Ижевск. Урок памяти: «Эпопея человеческих страданий и героизма ленинградцев»

Ижевск. Урок памяти: «Эпопея человеческих страданий и героизма ленинградцев»

В год 80-летия Победы над фашизмом в Ижевском строительном техникуме был проведён урок мужества и благодарной памяти потомков в честь защитников и многострадальных жителей непокорённого Ленинграда. В техникуме уже стало традицией каждый год 27 января отмечать день снятия советскими войсками блокады Ленинграда.

Вот и ныне в нескольких кадетских группах с преобладанием юношеского контингента (будущих специалистов по дереву, металлу, камню) были проведены библиотечные уроки интегрированного типа по теме «Эпопея человеческих страданий и героизма ленинградцев». Его организаторами стали трое педагогов этого учебного заведения: преподаватель-словесник Е.А. Фаттахова, учитель истории Д.Г. Куклина, библиотекарь с музыкальным образованием С.П. Васильченко. Учащимся был предложен для просмотра видеоролик с документальными снимками Ленинграда и его жителей военной поры.

Преподаватель истории Д.Г. Куклина рассказала о трагических военных обстоятельствах, приведших в сентябре 1941 года к трёхлетней фашистской блокаде Ленинграда с двух с половиной миллионным населением. С захватом Ленинграда (второго по значимости города в СССР) уже в первые месяцы войны в руках гитлеровцев могло оказаться сразу 12% общесоюзной промышленной продукции, 75% которой приходилось на оборонный комплекс.

В результате постоянных бомбёжек, обстрелов со стороны врага (немцев, испанцев, итальянцев, финнов), холода, отсутствия продовольствия, топлива, недоедания, голода, болезней наступила гибель 800 тысяч жителей города (около 600 тысяч из них покоится на Пискарёвском мемориале).

Хлебные пайки из эрзац-компонентов (обойной муки, жмыха, целлюлозы, сои, выбойки из мешков, хвойной муки и др.), эти ленинградские «сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам» (О. Берггольц, «Ленинградская поэма»), доставляемых по льду Ладожского озера, навсегда стали символом мужества и несгибаемой воли военнослужащих и граждан Великого Города, спаянных единой идеей освобождения Родины от варваров-нашественников. Кусочек хлеба, обещавший жизнь впереди, послужил первоосновой для духовной поддержки людей, окрылённых идеей освобождения исторического города Петра Великого и Ленина, колыбели Октябрьской социалистической революции.

Народ, поддерживаемый страной поставками по «Дороге жизни», стал коллективным защитником рубежей Отечества (в лице его героических солдат, матросов, ополченцев, безоговорочно выполнивших сталинский приказ «Ни шагу назад!» на Балтике). Народ осознал свою историческую миссию, став упорным тружеником прифронтового города (работником ленинградских оборонных заводов, фабрик, пекарен, столовых, типографий, школ, медучреждений), терпеливым страдальцем-мучеником и одновременно летописцем бедствий народа в дошедших до наших дней музейных документах: трагически нереализованных с того времени продовольственных карточках; в предупреждающих об опасности обстрелов плакатах и листовках; коротких записях о личных бедствиях в тетрадях и блокнотах; в патетических стихах и нотных партитурах.

А в силу всего этого ЧЕЛОВЕК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ПАТРИОТИЧНЫЙ стал символом ЖИВУЧЕСТИ многомиллионного Города советской цивилизации, подлинным ПОБЕДИТЕЛЕМ фашизма! Именно о вере в Победу стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…» появилось в самые трагические дни северной столицы:

<…> Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда <…>

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!

По ходу урока педагоги и студенты техникума обращались к разным книгам, созданным на документальной основе. «Жила-была девочка…» И. Миксона – о Тане Савичевой, которая в своём дневнике зафиксировала гибель от недоедания и болезней всей своей семьи во время блокады Ленинграда. Записи из её дневника были предъявлены в 1945 году на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства проведения германскими фашистами политики целенаправленного геноцида по отношению к гражданскому населению Советского Союза.

Книга «Блокада в моей судьбе» генерал-лейтенанта Советской армии Б.В. Тарасова подробно повествует о том, как он в 10-летнем возрасте вместе с мамой, тремя малолетними братьями и новорожденной сестричкой оказался в голодном и холодном блокадном городе, где их семья провела две страшных военных зимы. Его отец, кадровый военный, служил на охране и обеспечении бесперебойной работы «Дороги жизни». А полуголодный мальчуган Боря стал опорой семьи: за несколько километров зимой отправлялся за водой к проруби на Неву, стоял за хлебными пайками, дежурил ночами на крыше, чтобы вовремя убрать фугасные бомбы.

«Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина собрала факты из жизни многих ленинградцев. Приведём один ёмкий эпизод из их книги: «Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, – хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот, этот хлеб для неё» (Из воспоминаний З. А. Милютиной). Беседуя с подростками по авторским изданиям, учитель литературы Е.А. Фаттахова отметила, что дети-блокадники начинали взрослеть гораздо раньше. А. Адамович и Д. Гранин в своей книге часто задаются вопросом: «Как выжили ленинградцы?» И сами же приводят истории, которые показывают, что только взаимовыручка, поддержка, любовь помогли не опуститься в бездну, а выжить.

В ходе обсуждения героической эпопеи жителей Ленинграда студентам предложили прослушать «Седьмую симфонию» («Ленинградскую») Д. Шостаковича. Библиотекарь С.П. Васильченко проанализировала звуковые переходы и регистры музыкального произведения, соотнесла их с содержательным замыслом композитора. Уроки проводились в помещении библиотеки. Здесь ею была оформлена выставка книг и плакатов по теме «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее».

На уроке активно проявили себя студенты И. Зигангараев, Д. Борисов, В. Кунгуров, С. Некрасов. Под руководством своих педагогов-наставников они заранее изучили ряд исторических документов на интернет-портале. Прочитали книги с воспоминаниями людей, переживших страшные дни и годы блокады И. Миксона, Б. Тарасова, А. Адамовича, Д. Гранина. Продекламировали стихи Н. Тихонова, О. Берггольц, Р. Рождественского. В том числе прозвучали промыслительно актуальные для любой военной поры строки, запечатлённые в строках из «Февральского дневника» Ольги Берггольц;

…О да, мы счастье страшное открыли,
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня:
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя…

Молодой человек, продекламировавший эти строки, подчеркнул, что О.Ф. Берггольц с августа 1941 года работала на Ленинградском радио и в годы Великой Отечественной войны не покидала блокадный Ленинград. Она в военные годы вела передачи, читала стихи, выступала в театрах. Выступления О. Берггольц имели такую силу, что враги внесли её в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинграда (https://histrf.ru/read/articles/olgha-bierghgholts-blokadnaia-muza-lieninghrada). Ольге Берггольц принадлежат и крылатые строки, после войны высеченные на гранитной стеле Пискарёвского кладбища: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Все студенты с большим вниманием слушали всё, о чём говорилось на уроке их преподавателями и сверстниками.

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член правления Удмуртского отделения «Русский Лад», член РУСО (Ижевск)

Читайте также

Между британским львом и японским крокодилом. К 110-летию со дня рождения Аун Сана Между британским львом и японским крокодилом. К 110-летию со дня рождения Аун Сана
Бирманский политический и военный деятель Аун Сан (1915-1947), 110-летие со дня рождения которого отмечается 13 февраля, принадлежит к числу легендарных деятелей национально-освободительного движения ...
13 февраля 2025
Беларусь как народная демократия Беларусь как народная демократия
Республика Беларусь, на самом деле, на сегодняшний день единственная из всех стран бывшего СССР, которая сохранила в себе советскую основу и имеет полное право называться именно народной демократией ...
13 февраля 2025
День в истории. 85 лет назад родился скульптор Эдуард Барсегов День в истории. 85 лет назад родился скульптор Эдуард Барсегов
13 февраля – 85 лет назад в г. Владивостоке родился Эдуард Владимирович Барсегов (1940–2024), знаменитый приморский скульптор, один из крупнейших специалистов в области пластического искусства Приморс...
13 февраля 2025