И снова о долгожданном Мемориале скорби и гнева

И снова о долгожданном Мемориале скорби и гнева

Восемь лет «Правда» неустанно поднимает жгучую проблему, которая волнует многих, включая меня. Суть проблемы такова: фашистская оккупация времён Великой Отечественной войны уничтожила почти девятнадцать миллионов человек советского гражданского населения, но в постсоветской России их память не увековечена никаким достойным мемориалом всероссийского, общегосударственного значения. Разве не кощунство?

Однако недавно лёд вроде бы тронулся. Под напором разных причин идея создания такого мемориала наконец-то начала реализовываться на государственном уровне. В начале 2022 года на эту тему появилась интересная новость: принят архитектурно-художественный проект мемориального комплекса. Так каким же он будет, долгожданный символ памяти, гнева и скорби о жертвах фашистского геноцида?

Конечно, о трагедии мирных советских граждан на оккупированных территориях никогда не умалчивали. В советской литературе и искусстве сильно звучала эта тема. Я ещё школьницей в начале 1980-х годов знала, что у знаменитой белорусской Хатыни было великое множество «сестёр» по несчастью в оккупированных областях СССР. В одном только нашем Псковском крае оккупанты сожгли около четырёх тысяч населённых пунктов, в том числе известную деревню Красуху и почти три сотни её жителей и беженцев. В советское время на месте этой так и не возродившейся большой деревни был сооружён потрясающий памятник «Скорбящая псковитянка», вышли в свет повесть Ивана Курчавова «Красуха» и документальный фильм «Была на земле деревня Красуха»…

Появились в СССР и куда более масштабные, всесоюзного значения мемориалы в память о погибшем мирном населении — «Хатынь» в Белоруссии, «Бабий Яр» под Киевом, «Саласпилс» в Латвии. Но где они оказались после разрушения великой Советской страны в 1991 году? За рубежом. А «новой» России с её поворотом к капитализму и повальным очернением советской истории было уже не до подобных мемориалов. Историческая правда о Великой Победе и о фашистском геноциде советских граждан погружалась в преступное забвение.

Можно только восхищаться мужеством тех, кто этому забвению противостоял. Поэтому сейчас, когда проект мемориального комплекса принят и, надеемся, будет воплощаться в жизнь, жаль, что истинные зачинатели этого святого дела оставлены в тени. Как получается? В СМИ инициатором создания мемориала объявляют РВИО, то есть Российское военно-историческое общество, руководимое небезызвестным В. Мединским. Но ведь ещё более десятка лет назад общественное объединение «Поле заживо сожжённых» во главе с московским писателем Владимиром Тимофеевичем Фомичёвым и Фонд «Монумент» под руководством заслуженного энергетика России Владимира Ивановича Гришина выступили с этой инициативой! И тут же наткнулись на железобетонную стену равнодушия властей всех мастей.

Так, в ноябре 2008 года президенту РФ Д.А. Медведеву было направлено письмо, подписанное уважаемыми, известными в стране людьми, но… оставшееся безответным. Сколько же их, писем, коллективных и персональных обращений направлялось потом в высшие органы власти!.. А в ответ — бездушные отписки или просто глухое молчание.

Эпопея борьбы за Мемориал о величайшей народной трагедии длилась годы. И она, конечно, нуждалась в заинтересованном освещении, так что начавшееся в 2014 году сотрудничество общественных активистов с «Правдой» оказалось особенно кстати. В «Правде» от 24—27 января 2014 года тему поднял журналист Виктор Кожемяко в статье «Сожжённые заживо взывают к нам». Уже тогда множество наших соотечественников и даже читатели газеты из других бывших советских республик горячо поддержали идею о Мемориале, а выдающийся архитектор Юрий Васильевич Омельченко даже разработал свой проект памятника-музея, рисунок которого газета напечатала.

Читательские материалы, опубликованные в газете, составили книгу «Сожжённые заживо взывают к нам», и она вышла тремя изданиями. Более того, к борьбе подключилась фракция КПРФ в Государственной думе. Представители её дважды выступали с этой идеей на пленарных заседаниях, а в 2016 году в стенах Госдумы коммунисты организовали содержательный «круглый стол» с участием авторитетных специалистов. Словом, вокруг общественных объединений Владимира Фомичёва, Владимира Гришина и редакции «Правды» образовался немалый круг людей, которые настойчиво действовали во имя реализации благородной цели.

Скажу подробнее хотя бы об одном таком человеке. Познакомившись с Владимиром Фомичёвым, который ребёнком пережил оккупацию на Смоленщине, я с волнением подумала: вот человек, чудом оставшийся невредимым, пока фашисты жгли его родную деревню Желтоухи. Столичный писатель, он мог бы, наверное, и дальше спокойно работать на хорошей должности в редакции одного из журналов. Но нет! Написал заявление об уходе и всецело посвятил себя увековечению памяти жертв фашистского геноцида, не жалея собственных нервов и времени.

Вот, например, в 2008 году в его родном Угранском районе Смоленской области удалось добиться открытия мемориала с таким же названием, как и у руководимого им объединения, — «Поле заживо сожжённых». Так же назвал Владимир Тимофеевич свою книгу публицистики и стихов, изданную в 2009 году. Она для тех лет, конечно, уникальна. Кто из журналистов и писателей создавал тогда книги на малоизученную, редко звучавшую тему — об ужасающем количестве русских Хатыней? А если говорить о документальных исторических изданиях, то лишь спустя семьдесят два года после окончания войны российские и белорусские исследователи совместно создали первый в России объёмный специализированный сборник «Сожжённые деревни России, 1941—1944: документы и материалы» (Москва, 2017). Значит, тема массового изуверского уничтожения славян огнём ещё ждёт самого серьёзного изучения.

Став несколько лет назад постоянной читательницей «Правды», я очень заинтересовалась её материалами о судьбах мирного населения в оккупации и о будущем мемориальном комплексе. Теперь стараюсь быть в курсе новостей, появляющихся на эту тему в разных СМИ. Понятно, что за последние несколько лет сама международная обстановка с её безумной русофобией, с немыслимым извращением истории Второй мировой войны подтолкнула российские власти сделать всё-таки давно назревшие шаги. Во-первых, в регионах стали рассекречиваться архивные документы, связанные с периодом оккупации. Пронзительные материалы рассекретил архив нашего Псковского УФСБ в 2019—2021 годах. Оторопь берёт, когда там читаешь, в каком масштабе «цивилизованные» европейцы истребляли псковичей. Причём натравливали на наш край соседей-прибалтийцев. Будучи под крылом немецких хозяев, латышские и эстонские легионы СС сжигали населённые пункты, зверствовали в концлагерях. И так — три года!

Во-вторых, всероссийский проект «Без срока давности» дал старт новым раскопкам в местах массовых казней. В Псковской области, например, поисковики 90-го специального батальона минобороны РФ обнаружили множество останков казнённых фашистами советских граждан вблизи деревень Глоты, Андрохново и на месте Моглинского концлагеря.

В-третьих, страшные находки поисковиков и обнародование документов привело к тому, что в октябре 2020 года — впервые в судебной практике! — в отношении фашистских злодеяний зазвучало слово «геноцид». Тогда Солецкий районный суд соседней с нами Новгородской области рассмотрел только одно дело — массовые казни у деревни Жестяная Горка в 1942—1943 годах, но созданный прецедент вскоре повлёк за собой следующие подобные суды в других регионах. О геноциде советского народа говорилось и в ходе Международного научно-практического форума «Уроки Нюрнберга» в Москве в ноябре 2020 года.

А в это время на Западе наши былые союзники по Второй мировой войне приписывают Советскому Союзу равную ответственность с Германией за начало войны и даже не упоминают его в числе стран-победительниц! Решит ли там кто-то признать фашистский геноцид советских граждан, как это давно сделано в отношении евреев, цыган, армян? Ответ очевиден. Но хватит уже оглядываться на Запад. В первую очередь нам самим и будущим поколениям россиян нужно такое признание — ради борьбы с беспамятством. Вот почему очень порадовало, что в Международный день памяти жертв геноцида, то есть 9 декабря 2020 года, в России всё-таки заявили на государственном уровне: Мемориалу — быть!

В июне 2021 года у деревни Дони Гатчинского района Ленинградской области торжественно установлен закладной камень. Поблизости — федеральная автомобильная трасса, ведущая из Санкт-Петербурга через Псков к границе с Республикой Беларусь. Думается, Ленинградская область, куда и наша Псковщина входила до августа 1944 года, такой мемориал принять вправе. Область с её блокадным Ленинградом, с детскими донорскими концлагерями и сожжёнными старинными усадьбами сполна пережила кошмар оккупации. Тем не менее жаль, что важнейшему сооружению отведено место где-то у трассы, а не в столице.

И вот, наконец, ещё одна новость, представленная на официальном сайте РВИО 18 января 2022 года: творческий совет РВИО определил победителя конкурса на лучший проект мемориального комплекса «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в ходе Великой Отечественной войны». Как сказано на сайте, в условиях закрытого голосования из тринадцати поданных на конкурс заявок выбран проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Среди самых известных работ этого творческого тандема — Ржевский мемориал Советскому солдату, открытый в Тверской области в 2020 году.

В центре мемориала «Мирным жителям…» будет стела с фигурами матери и детей. «Мы хотели показать семью, которую оккупанты выгнали из дома без вещей, даже не дав нормально одеться, — поясняет скульптор. — Это аллегория на образ Родины-матери, которая оказалась в очень тяжёлом положении». Стела опоясана пилонами, символизирующими вихри войны. На пилонах — окошки для поминальных свечей, силуэты сожжённых домов и погибающих жителей, а внешняя часть монумента «рассыпается» на осколки от снарядов.

Казалось бы, пора успокоиться: благороднейший замысел воплощается в жизнь. Но всё же остаётся много вопросов. Например, нет ясности в очень важном вопросе: предусмотрен ли рядом с монументом музей? А без музея, масштабного, впечатляющего, какой же это мемориал? Ведь если браться за дело всерьёз, то в итоге нужен авторитетный историко-исследовательский Центр с монументом, музеем, экскурсиями и обстоятельным научным изучением этой стороны нашей военной истории. Что касается Ржевского мемориала, то там есть музейно-выставочный павильон — филиал Музея Победы. Кроме того, будущий мемориал в Ленинградской области СМИ называют народным. Тогда где же широкое всенародное обсуждение его концепции, его проектов?

В целом есть большое сомнение, доведут ли дело до конца должным образом, особенно сейчас, когда страна живёт совсем в других условиях из-за происходящего на Украине. Но хочется подчеркнуть: достойный Мемориал в память о жертвах немецко-фашистской оккупации актуален теперь, как никогда прежде. В то время, когда я искала в интернете изображение его проекта, по телевизору шли новости о российской специальной военной операции на Украине. Восьмилетние бедствия гражданского населения Донбасса уже называют геноцидом, учинённым бандеровскими нацистами. Вот такая горестная перекличка времён!

Как бы то ни было, а строительство мемориала под Гатчиной вроде бы планируется завершить в 2023 году. Причём год грядёт юбилейным в том смысле, что исполнится восемьдесят лет преимущественному освобождению Красной Армией восемнадцати областей и краёв России от фашистской оккупации.

Наталья БУХВАЛ, библиограф областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина, г. Псков

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024