Имам Али и Владимир Мономах: две традиции, один идеал

Иногда история разрывается на куски: Восток и Запад, ислам и христианство, Киев и Куфа. Но если вслушаться — не в факты, а в дух — то можно услышать странное: голоса, звучащие в унисон. Имам Али ибн Аби Талиб, зять Пророка, первый имам шиитов — и Владимир Мономах, князь земли Русской, сын христианского Востока.
Казалось бы — разделены всем: языком, верой, эпохой. Но сливаются — в главном. В понимании власти как долга. В том, что сила существует для слабых. Что справедливость важнее интересов богатых. Что Бог — над всеми, и никто не выше совести.
И Али, и Мономах говорили о власти как о служении. Один — в письмах к своим наместникам, другой — в «Поучении» детям. Али пишет: «ты поставлен над ними, а Аллах — над тобой». Мономах вторит: «всё, что ты нам дал, не наше — но твоё, на немного дней». Оба отказываются от гордыни. Оба видят в себе — не хозяев, а распорядителей. Правитель — это не волк среди овец, а пастырь, который первым отвечает.
Они понимали: власть, если она не от Бога — от дьявола. Если не несёт справедливость — то несёт проклятие. И потому главная заповедь у обоих — защищать бедных. Али требует: «обеспечь справедливость всем, ибо недовольство народа важнее, чем довольство знати». Мономах говорит: «сироту и вдовицу оправдывайте сами, не давайте сильным губить человека». Им обоим ясно: если закон не один для всех — то он не закон, а щит для богатых.
Народ для них — не толпа, а тело. Али пишет: «они либо братья тебе по вере, либо равные тебе по творению». Каждый человек — свят. Каждая душа — ценна. Он велит правителю быть милостивым, как отец. Мономах — не отстаёт: «куда ни пойдёшь — накорми нищего, поприветствуй путника, не забывай убогих». Он учит: править — это не отстраняться, а приближаться. Быть рядом, жить среди людей, слушать и слышать.
Их идеалы — светоч справедливости до глубины. Али гневно бичует корысть, велит отстранять тех, кто служил тиранам, говорит: «не бери себе в советники скупца, труса и алчного». Мономах советует не верить всему на слово, проверять тиунов, не надеяться слепо на слуг. Власть — это постоянная тревога совести. Ответственность, а не праздник живота. И оба жили так. Оба были строгими к себе — и милостивыми к людям.
Али носил грубую одежду, ел простой хлеб. Мономах — кормил нищих, не копил богатства. Они не были аскетами в монастыре — они были правителями. И своим примером показывали: можно быть сильным и смиренным. Можно быть властелином — и не предать человека.
И вот что главное. Они были разными. Один — шиит, другой — православный. Но они оба говорили на языке совести. И этот язык — универсален. Не важно, как ты называешь Бога. Важно, как ты к людям. И как ты к власти.
Мы часто думаем, что Традиция — это консерватизм. Это храм и посох. Но Традиция может быть другой. Традицией справедливости. Традицией служения. Традицией духовного порядка, в котором богатый стыдится богатства, а сильный — склоняется перед сиротой. Соединение глубины и правды, духа и общества.
Имам Али и Владимир Мономах — не просто фигуры прошлого. Это два источника, из которых может вытечь новая река — река общего. Где власть снова будет сакральна. Где бедность будет услышана. Где слова «честь», «закон», «милость» снова будут значить больше, чем золото.
Один говорил: «Справедливость — основа правления». Другой — «Сотвори добро, найди мир и отгони зло». Один был сыном пустыни, другой — сыном северных снегов. Но оба были сынами Света. И их голоса сливаются — в один.
Пора слушать.
Настоящий трактат основан исключительно на первоисточниках:
– «Нахдж аль-Балага» Имама Али ибн Абу Талиба, в особенности на его Письме к Малику аль-Аштару;
– «Поучении» великого князя Владимира Мономаха, обращённом к его детям.
Канал «Красная Скифия»