И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»

И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»

Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция автора. Поскольку являюсь убеждённым материалистом, все идеалистические взгляды автора эссе не разделяю. Но в стране свобода совести, и каждый гражданин волен исповедовать и пропагандировать любые идеи, за исключением запрещённых Конституцией и законами.

В начале ХХ века русский гений академик В.И. Вернадский разработал максимальный научный метод для исследования общественных процессов, согласно которому «истинное научное знание создаётся при участие всех форм человеческого сознания; дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного)» (В.С. Никитин). Элементы этого подхода ощущаются в работе Подгурского.

Во вступлении к эссе Подгурский сразу заявляет, что его очень волнует поражение Разума, особенно в управляющих структурах. И эта обеспокоенность обоснована. Разве нынешних руководителей государств и их команды можно сравнивать с таковыми в первой половине двадцатого столетия? Главное отличие в том, что те имели стратегическое мышление на несколько лет вперёд, которое напрочь отсутствует у нынешних. К тому же они свой анализ конкретной исторической обстановки и прогноз будущего строили на строгой научной основе и строго контролировали выполнение намеченных планов. Ныне же жизнь течёт по схеме: «Куда кривая вывезет».

Своё эссе Подгурский начинает мифом о гибели Трои в результате несоблюдения её верховным правителем гармонии светской и духовной властей: «Завистливый, жадный, бесчувственный к зову своего сердца, ослеплённый жестокостью и недальновидностью своих решений», Приам не только не внял предупреждению верховного жреца Лаокоона об опасности оставленного ахейцами коня, но и приказавшего утопить его вместе с сыновьями в море. Что произошло дальше, читатели помнят с пятого класса из курса истории древнего мира.

Известно, что жизнестойкость любого государства зависит от морально-политического единства народа и власти, которое в свою очередь определяется гармонией светской и духовной власти.

Но вряд ли кто обращал внимание, что много веков спустя после гибели Трои погибла, в том числе и по такой же причине, великая держава – СССР, где Советы представляли светскую власть, а КПСС – духовную. Отстранение КПСС от власти, которая являлась духовной скрепой общества, и привело к его системному кризису, проявившемуся в нарушении морально-политического единства общества. И, как гласит Библия: «Дом, разделённый в себе, не устоит», что и произошло с Советским Союзом.

К сожалению, и в современной России власть сама по себе с поддерживающей её сравнительно небольшой прикормленной, очень агрессивной либеральствующей, западномыслящей «творческой интеллигенцией» и таким же чиновничеством, – и сам по себе глубинный народ, хочется верить, сосредотачивающийся для того, чтобы выдвинуть из себя духовного пастыря, могущего выработать пути освобождения от западного умственного ига и установления русского национального самосознания.

Православная церковь не смогла и не сможет стать духовным лидером общества, ибо её иерархи «страшно далеки от народа», а с другой стороны, они погрязли в лицемерии и живут по двойным стандартам. Кстати, этими бедами грешат и оппозиционные партии, о правящей – и говорить нечего. Поэтому наше современное общество серьёзно больно и излечить его можно лишь воспитав у будущего поколения высокие нравственные ценности издревле присущие русскому народу и являющиеся по своему смыслу социалистическими.

Но вернёмся к эссе, в котором автор показывает, к чему ведёт безнравственность власти. Оно даёт почву для серьёзных размышлений о бытие и содержит много противоречивых взглядов. Эссе – не научный и не исторический трактат, а художественное произведение. Заслуга автора в том, что ему удалось в художественный вымысел вживить важные нравственные посылы, которые в принципе всем известны, но исполняются довольно редко. Вот они-то и интересуют пишущего сии строки.

Ведь если вспомнить недалёкое советское прошлое, то считалось, что при подборе и расстановке кадров всегда руководствуются деловыми, политическими и моральными качествами. На самом же деле, как правило, во внимание брали лишь деловые качества, на моральные грехи обычно смотрели так: «С кем не бывает, исправится». И лишь при совершении деяний, подлежащих уголовному преследованию, принимались действенные меры. Что же касается политических качеств, то карьеристы и чинуши клялись в верности коммунистическим идеалам сильнее Маркса, а в душе у них жила мелкобуржуазная идеология и поклонение золотому тельцу. Всё это развращало трудовые коллективы и общество в целом, что и привело советское общество к морально-политическому кризису, когда ложь стала обыденным явлением.

И как современно и необходимо звучит в эссе совет умудрённой опытом жизни скифской царицы Сиромахи молодому князю Одину: «И не лги. Никогда и ни в чём. Именно во лжи и через ложь начинаются все беды и несчастья». Впрочем, как и другая её мысль: «Кто много говорит, у того в голове пустовато». Вспомним годы катастройки, сколько тогда развелось с подвешенными языками критиканов, ничего не смыслящих в экономике, не имеющих опыта руководства даже незначительными трудовыми коллективами, которые избирались народом руководителями предприятий и депутатами различных уровней власти. К чему это привело, читатели знают сами. Но давно известно, что история ничему не учит, точнее, люди не хотят изучать уроки истории и наступают постоянно на те же грабли.

В ведические времена, а ряд историков доказывают, что Древняя Русь была ведической, роль духовной власти принадлежала волхвам. Помните, у А.С. Пушкина:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

В их обязанности входило готовить будущих правителей и воинов. Кроме того, мудрые и опытные правители тоже считали своим долгом наставлять молодых претендентов на руководящие посты. В эссе Подгурского таким правителем является скифская царица Сиромаха.

Она поучает молодого князя, «что власть, алчность и похоть, превращаясь в самоцель, лишают человека разума и губят его, а с ним и всех, кто оказался рядом. Вождь, не знающий, для чего он живёт, туда же приведёт и свой народ – в никуда!»

А перед глазами встают сразу два подельника, о которых прямо можно сказать: «Два сапога пара, скроенные из одного материала». Это «Мишка-конвертик», как звали на Ставрополье Горбачёва и «Борис, ты не прав», он же ЕБН, он же Алкаш – это Ельцин. Ни тот, ни другой понятия не имели, куда они ведут страну, оба упивались собственной властью, оба не любили народ,

Первый заботился, чтобы было уютно Раисе Максимовне, из-за чего получил ещё прозвище «Райкин», второй – о собственной глотке, чтобы в неё не прекращался поток «живительной» алкогольной влаги. Первый способствовал развалу Советского Союза, второй – дал возможность империалистам разворовать народное достояние Российской Федерации и сделал нищим её народ.

И встаёт вопрос: «А как же так случилось, что они оказались на самом верху власти?» Ответ на этот вопрос довольно прост. Люди, составляющие социальный авангард общества, за редким исключением, не соблюдали пять высших законов, которые Подгурский в своём эссе вложил в уста Сиромахи:

- Духовное выше материального.

- Общее выше частного.

- Справедливость выше закона.

- Служение выше владения.

- Власть выше собственности.

Да и вот эти поучения Сиромахи каждый чиновник, каждый народный избранник, каждый хозяйственный руководитель, каждый общественный деятель должен зарубить себе на носу, запомнить их и строго соблюдать: «в отравленным золотом, сердце вырастут гордыня, жадность, скупость, – всё то, что незаметно для него самого стаскивает человека в трясину греха. (…) Избегай роскоши. Роскошь вызывает зависть, жадность и злобу. (…) Воздерживайся от вина. Вино приносит не радость, но горе. Много несчастий и горя. (…) Роскошь и пьяный разврат не дают здоровых потомков. Народ, к которому приходит пьянство, гибнет. Эта болезнь сгубила много царств и народов».

И только когда «князь, воеводы, народ и жрецы будут заодно, то только такое княжество будет вечно…», - утверждает в эссе волхв Кудеяр.

И пока руководство КПСС и её структур помнило слова И.В. Сталина: «Большевики напоминают нам героя греческой мифологии Антея. Они так же, как Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью – с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью – с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства», советское общество успешно развивалось, народ и власть были едины. Но в хрущёвскую слякоть теоретическое наследие И.В. Сталина было спрятано в спецхран, а в коммунистическую теорию тихой сапой начали проталкивать оппортунистические, в т.ч. и троцкистские, идеи. КПСС постепенно стала терять авторитет в глазах народа.

Думается, надо указать ещё одно напутствие князю Одину из уст Сиромахи: «…главная твоя задача – ты должен сохранить и сплотить вверенный в твоё правление народ. Каждый человек народа – есть высшая ценность. Каждый, глядя на тебя и твои дела, должен чувствовать, что именно он и есть для тебя высшая ценность» Эти слова перекликаются с мыслью М.В. Ломоносова, что национальная идея заключается в сбережении народа.

Волхва Кудеяра, так же как и Сиромаху, волнуют нравственные устои правителя и его деловые качества. Он считает, что «… миром должны управлять только те, кто овладел всеми секретами магии, те, кто способен увидеть будущее». Но секреты магии оставим на совести автора эссе, а вот предвидеть будущее, как это могли делать люди из «Великой тройки», их последователи не смогли и человечество уже более полувека обречено «на худшие шатания и беспринципность».

Всё это произошло и происходит потому, что не соблюдается следующее положение, вложенное Подгурским в уста Кудеяра: «Человек, не способный к духовному росту, в систему управления допускаться не должен. Живущий инстинктам «Я хочу!», получив высшие знания, становится крайне опасным для всего общества». И таких примеров в новейшей истории пруд пруди: Хрущёв, Андропов, Горбачёв, Ельцин, далее по списку…

Вот так и Один, опьянённый воинскими успехами и награбленным богатством, не только забыл все нравственные заповеди, но и решил избавится от своего учителя, сдерживающего его низменные потуги, предав Кудеяра сожжению.

И как здорово, что в эссе Подгурского волхв заботится о сохранении природы, среды обитания человека. Ведь ещё первый наставник Кудеяра внушал ему: «Истина, красота и разум – в природе. Они неисчерпаемы. Впитывай, сколько сможешь. Природа – лучший учитель. Она всему научит своего ученика, если он будет правильно задавать вопросы. Но не навреди. Природа, если её обидеть, закроет свои источники перед самым твоим носом». Сегодня, когда человечество вошло в первую фазу глобальной экологической катастрофы (А.И. Субетто), как никогда важно сохранение биосферы, ибо её гибель делает невозможным жизнь человека на планете Земля.

В эпилоге Подгурский делает серьёзное предупреждение власть предержащим, что «высшая тяжесть власти – ответственность за каждого из народа. Когда люди убеждены в милосердии своего правителя, их нельзя обманывать. Разочарованные, они могут впасть в ярость, слепую, безумную и беспощадную». Чему подтверждение – свержение самодержавия, а затем и буржуазного Временного правительства в России в 1917 году, а также начало контрреволюционного переворота в августе 1991 года в СССР.

В нынешнее сложное и противоречивое время, когда коллективный ПостЗапад (термин А.И. Фурсова, более точно отражающей суть нашего геополитического противника) приступил к окончательному решению русского вопроса, спровоцировав Специальную военную операцию России на Украине, именно возрождение нравственных ценностей, которые приводит Подгурский в своём псевдоисторическом эссе, способно сплотить русскую нацию, помочь ей вынести предстоящие испытания и выйти победительницей.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, сентябрь 2023 г.

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024