Конкурсу нужна поддержка власти
Завершился II тур ХVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Определились имена финалистов. И поскольку в Москве проходят состязания только по двум, но зато важнейшим номинациям — «фортепьяно» и «скрипка» (с них, собственно, и начинался в далёком 1958 году этот престижный конкурс), сосредоточимся на этих программах.
Из 25 участников по номинации «фортепьяно» в финал вышли восемь пианистов, что говорит о сильном уровне конкурсантов. Среди них четверо наших соотечественников: Сергей Давыдченко, Станислав Корчагин, Валентин Малинин, Илья Папоян. Все они лауреаты международных конкурсов и участники фестивалей.
В номинации «скрипка» из 26 претендентов на высокое звание победителя оправдали ожидания слушателей шесть музыкантов, и опять-таки среди них половина наших: Равиль Ислямов, Даниил Коган, Елена Таросян. Все они выходцы из Московской консерватории, достойно представляющие нашу музыкальную школу на престижных международных состязаниях. Их соперниками будут конкурсанты из Китая, Южной Кореи и Великобритании.
Музыкальная общественность и широкая публика горячо поддерживали всех участников конкурса, в том числе представителей так называемых недружественных стран: Италии, Франции, Словении, США, Японии.
Атмосфера конкурса разогревалась не сразу. Отправив ценителей музыки по домам — смотреть и слушать конкурсные выступления через интернет, устроители конкурса, похоже, забыли, что искусство, тем более музыкальное, — дело соборное: оно по-настоящему глубоко воспринимается при большом собрании заинтересованной публики в праздничной, приподнятой атмосфере театральных и концертных залов.
Конечно, слушать хорошую музыку можно и в домашней обстановке, но прямая трансляция с места события требует опыта и серьёзной подготовки. Вспомним Венские новогодние концерты или спектакли Миланской оперы, ставшие благодаря телевидению и интернету достоянием наших зрителей. Но сколько же изобретательности и вкуса вложено в этот контент, сколько собственного отношения к событию!
Здесь же всё делается формально, безынтересно — как говорится, малой кровью. Невозможно раскрыть облик музыканта, передать его энергию на общем плане без укрупнений и деталировки, пользуясь только статичной камерой. Что же касается звучания, оно более чем несовершенно. И понятно, почему любители музыки уже на второй-третий день начали возвращаться в Московскую консерваторию, тем более что никакой информации о событиях конкурса в СМИ по-прежнему не было и нет. Разве что «Радио России» изо дня в день передаёт одну и ту же навязшую в ушах речёвку с указанием на даты конкурса и перечислением его номинаций.
Но напрасно любители музыки надеялись оказаться в информационном поле при посещении Московской консерватории. Ни буклетов с персоналиями участников конкурса, ни программ концертов в широком доступе по-прежнему нет. Программу можно получить, как говорится, день в день только в пресс-центре. Там же расположен единственный монитор, по которому идёт трансляция конкурсных программ из Петербурга. Сюда вхожи только журналисты с аккредитациями. Но и журналистам не хватает бумажной информации об участниках конкурса. Обещали привезти буклеты с персоналиями из Петербурга, но так и не привезли. А попробуйте узнать что-то о членах жюри — вся информация об их заслугах только в интернете. Дежурные охотно нальют вам кофе, но от разговоров уклонятся: это менеджеры.
Так что же за структура занимается организацией Международного конкурса имени П.И. Чайковского? Откуда взялся этот Росконцерт, упорно продвигающий знаменитый музыкальный конкурс в интернет, не вкладывая в это никаких серьёзных средств и надеясь, что всё пойдёт само собой, на дармовщинку?
Оказывается, Росконцерт — это одно из подразделений министерства культуры РФ. На второй день конкурса министерство заявило о поддержке Росконцерта — ещё бы ему не поддержать свою собственную структуру! Но почему до самого открытия министерство скромно прикрывалось маркой Росконцерта? И в чём, собственно говоря, выразилась эта поддержка? Ни один из дежурных менеджеров не знает ответа на этот вопрос.
Но зато неутешительный ответ знают педагоги детской музыкальной школы. Они пришли поболеть за своего ученика — скрипача Александра Папушева, одного из самых молодых участников конкурса.
«Знаем Сашу с детства, — рассказывают они. — В 12 лет он приехал из Уссурийска учиться в Центральной музыкальной школе, в Академии исполнительского искусства. Жил здесь с бабушкой — родители трудились на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить его в Москве. Потом он получил стипендии Фонда Владимира Спивакова и Фонда «Новые имена». Сегодня он студент Московской консерватории, лауреат нескольких всероссийских музыкальных конкурсов. Саша очень талантлив и работоспособен, но пройдёт ли в третий тур со своей непрестижной скрипкой? Ему нужен другой инструмент. Однако настоящая коллекционная скрипка стоит дорого — не по карману молодому маэстро. Вот бы министерству культуры приобрести такую скрипку для подающего большие надежды музыканта. Не Страдивари, но достойный инструмент — такой можно найти в своём Отечестве.
Ассоциация скрипичных мастеров неоднократно подавала в министерство культуры заявку на грант. Скрипичным мастерам нужны эти деньги. Производство инструмента — дело затратное. Дерево, лаки, струны — всё должно быть высшего качества. Потому и скрипка стоит дорого. Но министерство культуры отказывает в этой поддержке, при том что получает от государства немалые денежные вливания.
Поскупилось министерство культуры и на XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, не расщедрилось даже на то, чтобы снять на весь срок филармонический зал для конкурса скрипачей. О поддержке молодых талантов и говорить не приходится. К сожалению, Саша Папушев не прошёл в III тур. Не будет этого имени в списке скрипачей-финалистов.
В этих досадных частностях отразилась большая проблема: конкурсу имени П.И. Чайковского не хватает внимания тех структур, которые, собственно, должны заниматься его развитием и продвижением. И не от случая к случаю, а постоянно, из года в год — времени на это более чем достаточно. Но о знаковом общественно-политическом музыкальном событии в министерстве культуры вспоминают раз в четыре года. В этом же году конкурс практически пущен на самотёк.
Тем не менее огромный профессиональный интерес к этому событию, любовь и поддержка публики не дадут Международному конкурсу имени П.И. Чайковского сойти на нет. Праздник классической музыки продолжается.
Лариса ЯГУНКОВА
Источник: «Правда»