Казахстан: берут пример с украинских неонацистов
Массовые выступления и перераспределение власти не отменили проводимый в Казахстане курс на тотальную декоммунизацию и дерусификацию. В стране продолжаются переименования улиц и населённых пунктов, а также санкционированное властью «разоблачение кровавого прошлого».
Объективный анализ событий начала этого года в Казахстане не будет полным без понимания идеологической политики правящего класса. С первых лет независимости руководство республики пыталось всеми возможными способами дискредитировать идеи социализма, лишив граждан возможности беспристрастного сравнения двух эпох — сравнения не в пользу нынешних властей. Старт этому процессу дал экс-президент Нурсултан Назарбаев, который ещё в сентябре 1991 года заявил, что «коммунистическая идеология обернулась несчастьем для миллионов советских людей». «Построенная на лживых постулатах, она объективно не могла выиграть исторический спор с иной системой общественного развития, которая убедительно доказала свою жизнеспособность на всей остальной части земного шара», — утверждал он.
Так была заложена основа для разграбления национальных богатств, накопленных трудом советских поколений. Ресурсы страны попали в руки иностранных корпораций и новоявленных местных олигархов. Кроме того, отвлекая внимание жителей от истинных причин бедности и неравенства, казахстанское руководство потворствовало распространению националистических предрассудков, винило в проблемах страны «колониальное прошлое».
Чем очевиднее становился тупиковый характер капиталистического пути, тем активнее внедрялись в сознание граждан эти идеи. Всплеск антисоветских и русофобских атак произошёл как раз перед январскими беспорядками. Незадолго до наступления нового года своего названия лишился Октябрьский район Караганды. Теперь он носит имя Алихана Букейханова. Выходец из знатного казахского рода, этот человек до революции был членом ЦК партии кадетов, избирался в российскую Государственную думу. После февраля 1917 года Букейханов становится комиссаром Временного правительства, одновременно продвигая идею широкой автономии населяемых казахами земель. Созданное им движение «Алаш» выступило против Великой Октябрьской социалистической революции и в союзе с белогвардейцами Дутова, Колчака и Анненкова воевало против Советской власти.
В современном Казахстане Букейханов провозглашён национальным героем. «Переименование района — это долгожданное историческое событие, дань уважения деятельности Алихана Букейханова, истории нашей страны в целом», — заявлял глава городской администрации Ермаганбет Булекпаев. Отметим, что, несмотря на кадровую чехарду последних недель, этот чиновник свой пост сохранил.
В городе Семей (бывший Семипалатинск) были разом переименованы 50 «идеологически и морально устаревших» улиц, среди которых улицы Энгельса, Герцена, Фрунзе, Фурманова, Пржевальского, Первомайская и т.д. Решение было принято кучкой должностных лиц, лишь прикрывающихся демократическими процедурами. По данным СМИ, участники общественных слушаний выступили против изменений. Особенно жаркие споры вызвало переименование 8-й Краснознамённой улицы, названной в честь 8-й Ямпольской Краснознамённой дивизии. Она была сформирована в Семипалатинске и участвовала в Курской битве, в освобождении Украины и других сражениях Великой Отечественной войны. Несмотря на это, депутаты городского Совета утвердили решение.
По схожему принципу действуют власти других регионов. В Уральске решено переименовать площадь имени Маншук Маметовой — знаменитой пулемётчицы, Героя Советского Союза, а также 11 городских улиц. Под «ономастический каток» попали улицы Московская, Мирзояна, Согласия и т.д. Грандиозные планы обнародовали чиновники Акмолинской области. Они сообщили, что в результате многолетней работы историков и архивистов установлены «исконные названия» 120 населённых пунктов. В частности, город Степногорск предлагается переименовать в Бескарагай, сёла Лозовое, Златополье, Журавлёвка, соответственно, в Косагалы, Кумдыколь и Камыс…
Но лидером по этому процессу стала Северо-Казахстанская область — регион с наибольшей долей русскоязычного населения. Постановления о переименованиях появлялись там едва ли не ежедневно. Только в ноябре — декабре эта участь постигла улицы сёл Корнеевка (улицы Ленина, Советская, Коммунистическая и др.), Петровка (улицы Комсомольская, Юбилейная и др.), Рузаевка (улицы Чапаева, Маркса, Ленина и др.), Явленка (улицы Фрунзе, Пролетарская, 40 лет Победы и др.) и многих других.
То, что это не «самодеятельность» местных властей, а целенаправленная государственная политика, подтвердила вышедшая тогда же статья Нурсултана Назарбаева «Уроки независимости». Широкими мазками изобразив пройденный казахами путь, «лидер нации» отмечал, что со времён далёких предков — гуннов и древних тюрков — они всегда боролись за свободу и независимость. Особенно активным этот процесс стал в XX веке, «утопившем в крови миллионы людей и принёсшем неисчислимые беды и лишения». Написав о борьбе с царским колониализмом, страданиях казахского народа во время Гражданской войны и «двух волн жуткого голода», Назарбаев продолжал: «Результатом безжалостной политики… стала гибель половины коренного населения Казахстана. Народ только начал приходить в себя, как в конце 30-х годов на его голову обрушилась новая трагедия — кровавые политические репрессии сталинизма, истребившие как интеллектуальную элиту нации, так и тысячи рядовых граждан».
Как далее утверждал политик, на руководящих постах он якобы своими глазами увидел «плачевное состояние» советского общества. «…Схоластическая идеология коммунизма и основанная на жёстком и безапелляционном планировании «сверху» советская экономика с её систематическими приписками завели общество в беспросветный тупик», — выносит свой вердикт Назарбаев.
Статья оказалась откровенным поддакиванием националистам с их лживыми построениями о «геноциде». Говоря об уничтожении половины казахов, Назарбаев ссылался на более чем сомнительные источники. Среди них оценка члена движения «Алаш» Ахмета Байтурсынова, заявлявшего, что в начале XX века казахов было «больше шести миллионов». Из этой массы, заявил экс-президент, к 1959 году осталось только 2,8 миллиона человек. Между тем, по данным первой и единственной в Российской империи переписи 1897 года, численность казахов составляла 3,65 миллиона, а в 1926 году, после Гражданской войны и голода 1921—1922 годов, сократилась до 3,63 миллиона. Не могут служить серьёзным аргументом и слова автора о том, что в 1913 году в Степном крае Российской империи проживали 5,6 миллиона человек. Во-первых, население Степного края в 1913 году в действительности составляло только 3,9 миллиона человек. Во-вторых, не все из них были казахами. Только в 1906—1914 годах из центральных районов в этот регион прибыли 714 тысяч переселенцев.
Тем не менее эти мифы легли в основу идеологии и политики страны. Для одурманивания граждан используются все возможные инструменты. Так, недавно были завершены съёмки казахско-венгерского фильма «Олиара». Согласно сюжету, венгр-коммунист Иштван Мадьяр ссылается в Казахстан и становится фотографом при отряде чекистов. «С позиций европейца и гуманиста Иштван ошеломлён увиденным голодомором и жестокостью бойцов ОГПУ. Коммунист-венгр бунтует и находит в ауле Кубабас единомышленников из числа местных жителей. С ними он пытается бороться с красным произволом», — сообщает сайт государственного центра поддержки национального кино Казахстана.
Обработка сознания начинается даже не со школы, а с детского сада. В одном из дошкольных учреждений была поставлена сценка о событиях 1986 года в Алма-Ате. Их формальным поводом, напомним, стало избрание первым секретарём ЦК Компартии Казахской ССР прежде не работавшего в республике Геннадия Колбина, однако вскоре выступления казахской молодёжи вылились в массовые беспорядки с требованиями самоопределения и прекращения «великодержавной политики». Несмотря на это, реакция властей была довольно мягкой. Судебные приговоры вынесли в отношении 99 участников выступлений, двоих из которых за убийства приговорили к смертной казни. Но и она была заменена тюремным заключением.
В детсадовской сценке всё выглядит иначе. Одетые в советскую военную форму дошколята с игрушечными автоматами приводят раненого «демонстранта» на допрос и ставят его на колени. Изображающий начальника ребёнок кричит, бьёт кулаком по столу, отшвыривает стул, после чего несчастного приговаривают к казни и тут же приводят приговор в исполнение.
Надругательство над историей и коверканье общественного сознания при замалчивании реальных проблем рано или поздно должны были прорваться наружу. Это и произошло в январе, когда возмущение несправедливостью совпало с межклановыми разборками и кровавыми мародёрствами люмпенизированных жителей городских окраин.
Однако никаких выводов власть во главе с президентом не сделала. Прежний идеологический курс не претерпел изменений. Руководство Джамбульской области недавно постановило переименовать ряд населённых пунктов. Так, село им. Будённого станет селом Арыстанды, а село Пригородное будет именоваться Сулутор. В областном центре — Таразе — появятся новые названия улиц. В число «неугодных» попали улицы Крупской, Западная и Бауыржана Момышулы, названная в честь участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза. Вместо этого предлагается увековечить имя Мустафы Шокая — деятеля движения «Алаш», активно сотрудничавшего с гитлеровцами.
Националистический «каток» продолжает работать в Северо-Казахстанской области. В сёлах Тихоокеанское и Шункырколь будут переименованы улицы Ленина, Пролетарская, Октябрьская, Чапаева. Любопытно, что одновременно с этим суд в Караганде отказался рассматривать иск о возвращении названий бульвару Мира и улице Нарманбета Тулепова (глава карагандинского горисполкома в 1967—1975 годах). Три года назад их объединили, назвав проспектом Назарбаева.
Продолжает свою работу госкомиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Один из её руководителей — Сабыр Касымов сообщил, что ближайшая задача органа — «наглядно показать и доказать всем и в Казахстане, и других странах объективные причины, приведшие к… гибели половины казахского народа по вине большевистско-сталинской власти». Тогда, добавил Касымов, республика сможет «уверенно и доказательно ставить вопрос о международной оценке этой трагедии».
Продолжая идти по этой скользкой дороге, казахстанские власти навлекают на страну новые беды. Навязывание ненависти к прошлому и нетерпимости к представителям других наций не может стать прочной основой государственности. История доказывала это уже многократно.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»