И.С. Бортников. Сталинская послевоенная хронополитика строительства социализма

Член Политбюро ЦК ВКПб, заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР, академик Н.А. Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» пишет: «Районы СССР, бывшие во временной оккупации, занимали накануне Отечественной войны по отношению ко всей территории СССР значительный удельный вес: в численности населения — 45%, в валовой продукции промышленности — 33, в посевных площадях — 47, в поголовье скота (в переводе на крупный скот) — 45 и в протяжённости железнодорожных путей — 55 %». И все эти материальные ресурсы были либо разрушены, либо разграблены. В данной книге он приводит сведения об ущербе, нанесённому гитлеровцами народному хозяйству страны. Книга есть в Интернете. Объёмы ущерба ужасающие.
Серьёзно пострадало население: одни были угнаны в Германию, где многие, не выдержав тяжёлого труда и нечеловеческих условий жизни, погибли, другие погибли под бомбами и снарядами, были убиты или казнены, умерли раньше срока естественной смертью; не возвратились с войны многие военнослужащие.
Кроме того, многие города и предприятия в центральных районах, в Поволжье и на Северо-Западе пострадали от бомбёжек гитлеровской авиации.
Таким образом, к концу войны территория, дававшая треть объёмов промышленного производства, лежала в развалинах и люди – почти половина страны – были лишены нормальных человеческих условий бытия. Всё требовало быстрейшего восстановления.
В своей речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 года Сталин говорил, что «основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». Задача, требующая громадного напряжения сил и железной дисциплины.
Но далее в своей речи Сталин обещает в ближайшее время отменить карточную систему, и она была отменена в декабре 1947 года. Обещает, что будет обращено особое внимание на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары, которое началось в декабре 1947 года и продолжалось ежегодно. Также внимание будет обращено на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы. Возможно, этой фразой он говорил о ракетно-ядерной программе и программе развития радиолокации.
Естественно, трудящиеся страны откликнулись на эти призывы и обещания. Во многом благодаря производственному героизму народа, активному рационализаторству на производстве, внедрению достижений науки и техники, повышению квалификации инженерных и рабочих кадров. Для отличившихся при восстановлении угольных шахт Донбасса и предприятий чёрной металлургии юга были учреждены соответствующие медали. Первой было награждено свыше 46 тысяч человек, второй – свыше 68 тысяч человек.
Промышленное производство СССР на довоенный уровень вышло в 1948 году, а к концу четвёртой пятилетки выпуск промышленной продукции увеличился на 73 % по сравнению с предвоенным 1940 годом. За пятилетку было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий, было восстановлено и построено 200 миллионов квадратных метров жилья.
По данным отчётного доклада ЦК ВКП(б) XIX съезду партии, в сельском хозяйстве «производство зерна было восстановлено на третий год после окончания войны. (…) Уровень довоенного, 1940 года по численности поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств был достигнут в 1948 году, по численности поголовья овец – в 1950 году, а по численности поголовья свиней – в текущем году».
«Продолжалась механизация сельского хозяйства и применение научных методов его ведения. Всего за это время создано 1.546 новых машинно-тракторных, лесозащитных, лугомелиоративных и машинно-животноводческих станций, а общее количество всех этих станций в настоящее время составляет 8.939 единиц» (там же).
Сейчас уже мало кто помнит, что в 1946 году случилась засуха, охватившая более 50 % посевных площадей Советского Союза. Её считают самой сильной с 1891 года. Суммарно урожай по СССР сократился на 20 % по сравнению с 1945 годом.
Сталин принимает предложения учёных использовать для борьбы с засухой опыт Докучаева-Костычева по агролесомелиорации в Каменной степи, которые дали положительные результаты.
В 1948 году было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР», по своей сути являющимся грандиозным проектом восстановления природы в областях проживания русского народа.
«Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. Травопольная система позволила обогащать землю азотом в отличие от кукурузы, которая сильно истощает землю.
Также в результате роста капиталовложений в сельское хозяйство и улучшения технической оснащенности (значительную роль в этом сыграли машинно-тракторные станции), колхозов и совхозов удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства на основе многолетних трав, имеющих высокое содержание белка, в несколько раз выше, чем в кукурузе.
Производства мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло в 1,8 раза, в том числе свинины — в 2, производство молока — в 1,65, яиц — в 3,4, шерсти — в 1,5. В результате существенно увеличилась доля общественного животноводства колхозов и совхозов в производстве животноводческой продукции: в 1950 г. она составила 33 % по мясу, 25 % — по молоку, 11 % — по яйцам».
По мнению экономиста Г.И. Ханина, «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития». Как видите, обращение к прошлому обеспечило стабильное настоящее и подготовило прорыв в будущее. Вот что значит правильно на практике применять методы хронополитики.
Не надо забывать, что всё это время была очень напряжённая международная обстановка.
Бывшие союзники стали лютыми врагами. Они начали бряцать оружием, угрожая атомной бомбардировкой промышленных центров Союза.
Сталин всегда помнил слова В.И. Ленина о том, что «поскольку существует империализм, сохраняется экономическая основа агрессивных войн». Шли кровопролитные бои на территории страны, и он думал не только об укреплении наступательности войск, но и об обороноспособности после победы. Ещё 4 февраля 1931 гола он говорил: «История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. (…) Били все – за отсталость». Вот в этом позвольте с вождём не согласиться. Действительно, Россия была отсталой, и многие шли на неё войной, желая поживиться, но, благодаря мужеству народа и умению полководцев, чаще уползали битыми. Всё равно иноземному нашествию всегда надо быть готовыми дать отпор.
Получив сведения о работах над созданием атомной бомбы в США и ракет в Германии, он, веря, что на Руси не исчезли «Платоны и быстры разумом Невтоны», в разгар боёв под Сталинградом, 29 сентября 1942 года, подписывает постановление ГКО № 2352сс «Об организации работ по урану», которое обязывало Академию наук СССР возобновить работы по исследованию создания урановой бомбы или уранового топлива. Вскоре под руководством И.В. Курчатова в АН СССР была образована Лаборатория № 2, перед которой ставилась задача создания атомного оружия. По решениям ГКО АН СССР и наркоматы проделали организационные и научно-научно-технические мероприятия по решению атомной проблемы.
Распоряжением Государственного комитета обороны № 9887сс/оп от 20 августа 1945 года для создания в сжатые сроки ядерного оружия был создан Специальный комитет. Он был наделён чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства Советского Союза. Главой Специального комитета стал
заместитель председателя Совнаркома СССР Л. Берия, научным руководителем – И. Курчатов.
Задачи, которые решал Специальный комитет, были поистине титаническими, многие предприятия и целые отрасли перепрофилировались под атомный проект. Строились новые заводы, создавались опытно-конструкторские бюро, учёные разработали и запустили атомные реакторы для производства плутония, геологи занимались поиском месторождений урана.
15 июня 1949 года Курчатов и Ванников отправили Берии записку, которая означала: работы по созданию атомной бомбы завершены. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал взрыв. Монополия США на обладание атомным оружием закончилась.
Осенью 1949 года, вручая Курчатову звезду Героя Социалистического Труда, Сталин заметил: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, „попробовали“ бы её на себе». Вечное спасибо тем, кто этого не допустил.
Но для доставки атомных бомб к территории вероятного противника (таковыми были США) необходимы средства доставки.
В 1943 году, в связи с активизацией в СССР работ по атомной проблеме, возникла потребность в разработке авиационного носителя для создаваемой атомной бомбы. Основная роль изначально отводилась единственному в СССР коллективу конструкторов с довоенным опытом создания тяжёлых самолётов, работавших под руководством А. Н. Туполева.
В 1945 году Сталин поручил Туполеву в максимально короткие сроки скопировать американский B-29 насколько можно точно и на его основе спроектировать и выпустить свой самолёт в 1947 году. Задание было выполнено в срок, страна получила дальний стратегический бомбардировщик Ту-4.
Но поршневая авиация отживала свой век. Появились реактивные самолёты. Министром вооружений Д. Устиновым и его первым заместителем В. Рябиковым в 1946 году была выдвинута идея создания ракетной техники. 13 мая того же года Сталиным было подписано постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс о создании Специального комитета по реактивной технике при Совете Министров СССР, важнейшей задачей которого было создание реактивного вооружения и организация научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области. Председателем комитета назначен секретарь ЦК ВКП(б) Г. Маленков, заместителями его Д. Устинов и И. Зубович.
Постановлением были определены три головные министерства, которым определялись задачи разработки и производству реактивного вооружения трёх видов. Определены 6 основных министерств по смежным производствам, на которые возлагалось выполнение научно-исследовательских, конструкторских и опытных работ, а также производство по заказам головных министерств, утверждаемых Комитетом. Министерствам поручалось создать новые, либо на базе действующих научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-исследовательский полигон реактивных снарядов на базе Софринского полигона и Государственный Центральный полигон реактивной техники для всех министерств, занимающихся реактивным вооружением.
Ставилась задача предрешить вопрос о переводе Конструкторских Бюро и немецких специалистов из Германии в СССР к концу 1946 года.
Министерству высшего образования обязывалось организовать подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике, а также переподготовку студентов старших курсов других специальностей на специальность по реактивному вооружению, обеспечив первый выпуск специалистов по реактивному вооружению по высшим техническим учебным заведениям не менее 200 человек и по университетам не менее 100 человек к концу 1946 года.
Поручить Специальному Комитету по реактивной технике совместно с Министерством высшего образования отобрать из научно-исследовательских организаций Министерства высшего образования и других Министерств 500 специалистов, переподготовить их и направить для работы в министерства, занимающиеся реактивным вооружением.
Последним пунктом обязывалось «Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и организации выполнять задания по реактивной технике как первоочередные».
Треть страны лежала в развалинах, а Сталин подписывает постановление, выполнение которого требует огромных затрат, как материальных, так и человеческих, причём талантливых, работоспособных, уверенных, что они решат все задачи. Но Сталин смотрел в будущее и оказался прав. Именно благодаря этим действиям Советский Союз смог первым отправить искусственный спутник Земли и обеспечить первый полёт в космос советского человека, коммуниста Ю. Гагарина.
Но ведь, кроме наступающего вооружения, надо ещё иметь средства обнаружения вооружения противника. По инициативе военного инженера М. Лобанова и доктора технических наук А. Берга постановлением ГКО от 4 июля 1943 года №3686сс «О радиолокации» был образован Совет по радиолокации при Государственном комитете обороны (ГКО) СССР под председательством члена ГКО СССР Г. Маленкова. Первостепенной задачей совета ставилось улучшение качества радиолокационных станций (РЛС) и увеличение их серийного производства. Кроме того, постановление ГКО предусматривало создание новых образцов радиолокационной техники для Красной армии и ВМФ, а также ряд организационных мер в науке и промышленности.
В августе 1947 года преобразован в Комитет по радиолокации при Совмине СССР под председательством председателя Госплана СССР М. Сабурова. К августу 1949 года комитет по радиолокации решил задачу по созданию радиолокационной отрасли промышленности и был расформирован.
С 1949 года И. В. Сталин обсуждал проблему защиты Москвы от налётов вражеской авиации с главным конструктором противокорабельной ракетной системы КС-1 «Комета» П. Н. Куксенко. Куксенко высказал мнение, что решение такой задачи потребует усилий, сравнимых с реализацией атомного проекта, и возможно только при объединении последних достижений в области ракетной техники, радиолокации, электроники и других областей науки и техники
9 августа 1950 года секретным постановлением Совета Министров СССР № 3389-1426 было официально принято решение о создании зенитной ракетной системы «Беркут», позже переименованной в С-25. Перед разработчиками была поставлена задача построения системы ПВО, через которую не мог бы проникнуть ни один самолёт. И такая система была создана.
Как видите, в тяжелейших социально-экономических условиях Сталин пошёл на громадные финансовые, материальные затраты, на мобилизацию людей, чтобы создать систему обороны страны, благодаря которой мы живём и сейчас. Ракетно-ядерно- радиолокационный щит остужает горячие головы заокеанских и британских горе-вояк.
Но Сталин хорошо знал, что главное в народе – крепость духа и постоянно заботился о морально-нравственном облике советского народа вообще, военнослужащих в особенности. Имеющий духовное образование, Сталин знал труды древнерусских православных философов, утверждавших, что смуты рождаются в головах людей и что за их разум и взаимопонимание нужно неустанно и постоянно бороться. Главное – сохранить силу духа и веру в своё счастливое будущее. Именно эти посылы звучали в их трудах и обеспечивали победу над западным умственном игом. Неслучайно в стране, когда в 1942 году враг стоял на берегах Волги, начали издавать труды древнерусских православных философов. В сентябре 1943 года прекратились гонения на православную церковь, восстановлено патриаршество, открыты духовные учебные заведения.
В 1946 году Сталин встретился с философами, где подверг резкой критике автора учебника «История западноевропейской философии» Г.Ф. Александрова и обратил внимание на то, что именно в русской философии, основанной на диалектике и основах развития общества коллективистского типа, есть все необходимое для отражения западных идеологических атак против русской цивилизации.
В том же году по просьбе А.А. Фадеева состоялась встреча Сталина с творческой интеллигенцией. Он отметил, что ныне весь «мир хочет знать, что же это за люди, совершившие такой великий подвиг, спасший человечество», сказал добрые слова в адрес павших на войне коммунистов: «Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает...». Сталин поставил задачу творческой советской интеллигенции: «… в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства».
Сталин предупреждал творческую интеллигенцию о том, что СССР оказался в «условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства». Он говорил с беспокойством: «В последнее время во многих литературных произведениях отчетливо просматриваются опасные тенденции, навеянные тлетворным влиянием разлагающегося Запада, а также вызванные к жизни подрывной деятельностью иностранных разведок» (…) «Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества».
И очевидно, своевременен был доклад А. Жданова. Он прозвучал в начале «холодной» войны Запада против СССР, объявленной У. Черчиллем в присутствии Г. Трумэна в Фултоне. Основные идеи доклада А. Жданова и последовавшее за этим резкое осуждение «безродных космополитов», по мнению Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна, «означали признание глубинных, многовековых национальных корней русского самосознания», и был «канонизирован» процесс «разоблачения и полного преодоления всяких проявлений космополитизма и низкопоклонства перед реакционной культурой буржуазного Запада».
За тридцать лет руководства Советским Союзом Сталин создал сильную, научно-техническую и социально-экономическую страну, способную отразить любое иноземное нашествие, страну с крепким морально-нравственным обществом, страну высокой грамотности, страну с народом, уверенно строящим социализм. Народ верил ему и терпел все лишения, коих было немало.
Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Ленинград