Иркутск. «Репортёр» – патриот

Иркутск. «Репортёр» – патриот

Трудно говорить с детьми о патриотизме, когда у власти стоят «демократы»-либералы, всячески принижающие советский период. Именно либералы разрушили наш великий и могучий Советский Союз, который был гарантом мира и стабильности не только в нашей стране, но и во всём мире. Почти сразу после разрушения Советского Союза США и НАТО начали войну за передел мира.

С тех пор не было ни одного дня, чтобы в мире кого-то не бомбили, кого-то не убивали. Вокруг границ России по всему периметру, США и НАТО построили десятки военных баз. Теперь они потихоньку под разными предлогами вводят свои войска на территории бывших советских республик или наших бывших союзников (в Прибалтику, Польшу, Румынию, Болгарию, Грузию, Украину). Несмотря на сговорчивость и уступчивость руководства нашей страны, они начали душить Россию санкциями, стремясь развалить экономику и поработить нас.

Больше всего от развала страны пострадал наш народ, народы всего многонационального Советского Союза. От многочисленных гражданских войн, конфликтов, от развала экономики, от безработицы, нищеты и голода наша страна потеряла за эти более 25 лет в два-три раза больше, чем в годы репрессий, о которых с таким смаком рассказывают нам средства массовой информации, особенно телевидение.

Казалось бы, нашим «демократам»-либералам надо было схватиться за голову и сказать самим себе: «Что же мы натворили!». Ан нет, они продолжают упрямо своё чёрное дело.

Так и хочется, глядя им в газа, сказать: «Господа хорошие! Вы что до сих пор не поняли, что натворили?». Но это грамотные люди, среди них много учёных. Но тогда они – откровенные, открытые враги своего народа, которые с тупым упрямством продолжают разорять и уничтожать.

Ну, а если уж говорить о патриотизме – как сознании гражданской ответственности за судьбы Отечества, – то у наших демократов – либералов этой гражданской ответственности не просматривается.

Поговорим о патриотизме. В «Словаре иностранных слов» сказано: «Патриотизм, от греческого patris – родина, отечество – преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов».

В «Словаре русского языка» Ожегова трактовка более жёсткая: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.

Интерес представляет понимание патриотизма как «…основной ведущей ценности, являющейся стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества» (И.И. Мельниченко). В рамках данного направления всё большее распространение приобретаем взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Патриотизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству.

Именно исходя из этого и выпускается юнкоровская газета «Репортёр», информационные материалы которой формируют патриотические чувства у подрастающего поколения.

Следует отметить, что большую роль в формировании патриотических чувств подрастающего поколения играет экологическое воспитание. В газете юнкоров «Репортёр» постоянно печатаются материалы, посвященные экологии. Так в газете № 41 от января 2020 года колонка редактора «Лучший рассказчик России», посвящена 95-летию со дня рождения русского писателя, лауреата Государственной премии Евгения Ивановича Носова. На его могильной плите начертано всего два слова: «Покормите птиц».

Следует отметить, что призыв великого писателя был услышан Иркутском. И именно с нашего города началось Всероссийское движение в защиту зимующих птиц.

А на второй и третьей полосе январского номера газеты «Репортёр» юнкоровские заметки. Заголовки говорят об отношении ребят к нашим братьям меньшим: «Птицы – они, ведь, живые» Даши Савониной, «Равнодушие в сторону» Тани Мелентьевой, «Пожилые кормят, а молодежь-то где?» Маши Рябец, «Я и кормушка» Матвея Барышева, «Кормушка и горсть зерна» Эдиты Ковальчук, «Сохраним жизнь зимующим птицам» Ивана Леонтьева.

Представляет интерес репортаж «Неравнодушные и талантливые» Татьяны Мелентьевой о церемонии награждения победителей и призёров городских конкурсов «Эко-ёлка» и «Всё, что было со мной – помню!».

А в газете «Репортёр» №40 за декабрь 2019 года вторая полоса отведена фоторепортажу Алёны Даниловой «Радуй нас», «Зелёный мир». Автор говорит о том, что в клубе «Радуга» Дома детского творчества №2 12 декабря состоялся заключительный этап городской интеллектуальной экологической игры «Зелёный мир». В финал вышло 6 команд: гимназия №2, лицей №3 и ИГУ, школы №№ 4, 7, 35. А за участие в финале боролось 35 общеобразовательных учреждений города Иркутска.

Всем известно, что любовь к Родине воспитывается прежде всего с любви к малой родине. И полюбить ещё больше нашу величавую и могучую Сибирь помогают полотна иркутских художников. Многие поколения юнкоров дружили с замечательным иркутским художником Владимиром Черкашиным. Прекрасный знаток природы, поэт, композитор, философ. Общаясь с Владимиром Черкашиным, ребята понимали, насколько велика связь природы и человека. И насколько глубоко эта связь формирует доброе отношение к родному краю и возвышает наши души. Мы дружим и с художниками творческого объединения «Бабр».

Встречи с талантливыми художниками стали традиционными. А материалы юнкоров о деятельности коллектива «Бабр» освещались в областной прессе: «Восточно-Сибирская правда», «Мои года», «Приангарье», «Копейка», - а также в «Вестнике Гуманитарного центра» и в газете юнкоров «Репортёр».

В мартовском номере «Репортёра» этого года в колонке редактора помещена статья «Бабру» - 35» Татьяны Шаренковой. Вторая и третья полосы освещают отклики юнкоров на картины бабровцев. Полотна художников помогают ребятишкам понять ещё глубже насколько прекрасна, удивительна и величава природа нашего благодатного края.

В данный момент юнкоры готовят сборник о детях войны, проживающих в микрорайоне Первомайский.

Иван Леонтьев в информации «Рано становились взрослыми» рассказал о встрече с Сергеевой Людмилой Петровной:

«Дети войны – это те, кто в столь юном возрасте пережили тяготы войны. Эти дети стали взрослыми, куда раньше, чем мы. И сегодня у нас в гостях Людмила Петровна – одна из детей войны, поведавшая нам о том военном времени. Хотя она и была ребёнком, но работала, как взрослая, по 12 часов. Уходила с братом к маме на работу в госпиталь. Ухаживали за больными и ранеными. Жили впроголодь, как и все. Но такая суровая жизненная ситуация научила Людмилу достигать поставленные цели, преодолевая трудности.

Людмила Петровна познакомила нас со сборником своих стихов, показала фотографии родственников и рассказала о них. Рассказала и о жителях Первомайского, тоже являющихся детьми войны, которые, как и она, трудились в тылу, испытывая тяготы военного времени, но веря в победу над фашистской Германией. Хочется отметить, что Людмила Петровна написала правдивые стихи, строки которых непроизвольно вызывают слезу.

Рассказ о Людмиле Петровне Сергеевой, одной из детей войны, – это святая память о 1941–1945 годах. И пока жива память о Великой Отечественной войне, живы и мы».

Патриотическая жилка у ребят начинает пульсировать, когда они знакомятся с творчеством детских писателей Советского Союза. Я на занятиях знакомлю ребятишек с творчеством таких талантливых писателей, как Леонид Пантелеев, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар и др.

Когда ребята соприкоснулись с произведениями Льва Кассиля, то были тронуты его литературным талантом. Семён Кузнецов, после знакомства с рассказом «Батарейный заяц», в газете «Репортёр» №19 (ноябрь, 2017 года) поделился впечатлениями о прочитанном:

«В рассказе Льва Кассиля «Батарейный заяц» говорится о мужественных бойцах капитана Поночевного, рядом с которыми даже заяц стал храбрым. Данный рассказ достаточно добр, хотя описываются события Великой Отечественной войны. Автор хорошо передал армейскую обстановку артиллеристов батареи Поночевного, которая находилась у холодного Баренцева моря.

Следует отметить, что в тексте присутствуют шикарные сравнения, как, например: «Ямы были так просторны и глубоки, что в каждой из них уместился бы хороший цирк с ареной и местами для зрителей» или «Уши, как локаторы, и даже лучше!». Делаю вывод – рассказ «Батарейный заяц» понравится не только старшеклассникам, как я, но и юным читателям, которые только начинают познавать мир».

В январе 2019 года в газете юнкоров «Репортёр» №31 в колонке редактора помещена статья «Всадник, скачущий впереди», посвященная дню рождения замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. А на второй полосе отклики юнкоров на его произведения «Маруся», «Поход», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Горячий камень».

Вашему вниманию отклик Кати Савченко на повесть «Тимур и его команда» - «Настольные книги жизни»: «А вы читали повесть «Тимур и его команда»? Если нет, то прочтите, не пожалеете.

Главные герои – Тимур, Женя и их друзья – очень замечательные ребята: честные, дружные, доброжелательные. Помогают слабым и приходят на помощь любому в трудную минуту.

Это произведение учит нас быть добрыми, отзывчивыми, неравнодушными. Учит любить Родину, быть глубоко порядочным человеком, помогать одиноким пожилым людям и тем, кто попал в непростую житейскую ситуацию.

Ещё прочла «Дым в лесу», «Совесть» и «Четвёртый блиндаж». Сочинения Аркадия Петровича Гайдара помогают нам понять, что нужно любить Родину, ценить дружбу и не совершать дурных поступков».

Почему я заговорил об Аркадии Гайдаре? В газете «Комсомольская правда» в марте месяце этого года корреспондент Ксения Конюхова раскритиковала советских детских писателей, заявив, что их произведения политизированы и недоступны для понимания молодому поколению нашей эпохи.

Познакомил юнкоров со статьей Ксении Конюховой. Дети ведь должны логически мыслить. Вашему вниманию отклик Дарьи Савониной:

«Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Ксения Конюхова поставила под сомнение знакомство с произведениями детских советских писателей – Пантелеева, Гайдара, Кассиля и других. По её мнению, их тексты глубоко политизированы и трудны для понимания детям нового поколения.

Конечно, в какой-то степени я с ней соглашусь, но только в том смысле, что будут не совсем понятны детям дошкольного возраста. Всё-таки, военные рассказы – вещь очень сложная, чувственная.

Что касается «политизирования», то, наверное, как-то странно и глупо говорить об этом. В сочинениях детских писателей прославление власти или партии никакой красной нитью не проходит. В рассказе и повестях мы узнаем о жизни детей советской эпохи.

К примеру, рассказ Льва Кассиля «Батарейный заяц». Война, артиллерийская батарея капитана Поночевного. Постоянные вражеские бомбёжки. Отважные моряки и заяц, готовые защищать Отечество. О чем говорит концовка рассказа: «Какие же смельчаки, наверное, эти люди, если даже заяц, немного пожив с ними, сам перестал быть трусом» Где политизация, где непонятки?»

Очень хорошо о Гайдаре сказал Иван Леонтьев: «Когда мы читаем книги Гайдара, то понимаем, что он и сейчас с нами – наш добрый и мудрый наставник, советчик и друг».

Большое подспорье в формировании патриотических чувств – знакомство с песнями местных авторов. В газете «Репортёр» № 37 (сентябрь, 2019 год) помещена информация Ангелины Кайгородовой «Вечные незримые монументы», посвященная музыкальному творчеству известного иркутского художника Владимира Черкашина:

«Владимир Николаевич Черкашин – автор слов и мелодий к песням «Уж хрупкий лед целует позолоту», «Плещет песней по камушкам речка» и «Легкой дымкой стелятся туманы». Произведения исполняет лауреат всероссийских конкурсов вокалистов Елена Ковтонюк в сопровождении ансамбля русских народных инструментов.

Замечательные стихи, написанные Владимиром Черкашиным, прекрасна природа в музыкальном звучании. Они заставили вернуться в начало начал, осознать, что человек и природа – одно целое. Владимир Николаевич напоминает о том, как чист окружающий мир… как он непрочен и нежен. И мы – часть этого мира, но, к сожалению, часто забываем об этом. Чувство возвышенности и духовности создает великолепный голос певицы, народные инструменты, помогающие ещё лучше понять красоту природы. Песни Черкашина раскрывают красоту и глубину русской души – изначально широкой, простой и немножко опечаленной.

Песни Владимира Николаевича являются не теряющимися во времени монументами русской культуры, русской поэзии, русской лирики самой Руси. Через них автор пытается донести до нас то, чего зачастую, мы не видим без его помощи – красоту и великолепие, грандиозность и тонкость нашей природы, её с нами неразрывную связь».

Подводя итоги сказанному, юным корреспондентам следует разбираться в искусствах – литературе, живописи, музыке. Любовь и восприятие подлинного искусства формирует в человеке культурологические ценности, которые делают его творцом. А творческие личности – патриоты нашего Отечества, так как они духовно богаты. А духовно богатый человек никогда не предаст Родину и не бросит её в беде.

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, педагог дополнительного образования, руководитель студии «Репортёр»

Читайте также

Интеллигент и мастер Интеллигент и мастер
Алексей Никифорович Козлов — художник яркий, самобытный. Он родился 27 марта 1925 года на хуторе Трошино Пыщугского района. Со школьной скамьи ушёл на фронт добровольцем, после войны учился в Ко­стром...
3 Июля 2020
Вопросы министру Вопросы министру
Недавно министр образования и науки В.Н. Фальков провёл «прямую линию», отвечая на вопросы, касающиеся ситуации в сфере высшего образования. Но, как отметили в Межрегиональном профсоюзе работников выс...
3 Июля 2020
Стихотворный упрёк Распутина Стихотворный упрёк Распутина
Пятьдесят шесть лет разделяют дни моего общения с Распутиным и, есте­ственно, река Времени многое унесла в неведомое... Однако память кое-что сохранила. В начале 1963 года я трудился учителем в Черног...
2 Июля 2020