Казакам закон писан

Казакам закон писан

В состав мобилизационного резерва страны официально вошли казаки. Поправки внесены в Федеральный закон РФ «О государственной службе российского казачества». Оно исторически формировалось как военно-сословная группа, и в последние годы казаки в каком-то смысле вернулись к корням: добровольные отряды они собирали с самого начала специальной военной операции (СВО). На этом фоне встроить казачество в современное общество пытаются законодатели, признавая тем самым, что за последние 30 лет сделать этого не удалось.

В пояснительной записке к поправкам в закон его авторы указали, что проект документа «разработан в целях определения основ предназначения казачества при прохождении службы в мобилизационном людском резерве Вооружённых сил (ВС) РФ», а также определения прав, обязанностей и полномочий казаков-резервистов. Согласно уже одобренным законодательным новациям, казаки, находящиеся в запасе ВС РФ и других силовых ведомств, поступают в мобилизационный резерв после заключения контрактов.

Казачество на окраинах русского государства оформилось в средние века и формально существовало до 23 ноября 1917 года, когда декрет Совнаркома отменил сословное деление общества и связанные с этим привилегии. Отмену сословий начали обсуждать ещё в 1907 году, а после Февральской революции этот вопрос неоднократно ставился перед Временным правительством, которое, однако, не рискнуло пойти на столь радикальный шаг, оставив его на рассмотрение Учредительного собрания.

В годы Гражданской войны казачество разделилось на белое и красное, напоминает историк Александр Колпакиди.

– Красное казачество тогда выступало с позиций защиты интересов государства и патриотизма, в то время как белое активно сотрудничало с иностранными интервентами. Нетрудно заметить, что именно с территорий компактного проживания казаков на центральные регионы вели наступление немцы, а затем англичане, французы и японцы, – рассказывает он «Октагону».

Несмотря на политику расказачивания 1920-х годов, руководители СССР решили использовать традиции формально ликвидированного сословия перед надвигавшейся войной. В апреле 1936-го, «учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс активно включиться в дело обороны страны» (цитата из постановления ЦИК СССР), были отменены ограничения для казаков на службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Началось формирование казачьих кавалерийских частей.

– В те годы оказались востребованными такие черты казачества, как служение своей Отчизне и военно-культурные традиции этой части советских граждан, сохранившиеся среди красных казаков, – заявляет «Октагону» военный эксперт, начальник штаба, заместитель атамана Мытищенского казачьего общества Александр Перенджиев.

После Великой Отечественной войны сторонники казачества официально существовали в рамках общественных объединений историко-культурного направления.

После распада СССР принят ряд нормативных актов, касающихся казачества. В 1995-м даже создали Главное управление казачьих войск при президенте РФ. Однако официально казачеству не нашли места в бессословной структуре российского общества. Казаки организовывали военно-патриотические клубы, охранные предприятия. Некоторые из них даже получили опыт в боевых действиях на территории бывшей Югославии в начале – середине 1990-х, но к реальному возрождению военного сословия это не имело отношения.

В Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы сделан новый шаг в поисках социальной формулы: казаки определены как исторически сложившаяся социокультурная общность. Предоставлением казачеству новых возможностей власть прежде всего стремится расширить свою социальную базу, считает Александр Колпакиди:

– Это вполне объяснимый шаг, однако вызывает опасения, что возрождение идёт по линии белого казачества. О красных казаках сегодня почти не вспоминают. Такой перекос имеет свои подводные камни: белые казаки когда-то выступали с позиций сепаратизма (заявляя, что они не русские, а отдельный народ), а также коллаборационизма, сотрудничая с оккупантами в Гражданскую войну и Великую Отечественную.

По-настоящему время и место этой социокультурной общности ещё не определено, говорит Александр Перенджиев:

– Сегодня казачество находится в поиске, и вряд ли стоит форсировать процесс. У нас не так много крупных структур, где молодым людям прививались бы такие понятия, как воинская честь, Родина, святость, уважение к старшим, священникам и многие другие, о которых после начала 1990-х практически не вспоминали.

Собеседник считает, что в настоящее время казачество совместно с государством ведёт поиск своей общественной ниши:

– Одни казаки тесно взаимодействуют с Минобороны: в Таманской дивизии созданы специальные подразделения. Другие помогают МЧС в спасательных операциях. Третьи сотрудничают с МВД при охране общественного порядка. А руководитель казачьего общества в Мытищах создал в местной школе казачий кадетский класс и стал его наставником. Подобных примеров немало.

Перенджиев также напомнил, что в ряде новых регионов в ходе СВО казаки на время заменили работников силовых ведомств.

– После освобождения населённых пунктов на украинской территории силовики кое-где просто разбежались, и для обеспечения общественного порядка и функционирования правоохранительной системы привлекались казачьи формирования. Так что многогранный опыт служения, особая культура казаков ещё будут востребованы в будущем, а их формальное место в обществе определит сама жизнь, – считает заместитель атамана.

Евгений БЕРСЕНЕВ

Источник: «Октагон»

Читайте также

Размышления о духовности Размышления о духовности
Человек создан как точная копия всему, что есть во Вселенной (Высший Разум создал Человека по образу и подобию своему)....
21 апреля 2024
Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке
20 апреля председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского Созидательного Движения "Русский Лад" Алексей Филиппов по приглашению известной ярославской поэтессы Елены Морозовой принял...
21 апреля 2024
Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея
В статье О. Ларионова «Холодный взор «росомахи» («НГ», июль 2023 г.) речь шла об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея, посвященных Советско-финской войне. В них, по мнению ряда...
21 апреля 2024