Инки и Левая Традиция

Инки и Левая Традиция

Много лет назад дедушка подарил мне книгу про древние цивилизации Латинской Америки... Я был ребенком, входящим в подростковый возраст, и для меня это было невероятно интересно. Я примерно с 5 класса знал, что желаю заниматься в жизни чем-то, что связано с историей. И вот, читая про Монтесуму, ацтеков и инков, я ощущал нечто большее, чем просто интерес к далёким эпохам.

Тогда это казалось экзотикой, но с годами пришло другое понимание: инки — это не только часть доколумбовой истории. Это — зеркало. Зеркало Левой Традиции.

Инки — не «дикари с загадками», не абстрактный этнографический случай. Это — цивилизация преемственности, традиции и строго организованной солидарности. Это — социал-традиция, только в доевропейской форме. Да, без капиталов, банков и даже денег — но с мощной системой распределения, с этикой общественного долга, с коллективной заботой, с регулированием каждого шага жизни.

И пусть эта система рухнула под ударами конкистадоров, но её принципы не исчезли. Более того — они всплывают снова и снова в разных обличьях. Мы их знаем: социализм XX века, народные проекты, идеи солидарности. И даже советский проект, обязательной работой и системой распределения — это в чём-то «клон» инкской модели. Только в стальных декорациях.

Луи Боден в своей знаменитой книге называл империю инков социалистической. И не ошибся. У инков не было частной собственности. Не было денег. Не было нищих, но и богатых — только государственный слой, функционирующий как управленцы и жрецы. Боден пишет: «Человек был создан для государства, а не государство — для человека». Кажется, что грустно? Отнюдь нет. Это вдохновляюще — если взглянуть глубже и правильно понять в реалиях того времени.

Инки сделали невозможное: они создали цивилизацию порядка, в которой не было произвола рынка, но была ясность долга. Это был антихаос, инкарнация исторической ответственности. Их мир был суров, но этичен в своей строгости. Там не было потребительского индивидуализма, но была взаимосвязь. Не было либеральной «свободы» — но была забота. Не рыночная, а общинная.

Именно это и есть левая традиция — не ностальгия по патриархальной архаике, а живая ткань социальной преемственности, где коллектив — не угнетатель личности, а среда её заботы и роста. Где труд — не эксплуатация, а участие. Где порядок — не принуждение, а форма солидарности.

Юрий Николаевич Березкин в своей книге «Инки: Исторический опыт империи» ещё в 1991 году точно подметил, что многие черты инкского государства напоминают советскую модель. Он показал, что идея «государства заботы» — не изобретение XX века. Это — архетип. Это — то, что человечество пробует снова и снова, через разные культуры, языки, эпохи.

Березкин и Боден говорили не о «примитивной дикости», а о глубинном цивилизационном выборе: строить общество как общину или как рынок? Как семью или как биржу? Как союз смыслов или как арену борьбы?

Мы всё ещё живём в ловушке ложной дихотомии «традиция против модерна». Но это ложь. Подлинная традиция не противоречит свободе. Она создаёт условие свободы, как пишет Дж. Стаут. Свобода без преемственности — это анархия. Преемственность без свободы — это застой. Но их синтез — это Левая Традиция.

В этом смысле инки — наши старшие братья, как и скифы. Они не были «варварами», как учили в либеральной и колонизаторской мифологии. Они были архитекторами порядка и справедливости, пусть и в иной форме. Они показали, как можно построить общество на других основаниях — не рыночных, не либеральных, не технократических. А этических, народных и солидарных.

И когда мы сегодня говорим о будущем — пусть оно будет в духе Левой Традиции, а не техно-неолиберальной пустоты. Пусть это будет община, а не мегакорпорация или усадьба помещика. Пусть это будет этика, а не выгода. Пусть это будет память, а не амнезия.

Инки были не концом, а одним из начал. Они — одни из наших предшественников в великом проекте человеческой общности. И если мы их вспомним — мы не просто уважаем мёртвых. Мы строим живое.

Канал «Красная Скифия»

Читайте также

Новое тысячелетие. Новые вызовы. Новая столица Новое тысячелетие. Новые вызовы. Новая столица
Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению вышеобозначенного нового столичного града нашей славной Родины, предлагаю окунуться в историю вопроса. Помимо столицы нынешней, первопрестольной белока...
13 июня 2025
Адыгея. Гений русской литературы Адыгея. Гений русской литературы
Выступление Председателя правления Адыгейского республиканского отделения движения «Русский Лад» Н.А. Юрьева на собрании, посвящённом Дню русского языка, 6 июня 2025 г....
13 июня 2025
Воронежская область. Русский язык – наше достояние и опора в борьбе за справедливую жизнь Воронежская область. Русский язык – наше достояние и опора в борьбе за справедливую жизнь
В Воронежском обкоме КПРФ состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый Дню рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка....
13 июня 2025