«Колумб Замоскворечья». Литературная гостиная в Красноярске
В этом году мы отметили большой юбилей большого русского писателя – 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Этому событию была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №3 и 99 совместно с членами КРО ВСД «Русский Лад».
Гостиная началась с небольшого пролога. Кулигин, сидя на скамье, беседует с Кудряшом:
- Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу.
- А что?
- Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Их сменяет другая пара: Подхалюзин и Липочка, ни за что не желающая идти замуж за купца. А это кто разговаривает?
- Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица…
Ну, конечно же, это Катерина и Варвара. Герои Островского… Мужчины и женщины, молодые и старые, смешные и печальные – они шли за ним всю жизнь. 728 действующих лиц его пьес …
Начиная разговор о великом драматурге, ведущие Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва отметили, что Островский как личность, как человек почти не ощутим. «Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвёртом бастионе Севастополя, как Толстой. Он не оставил воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вёл дневников. За Островского всю жизнь говорили его герои». Но если бы драматург всё-таки написал свои воспоминания, то начинались бы они, несомненно, с того уголка земли, где прошли его детство и юность.
На экране появляется панорама Замоскворечья. Ведущие Алина Быкова и Пётр Котлов рассказывают: «Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе поведал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья». Лучше представить ту жизнь, которая неторопливо текла когда-то в Замоскворечье, помогли слайды с репродукциями картин художника Б.М. Кустодиева, близкого по духу Островскому. А затем в разговор вступил и сам драматург (его играл Костя Рогожин): «У нас никогда по моде не одеваются. Это даже считается неблагопристойным. Мода – постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления … В девять часов всё Замоскворечье спит».
Молодой Островский был полон гордости, что открыл лежавшую у всех под носом, но никем из путешественников не обнаруженную страну. И какие же здесь оказались типы, какие нравы, какой язык! Взять хоть бессмертного искателя невест Мишу Бальзаминова. Он мечтает о богатстве и столичном шике, а сам надут пустотою и лёгок, как воздушный шар. Замоскворечье живёт по законам примет, снов и гаданий. И мечтательность Миши, его фантазёрство – тоже часть этой замоскворецкой стихии. Всё это постарались донести до зрителей Ксения Головатенко, Ксения Ромашко и Виктор Золотых, сыгравшие героев пьесы Островского «Праздничный сон – до обеда».
«Островский начал необыкновенно», – говорил Тургенев. Дебют его в самом деле был ошеломляющим. Первая же комедия – она, как вы помните, называлась «Банкрот, или свои люди – сочтёмся!» – стала событием в литературе. Её сюжет – обычное для Замоскворечья дело – объявление ложного банкротства. Решившийся обмануть всех купец Большов сам обманут и посажен в яму своим же приказчиком Подхалюзиным, который заодно с домом и лавками забирает его хорошенькую дочку Олимпиаду Самсоновну, Липочку.
Вниманию зрителей была предложена сцена из пьесы «Банкрот» (действие третье, явление пятое). Роли Подхалюзина и Липочки блестяще исполнили Павел Плотников и Арина Дрюкова. Затем Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва продолжили разговор о «Банкроте». Они рассказали о том, что Островский очень долго работал над своей первой комедией, и когда в 1850-м году она появилась в журнале «Москвитянин», началась широкая известность драматурга. Князь Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвёртый».
Откуда же взялось у молодого драматурга такое знание уголовных дел, деталей и фактов чиновничьей службы, эпизодов жизни купеческих семей? Чтобы ответить на этот вопрос, ведущие обратились к биографии Островского. В 1840 г. Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце второго курса уволился из-за конфликта с одним из профессоров. А в 1843 г. отец определил его на службу в Московский совестный суд, в котором рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие споры. Судья внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящая школа познания потаённых сторон купеческой жизни.
В 1845 г. Островский перешёл чиновником в Московский коммерческий суд. Здесь судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. Раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало всё разноголосье живого великорусского языка. Это оказало будущему драматургу великую услугу, снабдив неисчерпаемым запасом фактов и типов для художественного творчества.
Интересно, что купцы с благодарностью восприняли пьесы Островского, справедливо полагая, что эти сочинения положительно действуют на нравы людей, учат состраданию и добру. А вот власти были другого мнения. Пьеса не разрешалась к постановке на сцене в течение целых десяти лет. Островский был отдан под надзор полиции, который был снят только при вступлении на престол Александра Второго.
В 1856 г. Островский вместе с другими литераторами отправился в экспедицию по Верхней Волге, организованную Морским министерством. Великую пользу принесло путешествие художественному таланту Островского! Он познакомился с древними городами, старинными обычаями и нравами, со своеобразным прадедовским языком. Под влиянием этого путешествия была написана и драма «Гроза», с персонажами которой встретились участники литературной гостиной. Диалог Кулигина и Кудряша прозвучал в исполнении Сергея Романова и Дениса Гусарова, а знаменитый монолог Катерины очень артистично и вдохновенно прочитала Ксения Лоскутова. Ксении удалось передать тоску героини по утраченной гармонии, любовные чувства, окрыляющие её:
- Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела… Другой героине, Варваре, трудно понять Катерину. Она не такая, приземлённая. И это хорошо передала Настя Божко, исполнившая роль Варвары.
Островский-драматург нанёс на карту Поволжья свои никому неизвестные по имени (но всем, кто смотрел его пьесы, знакомые) города – Калинов и Бряхимов. В Калинове развёртывается действие «Грозы» и «Горячего сердца», Бряхимов возникает перед нами в пьесах «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Бесприданница». Пьеса «Бесприданница» – шедевр русской драматургии. Всем хорошо известен фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», поставленный по пьесе Островского в 1984 году. Романс из этого кинофильма прозвучал на литературной гостиной в исполнении прекрасной певицы Валентины Пономарёвой.
Жизнь А.Н. Островского не была лёгкой. Ему приходилось очень много работать, обеспечивая большую семью. Чтобы набраться сил, Островский каждое лето приезжал в своё имение Щелыково, расположенное в лесном костромском краю среди чудесной природы. Места эти Островский называл «костромской Швейцарией», говорил, что когда путешествовал по Италии, то и там не встречал таких видов.
Природа Щелыкова вдохновила Островского на создание весенней сказки «Снегурочка». В ней драматург воплотил свою мечту о братской жизни людей друг с другом. Он создал сказочное царство берендеев, в котором торжествуют добро, правда и красота. Хотели бы вы побывать в этом сказочном царстве? Тогда давайте перенесёмся в доисторическое время. Представьте. Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдруг всё небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Окружённая свитой птиц появляется Весна-Красна. Она обращается к птицам, которые дрожат от холода:
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилёт на новоселье.
Птицы начинают веселиться. Кого тут только нет! Весёлые «сороки-белобоки», серьёзные грачи и жаворонки, «глашатаи весны», журавль «с своей подругой цаплей», разные мелкие пичужки и, конечно, важная ворона. Это надо было видеть! А руководила представлением пичужек-первоклашек Ольга Сергеевна Шабович (она же Весна-Красна). Проводив весеннюю делегацию, ведущие Петя Котлов и Алина Быкова продолжили рассказ о стране берендеев, о Снегурочке, которая ради любви жертвует своей жизнью. Принимая эту жертву, бог солнца возвращает берендеям свет и тепло. А вот появился и сам мудрый и справедливый царь берендеев (его монолог профессионально прочитал Лёня Лабазников) и призвал изгнать «последний стужи след из наших душ» и обратиться к Солнцу.
В заключение прозвучали слова ведущих: «За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время, другим – останавливается у первой станции железной дороги…»
Подводя итоги, председатель КРО ВСД «Русский Лад» Владимир Семёнович Бедарев отметил, что и в наш 21 век Островский по-прежнему современен. Владимир Семёнович выразил сердечную благодарность педагогам Маркарян Марине Сейрановне, Леменковой Людмиле Алексеевне, Шабович Ольге Сергеевне, Шабовичу Ивану Сергеевичу, Мишиной Алине Александровне, Козловой Анжелике Дмитриевне за большую работу по подготовке и проведению литературной гостиной, пожелал всем присутствующим творческих успехов и вручил благодарственные письма. По традиции заседание гостиной закончилось коллективным фотографированием на память.
Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ№3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)