И.С. Бортников. С талантом, с душой, с беспокойством
Именно так прожил свою жизнь Побиск Георгиевич Кузнецов – русский советский мыслитель и учёный-энциклопедист, математик, философ, физик, химик, экономист, медик, разработчик систем жизнеобеспечения космических кораблей и кинематической системы физических величин, автор концепции системы мировой экономики, основанной не на финансах, а на энергии, идейный наследник русского космизма. Человек с «головой Ломоносова и сердцем Овода» — так охарактеризовал его один из близких друзей-сибиряков.
В имени «Побиск» отец, революционер и коммунист, зашифровал глубокую мысль «Поколение Октября, Борцы И Строители Коммунизма». Революционеры-романтики свято верили в историческую неизбежность построения коммунизма и воспитывали своих детей как будущих его строителей. Несмотря на то, что в советское время Побиск Георгиевич был дважды необосновано репрессирован, затем реабилитирован; исключался из КПСС, но был восстановлен, он с честью пронёс своё имя через всю жизнь.
В письме в КПК при ЦК КПСС академики В.М. Глушков и В.С. Семенихин, член-корреспондент АН СССР В.Г. Афанасьев писали: «П. Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удалённых. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке». (…) «Работы П. Г. Кузнецова отличаются принципиальным партийным подходом и основаны на глубоком знании и умелом использовании марксистско-ленинской методологии». Именно после этого письма П.Г. Кузнецова восстановили в КПСС.
«Кузнецов был междисциплинарным исследователем, обладавшим широким спектром академических интересов — начиная с биологии, химии и физики и заканчивая инженерией, экономикой и общей теорией систем», - пишет о нём сотрудник Института философии РАН А. Пензин.
Ну как не вспомнить М.В. Ломоносова: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
***
Побиск Георгиевич родился в Красноярске 18 мая 1924 года. Детство провёл в Сибири. В 1940 году, после 9 класса поехал в Ленинград, поступил в военно-морскую спецшколу, которую окончил в июле 1941 года. Но на фронт его не пустили, так как ему не было 17 лет и 8 месяцев, призывали тогда только по достижению такого возраста. Он прошёл ускоренный курс обучения в танковом училище и в чине лейтенанта отправлен на фронт. Был командиром взвода танковой разведки. Когда его танк был подбит, он поднял экипаж на бой в рукопашную, тяжело ранен. Награждён «самым окопным орденом» - орденом Красной Звезды. Находясь на излечении в госпитале, он познакомился с работами Ф. Энгельса, а также окончил фельдшерские курсы.
Работы Ф. Энгельса вызвали у него идею, о которой он писал в своей «Автобиографии»: «Идея жизни была у меня... из-за неё я и сел. Я хотел создать студенческое общество, которое решит две проблемы: тепловой смерти вселенной — это один вопрос, а второй — почему возникает жизнь?» Своими мыслями он поделился с секретарём комсомольской организации Московского авиационного института, который доложил властям как о желании Кузнецова создать «антикомсомольскую» группу.
Вскоре он был арестован, а через два года в 1945 году военным трибуналом НКВД был приговорён по 58 статье к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Сначала отбывал наказание в Новосибирске в лагерях, обслуживающих авиационный завод имени Чкалова, потом радиозавод, где получил специальность инженера-химика. Поэтому в начале 1949 года его переводят в Москву, но выяснилось, что радиационной химией он не занимается.
Его отправляют в пересыльную тюрьму «Енисей» в Красноярске, а затем – в Норильск во 2-е отделение Нориллага, где он работал фельдшером на «штрафнике» Каларгоне. В это время в норильских лагерях отбывали срок видные учёные, с которыми Кузнецов охотно общался, жадно и вдохновенно впитывая научные идеи. Из заключения он вышел вполне сложившимся ученым-исследователем, как он сам любил говорить, «...не утомленным классическим образованием», зато сказочно богатым новыми научными идеями, которыми его вооружили член-корреспондент АН СССР Н.М. Федоровский – основатель и директор Института прикладной минералогии (ныне ВИМС), ученик академика В.И. Вернадского; доктор химических наук Я.М. Фишман – в прошлом начальник химического управления РККА и П.И. Левин – начальник аналитической лаборатории. Особо отмечу бывшего заместителя Наркома здравоохранения СССР профессора В.В. Парина, с которым они познакомились в Красноярском пересыльном лагере, а позже вместе работали над созданием систем жизнеобеспечения в космосе
В 1954 году Кузнецова освободили из лагерей и в статусе «бессрочного ссыльного» поселили в селе Казачинском в 200 км вниз по Енисею от Красноярска, где он окончил курсы трактористов, работал по этой специальности, получил травму, поэтому его перевели в Красноярск, в химическую лабораторию геологического управления.
5 марта 1956 г. Побиск Кузнецов был полностью реабилитирован в связи с отменой приговора военного трибунала и в сентябре 1956 г. он переезжает в Новосибирск, где работает в Центральной лаборатории Запсибгеоуправления.
В 1958 г. им была защищена дипломная работа по теме «Разделение редких земель».
В 1961 году П.Г. Кузнецов поступает в очную аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина на кафедру общей химии и в 1965 году защищает кандидатскую диссертацию. Основное внимание за время работы в МГПИ Кузнецов уделяет проблеме «человечество и космос», которой дается последовательно физическое и конструктивное истолкование, изложенное им в предложениях по содержанию системы социально-экономического и политического прогнозирования «Глобус», основанной на принципах физически понимаемой экономики. Познакомившись с идеями и методами сетевого планирования, он стал воспринимать человечество как орган космоса, соединённый с ним.
В 1965 году при Научно-исследовательском секторе МГПИ создается хозрасчетный сектор, преобразованный впоследствии в Лабораторию систем управления разработками систем, которые выполняли исследовательские и проектные работы по системам управления разных классов в различных отраслях народного хозяйства. Руководителем был П.Г. Кузнецов.
А далее произошли почти одновременно три события. В 1970-м году он перенес инфаркт, затем ему вручили в Кремле правительственную награду, а вслед за этим… из-за очередного доноса, основанного отнюдь не на фактах, арестовали по обвинению в хищениях в особо крупных размерах и направили в клинику им. Сербского – известное место заключения людей, признанных душевнобольными по политическим причинам. Через полтора года по ходатайству многих известных учёных он был выпущен из клиники и восстановлен в МГПИ, где занимался проблемами прикладной психолингвистики.
В 1974 году Побиск Георгиевич переходит на кафедру Московского энергетического института и совместно со знакомым ему еще по ГУЛАГу Роберто Бартини разрабатывают проблему множественности геометрий и множественности физик. В том же году П.Г. Кузнецов был принят в НИИАА (Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры), где занялся разработкой новых тем: соотношение логических и грамматических форм, метод решения систем нелинейных алгебраических уравнений.
В своём письме В.В. Путину от 22 августа 2000 года П.Г. Кузнецов пишет: «С 18 ноября 1977 года я являюсь Главным конструктором Ставки Верховного главнокомандующего (на особый период) в соответствии с постановлением ВПК и ГКНТ за №480-278. Степень секретности работ превосходила ту, что принято называть "особой папкой". (…) Мое участие и состояло в интеграции работ по управлению Вооруженными Силами, народным хозяйством и партией» (http://pobisk-memory.narod.ru/files/Pobisk.pdf).
Работая над системой управления на особый период П.Г. Кузнецов заботится о достижении её высокой эффективности, что видно из его письма в 1983 году Ю.В. Андропову: «Очевидно, что хорошо сделанная система управления должна давать возможность директивным органам оценивать качество принимаемых решений по их влиянию на исход борьбы. Теперь мы имеем вопрос, который можно задавать разработчикам машинных информационных систем: «Способна ли Ваша система в условиях войны оценивать влияние принимаемых решений на исход вооружённой борьбы?». Само собой разумеется, что такая способность не появится сама собою, а должна быть предусмотрена конструктором такой системы управления». Реакция Андропова на эти предложения неизвестна, а после разрушения СССР эти работы были приостановлены.
В 80-е годы Побиск Георгиевич стал Генеральным конструктором большой информационной системы «СПУТНИК-СКАЛАР». Система полного жизнеобеспечения в замкнутом пространстве космической станции считал он зависит лишь от энерговооружённости корабля, предлагая рассматривать её как микромодель жизни на нашей планете. Исходя из этих взглядов он полагал, что систему жизнеобеспечения людей на планете Земля необходимо планировать, исходя не из бюджетов, а из киловатт-часов, вырабатываемых человечеством.
Побиск Кузнецов развивал идеи альтернативного монетаристскому физического подхода к экономическим системам (физической экономики) Линдона Ларуша, с которым был знаком лично. Использование энергетических эквивалентов денег позволили бы ввести межнациональные валюты и сделали бы невозможным выпускать в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки. Так по свидетельству И.Я. Выродова: «Американский экономист рассчитал и показал, что долларовой массы в 37 раз больше, чем товарной» (http://pobisk-memory.narod.ru/files/Pobisk.pdf).
Об этом писал П.Г. Кузнецов 17 февраля 1995 года в Меморандуме для ООН (https://betula-alba.livejournal.com/10426.html), в котором назвал фальшивомонетчиками Международный валютный фонд и страны семёрки и обвинил их в совершении преступления против человечества, поскольку они ежегодно печатают «конвертируемой валюты» на 10% больше, чем продукт названных стран и тем самым собирают налог с 5.5 миллиардов жителей планеты по 200 долларов с каждого. «Используя "продукцию" своих печатных станков, эта шайка фальшивомонетчиков обменивает свою продукцию - "крашенную бумагу" или "конвертируемую валюту" на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАН И НАРОДОВ» (…) «совершая ужаснейшее преступление перед Человечеством».
Выступая ещё в 1988 году с лекцией о фашизме, П.Г. Кузнецов говорил: «Я не знаю, можно ли сбор такого налога за крашенную бумагу со всего мира называть фашизмом, но факт решения внутренних социальных проблем за счет других стран и народов в “цивилизованных странах” здесь явно имеет место. Я не думаю, что страны семерки ждут не дождутся, когда СССР присоединится к “цивилизованному миру”, но мне кажется, что все места там уже заняты». Учёный это говорил в то время, когда Горбачёв с подельниками сломя голову бросили страну в объятия «цивилизованного мира» и погубили её.
Сознавая опасность денег в виде «крашенной бумаги» для развития мирового хозяйства, П.Г. Кузнецов в этом обращении предложил «единое правило международных расчетов через ОБЪЕКТИВНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ, роль которого возьмет на себя ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА – КИЛОВАТТ-ЧАС». Но «хозяева денег» всё это пропустили мимо ушей, да и оппозиция тоже не заметила крик души неравнодушного учёного.
С июля 1986 года и до выхода на пенсию (апрель 1990 г.) работал в издательстве ЦК КПСС «Правда» начальником лаборатории информатики, а затем заместителем начальника отдела АСУ.
С 1993 г. читал курс лекций для студентов базовой кафедры прикладных концептуальных методов ФРТК МФТИ под названием «Естественно-научные основы социально-экономических процессов». Содержание лекций поражает глубиной и разнообразием идей, над которыми работал ученый. В 1996—1999 гг. он председатель направления по вопросам национальной безопасности экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы РФ (второго созыва). Умер 4 декабря 2000 года от девятого инфаркта. Вот такой трудный и славный жизненный путь прошёл Побиск Георгиевич Кузнецов, которого по праву коллеги называют русским Леонардо да Винчи.
***
В ХХ веке мир сильно изменился, учёные проникли во многие тайны материи, изменился и человек. Ему уже стало тесно в рамках только материалистического мировоззрения. По мнению В.И. Вернадского, он вступил в область новых материально-энергетических проявлений, под влиянием которых биосфера переходит в ноосферу (сферу разума). «Человечество вошло во всеобъемлющий кризис, глобальный мировоззренческий кризис. Мировоззренческая революция неизбежна», - считает В.С. Никитин.
«Вернадский указывал, что хотя живое вещество в биосфере материально ничтожно, но энергетически оно выступает на первое место. Поэтому пора от изучения грубых слоёв материи перейти к исследованию и использованию энергии Солнца, космических излучений, биохимических процессов, а также к исследованию тончайших энергий. А тончайшей и величайшей из всех энергий является энергия, несущая в себе мысль (…)
Человек должен научиться осмысленно и целенаправленно управлять своими биологическими функциями в биосфере Земли и стремиться к постоянному развитию своего разума – сознания, являющегося самосовершенствующейся космической компьютерной программой, ради которой он создан на земле. (…)
Для освоения миропонимания XXI века необходим перевод сознания народа с одностороннего материалистического на бинарное энергоматериалистическое мировоззрение, основанное на единстве материального и духовного мира». (В.С. Никитин).
Эту же мысль выражает Г.А. Шилин, утверждая, что «мировоззренческой целью будущей управляемой земной цивилизации в эпоху Водолея является развития разума-сознания человека созидающего и борьба всей науки за удлинение времени его жизни».
Над формированием у народа нового мировоззрения – энергоматериалистического, должен работать социальный авангард общества. Но нынешний его актив не может вырваться из плена верных для своего времени теорий и концепций и блуждает, не видя света впереди. А ведь В.И. Ленин предупреждал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».
П.Г. Кузнецов был коммунистом и всегда это подчёркивал. Вот как о его партийности отзывались его последователи: «Побиск Георгиевич был (…) настоящим коммунистом. Но в каком смысле? (…) Он рассматривал теорию коммунизма как теорию общественного развития, а не узкоклассовую доктрину» (В.В. Пшенников).
Особенность научного наследия П.Г. Кузнецова заключается в «многогранности его интересов, их быстрой эволюции, вызванных широтой личности, огромной интуицией, феноменальной памятью, точным знанием источников в разнообразных областях, в уникальной способности их сопоставления и оценки» (С.П. Никаноров).
Задав себе когда-то вопросы «Зачем космос? Каково его назначение? И зачем человечество? Какова его роль в космосе?», он пришел к фундаментальному выводу: «Связь явлений жизни с космосом оказалась связью между вторым началом термодинамики и явлениями жизни» (Б.Г. Режабек). Его интересует проблема применимости второго закона термодинамики и если область его применения не ограничить, то он приводит к печальному выводу о неминуемой тепловой смерти Вселенной. П.Г. Кузнецов развил доказательства бессмертия человечества, высказанные ранее В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским и И.И. Гваем. Человечество он представлял как вечный двигатель второго рода, способный питаться бесконечным потоком солнечной энергии (Людмила Смеркович).
По свидетельству сотрудников Побиск Георгиевич всегда с уважением относился к идеям В.И. Вернадского. Его волновал вопрос «о фундаментальном отличии живого от неживого, которое даёт возможность прогрессивной эволюции, ведущей к появлению человека, главного носителя Разума во Вселенной» (Б.Г. Режабек).
Он продолжал развивать идеи В.И. Вернадского, что дало Б.Г. Большакову возможность поставить вопрос по отработке «стратегии Вернадского-Кузнецова», поскольку Побиск Георгиевич довёл до максимального конструктивизма идеи русского космизма. Несмотря на то, что идеи Вернадского о переходе биосферы в ноосферу известны уже более полувека, однако, они и основанное на них мировоззрение слабо воспринимаются политиками и научными работниками. Это вызвано отсутствием прикладной теории, метода считает Б.Г. Большаков. По его мнению, П.Г. Кузнецов «дал научное мировоззрение, где понятия выражены в мере, как единство качества и количества. Он дал не только научное мировоззрение, теорию, метод — по отдельности, а дал целостную систему мировоззрения, теории, метода. В отличие от великих предшественников эта целостность позволяет нам не только верить, не только знать, не только понимать, но и уметь что-то делать правильно».
П.Г. Кузнецов развивая идеи русского космизма впервые в истории человеческой мысли создал и разработал образ конструктивного мировоззрения. Он полагал, что необходимо на его основе преобразовывать человеческую жизнь в соответствии с библейскими, научными и другими законами. То есть практически он говорит о максимальном научном методе В.И. Вернадского, которое, по его мнению, даёт «истинное научное знание при участие всех форм человеческого сознания: дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного)» (В.С. Никитин).
«Побиск Георгиевич всегда считал, что имеются три исходных категории его мировоззрения. Это категория жизни, ради которой жил и действовал Побиск Георгиевич. Это категория творчества. И категория нового социума, которая является результатом взаимодействия этих двух, то есть жизни творчества и творчества жизни» (Э.М. Андреев).
Современное человечество вынуждено разрешать многие противоречия своего бытия. Фундаментальные политические и экономические противоречия общеизвестны. Наиболее острые из них описаны в работах В.С. Никитина, А.И. Субетто, А.И. Фурсова. Но есть одно, на которое недостаточно обращают внимания, оно имеет мировоззренческий характер и влияет на развитие восходящей истории человечества. Дело в том, что «что развитие соотношения между реальностью и знанием о ней находится в тупике. Реальность идет в одну сторону, по своим законам. Знания не воспроизводят эту реальность. Действия, осуществляемые на основе наличного знания, входят в противоречие и с реальностью, и со знанием» (Э.М. Андреев).
Разрешить это противоречие возможно в рамках конструктивного мировоззрения. Но для этого, считал П.Г. Кузнецов, прежде всего, надо иметь знание, науку, мировоззрение, построенные на разрешении противоречия между естественно-научным знанием и социально-гуманитарным, без синтеза их невозможно решить ни одну проблему человеческого мира. Во-вторых, необходимо обеспечить синтез жизни с творчеством. Новое общество рождается из этих двух синтезов.
П.Г. Кузнецов выяснил некоторые черты общества, принявшего такое мировоззрение. В этом обществе должен быть контроль общественного развития с помощью «физически измеряемых величин», а также необходимо вырастить поколение «инженеров истории». С.П. Никаноров полагает это «физической редукцией мировоззрения русского космизма, позволившей придать определенность решению известных этических проблем, а также социально-практическую направленность».
С 1992 года умами политиков, государственных деятелей и общественности с целью снижения антропогенной нагрузки на природу завладела концепция устойчивого развития. Суть её заключается в том, чтобы обеспечить нулевой рост экономики. Но, как показал в своей блестящей работе В.Б. Павленко («Мифы «устойчивого развития», «Глобальное потепление» или ползучий «глобальный переворот»), концепция построена на неоколониалистской и неомальтузианской основе, речь идет о том, чтобы снизить давление населения на природу путем сокращения численности населения Земли к концу XXI в. на 70-80%. По сути, речь идет о закамуфлированном геноциде, о глобальной зачистке считают А.И. Фурсов, К.А. Фурсов.
Такие же цели преследует и концепция инклюзивного капитализма, рекламируемая Клаусом Швабом. Вот такие чудовищные человеконенавистнические планы рождаются в головах учёных-прислужников «хозяев истории» (Б. Дизраэли), очевидно, они же и «хозяева денег», стремящиеся стать «хозяевами мира» (оба термина В.Ю. Катасонова). Странно, что эти данные не использует левопатриотическая оппозиция в своей агитации против буржуазии и западников.
Проблемы сохранения жизни на Земле всегда были в центре внимания П.Г. Кузнецова. В.Г. Большаков вспоминает свой первый разговор при знакомстве с Побиском Георгиевичем: «… первый вопрос, который он мне задал: "А как ты думаешь, как измерять могущество страны"? Я, как мог, ему ответил. Он говорит: "Да нет, дорогой мой, надо его измерять тем, насколько она способна в единицу времени накормить и напоить людей и вообще, все живое". И снова вопрос: "А как ты думаешь, какой критерий развития"? И, не давая мне возможности ответить, говорит: "Это максимальные темпы роста полезной мощности, неубывающие темпы роста полезной мощности".
Если ответ на первый вопрос можно рассматривать как развитие взгляда М.В. Ломоносова на национальную идею, как сбережение народа, то второй ответ показывает, что П.Г. Кузнецов на будущее смотрит иначе, чем творцы концепции устойчивого развития, как ООН, так и Римского клуба. «Идеологи этой концепции говорят о пределах роста, о необходимости нулевого роста, и вдруг мы слышим о максимальном неубывающем темпе роста полезной мощности человечества как целого» (…) «…известно, что существует угроза национальной безопасности, называемая "исчезновение населения". Более серьезной угрозы быть не может. Нами предложена технология, основанная на идеях фотоники Побиска Георгиевича, ориентированная на то, чтобы ситуацию перевернуть, увеличить срок активной жизни до 120 лет. Технология запатентована. Она дает возможность обеспечить качественным, существенно более дешевым продовольствием население» (Б.Г. Большаков). Но буржуазными правителями она не востребована.
Как видите, существует две концепции исторического развития. Буржуазные идеологи для сохранения биосферы предлагают человеконенавистническую программу действий. Часть учёных социалистических взглядов полагают, что биосфера должна постепенно переходить в ноосферу и предлагают соответствующие технологии и формирование нового ноосферного мировоззрения, в котором должны быть соединены идеи В.И. Вернадского и конструктивных представлений П.Г. Кузнецова на базе марксистско-ленинского учения, что позволит решить стоящие перед человечеством проблемы выживания в условиях глобальной экологической катастрофы и дальнейшего его развития по социалистическому пути.
Политикам в этом деле может помочь учебник О.Л. Кузнецова, П.Г. Кузнецова и Б.Г. Большакова «Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа—общество—человек», в котором «излагаются мировоззрение, теория и метод проектирования устойчивого развития как целостная система научных знаний о системе природа—общество—человек».
Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2022 года