Как произошел раскол в Русской Церкви и можно ли исцелить старую рану?

Как произошел раскол в Русской Церкви и можно ли исцелить старую рану?

Богослужебная реформа царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, проведённая в середине XVII века, была направлена на унификацию церковных книг и обрядов Русской православной церкви с греческими образцами. Основной причиной реформы было приведение русских богослужебных книг и обрядов в соответствие с канонической практикой Греческой церкви.

В течение веков в русских богослужебных книгах накапливались ошибки, описки и разночтения, вызванные человеческим фактором при переписывании рукописей. Когда появился печатный станок, появилась и необходимость привести старые тексты в единообразие. Но не это было главным мотивом реформы.

Различие между русскими и греческими обрядами стало слишком заметным, чтобы можно было закрыть на это глаза. Например, в русской традиции крестились двумя перстами, тогда как греки использовали три пальца для совершения крестного знамения. Дело, в том, что Русь Залесская (Московская Русь) находясь под игом Орды, попала в политическую и культурную изоляцию. Древне-византийские богослужебные обычаи, принятые со времен Крещения Руси, были законсервированы и догматизированы. Восточные православные церкви, находясь под контролем греков, проводили у себя богослужебные реформы исходя из своих нужд. Когда церковные связи Руси и Восточных церквей восстановились, обрядовое различие стало бросаться в глаза. Для простонародья и малограмотного духовенства это казалось препятствием для церковного общения.

Унификация обрядов и исправление книг должны были укрепить авторитет Русской православной церкви внутри страны и за её пределами. Патриарх Никон стремился утвердить статус Московского патриаршества как одного из ведущих центров православия.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон логично стремились вырвать Русь из политической, культурной и экономической изоляции. Для этого нужно было укрепить позиции Москвы. После падения Византийской империи под ударами турок в 1453 году, Москва объективно стала центром православного мира. Восточные иерархи постоянно просили финансовой и политической помощи у русского царя и, как правило, такую помощь получали.

Но в глазах церковных обывателей разница в обрядах воспринималась как различие в вероисповедании. Церковный обыватель и сегодня не может понять разницу между догматом и обрядом, а четыреста лет назад и подавно! Церковная реформа была объективно необходима для укрепления единства Русской православной церкви с другими православными церквями. В тех исторических условиях это было равносильно политическому союзу с православными народами. Конечно, будь Московское Царство посильнее, восточные патриархи сами бы подстроились под нравы Русской Церкви. Но Московская Русь была еще в стадии своего становления и не в силах диктовать свои правила восточным церквям, находящимся в подданстве у Турецкого султана. Поэтому приходилось самим подстраиваться под обстоятельства.

Последствия реформы

Реформа была жизненно необходима, но ошибка заключалась в методах ее проведения, которые вызвали сопротивление среди части духовенства и мирян. Поговорка «Хотели как лучше, а получилось как всегда» имеет свое оправдание с древних времен. Беда России испокон веков в том, что ее власти вынужденные отвечать на вызов эпохи делали это не всегда адекватно. Искусство управления было не самым сильным местом российских элит, от времен князя Владимира, минуя эпоху председателя Совнаркома Владимира, и до времен президента Владимира.

Поспешность и жесткость в проведении реформы привели к массовым недовольствам и отпадению значительной части населения от официальной церкви. Среди крестьян и городского посада старообрядческая партия нашла значительную поддержку. Эти слои населения традиционно отличались консервативностью и приверженностью старым обычаям. Для них изменения в обрядах и книгах воспринимались не только как нарушение священных традиций, но и как мистические причины усиления крепостного гнета, бюрократизации, налогового бремени, социального расслоения и классовых противоречий.

Многие священники и монахи, особенно в отдалённых монастырях и приходах, не принимали нововведений. Они считали, что старые обряды и книги являются непогрешительными и святыми, а любые изменения угрожают чистоте веры. Тем более что реформа совпала с усилением клерикализации Церкви и соответственно с усилением противоречий между высшим привилегированным духовенством и низовым клиром, чья жизнь не особо отличалась от жизни простых тружеников. Самодурство самого патриарха Никона сыграло тоже не последнюю роль. Подражая католическим иерархам, он создал свою гвардию, которая наводила ужас на низшее духовенство. Как это у нас водится испокон веков, лукавые попы - прохиндеи занимались своими скверными делишками безнаказанно, а честные и искренние пастыри нередко попадали по молотки по наветам и доносам. Поэтому, логично, что некоторые из них стали активными проповедниками старообрядческих идей в знак протеста.

Изуверские методы Никона, привели к трагическим последствиям. Вмешательство царя в дела Церкви привело к нарушению традиционной симфонии, вело Церковь к утрате своей относительной независимости. Папистские амбиции Никона только ускорили этот процесс. Раскол, ослабивший монолитность и силу церкви, поставил точку на симфонии светской и духовной властей. Петр Первый, упразднивший патриаршество и, подобно протестантским правителям, став фактическим главой Церкви, довел до конца логику этого процесса.

Русский церковный раскол XVII века имел сложную классовую природу. Старообрядческое движение объединило представителей различных социальных слоев, включая крестьян, посадских людей, низшее духовенство, часть бояр и купцов. Официальная церковь получила поддержку со стороны высшего духовенства, царской власти и значительной части дворянства и чиновников. Этот конфликт имел как положительные, так и отрицательные последствия для России.

Ошибки «никоновской партии»

Ситуация усугублялась еще и тем, что никоновские справщики сами допустили множество ошибок при исправлении богослужебных книг и обрядов. Вот некоторые из наиболее значимых ошибок.

Изменение порядка слов в Символе веры:

Символ Веры – это как краткий компас для христианина, указывающий путь к истинной вере. В нём сжато изложены самые важные учения о Боге и Его сыне Иисусе Христе. Никоновскими справщиками было изменено несколько фраз в Символе веры, что, реально искажало смысл текста и противоречило древней традиции.

Вот один пример: в старом тексте говорилось «рождена, а несотворена...». Слово «а» здесь очень важно, оно противопоставляет рождение творению. Старообрядцы считают, что отсутствие этого союза "а" не имеет смысла и даже наоборот ослабляет смысл Символа веры.

Точно так же двусмысленность появилась и в словах о Царствии Божием. В старом тексте говорилось: «Его же Царствию несть конца», то есть «нет конца». В «исправленном» варианте Символа появилось «Его же Царствию не будет конца».

Из-за этого изменения получается, что Царствие Небесное ещё не наступило и придёт только в будущем. А ведь Христос и апостолы учили, что Царство Небесное уже посреди нас, как состояние преображенного христовой мудростью сознания!

Изменение в чине Крещения:

В чине Крещения до реформы священник говорил: «Запрещает ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех». После «исправлений» эта фраза превратилась в: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех».

Смысл радикально изменился. Получается не Христос Духом Своим поселяется в наших счастливых сердцах, а диавол?

В том же чине Крещения священник возносит Богу молитву: «Молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый». По никоновским книгам это место «исправлено» следующим образом: «Ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый».

Вместо обращения к Богу с просьбой защитить крещаемого от дурного влияния, мы видим обращение к самому дьяволу!

Такие «исправления» не могли не вызвать возмущения у верующих. Люди воспринимали это как глумление над богослужебными текстами.

Ошибки ревнителей «Древлего благочестия»:

Никсоновские справщики, наделали немало грубейших ошибок. В этом мало кто сегодня сомневается. Но, и их оппоненты не смогли избежать заблуждений. Не вызывает сомнения и то, что старообрядцы придают слишком большое значение внешним формам, ставя их на один уровень с догматами. Это приводит к тому, что малейшие изменения в обряде воспринимаются ими как ересь и угроза спасению.

Старообрядцы уделяют огромное внимание деталям обрядов, таким как форма крестного знамения, количество просфор, порядок слов в молитве и т.д. Это может создавать впечатление, что они считают эти внешние элементы столь же важными, как и догматы Православной веры.

Старообрядцы принципиально отказываются признавать любые изменения в обрядах, даже если они не затрагивают суть веры. Эта чрезмерная привязанность к форме нередко затмевает содержание.

Сохранение древних византийских обрядов считается необходимым условием для сохранения чистоты веры. Это привело их к восприятию обрядов как неотъемлемой части догматического богословия.

Преодоление раскола

Русская Православная Церковь (РПЦ) сегодня предпринимает ряд мер для уврачевания этого старого раскола и сближения со старообрядцами, стремясь наладить конструктивный диалог. Вот некоторые из этих шагов.

Диалог и консультации:

РПЦ организует регулярные встречи и консультации с представителями старообрядческих общин. На таких встречах обсуждаются вопросы взаимного уважения, признания общих духовных ценностей и поиска путей примирения.

Признание старых обрядов:

В 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение отменить анафемы, наложенные на старообрядцев в XVIII веке. Это важный шаг, который показал готовность РПЦ признать старые обряды как равночестные новым.

Совместные мероприятия:

Проводятся совместные конференции и другие мероприятия, направленные на укрепление взаимопонимания между представителями обеих ветвей православия. Такие встречи помогают лучше узнать друг друга и найти общие точки соприкосновения.

Создание комиссий:

Созданы специальные комиссии, занимающиеся вопросами взаимодействия с старообрядцами. Эти комиссии работают над изучением исторических документов, анализируют причины раскола и ищут пути его преодоления.

Образование и просвещение:

Организуются образовательные программы и курсы, посвящённые истории старообрядчества и его роли в развитии российской культуры. Это помогает молодым поколениям лучше понимать исторические корни раскола и искать пути к примирению.

Поддержка культурных инициатив:

РПЦ поддерживает культурные инициативы, направленные на сохранение и популяризацию наследия старообрядцев. Это включает в себя реставрацию храмов, издание книг и проведение выставок, посвящённых старообрядчеству.

Обмен опытом:

Представители РПЦ и старообрядческих общин обмениваются опытом в области духовного воспитания, миссионерской деятельности и социального служения. Это способствует укреплению доверия и взаимопонимания.

Эти меры, направленные на постепенное сближение Русской Православной Церкви и старообрядцев, необходимы, но недостаточны. Для обеих частей русского народа необходимо переосмысление своей мировоззренческой парадигмы. Устаревшее средневековое восприятие мира и истории играет с обеими партиями злую шутку и отнюдь не способствуют народному единству. Религиозный фундаментализм (закваска фарисейская) не менее деструктивен, чем религиозный буржуазный либерализм (закваска саддукейская). Философия Общего Дела гипотетически могла бы послужить делу духовного единства.

Роль философии Общего Дела на путях национального единства

Напомню, что философия Общего Дела Николая Фёдоровича Фёдорова представляет собой уникальное учение, основанное на идеалах христианского гуманизма и стремлении к объединению человечества ради достижения высших целей. Давайте рассмотрим, каким образом эта философия могла бы способствовать преодолению старообрядческо-никонианского раскола.

Основные идеи философии Общего Дела.

Восстановление предков: Федоров считал, что человечество должно стремиться к воскрешению всех умерших поколений. Это предполагает объединение усилий всех людей, независимо от их религиозных убеждений.

Единство человечества: Федоров утверждал, что все люди должны работать вместе ради общего блага. Расколы и разделения препятствуют достижению этой цели.

Преодоление смерти: Фёдоров верил, что наука и техника могут помочь человеку победить смерть. Это означает, что религиозные споры теряют свою актуальность перед лицом общей задачи сохранения жизни.

Наука и религия: Фёдоров считал, что наука и религия должны сотрудничать, а не противостоять друг другу. Научные знания могут служить инструментом для реализации религиозных идеалов.

Применение философии Общего Дела к преодолению никонианско-старообрядческого раскола:

Объединение усилий: Сторонники Фёдорова могли бы предложить «старообрядцам» и «новообрядцам» объединить усилия для решения общих задач, таких как борьба с бедностью, экологическими проблемами и социальной несправедливостью.

Акцент на будущем: Вместо споров о прошлом, Фёдоров предлагал сосредоточиться на будущем. Это могло бы помочь сторонам отказаться от старых обид и сосредоточиться на достижении общих целей.

Научное сотрудничество: Сторонники Фёдорова могли бы предложить использовать научные методы для изучения исторических источников и анализа причин раскола. Это позволило бы избежать субъективных интерпретаций и прийти к объективному пониманию ситуации.

Этика и нравственность: Фёдоров подчёркивал важность этических принципов и нравственного поведения. Это могло бы стать основой для диалога между сторонами, позволяя им находить общий язык на основе моральных ценностей.

Таким образом, философия Общего Дела предлагает уникальный подход к преодолению конфликтов и расколов. Её акцент на единстве человечества, научном прогрессе и этике мог бы помочь сторонам старообрядческо-никонианского раскола найти общий язык и начать процесс примирения.

Время для единения

Русская история богата событиями, среди которых были периоды раскола и разделения. Сегодня, глядя на прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что пришло время для единения всех православных христиан – «новообрядцев» и «старообрядцев».

Разделение, которое произошло столетия назад, принесло много боли и страданий. Оно стало причиной взаимной неприязни. Но время лечит раны, и мы должны учиться прощать и идти навстречу друг другу.

Важно помнить, что у нас общее происхождение, общий язык, общая вера, общие ценности, общая история и общая судьба. Мы исповедуем одного Бога, чтим святых отцов и стремимся к спасению души. Различия в обрядах не должны становиться камнем преткновения.

В наше непростое время, когда мир сталкивается с новыми вызовами, нам необходима духовная сила и единство. Только вместе мы сможем противостоять злу, защитить свою веру и сохранить наше общее культурное наследие.

Давайте в эти рождественские дни протянем друг другу руки, хотя бы на личном уровне. Давайте сделаем выводы из прошлого и пойдем вперед, плечом к плечу, как единая православная семья. Пусть любовь к Богу и ближнему станет нашей путеводной рождественской звездой.

Иван НАГОВИЦЫН

Читайте также

Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Кировское региональное отделение ВСД «Русский Лад» работает в соответствии с разработанными планами и задачами, поставленными третьим всероссийским съездом движения. Правление регионального отделения ...
17 января 2025
Р. Вахитов. Истина и консерватизм Р. Вахитов. Истина и консерватизм
Слово «консерватизм», как известно, означает «охранительство». Иначе говоря, консерватор – это тот, кто выступает за сохранение имеющихся в обществе традиций, порядков, ценностей, охранение их от атак...
17 января 2025
Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве
Здание управления Парка Горького, к сожалению, похоже, всё. Начался снос и рассылка пресс-релиза про «новое общественное пространство». Аргументы мэрии за снос: мешает проходу граждан к Крымской ...
17 января 2025