И.С. Бортников. «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей»

И.С. Бортников. «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей»

Какие замечательные слова, и какой глубокий смысл в них заложил автор, Георгий Суворов, гвардии лейтенант Красной Армии, родившийся в 1919 году в с. Абаканском Енисейской губернии, ныне Краснотуранск Красноярского края, погибший в 1944 году под Нарвой. Эти слова начертаны над его могилой.

Они говорят о многом. «Добрый век» – значит, в этот век силы Добра и Света сводили на нет усилия Зла и Тьмы. «Прожили как люди» – то есть жили по правде, согласно нормам человеческого общежития. Но главное: прожили не для себя любимых, а для людей. В этом главный смысл жизни людей коллективистского общества, которое много веков успешно развивается на просторах России и в этом его коренное отличие от людей индивидуалистического общества Западной Европы.

Мы как-то не придаём значению тому грандиозному феномену, что за первых двадцать лет Советской власти удалось вырастить и воспитать исключительное поколение, родившихся в 1918-1926 годах, а также внести и укрепить социалистическое сознание в умы многомиллионного крестьянства.

Также как не обращаем внимание на то, что кадровая армия на 22 июня 1941 года состояла в основном из бойцов рождения 1919 -1921 года. Именно они, коим было по 20-22 года, приняли на себя первый зубодробительный удар армии более сильной, технически оснащённой, обладавшей опытом боевых действий. Они, кто распевал песню «Если завтра война…» и смотревшие пропагандистский фильм с таким же названием, которых обнадёживали: «Что от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней», и поэтому будем воевать «малой кровью и на чужой территории», вынуждены были испытать горечь тяжёлых поражений. Им пришлось воевать «БОЛЬШОЙ КРОВЬЮ И НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ». Они «узнали не по сводкам большого отступления страду» (Ю. Друнина). Представляете, какой силы психологический удар им пришлось выдержать.

И выдержали. Отступали, и зарывались в землю, цепляясь за каждый её клочок и сражались до последнего патрона. До последней гранаты. Со связками гранат бросались под гусеницы фашистских танков. И, словно карающий меч Провидения, бросали горящие самолёты на вражеские колонны. В приграничных сражениях был сорван план молниеносный войны. Приграничные сражения позволили мобилизовать призывников более зрелых возрастов и организовать эвакуацию населения и производственных мощностей за Волгу.

После нападения фашистских сил Западной Европы под руководством нацистской Германии на СССР, как и пелось в песне «Если завтра война…»: «Весь советский народ, как один человек за Советскую Родину встанет…» и встал. За годы войны в действующую армию уже 23 июня 1941 года были мобилизованы призывники 1905-1918 года рождения, 10 августа того же года – родившиеся в 1894-1904 и 1922-1923 годов рождения, позже – 1924-1926 годов рождения, таким образом к концу 1943 года в ней были бойцы от семнадцатилетних до сорокадевятилетних. А ведь в действующую армию ещё шли добровольцы, были части народного ополчения, а на захваченных противником территориях действовали партизанские отряды, диверсионные группы, подпольщики. Все они достойно и с честью сражались за свободу и независимость.

И всё-таки Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в интервью «Комсомольской правде» в честь 25-летия Победы СССР говорил: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли! С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только поняли вкус жизни. Девятнадцать-двадцать лет – лучший возраст в обычной человеческой жизни. Всё впереди… А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулемётный огонь… Мы, люди старшего поколения, этого не забудем. Важно, чтобы и молодые не забывали».

Так в чём же истоки всенародной жертвенности ради свободы и независимости социалистической Родины? Ведь чуть более четверти века назад Россия также воевала с кайзеровской Германией, но такого размаха патриотических настроений среди рабочих и крестьян не наблюдалось, более того, с первых дней войны участились случаи дезертирства не только из окопов, но и из эшелонов, идущих на фронт. В специальной литературе имеются указания, что к концу той войны на каждые три чина действующей армии приходилось не менее одного дезертира. В годы Великой Отечественной войны было, как говорится в народе, тоже «в семье не без урода», поэтому были и дезертиры, и добровольно сдававшиеся в плен, и переходившие на службу к оккупантам. Но это не было массовым явлением, поэтому о них пусть пишут западники, ибо им бросить комок грязи в историю советского народа «слаще мирра и вина».

Мы же продолжим свои размышления о тех, кто свято исполнял свою священную обязанность и что побуждало их жертвовать своей жизнью ради спасения советского Отечества. Давайте вспомним, что К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «… для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что». И если в дореволюционной России лишь привилегированные сословия ни в чём себе не отказывали в этих первейших необходимых условиях для жизни, то большинство производительного населения перебивалось с хлеба на квас, ходило в лаптях и домотканой одежде, жили в лачугах или в подвальных помещениях, а кое-что: образование, медпомощь, культура были для них недоступны. Царскому правительству, да и буржуазному Временному не было никакого дела до нужд простого народа, впрочем, как и ныне, после контрреволюционного переворота 1991-93 годов.

А ведь первые декреты Советской власти были проникнуты заботой о трудовом народе, например: Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о 8-часовом рабочем дне и т.д. К сожалению, интервенция буржуазных демократий совместно с развязавшими гражданскую войну не смирившимися эксплуататорскими сословиями ввергла молодую Советскую республику в братоубийственную битву, а её народ обрекла на голод, холод и другие несчастья.

Но народ верил руководству Советского государства и Коммунистической партии, разгромил и интервентов, и белогвардейцев, залечил раны, нанесённые ими, и приступил к строительству социализма. К средине 30-х годов в стране «жить стало лучше, жить стало веселей», как сказал И.В. Сталин. (Написал это и сразу представил «дитё ХХ съезда» злобно шипящее: «Лучше, веселее жить. Как бы не так. Половина страны сидела, а другая их охраняла». Что ж, «их не вразумишь». У них клиника, и притом не подлежащая излечению. Но как известно, численность населения в СССР в 1939 году была 190.7 миллионов человек, а в заключении, после «Большого террора», по данным В.Н. Земскова, в этом году находилось 2 004 946 человек, чуть больше одного процента, и подавляющее большинство из них вовсе не были безвинными).

Так что И.В. Сталин был прав. Посудите сами: были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, ликвидирована безработица, сотни тысяч людей были переселены из подвальных помещений, введено обязательное начальное образование, создана система здравоохранения и охраны труда, миллионы советских юношей и девушек овладели рабочими техническими специальностями, многие из них потом окончили ССУЗы и ВУЗы, стали командирами производства.

Рабочие, строители, колхозники, техники и инженеры активно трудились на производстве, брали встречные планы и перевыполняли их. Страна действительно стала «страной героев, мечтателей, учёных». «В буднях великих строек, // В весёлом грохоте, в огнях и звонах» рождался новый человек, человек будущего, человек, «который сам, без подсказки властей и без насилия становился носителем новых общественных отношений» (А.А. Зиновьев).

Правительство и Коммунистическая партия заботились о всестороннем гармоничном развитии советского человека, при крупных предприятиях, в микрорайонах городов и в сёлах строились Дворцы культуры и клубы, стадионы и спортивные залы, при них работали всевозможные студии и физкультурные секции и всё это бесплатно. После разгрома троцкистских космополитов-интернационалистов была восстановлена связь времён. Молодёжь воспитывалась на примерах героического прошлого своих народов с древнейших времён. На это была направлена вся литература, кино, радио, театр, музыка, изобразительное искусство.

Рассматривая довоенные годы Советского Союза, нельзя забывать, что общество жило и дышало революционной романтикой. Советские люди, и особенно молодёжь, горели желанием и всё делали для того, чтоб «весь мир насилья» разрушить, подчёркиваю, «МИР НАСИЛЬЯ», но вместе с разрушением строили новый мир, «МИР СВЕТА И ДОБРА». Именно создание «НОВОГО МИРА» было их основной мечтой и задачей, и в этом направлении они работали активно, с огоньком. И когда силы тьмы, мир насилья попытался взять реванш, пошёл войной на мир света и добра, народ поднялся на защиту завоеваний Октября, пошёл «Ломить всей силою,// Всем сердцем, всей душой// За землю нашу милую…»

И, может, поэтому впервые с древнеримских времён музы не молчали, хотя гремело оружие. Советские солдаты жили надеждой на победу над ненавистным врагом и, приближая её, верили в своё светлое будущее и эту веру воплощали в строки поэзии и музыки. Военная поэзия, проза, музыка, и особенно песни, написанные профессиональными поэтами и композиторами, вошли в золотой фонд советской культуры.

Но и в окопах бойцы писали стихи. Многие из них дожили до победы и стали профессиональными поэтами, но многие сложили свои головы, оставив нам по несколько стихотворений. Помним ли их мы? Очевидно, самый известные из них: Павел Коган, погибший в сентябре 1942 года под Новороссийском в 24-летнем возрасте, автор знаменитой «Бригантины», той самой, с которой и ныне «все бродяги света снова подымают паруса». Михаил Кульчицкий, не доживший до 24 лет, погибший в Ворошиловградской области в январе 1943 года, выразивший в конце одного из последних стихотворений заветную мечту всех красноармейцев: «Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино». Ему также принадлежат строки, которые должны стать девизом каждого молодого человека на всю жизнь: «Самое страшное в мире — это быть успокоенным». Николай Майоров, погибший в 22 года на Смоленщине в феврале 1942 года, оставивший нам замечательное стихотворение «Мы», поэтический портрет своего героического поколения и величественный памятник ему, где есть такие строки: «Мы были высоки, русоволосы.// Вы в книгах прочитаете, как миф,// о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы». Да пусть в их стихах, как признавал Н. Майоров: «не точны слова, и слог тяжёл, и выраженья грубы!», но «они в плоть одели слово «человек!»

К этой плеяде принадлежит и наш земляк Георгий Кузьмич Суворов. Жизнь его не баловала. Они вместе с сестрой рано остались без родителей, воспитывались в детском доме, затем учились в педагогическом училище. Георгий, чтобы дать возможность сестре продолжать учёбу, перевёлся на заочное отделение, стал работать в школе. Уже тогда он увлекался фольклором, писал стихи. После окончания педучилища поступил в Красноярский педагогический институт. Интересно, помнят ли о своём бывшем студенте ныне в этом учебном заведении? В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. С конца сентября 1941 года на фронте, в бою под Ельней был ранен в грудь осколком, застрявшим между рёбрами, который сам вытащил и продолжал бой. Позже он напишет: «Коль любишь жизнь — Борись за жизнь!»

После лечения в госпитале был направлен на Ленинградский фронт, поработав немного в дивизионной газете, добился перевода во взвод противотанковых ружей его командиром. Всё время писал стихи, которые печатались в журналах «Звезда» и «Ленинград», в дивизионной газете. Его стихи искренние, светлые, глубоко патриотичные, часто посвящённые товарищам по окопу находили живой отклик у бойцов, которые переписывали их и передавали друг другу. Строки его стихов выражали то, что они знали, чем жили и о чём думали: «Мы твердо знали. Да. Мы знали точно —//Победу нам дает лишь кровь и боль», или «Вперёд на запад!// Дерзкая мечта…// Я знаю нас никто не остановит.// Целуют землю русскую уста,// Отбитую ценой солдатской крови». Поэт хорошо знал окопную правду и стремился выразить её в поэтической форме. В стихотворении, посвящённом М. Романовой: «Сочилась кровь, и свет бежал из глаз…», описывает страдания, муки, волю к жизни тяжело раненного бойца, утрачивающего надежду на спасение «Но вдруг на грудь твою сошла заря,// Весенней белой яблоней горя.// В твои глаза два синие цветка// Вдруг посмотрели. О! как жизнь сладка!// И девушка, кладя в карман бинты,// Тебе сказала: Жить! Жить будешь ты!» Один маленький эпизод фронтовой жизни, но как о многом говорит он. А сколько за годы войны девушки, рискуя своей жизни, спасли жизни бойцов.

Г. Суворов в своих стихах восхищался красноармейцам и их командирами, по воспоминаниям современников он был рождён для воинской службы, было в нём что-то от Андрея Болконского, и не случайно одно из лучших его стихотворение «Полковнику Путилову». Приведу из него две первых строфы: «Есть в русском офицере обаянье.// Увидишься — и ты готов за ним// На самое большое испытанье// Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.// Он как отец, — и нет для нас дороже// Людей на этом боевом пути.// Он потому нам дорог, что он может// Ведя на смерть, от смерти увести». Это очень ценное качество командира: выполнить поставленную задачу и сохранить бойцов.

Окопным стихотворениям Г. Суворова давал высокую оценку известный советский поэт Н.С. Тихонов, бывший в то время начальником оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта.

Георгий Суворов искренне любил своё социалистическое Отечество, но, где бы он ни был, всегда с нежностью и благодарностью вспоминал и писал стихи о суровой природе Сибири, енисейских просторах и величественных саянских хребтах, мечтал возвратится после войны в родные места. Но, как писал он «Мой милый друг, а всё-таки как быстро,// Как быстро наше время протекло». Сколько молодых, талантливых, искренне верящих в идеи коммунизма полегло на полях сражений, как их нам не хватало все эти годы, мы пред ними в неоплатном долгу, к тому же на нас лежит тяжесть огромной вины, позволившим авантюристам и проходимцам ввергнуть и нас, и потомков в ад глобалистского колониального рабства. Уверен: «Но настанет пора и проснется народ,// Разогнет он могучую спину…» и сбросит феодально-капиталистическое иго.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2020 г.

Читайте также

Депутаты фракции КПРФ выступили против попытки Правительства скормить россиянам насекомых Депутаты фракции КПРФ выступили против попытки Правительства скормить россиянам насекомых
В начале года Евросоюз принял решение, полностью совпадающее с идеей, ранее озвученной т.н. глобалистами, одним из ярких представителей которых является К. Шваб. Идея эта проста. Население планет...
9 декабря 2023
Как курочат «оборонку» Как курочат «оборонку»
Мы живём в непростое время. В условиях СВО вроде бы власти осознали значение оборонных предприятий. Но так ли всё благополучно на самом деле? Давайте посмотрим повнимательнее....
9 декабря 2023
Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника
В городской библиотеке имени Ф.М. Достоевского проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по теме «Год педагога и ...
9 декабря 2023