островского состоялась встреча, посвящённая 115-й годовщине со дня рождения писателя. В конференц-зале библиотеки собрались представители нескольких поколений. Сотрудники библиотеки подготовили невероятно интересную выставку и лекцию о жизни Островского. А биография его была действительно удивительной: уже будучи прикованным к постели, абсолютно слепым, Николай Алексеевич создал свой роман «Как закалялась сталь». Произведение, которое произвело колоссальное влияние на умы молодёжи не только Советского Союза, но и за рубежом!

Своими впечатлениями о произведении Островского делились члены организации «Дети войны». Нина Павловна Жерносек прочитала стихотворение собственного сочинения о комсомольской юности и рассказала о том, как, будучи студенткой, ездила поднимать целину, и о том, что каждый студент того времени зачитывался романом «Как закалялась сталь».

Первый секретарь Белгородского областного комитета Ленинского комсомола Игорь Цевменко рассказал присутствующим, что современная комсомольская молодёжь также берёт пример с героя романа — Павки Корчагина…

Ученики 9-го лицея недавно впервые ознакомились с биографией и творчеством Николая Островского, но уже отметили его стойкость духа и целеустремлённость. Многие ребята читают теперь эту книгу».

Вероятно, подобные факты сильно тревожат ненавистников нашего советского прошлого. И вот одна из них взялась за перо. Что же она пишет? «Каждая эпоха создаёт свои магические мифы. Человечество с ними расстаётся с трудом».

Мифы?! Милочка Малюкова, но Павел Корчагин — не миф, а реальность! Это реальный человек — Николай Островский.

Её беспокоит и то, что поклонниками Корчагина-Островского остаются артисты, которые создали в кино этот впечатляющий образ. Например, пишет: «Вот и актёр Владимир Конкин, сыгравший когда-то в фильме «Как закалялась сталь», высказался на страницах «Литературной газеты» в защиту своего героя, утвердительно отвечая на вопрос: «Нужны ли нам Павки сегодня?».

Да, назвав этот роман книгой на все времена, артист сказал: «Она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными… Островский сумел создать в своём романе почти идеальный образ, который, вместе с тем, остаётся абсолютно земным человеком… Убеждён, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся отменить никому и никогда».

Вы слышите, Малюкова, что сказал артист: Павка нужен и сегодня, и это никому и никогда не отменить! Почему же, вслед за другими, уже битыми, ниспровергателями Павки Корчагина вы вновь пытаетесь перечеркнуть, отменить его? Не боитесь быть битой? Тогда послушайте ещё одного артиста, воплотившего Павку в киноленте задолго до В. Конкина. Я имею в виду Василия Ланового. Вот что он сказал в 2004 году корреспонденту «Правды» Виктору Кожемяко: «На встречах со зрителями меня часто спрашивают: «Не изменили ли вы теперь своего отношения к Павке Корчагину?» Я отвечаю: «Теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда, потому что дай бог нашим детям во что-то верить так, как верил мой герой».

Два советских артиста послевоенного времени отобразили в кинофильмах образ Корчагина, и сделали они это достойно, с чувством романтизма, присущего тем полным энтузиазма годам. Почему их Павка получился убедительным и покорил сердца миллионов юношей и девушек? Потому что образ героя совпадал с их внутренним миром (как и тех, кто смотрел эти фильмы), они прониклись этим образом. Рассказывают, что, когда на съёмках В. Конкин впервые стал произносить известные слова Н. Островского о том, что «самое дорогое у человека — это жизнь», он внезапно потерял сознание. Известно, что Ч. Диккенс плакал, описывая страдания героев своих романов. Образ Павки Корчагина из романа Н. Островского вдохновил В. Конкина и В. Ланового, а их Павка Корчагин с экранов вдохновлял миллионы людей на подвиги в труде и в бою. Вот что беспокоит антисоветчицу Малюкову.

Вы, г-жа Малюкова, подняли руку на человека, который за несколько месяцев до смерти просил увеличить тираж своей книги до миллиона экземпляров, ибо: «Миллионы — это мои солдаты… Я их полководец. Я веду их на врага. А нам предстоят громадные бои».

Предвидение писателя сбылось: он стал полководцем, когда грянули «громадные бои». Книга Н. Островского сражалась на фронтах Великой Отечественной войны, стала солдатом. Она была таким же оружием, как винтовка, автомат или пулемёт. Таким же оружием стал фильм, созданный в 1942 году, в самый тяжёлый период войны. Первый фильм о Павке Корчагине. На главного героя романа равнялось поколение советской молодёжи, которому суждено было прямо с выпускного школьного вечера уйти на фронт. В архивах сохранились заявления юношей и девушек, не подлежащих призыву по возрасту, в которых они просили военкоматы зачислить их в Красную Армию и обещали, что будут защищать Родину, как защищал её Павка Корчагин.

Вступая в комсомол, молодые бойцы обещали биться с врагом, как Павка Корчагин в годы Гражданской войны. Вот одно из таких заявлений, принадлежащее Александру Сидорову: «Прошу принять меня в члены ВЛКСМ, так как я желаю быть достойным комсомольцем-корчагинцем и сражаться с немецкими палачами, как сражался Павел Корчагин». «Если на нашу Родину нападёт враг и захочет отнять у нас, советских людей, всё, чем мы пользуемся, то я буду драться за это, как Корчагин», — писал незадолго до войны Олег Кошевой. И своё обещание выполнил!

Из окопов Сталинграда Борис Полевой сообщал о том, как единственную книгу, которая была у бойцов, — «Как закалялась сталь» — они разделили на части и передавали друг другу по мере прочтения. Экземпляры этой книги, залитые кровью, пробитые пулями и осколками, становились в воинских частях настоящими реликвиями. «Как закалялась сталь» читали в землянках, блиндажах, в перерывах между боями и на отдыхе. Читали не только днём, но и ночью, при лучинах и «коптилках». Павел Корчагин как солдат прошёл всю войну и закончил её в логове врага. На одной из стен рейхстага штыком кто-то вывел: «Дошёл до Берлина. Павка Корчагин».

О том, какое значение воспитанию людей воюющей страны на примере Павки Корчагина придавало Советское правительство, говорит такой факт. Музей Н.А. Островского из Москвы был эвакуирован на восток в июле 1941 года во главе с его директором Р.П. Островской — вдовой писателя. Но уже в июне 1942 года она была отозвана в столицу для восстановления музея. И он опять открыл двери для посетителей, внося свой вклад в дело Победы. Уезжающие из Москвы на фронт воины считали своим долгом посетить музей. «Я зашёл сюда, — писал полковник Чернявский, — чтобы ещё раз почувствовать присутствие в наших рядах нашего лучшего солдата Павки Корчагина».

Николай Островский и его герой нужны были нашей молодёжи до войны, в войну и после неё. Кто строил ВАЗ, КамАЗ, БАМ? Корчагинцы! Для себя и для всего советского народа строили. Да и для нынешних жителей нашей страны. Так нужен ли сегодня Павка Корчагин? Нужен! И ещё раз — нужен!!!

Вы, Малюкова, и вам подобные свергаете с пьедестала героев минувшей эпохи, не поставив на их место новых. Впрочем, осмелюсь спросить, кто сегодня герой? Где он? А-у-у-у! Свято место пусто не бывает. Место свергнутых героев всё чаще занимают антигерои. И всё острее встаёт перед обществом проблема: а как же им противостоять?

Есть металл под названием сталь. Бывают люди, которые по своим помыслам, характеру и делам похожи на сталь. Их так и называют — стальные. Некоторые имена я называл. Хочу назвать ещё одно. Оно от слова сталь — И.В. Сталин. Это благодаря его стальной воле мы победили в самой страшной войне. Его сторонников называют сталинистами. Среди них и я. У металла есть враг — коррозия. Она разрушает металл. Нечто подобное бывает и в обществе. Люди с коррозийными взглядами, книгами, статьями разрушают идейную прочность общества. Так нужны ли сегодня Павки Корчагины? Ещё как!

Не иссякла жажда малюковых опорочить Николая Островского — Павла Корчагина. Но изгнать ни автора великой книги, ни его героя из народной памяти не удастся. Потому что они учат людей жить честно, справедливо и самоотверженно. Ради всего народа и своей страны, ради справедливости. Они учат не сдаваться перед болезнью, перед трудным делом, перед врагом. Зовут снова и снова подниматься в атаку с девизом: только вперёд, только на линию огня, только через трудности к победе… И никуда иначе!

Анатолий СЕРГИЕНКО, подполковник Советской Армии, кандидат исторических наук, г. Белгород

Источник: «Правда»

Читайте также

На видеоконференции «Русского Лада» обсудили проблемы культуры и мировоззрения На видеоконференции «Русского Лада» обсудили проблемы культуры и мировоззрения
10 октября состоялась видеоконференция руководителей региональных отделений «Русского Лада», на которой выступили руководитель Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» В.С. Никитин и замес...
15 октября 2024
И.С. Бортников. А он, мятежный, просил бури… (Лермонтову – 210) И.С. Бортников. А он, мятежный, просил бури… (Лермонтову – 210)
Прошу простить, что позволил себе заменить одну букву в строке гениального стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Да, Михаил Юрьевич всю жизнь стремился к буре в обществе, свои мятежные мечты он вопло...
15 октября 2024
Иркутск. Вышел в свет первый том сборника статей о «Сиянии России» Иркутск. Вышел в свет первый том сборника статей о «Сиянии России»
В Иркутском Доме литераторов презентовали книгу «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“: сборник статей». Автором выступила критик, публицист, редактор, составитель книжны...
15 октября 2024