И.С. Бортников. О русском в русских замолвим мы слово (размышления над статьёй В.С. Никитина «Заряжайтесь русским духом!)
Не правда ли, парадоксальное выражение, но ничего странного в нём нет. Со времён хрущёвской «слякоти» русским прививались тихой сапой чуждые им индивидуалистические западноевропейские нравственные ценности и сегодня они исповедуются большинством не только русского народа, но и народами, связавшими свою судьбу с ним, называющим его старшим братом.
Да это и естественно, ведь освоение Сибири русскими казаками шло в основном мирным путём и ни один народ, проживающий в ней, не только не был уничтожен, но, несмотря на угнетение царскими чиновниками, получил дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие. «Цивилизованный» Запад же не только колонизируемые земли, но, как считал В.В. Кожинов, и Европу превратил в «кладбище народов».
Русские казаки на вновь освоенных землях создавали семьи с местными женщинами, учили их земледелию (до сих пор кое-где в Сибири русских называют пашенными людьми), стойловому содержанию скота, рубить избы и прочим своим житейским мудростям, прививали свои обычаи и нравственные ценности, перенимая это от местного населения. Первыми лекарями и учителями были также русские политические ссыльные. В годы Советской власти сотни и тысячи русских, украинцев и белорусов (для местных жителей все они были русскими) приехали в таёжные дали помогать коренным народам быстрее пройти путь от патриархального и полуфеодального бытия к социалистическому.
Проработав 32 года в Якутии, в том числе 12 лет в республиканских партийных органах, знаю, что проявлений великодержавного шовинизма со стороны русских ни одного не было, а вот проявления местного национализма среди студенчества и интеллигенции, особенно среди рождённых в совместных браках, всегда имели место, перерастая иногда в открытые выступления. Не скрою, на бытовом уровне допускали элементы национализма представители маргинальных слоёв славянских народов, так называемые «бичи» (бич – «бывший интеллигентный человек») и «бомжи» (бомж – человек «без определённого места жительства»), такие явления бывали и со стороны местных жителей. Но в семье не без урода. Разрешались такие конфликты даже без вмешательства милиции или дружинников.
Поэтому меня очень удивляет, когда любое высказывание в защиту русского народа или похвала его нравственных и духовных качеств воспринимается как проявление национализма и великодержавного шовинизма, причём зачастую такая реакция исходит и от этнических русских.
Думается, не мешает вспомнить тезис, выдвинутый И.В. Сталиным в заключительном слове по докладу «О национальных моментах в партийном и государственном строительстве» на XII съезде партии 25 апреля 1923 года:
«Мы не можем не вести борьбу на два фронта, ибо только при условии борьбы на два фронта — с шовинизмом великорусским, с одной стороны, который является основной опасностью в нашей строительной работе, и шовинизмом местным, с другой, — можно будет достигнуть успеха, ибо без этой двусторонней борьбы никакой спайки рабочих и крестьян русских и инонациональных не получится. В противном случае может получиться поощрение местного шовинизма, политика премии за местный шовинизм, чего мы допустить не можем».
Чего греха таить, начиная с хрущёвской «слякоти» и позже, сталинское теоретическое наследие было подвергнуто забвению и во всех, кроме РСФСР и Белорусской ССР, союзных республиках, а также в других национальных образованиях местный национализм скрытно развивался и в годы горби-катастройки дорвался в них до политической власти и раздались требования самоопределения и выхода из СССР.
В том же Заключительном слове Сталин говорил: «… что, кроме права народов на самоопределение, есть ещё право рабочего класса на укрепление своей власти, и этому последнему праву подчинено право на самоопределение (…) Первое должно отступить перед вторым».
Но об этом или не знало политическое руководство Союза и союзных республик или не решились им воспользоваться, или сознательно игнорировали это предупреждение. Именно не последнюю роль в разрушении Союза сыграло и это обстоятельство.
В пореформенной России национальным республикам было предложено брать столько суверенитета, сколько смогут проглотить, которым они и воспользовались для решения своих социально-экономических проблем, а русские области снова оказались в менее благоприятном положении, что чревато большой опасностью для единства страны, особенно в тот момент когда коллективный постЗапад начал новый крестовый поход на уничтожение Русского мира, и прежде всего Российской Федерации как его ядра.
Человечество усилиями прорабов капиталистического мироустройства погружено в пучину мировоззренческого, духовного, экономического и экологического кризиса. Главным является мировоззренческий кризис, остальные кризисные явления есть его следствия. И это не только мнение автора сих строк.
В начале этого года на сайтах появились материалы, в которых излагаются такие же оценки нынешнего бытия:
В. Федоткин. Славяне! Опомнитесь! https://rus-lad.ru/news/v-fedotkin-slavyane-opomnites/;
Меморандум Экспертного совета высокого уровня БРИКС «О новом мировоззрении» https://brics-expert.info/memorandum-esvu-briks/;
Материалы круглого стола «Основы идеологии будущей России» https://csruso.ru/kino/kruglye-stoly/materialy-kruglogo-stola-osnovy-ideologii-budushhej-rossii/;
В.С. Никитин. Заряжайтесь русским духом! https://rus-lad.ru/news/v-s-nikitin-zaryazhaytes-russkim-dukhom/ и другие.
Попытаюсь кратко осветить главное в каждом из этих четырёх материалов и высказать своё их понимание:
Доктор экономических наук, профессор, председатель рязанского отделения ВСД «Русский Лад» В.Н. Федоткин в статье «Славяне! Опомнитесь!» напомнил слова бывшего советника президента США по национальной безопасности, ярого русофоба З. Бжезинского: «Новый мировой порядок, при гегемонии США, создаётся против России, за счёт России и на обломках России». Затем привёл неотразимые доказательства, что эти слова претворяются в жизнь.
Прежде всего они стремятся разобщить славян, натравить их друг на друга, а затем покорить и уничтожить. Славянский мир и так разобщён по религиозным конфессиям. Причём исповедующие католицизм или протестантство, западные славяне враждебно настроены против православных восточных славян. В послесоветское время англосаксам удалось довести до вооружённого конфликта между братскими (многие считают их единым народом) русским и украинскими народами.
Федоткин высказывает мысль – «Россия, да и другие славянские страны, не готовы к длительному противостоянию…» Он называет три самые узкие места в России:
- во-первых, финансы не контролируются ни народом, ни государством, они в частных руках, (дополню более того, как считает профессор Валентин Катасонов, Центральный Банк России выполняет функции филиала ФРС США) (https://kemerovo.tsargrad.tv/articles/valentin-katasonov-cb-rossii-jeto-filial-frs-ssha- _82981);
- во-вторых, такое же положение с основной стратегической собственностью, она тоже в частных руках (от себя дополню, что не редкость, когда оборонные предприятия находятся под контролем иностранцев), но в условиях вооружённого конфликта на Украине она должна быть государственной и работать на укрепление страны;
- в-третьих, говоря о СМИ, Федоткин напомнил, что «Сталин ставил задачу: своё место в мире надо защищать не только военной техникой, но и лучшей жизнью, культурой, духовностью. А что делается сегодня? Тезис о «свободе творчества» используется для насаждения духовного рабства».
В заключение Федоткин приходит к выводу: «Если не поддерживать друг друга, если сегодня все народы не объединятся – пропадём поодиночке. Этого нельзя допустить».
В позапрошлом веке с таким призывом обращался к славянским народам великий гражданин России, поэт, дипломат Фёдор Иванович Тютчев в своём стихотворении «Привет вам, задушевные братья…»:
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
…………………………………..
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Ведь и сегодня русское национальное самосознание пугает не только Запад, но ещё сильнее оно страшит западномыслящих соотечественников, которые никак не хотят уразуметь предупреждение Тютчева:
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Что ж, возможно, быть холопами им нравится, а нас-то зачем туда тянут? В стихотворении «Два единства» он предлагал единство славянских народов спаять любовью. Хорошая мысль. Но вот западномыслящие хотят жить по-европейски, не понимая того, что Запад хорошо живёт за счёт грабежа слаборазвитых стран, а начиная с горби-катастройки до сих пор, и за счёт России.
В следующем материале авторами отводится определяющая роль божественного промысла в восходящей истории человечества, с чем пишущий сии строки, являясь убеждённым материалистом, согласиться не может, поэтому из Меморандума приведу лишь тезисы, которые не противоречат материалистическому пониманию бытия. Но роль религиозных организаций и деятелей в борьбе против англосаксонской глобализации не умаляю.
Авторы Меморандума Экспертного совета высокого уровня БРИКС также отмечают «стремительно прогрессирующую морально-нравственную деградацию насельников Земли (прямо пропорциональную развитию научно-технического прогресса), наглядно демонстрируемую, в первую очередь, «элитой». Ранее на это обращал внимание профессор-марксист Р.И. Косолапов: «…при колоссальном размахе во второй половине ХХ века научно-технической революции, качественно сказавшейся особенно заметно в развитии и совершенствовании информационных технологий, то есть инструментария мыслящего мозга, - будто в насмешку над ним – произошёл пугающий интеллектуальный социально-нравственный спад».
Что ж, давно известно: «В своём Отечестве пророка нет», так, может, прислушаемся к коллективному мнению экспертов БРИКС: «… что прежде всего в духовной сфере решается вопрос: жить или не жить, как жить, и что такое на самом деле «жизнь человека на планете Земля».
Эксперты заявляют о стремлении стран БРИКС противостоять англосаксонской глобальной агрессии и «выстраивают новый многополярный мир, основанный на отношениях доверия и взаимовыгодного сотрудничества, сохраняя разнообразие, красоту и гармонию Жизни каждого народа в соответствии с их обычаями и традициями» по формуле будущего взаимовыгодного сотрудничества: «Объединяясь — процветай», вместо западно-атлантической «разделяй и властвуй».
Эксперты БРИКС подчёркивая, что «страны БРИКС имеют единые духовные корни, уходящие далеко вглубь их истории», вместе с тем отмечают «у русского народа во все времена было две глобальные миссии: миротворчество и созидание единой многонациональной общности», как бы указывая на возможную руководящую его роль в создании антианглосаксонского блока, тем более, что по словам И.В. Сталина он выполнил такую роль в годы Великой Отечественной войны.
Из материалов круглого стола «Основы идеологии будущей России» остановлюсь только на нескольких тезисах, которые имеют отношение к образу русского народа и его бытия.
В итоговом документе круглого стола дана исчерпывающая оценка современного положения России и русского народа: «Война, которую ведет Запад против России – это война (для него) не на жизнь, а на смерть. Ему нужны для продления своего существования ресурсы России без русского народа. И поэтому в этой войне на передний план выходит «война идеологий» и яростная русофобия, сравнимая с русофобией системы гитлеровского фашизма, которая стала его одной из целей во время войны против СССР».
Думается, задача социального авангарда оппозиции – сделать этот тезис достоянием широких слоёв общественности, чтобы он овладел умами масс и стал материальной силой, объединяющий народы России на борьбу с Западом против своего уничтожения.
Участники круглого стола считают Россию особой евразийской цивилизацией, которая самая холодная, имеет самую высокую энергостоимость воспроизводства жизни и самую большую территорию в мире. Исходя из этого, она не может жить так, как живут другие цивилизации в более благоприятных природных условиях. Она выработала особый образ жизни, позволяющий жить и развиваться в неблагоприятном климате. Это жизнь по Законам Кооперации (термин А.И. Субетто). Россия объединила 200 народов, народностей, этносов, национальностей, которые во главе с русским народом уже много веков живут в дружбе и согласии.
Авторы убедительно объясняют, почему своеобразным собирателем всех народов и этносов российской цивилизации стал русский народ. Он стал, по их мнению, «народом-созидателем российской цивилизации «в силу своей «всечеловечности» (по Ф.М. Достоевскому), «всемирной отзывчивости» (по В.М. Соловьеву), приверженности ценностям «правды», «справедливости», «любви», «добра» и «красоты», в единстве с принципом самоотверженности («за други своя»)», потому что всегда преимущественно жил по законам кооперации на основе дружбы, сотрудничества, взаимопомощи.
Путём объединения российских единомышленников в XXI веке авторы видят ноосферный подход, главным в котором – «социализм, дружественный с природой, как основа Русского мира». Они полагают, что ноосферный подход «поддержат и сторонники формационного подхода (коммунисты), и сторонники цивилизационного подхода (Русского Мира, должен и президент поддержать как сторонник Русского Мира), и православные».
То есть можно надеяться, что лозунг «Социализм, дружественный с природой, как основа Русского мира» объединит не только русский народ, но и другие народы России для сохранения их в восходящей истории человечества.
Прежде чем перейти к высказыванию своего мнения о статье В.С. Никитина «Заряжайтесь русским духом!» (она опубликована на сайтах «Русского Лада», РУСО, КПРФ) позвольте привести две небольшие цитаты из работы В.И. Ленина (уж его, очевидно, никто не посмеет обвинить ни в шовинизме, ни в в отступлении от марксизма-ленинизма) «О национальной гордости великороссов», опубликованной в ПСС, изд. 5, том 26. Вот они:
«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов».
«И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий».
Из этих выражений вытекает, что вождь пролетариата признавал за народом право национальной гордости – это, во-первых. А во-вторых, национальная гордость великороссов, по его мнению, должна быть за Великороссию, свободную и независимую, самостоятельную, демократическую, республиканскую, гордую, строящую свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства.
Именно эти же принципы национальной гордости русских проповедует В.С. Никитин в своих работах, но после каждой публикации то Фишман, то Клецин, как черти из табакерки, выскакивают с обвинениями в национализме. Пассажи Фишмана известны многим, а Клецин отметился на сайте КПРФ следующим комментарием к статье «Заряжайтесь русским духом» (цитирую): «На мой взгляд, предлагается – националистическое, абсолютно не марксистско-ленинское, псевдонаучное и псевдокультурное направление для увода народа от сути проблем в России. Не надо этим "дурить" голову коммунистам на политзанятиях».
Остановлюсь лишь на двух моментах из статьи Никитина. Но сначала отмечу, что статья является обобщающей все ранее опубликованные им материалы по русскому вопросу и в этом смысле она представляет теоретическую базу для борьбы с русофобией и возрождения русского национального самосознания и русскомыслия.
Общероссийское общественное движение по возрождение традиций народов России Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» работает под девизом «Вернём России русский дух и социализм!» о чём пишет в статье Никитин. Но разве этот девиз противоречит марксизму-ленинизму. И разве в средине тридцатых годов ВКП(б) под руководством И.В. Сталина не стала возрождать национальное самосознание русского и других народов Союза. Разве в грозном 1941 году 7 ноября Сталин не напомнил уходящим на фронт у стен Москвы имена прославленных русских полководцев. Разве не в 1942 году было предпринято издание трудов православных русских философов, защищавших мировоззрение русского народа от иноземной ереси. И ведь не случайно в 1943 году был распущен Коминтерн, а в Союзе изменилась государственная политика к Православию.
Сталин понимал, что духовный меч победы куётся также и подвигами пращуров, и историей народа. Вот и сегодня встала задача создания духовного меча русского народа и народов России против англосаксонского западного умственного ига поэтому и надо обратиться к героической, в чём-то и трагической, истории Отечества.
Прежде чем перейти к оценке следующего лозунга Никитина, хотел бы порассуждать о смысле понятий «интернационализм» и «национализм». Если обратиться к лингвистике, то станет понятно, что эти слова однокоренные, у них общий корень нацио-. Слово «интернационализм» содержит в своем составе латинскую приставку интер-, которая входит в состав многих слов и значит «между» (http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1357468-kak-razobrat-po-sostavu-slovo-internacionalizm-primer-predlozhenija.htm), и тогда это слово можно понимать как союз между нациями, а не только патриотами. Возможно, мои доводы противоречивые, спорные, но думается, они требуют своего осмысливания.
Мне могут напомнить, что В.И. Ленин утверждал: «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе».
Всё верно. Он противопоставлял «Буржуазный национализм пролетарскому интернационализму», то есть здесь противопоставление не только объектов, но и их качественных характеристик. Отрицать буржуазный интернационализм (хотя такого понятия не существует) мы не можем, ведь буржуи тоже объединяются в союзы, сообщества, ассоциации и т.д.
Впрочем, нельзя отрицать и элементов национализма у пролетариев. Вспомним Вторую мировую войну. Если, выступая по радио 3 июля 1941 года, Сталин выражал надежду: «В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами», то в докладе 6 ноября 1944 года он повёл речь об агрессивных нациях. Что есть агрессивная нация – это нация, считающая себя превосходящей все другие и стремящаяся поработить их, то есть исповедующая идеологию буржуазного национализма, которой временно заражён и пролетариат.
В своей речи на XIX съезде КПСС Сталин, обращаясь к представителям коммунистических и демократических партий капиталистических стран указывал им: «Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять».
Далее он обращал их внимание на то, что «Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их "превыше всего". Теперь не осталось и следа от "национального принципа". Теперь буржуазия продает права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять».
Таков был исторический момент, и Сталин учитывал его и предлагал те лозунги, которые реально можно осуществить и без их решения нельзя двигаться вперёд. Думается и нашим «ультрареволюционерам», противникам цивилизационного подхода, следует прислушаться к этим словам и, используя его в классовой борьбе, объединить трудящихся против происков постЗапада, за победу социализма.
Давайте вспомним, что в своё время Программа КПСС (напомню, КПРФ признала себя идейной наследницей КПСС) указывала: «В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки» (1973, с. 47).
Проницательный читатель тут же возмутится: «К чему всё это? Россия суверенная страна, русский народ государствообразующий». Но вот Программа КПРФ иного мнения, поскольку содержит такое положение: «В нынешних условиях КПРФ видит свою задачу в том, чтобы соединить социально-классовое и национально-освободительное движения в единый народный фронт». Если говорится о наличии национально-освободительного движения, то, значит, русской нации есть от кого освобождаться.
После контрреволюционного переворота августа 1991 года – октября 1993 года Россия, как и многие другие страны, попала в финансовую и экономическую зависимость от международного империализма, перерастающего в глобализм по-американски и в ней установлен режим управляемой колониальной демократии, по мнению А.А. Зиновьева. Это новая форма неоколониальной политики англосаксов, она для многих не ясна, но она навязывается и с ней надо бороться.
Лозунг Никитина: «Учитесь мыслить, говорить и поступать по-русски. Заряжайтесь русским смыслом, укрепляйте духовную энергию и дружбу народов – так победим!» на первый взгляд хоть и отдаёт национализмом, но это национализм угнетённой нации и поэтому имеет общедемократическое содержание, и его надо поддерживать. При том не надо забывать и вторую часть лозунга: «укрепляйте духовную энергию и дружбу народов – так победим!» – что вполне соответствует принципам пролетарского интернационализма.
И последнее, отвечая на слова Клецина об уводе народа от сути проблем в России, напомню ему и всем, кто так считает, что выступая на днях в Государственной Думе, Г.А. Зюганов с тревогой признал: «Но главное, нам не удалось остановить вымирание. У нас за прошлый год родилось около миллиона человек, а умерло миллион четыреста пятьдесят тысяч. По полмиллиона граждан ежегодно теряет страна, имеющая одиннадцать часовых поясов. Это подрывает национальную безопасность» (https://kprf.ru/party-live/cknews/223592.html).
Остановить вымирание народа, обеспечить его расширенное производство, думается, и есть главная задача российского общества, а выполнить её можно будет только тогда, когда народ поймёт своё величие, долг и ответственность перед пращурами, создавшим великое Отечество за его судьбу, об этом и заботится ВСД «Русский Лад», возглавляемый В.С. Никитиным.
Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Ленинград, январь 2024 года