Казахстан: обезглавленная история
В Казахстане уничтожают последние памятники Ленину и собираются заменить тысячи «чуждых» географических названий. Борьба с советским прошлым становится тем более ожесточённой, чем очевиднее неудачи в решении проблем страны.
Гнусное, но, к сожалению, обыденное для современного Казахстана событие произошло в день рождения Ленинского комсомола в Актюбинской области. Выйдя утром на работу, жители села Кенеса Нокина увидели изуродованный памятник Ленину.
Больше полувека этот монумент простоял у Дома культуры, став своего рода символом населённого пункта. Возмущённые люди обратились в органы власти с требованием наказать вандалов, но вандалами оказались… сами чиновники. В местной администрации заявили, что монумент давно пришёл в негодность и представлял угрозу прохожим. А поскольку в реестр охраняемых объектов он не входил, было принято решение снести памятник. «При демонтаже он буквально стал рассыпаться на части, в результате откололась и упала голова памятника», — объяснили эти «радетели». На следующий день монумент был полностью уничтожен.
Это далеко не единственный пример расправы с памятью о советской эпохе. 5 ноября в городе Талдыкорган прошёл республиканский семинар по ономастике с участием представителей правительства и региональных управлений развития языков. Гости делились достигнутыми успехами. Так, члены общественного объединения «Казахский язык» из Павлодарской области похвастались, что за последние пять лет в регионе переименовано 12 сёл и свыше 600 улиц. Участники выступили за активизацию «возвращения исконных топонимов», для чего должен быть разработан специальный закон. Его отсутствие, однако, не тормозит процесс. Согласно плану, в ближайшие три года будут переименованы как минимум 4 тысячи населённых пунктов и улиц.
Антисоветизм в современном Казахстане тесно переплетён с русофобией. Недавно парламент страны одобрил поправки в законодательство, отменяющие обязательное дублирование визуальной информации на русском языке. Если прежде вывески, бланки, объявления, ценники, указатели, меню и т.д. должны были излагаться на двух языках, то теперь эта норма ликвидирована. Власти фактически пошли на поводу у скандально известных «языковых патрулей», требовавших от русскоязычных работников изъясняться на казахском языке.
Да это и неудивительно, учитывая такие факты, как назначение заместителем министра информации и общественного развития Аскара Умарова. Последний прославился своими националистическими высказываниями, среди которых, например, были такие обращения к русскоязычным гражданам: «Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажите спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как в иных странах колонизаторов, никто не гонит». А в бытность Умарова гендиректором государственного информационного агентства «Казинформ» там публиковались карты, на которых Омск, Оренбург и другие районы обозначались как часть Казахстана.
Наконец, в республике постоянно муссируется тема «преступлений Советской власти». Напомним, год назад в соответствии с президентским указом была создана государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Её задачей объявлено «восстановление исторической справедливости в отношении всех категорий жертв». В число «невинно пострадавших» включаются абсолютно все — вплоть до бойцов Туркестанского легиона гитлеровского вермахта.
В последнее время комиссия развернула прямо-таки кипучую деятельность. Каждую неделю она проводит республиканские семинары, затрагивая тот или иной аспект «тоталитарного прошлого». На собрании, посвящённом репрессиям против духовенства, с возмущением говорилось о проводившемся Советской властью вытеснении религии из системы ценностей. Свою лепту внесли представители православной церкви Казахстана, приглашённые на семинар. Они рассказали о репрессиях против служителей веры, которых «заживо сжигали и рубили шашками». При этом в комиссии признают, что фактическим материалом практически не располагают, поскольку большинство сведений «утеряны, уничтожены или засекречены».
В подобном ключе велось обсуждение темы беженцев, которые «спасались от агрессивной большевистской политики». Руководитель проектного офиса по сопровождению деятельности госкомиссии Сабыр Касымов утверждал, что «отряды ОГПУ, милиции и воинских частей, используя артиллерию, авиацию, пулемёты, пытались пресечь исход граждан за границу, беспощадно расстреливали невооружённых людей». Подобные домыслы не новы, они даже проникли в школьные учебники истории. Их первоосновой являются архивные сведения, вот только касаются они не преследования «безоружных людей», а борьбы с вооружёнными восстаниями, которые духовенство и бывшие феодалы подняли в ответ на коллективизацию. Но «реабилитаторов» это нисколько не смущает. Они постановили создать специальную группу для подсчёта людских потерь. «Мы не должны верить только сводкам… карателей о совершённых ими преступлениях. Думаем использовать методы математического моделирования», — заявил Касымов.
Кроме того, объявлено о необходимости реабилитировать всех, кто когда-либо боролся за свободу и независимость Казахстана «как с оружием в руках, так и на политическом и идеологическом фронтах». «О них мало кто знает. Поэтому очень важно и нужно возродить их подвиг, увековечить в Казахстане их имена», — призвали в комиссии.
Промежуточные итоги работы были подведены 6 ноября на республиканской научно-практической конференции. В принятой резолюции указывается на необходимость установления памятников жертвам репрессий, переименования в их честь улиц и издания соответствующих учебных пособий.
Секрет подобной активности лежит на поверхности. Положение большинства граждан остаётся тяжёлым. Так, продовольственная инфляция в стране приблизилась к 12 процентам, что нивелирует номинальный рост доходов и не позволяет преодолеть их прошлогоднее падение. В результате, как выяснили социологи, 15 процентов граждан не могут, к примеру, позволить себе больше одной пары сезонной обуви. В этих условиях очень удобно переключить недовольство населения с реальных проблем и настоящих виновников на исторические вымыслы.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»