Инки и Левая Традиция

Много лет назад дедушка подарил мне книгу про древние цивилизации Латинской Америки... Я был ребенком, входящим в подростковый возраст, и для меня это было невероятно интересно. Я примерно с 5 класса знал, что желаю заниматься в жизни чем-то, что связано с историей. И вот, читая про Монтесуму, ацтеков и инков, я ощущал нечто большее, чем просто интерес к далёким эпохам.
Тогда это казалось экзотикой, но с годами пришло другое понимание: инки — это не только часть доколумбовой истории. Это — зеркало. Зеркало Левой Традиции.
Инки — не «дикари с загадками», не абстрактный этнографический случай. Это — цивилизация преемственности, традиции и строго организованной солидарности. Это — социал-традиция, только в доевропейской форме. Да, без капиталов, банков и даже денег — но с мощной системой распределения, с этикой общественного долга, с коллективной заботой, с регулированием каждого шага жизни.
И пусть эта система рухнула под ударами конкистадоров, но её принципы не исчезли. Более того — они всплывают снова и снова в разных обличьях. Мы их знаем: социализм XX века, народные проекты, идеи солидарности. И даже советский проект, обязательной работой и системой распределения — это в чём-то «клон» инкской модели. Только в стальных декорациях.
Луи Боден в своей знаменитой книге называл империю инков социалистической. И не ошибся. У инков не было частной собственности. Не было денег. Не было нищих, но и богатых — только государственный слой, функционирующий как управленцы и жрецы. Боден пишет: «Человек был создан для государства, а не государство — для человека». Кажется, что грустно? Отнюдь нет. Это вдохновляюще — если взглянуть глубже и правильно понять в реалиях того времени.
Инки сделали невозможное: они создали цивилизацию порядка, в которой не было произвола рынка, но была ясность долга. Это был антихаос, инкарнация исторической ответственности. Их мир был суров, но этичен в своей строгости. Там не было потребительского индивидуализма, но была взаимосвязь. Не было либеральной «свободы» — но была забота. Не рыночная, а общинная.
Именно это и есть левая традиция — не ностальгия по патриархальной архаике, а живая ткань социальной преемственности, где коллектив — не угнетатель личности, а среда её заботы и роста. Где труд — не эксплуатация, а участие. Где порядок — не принуждение, а форма солидарности.
Юрий Николаевич Березкин в своей книге «Инки: Исторический опыт империи» ещё в 1991 году точно подметил, что многие черты инкского государства напоминают советскую модель. Он показал, что идея «государства заботы» — не изобретение XX века. Это — архетип. Это — то, что человечество пробует снова и снова, через разные культуры, языки, эпохи.
Березкин и Боден говорили не о «примитивной дикости», а о глубинном цивилизационном выборе: строить общество как общину или как рынок? Как семью или как биржу? Как союз смыслов или как арену борьбы?
Мы всё ещё живём в ловушке ложной дихотомии «традиция против модерна». Но это ложь. Подлинная традиция не противоречит свободе. Она создаёт условие свободы, как пишет Дж. Стаут. Свобода без преемственности — это анархия. Преемственность без свободы — это застой. Но их синтез — это Левая Традиция.
В этом смысле инки — наши старшие братья, как и скифы. Они не были «варварами», как учили в либеральной и колонизаторской мифологии. Они были архитекторами порядка и справедливости, пусть и в иной форме. Они показали, как можно построить общество на других основаниях — не рыночных, не либеральных, не технократических. А этических, народных и солидарных.
И когда мы сегодня говорим о будущем — пусть оно будет в духе Левой Традиции, а не техно-неолиберальной пустоты. Пусть это будет община, а не мегакорпорация или усадьба помещика. Пусть это будет этика, а не выгода. Пусть это будет память, а не амнезия.
Инки были не концом, а одним из начал. Они — одни из наших предшественников в великом проекте человеческой общности. И если мы их вспомним — мы не просто уважаем мёртвых. Мы строим живое.
Канал «Красная Скифия»