Иркутская область. Учитель – фронтовик
Мой отец Алексей Леонтьевич Бочкин, в честь которого висит мемориальная доска в Харанутской школе, в молодости работал учителем в родной школе. Это был учитель-фронтовик, настоящий коммунист, который всей своей жизнью заслужил авторитет, уважение, признательность людей, своих земляков.
Отец родился 20 сентября 1921 г. в улусе Дархат Эхирит-Булагатского аймака Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики (БМАССР) (так назывался округ до 1937 г.) в очень неспокойное время, когда люди еще долго чувствовали последствия гражданской войны: голод, болезни, но работали, не покладая рук.
Когда пришло время учиться, его отец Леонтий Бочкинович Бухаев повел сына в Харанутскую начальную школу, которая располагалась в двухэтажном деревянном здании, ранее принадлежавшем очень богатому человеку, державшему вино-водочный завод, огромное стадо скота Роману Дашинову, впоследствии раскулаченному в 30-х годах, в результате чего, все его имущество было изъято, а 2-этажный дом передан школе.
Учился Алексей у замечательных, сильных, влиятельных в аймаке и республике учителей. Во 2 классе его учителем был будущий Герой Социалистического Труда Сокто Номтоев, в 3,4 классе – директор школы Евдокия Ивановна Мантатова. Она его выделяла среди других, всегда хвалила его и даже разрешала ему спорить с учителем. Учился он отлично, легко и свободно. Хорошая память, сообразительность, наблюдательность, умение все схватывать на лету помогали в учебе, позволяли достигать успехов. А еще он был в школе барабанщиком. Когда шагал впереди колонны, выбивая легкую и звонкую дробь, в шапке-буденовке, был особенно хорош и красив, и школа гордилась своим барабанщиком.
После окончания начальной школы поехал поступать в Усть-Ордынскую ШКМ (школу крестьянской молодежи), неполную среднюю школу. В то время для поступления сдавали 2 экзамена: по русскому языку и математике, требования были высокими. Из приехавших соседних улусов из 31 детей выдержали экзамен 17 человек.
Стать учителем заставили семейные обстоятельства. Когда он работал в Усть-Ордынском окружкоме комсомола, заболела мама Анна Ергаловна, и он был вынужден перевестись в Харанутскую школу учителем. В школе набирался опыта, знаний, умений, которые необходимы для учителя. Вскоре в 1940г. Алексей Леонтьевич был призван в армию, служба продлилась почти 7 лет, в 1941г. началась война, демобилизовался только в феврале 1946г.
Во время войны служил в политотделе политуправления Забайкальского военного округа – в типографии. Здесь печатались сводки Совинформбюро, о том, в каком направлении идут бои, какие города взяты советскими войсками, о разгроме фашистских войск, о скором его крахе, печатались патриотические стихи, воззвания, листовки – этот большой нужный патриотический материал набирался и печатался в типографии. Всю силу гнева и ненависти в этих материалах обрушивали на жестокого врага, правдиво рассказывая обо всем, что творили подлые фашисты. Весь материал затем забрасывался в тыл врага. О силе слова напоминают слова В.Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Действительно, в одном незримом строю в борьбе с фашистами стояли и корректоры, и наборщики, и печатники.
Мой отец демобилизовался в 1946 году, вернулся в родную школу и проработал учителем до февраля 1951 г., до избрания его председателем колхоза. Ученики любили его и гордились своим учителем-фронтовиком. Алексей Леонтьевич рассказывал им об истории школы, о военных годах, воспитывал в них любовь к своему краю, Родине, и дети всегда старались быть ближе к учителю. «Мы шли домой всегда с учителем, - вспоминала его ученица Агния Артемьевна Ентаева, – полы его широкой солдатской шинели укрывали нас от ветра». Кстати, отец долгое время ходил в солдатской шинели, и его ученики вспоминали, как учитель ходил быстро и размашисто, а мальчики хотели походить на него.
Не забывал Алексей Леонтьевич школу, когда работал председателем колхоза им. Сталина, при нем колхоз построил добротный деревянный дом для школы, а учащихся обеспечивал бесплатным колхозным молоком
Сколько бы времени не прошло, для его учеников, соратников, земляков Алексей Леонтьевич оставался учителем, для которого главной заповедью оставалось служение людям, все он делал и совершал для блага людей и отдавал всего себя людям.
Светлана БОЧКИНА
Газета «Русский Лад в Иркутской области»