Хабаровск. Поздравление… изгнанием

Хабаровск. Поздравление… изгнанием

На днях высшему педагогическому образованию в Хабаровском крае исполнилось 90 лет. Круглая дата связана с образованием в 1934 году Хабаровского государственного педагогического института, который сегодня существует в виде Педагогического института Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ).

Однако многие преподаватели и студенты встретили юбилей в мрачном настроении, а некоторые даже отказались участвовать в юбилейных мероприятиях: «Не хотим участвовать в поминках». Причина – решение руководства ТОГУ о переводе учебного процесса из исторически сложившегося комплекса зданий в центре Хабаровска, где высшее педагогическое образование развивалось с 1930-х годов, в здания университета на другом конце города.

В 1930-е годы стремительно развивавшемуся Дальнему Востоку как воздух требовались кадры высшей квалификации, которые в нужном количестве могли быть подготовлены лишь на месте: завоз специалистов из других регионов не мог закрыть всех потребностей. Именно поэтому в числе первых советских учреждений высшего образования на Дальнем Востоке возник Хабаровский пединститут: без подготовки квалифицированных учителей и их последующей работы в школах края невозможно было подготовить абитуриентов для техникумов и вузов, которые могли бы успешно осваивать столь нужные для региона профессии. За 1940—1960-е годы институт стал флагманом педагогического образования на востоке страны, а его выпускники прославили свою alma mater далеко за пределами края.

Воспитанники тех, кто окончил Хабаровский пединститут, своим созидательным трудом способствовали комплексному развитию Дальнего Востока — строили Байкало-Амурскую магистраль, развивали промышленность и сельское хозяйство, социальную сферу, науку, культуру… В каждой странице истории региона есть строки, написанные коллективом Хабаровского пединститута, его выпускниками и их воспитанниками. В 1990-х институт приобрёл статус университета, в 2005 году расширил свой профиль до гуманитарного, а в 2012-м… был признан «неэффективным», и после пресловутой «оптимизации» в 2015 году его присоединили к Тихоокеанскому государственному университету (в прошлом — Хабаровскому политехническому институту).

Ломка складывавшейся десятилетиями структуры продолжилась в 2023 году. Из педагогического института был выделен институт лингвистики и межкультурных коммуникаций, а факультеты и кафедры были упразднены — вместо них появились высшие школы. Например, прежде слитые воедино кафедры истфака объединили вместе с кафедрой педагогики в «высшую школу педагогики и истории», несмотря на несогласие коллективов обеих кафедр. Однако на этом эксперименты не окончились…

29 октября ректорат принял решение о выселении пединститута и института лингвистики из шести корпусов в центре города. Новое место дислокации было определено в здании бывшего университета экономики и права, присоединённого к ТОГУ в 2023 году, и в главном здании ТОГУ. Туда институты должны переехать к началу февраля. Почему в самом разгаре учебного года, к тому же суровой дальневосточной зимой? Руководство ТОГУ объясняет спешку заботой о жизни и безопасности обучающихся. По логике ректората, корпуса в центре города имеют высокую степень износа и могут представлять угрозу для их обитателей. Была названа сумма 3 миллиарда рублей, необходимая для ремонта, которая у вуза отсутствует.

Поэтому единственный выход — всех переселить, корпуса законсервировать и ждать проведения экспертиз вместе с решением минобрнауки о том, как использовать здания дальше. Ещё одна объявленная причина — якобы недостаточная учебная загрузка корпусов, что делает их использование экономически нерентабельным. О возврате переселяемых студентов и преподавателей обратно даже в отдалённой перспективе речь не идёт.

Решение ректората произвело эффект разорвавшейся бомбы, вызвав массовое возмущение сотрудников и студентов. Дело в том, что идея переезда, предложенная ректоратом учёным советам институтов минувшим летом, была ими отвергнута, а её широкого обсуждения со студенческим и педагогическим коллективом вообще не было. Их просто поставили перед фактом и призвали следовать логике: «Мы управляем, а вы должны подчиняться и не обсуждать приказы». Но обсуждать принятое решение всё же пришлось, поскольку очень быстро скандал вышел в публичное поле и стал предметом острого общественного обсуждения.

Встреча преподавателей, сотрудников и студентов с ректором, состоявшаяся 5 ноября, длилась 7 часов. Ректору было сказано, что достаточных оснований для переезда не существует, поскольку ремонт корпусов можно проводить поэтапно и это следовало сделать уже давно. К тому же ни один документ о состоянии корпусов не был представлен даже директорам институтов. Всех желающих ознакомиться с бумагами члены ректората отправили в прокуратуру, поскольку в документах якобы содержится информация антитеррористического характера. Финансовая сторона вопроса также абсолютно непрозрачна.

Решение о переезде совершенно не проработано, не учтены все риски, которые он повлечёт за собой. С переездом учебный процесс придётся осуществлять в условиях крайней тесноты и скученности, поскольку отводимые для переезда площади гораздо скромнее по размеру: они не смогут вместить ни людей, ни лабораторного оборудования, ни библиотек и учебных материалов перевозимых высших школ, ни другого имущества, необходимого для многогранной деятельности научно-образовательных направлений, которые развивались с 1930-х годов.

По мнению многих студентов и сотрудников, переезд не только парализует учебный процесс, но и закроет возможности для расширения увеличения наборов на педагогические и лингвистические специальности. Если в исторически сложившемся комплексе зданий для этого есть все условия, то на новом месте их не будет. Отдельная проблема — транспортная доступность. Уже сейчас район, куда планируется переселение, задыхается от пробок. И направление туда свыше 3 тысяч человек ежедневно приведёт как к транспортному коллапсу, так и к проблемам с доступностью: увеличится время на дорогу, а нерегулярно ходящий транспорт зимой создаст угрозу для здоровья пассажиров.

Отдельный аспект — историческая память. Построенный в архитектурном стиле конца 1930-х годов главный корпус пединститута — первое здание в Хабаровском крае, специально возведённое для высшего учебного заведения. Оно стоит на пересечении улиц Карла Маркса и Евгения Дикопольцева — улица названа в честь студента физмата ХГПИ, Героя Советского Союза, совершившего свой бессмертный подвиг во время битвы за Днепр. На здании и внутри него закреплены мемориальные доски в честь известных учёных и выпускников. В здании открыт мемориал сотрудникам и студентам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник Пушкину, открытый у пединститута в 1949 году, стал его настоящим символом и местом ежегодного проведения Пушкинских чтений.

Однако, с точки зрения ректора Юрия Марфина, «дух педагогического института сохраняется не в стенах, а в людях». И, как опять же следует из его слов на встрече с преподавателями, историческая память должна быть экономически оправданной. Стоит ли говорить, что если бы в России и мире следовали такому подходу, то на месте МГУ и Сорбонны мы бы сегодня наблюдали руины.

Полноценного конструктивного диалога между ректоратом и студенческим, педагогическим коллективами не получилось. Ректорат настаивает на своём, преподаватели, сотрудники и обучающиеся считают аргументы в пользу переезда недостаточными и дающими повод для распространения самых различных суждений о судьбе зданий. В том числе звучат предположения, что настоящая цель спешного переезда — желание каким-то образом распорядиться дорогой землёй в самом центре города.

Не встретив понимания у ректората, студенты, преподаватели и сотрудники начали сбор подписей под обращением на имя президента России В. Путина с просьбой отменить решение о переезде и провести плановый ремонт корпусов. Авторы обращения заостряют внимание на том, что изгнание пединститута и института лингвистики из исторически сложившегося комплекса зданий — это прямая угроза и развитию региона, и задаче достижения технологического суверенитета России, и декларируемому повороту России на Восток. Осознаёт ли власть последствия пагубных экспериментов в образовании на примере отдельно взятого вуза — в скором времени станет известно.

Станислав СЛИВКО, кандидат исторических наук, доцент Педагогического института ТОГУ

Источник: «Правда»

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024