Как Сталин Достоевского «запрещал»

Как Сталин Достоевского «запрещал»

Недавно довелось посетить Музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Несколько содержательных экспозиций, использование интерактивных технологий и достаточно большой объём материала порадовали. Современно, в общем.

Но кое-что очень сильно огорчило. Глаз резанула фраза из экспозиции, которую якобы сказал про писателя Сталин: «Мы его не печатаем, потому что он плохо влияет на молодёжь». Цитата сразу же показалась мне недостоверной. Я, естественно, поинтересовался у музейных работников: можно ли как-то узнать её источник? Мне сначала зачем-то пытались ответить в том духе, что ещё Ленин Достоевского не жаловал. Вопрос я настойчиво повторил, но ответа снова не получил.

Пришлось прибегнуть к поиску в интернете. Обнаруженные «источники», содержащие эту фразу, оказались просто «шикарными». Это произведение Джиласа Милована «Лицо тоталитаризма», издание «Сталин и писатели. Книга четвёртая» отпетого антисоветчика Бенедикта Сарнова и опус Бориса Колесникова «Красное колесо — преступление без наказания». Одни только названия этих «трудов» позволяют говорить о том, что их авторы, конечно же, стремились быть «невероятно объективными».

Но долой иронию. Оставим на совести сотрудников музея использование крайне сомнительной цитаты. Поговорим о другом. Достоевский длительный период своей жизни и правда не был товарищем для революционеров. Но как же в действительности обстоял вопрос с его изданием в СССР, особенно в сталинские годы?

Согласно открытым данным, в 1926—1930 годах было издано 13-томное полное собрание художественных произведений Достоевского под редакцией Б. Томашевского и К. Халабаева тиражом в 10 тыс. экз. В 1931 году вышли одной книгой избранные произведения (10 тыс. экз.); в 1946-м — снова однотомные избранные произведения (110 тыс. экз.). Одни только «Бедные люди», согласно информации Российской национальной библиотеки, издавались в 1927-м (15 тыс. экз.), 1930-м (30 тыс. экз.), в 1947-м (250 тыс. экз.), 1951-м (15 тыс. экз.) и в 1954-м (250 тыс. экз.) годах.

Даже «многострадальные» (по мнению либеральной и провластной пропаганды) «Бесы» публиковались только при Сталине дважды: сперва они вошли в 7-й том вышеупомянутого полного собрания художественных произведений, а вторая публикация состоялась в 1935 году. Кстати, в Старой Руссе, где были написаны «Бесы», в 1931 году была установлена мемориальная доска писателя.

Что уж говорить о том, сколько всего раз публиковали произведения писателя в СССР. «Аргументы и факты» сообщали, что, по данным на 1981 год, «Достоевский издан в СССР 428 раз, собрания его сочинений — 55 раз общим тиражом 6,468 млн экз. Суммарный тираж его произведений составил 34,5 млн экз.». Кстати, в той же статье в «АиФ» литературовед Игорь Волгин процитировал слова Максима Горького на I съезде писателей: «Достоевский — гений, но злой гений». Дескать, «такой была тогда оценка его творчества». Но забывают, что на страницах «Литературной газеты» (1935, №5 (496), 24 января) Горький опубликовал целую статью «Об издании «Бесов», где выступал за публикацию романа. Встал, так сказать, на защиту «злого гения».

Да, объективно отношение к писателю не было статичным и иногда менялось в угоду конъюнктуре. Но, как верно заметил кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев в своей статье «Советский Достоевский: Достоевский в советской культуре, идеологии и философии», «речь о полном запрете или неиздании произведений Достоевского никогда не шла, в том числе и в сталинские годы». Далее он признал, что «советские идеологи в качестве положительных отмечали у Достоевского революционное прошлое, гуманизм и его горячее сочувствие к униженным и оскорблённым, и великое мастерство его как художника и знатока тайн человеческой души».

Все эти данные не передают в полной мере того колоссального внимания, которое Советское государство уделяло писателю. Любят у нас рассказывать про то, как мёртвые уже литераторы страдали в СССР. При этом в реальности творцы при жизни страдали от царской цензуры и арестов (прямо как сейчас), а при Советской власти их труды, даже «идеологически сомнительные», массово издавали и изучали в школах.

И в завершение — любопытный факт. Упомянутый выше музей Достоевского был создан в советское время, и если внимательно поизучать выставленные в нём материалы, то можно найти, например, интересную газетную статью с рассказом о том, как журналисты поспособствовали разносу чиновников, медливших с подготовкой музея к работе. Вот такие они — «советские репрессии» против Достоевского.

Александр РОГОЖКИН

Источник: «Правда»

Читайте также

Советское и постсоветское искусство в аксиологическом духовно-нравственном аспекте Советское и постсоветское искусство в аксиологическом духовно-нравственном аспекте
Как человек, родившейся в 1942 году, я много лет воспринимал искусство советской эпохи в социалистическом государстве и искусство постсоветского времени в капиталистическом государстве. При этом ещё и...
25 июля 2024
Т. Куликова. Как нам охладить потребкредитование Т. Куликова. Как нам охладить потребкредитование
Вышедшие на минувшей неделе данные по потребительскому кредитованию за июнь показали, что, несмотря на рост ставок, перегрев в этой сфере сохраняется. Между тем, охлаждение потребкредитования абсолютн...
25 июля 2024
«Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева «Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева
Вчитываясь сегодня в это обращение, задумываясь над теми проблемными вопросами и несуразицами, о которых с болью и тревогой напоминал согражданам писатель, чей столетний юбилей со дня рождения пришёлс...
24 июля 2024