…И вновь в изгнанье?

…И вновь в изгнанье?

Если сегодня, в канун скорбной даты смерти поэта от наших чиновников, состоящих при сфере народного образования, вы вновь услышите: «Пушкин — это наше всё!», то учтите — вам явно чего-то не договаривают.

«Пушкин — это наше всё, что хотим» — похоже, так звучит продолжение их клятвы в любви к великому поэту. Именно так они хотят распоряжаться тем огромным наследием, которое оставил каждому из нас и всем будущим поколениям Пушкин. Распоряжаться по-барски бессовестно, хитро подстраивая Пушкина под свои интересы.

А они у нашей чиновничьей рати, железно стоящей на страже хищных буржуазных заповедей, известно какие: подольше при власти состоять, жирно при ней кормиться и чтоб кругом помалкивали.

Зачем им здесь пылкое сердце поэта, растерзанное кованой цепью рабского бесправия и тирании, которой опутан русский народ? Сердце, которое он выразил в своих зовущих к свету свободы и справедливости нетленных произведениях?

— Ах, и вправду нетленных! Ах, как они, оказывается, и сегодня свежи в своём свойстве пробуждения свободолюбивого гражданского духа! Тогда мы их, будьте любезны, просто выкинем из программы подготовки к ЕГЭ, чтобы они больше не тревожили юные сердца школьников, — пожалуй, как-то так рассудили деятели от образования. И выбросили. Для начала — из проекта программы. Чтобы прощупать общественную реакцию… И она полыхнула!

«Это не шутка и не чья-то досадная ошибка. Увы, — негодовал перед началом учебного года в соцсети филолог-русист, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Николай Карпов. — Контора под названием ФИПИ (входит в Рособрнадзор) взяла и лёгким движением руки исключила из программы для подготовки к вступительному экзамену по литературе (ЕГЭ)… готовьтесь… Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Нет ни «Евгения Онегина», ни «Героя нашего времени», ни «Мёртвых душ». А также нет Грибоедова, Жуковского, Фонвизина, Державина и «Слова о полку Игореве». То есть вся русская литература до середины XIX века «снесена под ноль». Её больше нет и знать её не полагается».

Школьный список русской литературы для чтения, по его словам, в несколько раз стал короче, зато пополнился произведениями зарубежных западных авторов.

Подхватывает негодование коллеги доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Ирина Александрова. И задаётся по этому поводу, в общем-то, риторическим вопросом: «В опалу попала почему-то одна из самых идеологически ориентированных дисциплин — литература».

Чего уж там, Ирина Викторовна, всё понятно и безо всяких «почему-то». А Пушкину к царским ссылкам не привыкать. Это и есть их барское «всё, что хотим» по отношению к великому поэту.

Тут чиновников и прорвало!

— Заявления об исключении Пушкина, Лермонтова и других классиков не соответствуют действительности! В страшном сне такое нельзя представить! Увидели демоверсии, но не дочитали или недопоняли, — тут же встрепенулся министр просвещения Сергей Кравцов, добавляя при этом, что ЕГЭ по литературе — это экзамен по выбору и его сдают всего 15 процентов выпускников. Дескать, смотрите, не столь уж и важна для ребят эта ваша литературная писанина, чтобы устраивать скандал.

Опубликованные на сайте Федерального института педагогических измерений демоверсии — это пока проект, и возможны изменения, поспешили оправдаться в руководстве ФИПИ. Хоть какую-то, пусть и иезуитскую, но всё-таки логику попытались подвести под эту трагикомедию в Рос-обрнадзоре. Поясняя, почему произведения Александра Сергеевича Пушкина и других классиков начала XIX века выпали из программы ЕГЭ, там заявили, что (цитируем по информагентству «Политсовет») «ЕГЭ отражает курс литературы за 10—11 классы, в рамках которого изучают произведения более поздних авторов». То есть получается, что школьный выпускник, готовясь к поступлению в вуз, может напрочь забыть, кто такие Пушкин с Гоголем и Лермонтовым в придачу, и это не помешает ему стать, допустим, студентом филфака МГУ или того же Литинститута?..

Вот это фортель! Вот это, понимаешь, ответ по существу всей нынешней буржуазной «реформы» образовательной системы, которая, напомним, по разумению прежнего министра образования РФ Фурсенко, должна готовить не человека-творца, как это было в Советском Союзе, а «квалифицированного потребителя». Значит, в том числе и потребителя литературы, которую ему подсунут?

После вспышки общественного негодования, собравшей десятки тысяч возмущённых подписей, Пушкин в методичках ЕГЭ всё-таки нашёлся. Он пару раз вскользь там мелькает и предлагается ученику среди других авторов (внимание!) на выбор.

Постойте, Пушкина — и на выбор?! Как мороженое в супермаркете? Ну не хочу я эскимо — и не буду. А крем-брюле буду. Так, значит, и с Пушкиным? Вот вам и Единый госэкзамен на «квалифицированное потребление» — всё, как Фурсенко завещал.

…И где на этих школьных литературных развалах старшекласснику, которого решили околдовать лишь одними «чудными мгновениями», ныне сыскать хрестоматийную с советских времён пушкинскую «Вольность» с её решительным вызовом опостылевшему царизму: «Тебя, твой трон я ненавижу»? Где найти его печальную, но зовущую в прекрасную зарю «Деревню», в которой «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца», если ей тоже не заготовили места в школьной программе для обязательного чтения? А ведь без этих и подобных пушкинских стихов высокого гражданского звучания не получится, чтобы стали «вечной стражей трона народов вольность и покой». Не получится воспитать настоящего патриота, любящего Родину и в радости, и в беде, готового её защищать и строить.

Без этих горячих пушкинских строк сыновнего отзыва на боль Отечества можно разве что научить молодёжь родину себе «квалифицированно» выбирать. И где-нибудь там — от русских берегов подальше. Судя по терзающему Россию который год демографическому кризису, ударно работающему на прибавление семейств в русскоговорящих кварталах нью-йорков, лондонов и парижей, «пушкиноведы» и прочие «реформаторы» из минпроса эту свою науку «большого выбора» преподают сегодня с блеском.

Александр ОФИЦЕРОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024