И.С. Бортников. Ноосферный социализм – путь спасения России
Сегодня, как никогда, ясно, что капиталистическая система хозяйствования, в какие бы одежды она не рядилась, как-то постиндустриальное или информационное общество, исчерпала все свои возможности и ведёт человечество к самоуничтожению.
В поддержку этого тезиса приведу высказывание известного английского историка А. Дж. Тойнби: «…человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путём. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединиться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение, к чему подталкивают человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и демографический взрыв». «Человечество нуждается в единстве, но внутри обретённого единства оно должно позволить себе наличие многообразия».
Ныне всё больше и больше политиков и учёных мира видят путь к спасению человечества в установлении социалистической системы хозяйствования. В преамбуле Программы КПРФ об этом говорится с предельной чёткостью: «Стратегическая цель партии – построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века».
Ну и каким обновлённым видит Программа КПРФ социализм? Цитирую: «КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития».
Что здесь нового по сравнению с реальным социализмом Советского Союза? Как видно из цитаты, Программа выделяет лишь одно глобальное противоречие, которое предполагается разрешить. Поскольку ставится задача избавиться от эксплуатации человека человеком, то этим противоречием является противоречие между Трудом и Капиталом.
Но если вспомнить намётки К. Маркса о коммунистическом обществе, то он дал не только обобщённый портрет будущего общества, но и указал на необходимость разрешения комплекса противоречий для достижения его. Приведу цитату из «Критики Готской программы», в которой он показывает, что коммунизм начинается «после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком…»
В своём социально-экономическом и философском учении Маркс обобщил и переработал все достижения общественных и естественных наук, имевшихся в то время. Эту традиции в развитии марксизма использовали и Энгельс, и Ленин, и Сталин, и другие деятели коммунистического и рабочего движения.
К сожалению, после смерти Сталина эта традиция была нарушена и вместо критического анализа конкретно-исторической обстановки и новых теоретических разработок, выявления фундаментальных противоречий переживаемой эпохи шло слепое преклонение перед постулатами Маркса, которые, несомненно, верны были в его эпоху.
Автор ни в коей мере не призывает забыть учение Маркса, более того, он разделяет слова Р.И. Косолапова: «Маркс своевременен всегда». Но жизнь выдвигает новые противоречия, которых в эпоху Маркса не могло быть. Вот эти противоречия и надо исследовать по методологии Маркса, что, естественно, будет способствовать выходу из мировоззренческого кризиса.
Однако после смерти Сталина идеологи КПСС, очарованные крушением мировой колониальной системы с одной стороны, а с другой – успехами мировой социалистической системы и поворотом ряда освободившихся стран в сторону социализма, не заметили великий эволюционный переворот в западных странах и упустили обострившиеся противоречия, как в мире, так и в стране. Результат общеизвестен и о нём не буду говорить.
Беспокоит то, что и сегодня идеологи КПРФ повторяют ошибку своих предшественников. Не используют в своих теоретических разработках новые мировоззренческие доктрины. Книгами за семью печатями не только для большинства коммунистов, но и для партийного актива являются учение о ноосфере В.И. Вернадского, о сверхобществе А.А. Зиновьева, о глобалистике А.П. Федотова, рассуждения В.С. Никитина о космическом мышлении, наработки А.И. Субетто о ноосферном социализме.
За последние двадцать лет учёными социалистической ориентации написано много работ по теоретическому осмысливанию временного поражения социализма в СССР, а также путей построения социализма XXI века. Но они также мало известны коммунистам.
Общеизвестно, что победа достигается тогда, когда верно выработана стратегия и на основе её тактика. Но это возможно, если всесторонне выяснен характер данной эпохи.
Что же представляет современная фаза развития человечества. В его развитии в предыдущем веке произошло несколько качественных изменений. В начале ХХ столетия человечество вступило в ноосферную стадию развития, когда разум человека, энергия его мысли стали мощной силой, изменяющей лик Земли (В.И. Вернадский).
Р.И. Косолапов в статье «Бедная русская идея», размышляя о проблемах научного социализма и «русской идеи» писал в 1992 году: «Нам предстоит овладеть поистине безграничным содержанием концепции ноосферы. Когда новая геологическая и, очевидно, социальная сила, современная научная мысль таит в себе и новые опасности… и чудодейственные возможности. Она качественно меняет прежние представления о состоянии духа и материи, властно требует новой исторической формы философского материализма».
И далее Косолапов замечает: «Русская идея сегодня – это единая ноосфера, это соединение святынь».
В это же время в социальной эволюции человечества, как считает А.И. Субетто, произошёл Большой Энергетический Взрыв. Господствующая доселе малоэнергетическая форма хозяйствования человека на Земле в виде «аграрной эпохи-цивилизации» уступила место «энергетической эпохе-цивилизации». В ходе её исчерпан компенсаторский потенциал Биосферы и наступила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.
Таким образом, в современную эпоху «не только рабочий класс («пролетариат») выступает «могильщиком» капитализма, как писал К. Маркс, но в XXI веке и сама Природа» (А.И. Субетто). Поэтому на первый план вступил ряд взаимосвязанных противоречий, которые «в своём единстве формируют своеобразную диалектику развития современного мира человека и являются важнейшими основаниями современного классового подхода», - считает А.И. Субетто. Причём разрешение каждого невозможно без разрешения остальных.
Главное противоречие современной эпохи – это противоречие между хозяйствующем на Земле человечеством в лице мирового финансового империализма и Природой, и прежде всего Разумом, порождённым ею, которое приобрело форму глобального экологического кризиса (А.И. Субетто, В.С. Никитин). Во время Маркса ущерб природе, наносимый хозяйственной деятельностью человека, ею легко восполнялся.
Впервые в истории человечества сначала в одной, отдельно взятой стране, а затем и в группе стран была уничтожена эксплуатация человека человеком и установилась плановая система хозяйствования, являющаяся прообразом Земной управляемой цивилизации (А.П. Федотов). Вместе с победой Великого Октября возникло и продолжает обострятся ныне фундаментальное противоречие между капитализмом, в форме глобального империализма, и социализмом.
Предпринятая после смерти Сталина попытка снять это противоречие проведением политики мирного существования ощутимых результатов не принесла. Ещё Роза Люксембург в работе «Накопление капитала» считала, что «капитализм в чистом виде, в границах своей страны, воспроизводить себя, только за счёт эксплуатации своего рабочего класса, не может». Она утверждала: «капиталистическое накопление зависит от средств производства, созданных вне капиталистической системы», то есть, говоря другими словами, за счёт грабежа колоний.
А вот ещё свидетельство об истоках благополучия капитала, на которое прямо указывает К. Леви-Стросс, всемирно известный лингвист, создатель «структурализма» в филологии: «Запад построил себя из материала колоний».
Капитализм и сегодня не отказался от проведения колониальной политики. Одним из видов колониальной политики является западнизация колонизируемой страны, в результате которой в ней устанавливается режим колониальной демократии, как ныне в России. Это явление подробно описано А.А. Зиновьевым. Есть ещё экономический колониализм и его составные части культурный и интеллектуальный. Их проявление в полной мере народы России ощущают на себе.
Но глобальному империализму этого мало. Известно, что мировая капиталократия сформулировала модель «20%:80%», по которой 80% населения Земли являются «лишними» с позиций воспроизводства мирового капитала и обрекаются на медленную голодную смерть в XXI веке, поскольку по оценкам «неомальтузианцев» - идеологии мировой капиталократии, на Земле должен остаться «золотой миллиард» - 20% (А.И. Субетто).
По-прежнему обостряются в условиях глобального империализма противоречия между Трудом и Капиталом, все более превращаясь в противоречия между Капиталом и Человеком, между Капиталом и Разумом (В. С. Никитин). Капитал убивает в человеке все человеческое.
В современной России с реставрацией социального антагонизма классовая борьба перешла «на качественно новую ступень в его наиболее вульгарном и контрастном виде, когда преступной плутократией объективно противостоит коварно ограбленное и психологически зачумлённая масса пролетаризуемого населения», - отмечает Р.И. Косолапов. Все это в значительной мере осложняет формирование классового сознания пролетариата, а, следовательно, и классовую борьбу.
Но капитал ещё и создает раскол в рядах эксплуатируемых наемных работников. И это вносит важную особенность в содержание классовой борьбы.
В статье «Современная классовая борьба» И.И. Никитчук пишет: «Присвоение чужого труда в современном мире становиться яблоком раздора не только между трудом и капиталом, но и между трудящимися разных стран. (…) Трудящиеся США и Западной Европы присваивают себе стоимость большую, чем они производят, т.е. уподобляются частным собственникам, не являясь по факту таковыми. При этом эта дополнительная часть их дохода взята из прибавочной стоимости, произведенной туземным пролетариатом Азии, Африки и Латинской Америки. Например, до 40% заработной платы среднего американца заработано для него трудящимися «третьего мира». Причём, эта часть зарплаты, заработанная не американцем, а туземцем, в несколько раз превышает заработную плату самого туземца».
Дополню: сегодня в эти 40% входит и часть дохода российского трудящегося. Таким образом, американский трудящийся вместе с капиталом эксплуатирует российского трудящегося.
Несомненно, что в XXI веке классовая борьба будет усиливаться и обостряться. И здесь снова встаёт вопрос «Кто кого?» Либо силы добра победят и, установив социализм, спасут биосферу и человечество, либо капиталократия установит фашистский режим и Человек как Homo sapiens навсегда исчезнет с планеты Земля. Коммунистам предстоят серьёзные теоретические споры и битвы, чтобы определить верный облик обновлённого социализма.
И «Здесь нужно, чтоб душа была тверда. Здесь страх не должен подавать совета» (Данте Алигьери).
Философ-марксист Р.И. Косолапов полагает, что магистральным путём развития марксизма-ленинизма в XXI веке будет путь ноосферный. Ибо, по его мнению, только: «Эволюция Ноосферы предполагает, можно сказать, распространение понятия «потребительная стоимость» на весь тот опыт человечества, в котором в той или иной форме была достигнута гармония между историческими силами природы и социальной практикой.
Это значит, что в преддверии строительства Мира разума уже не просто неверно, а просто преступно рассматривать в качестве объективной реальности лишь материальную практику человечества, до сих пор отделяемую от её духовной работы, то есть главным образом лишь физический труд и его результаты… исторический материализм призван отбросить невежественное неприятие в качестве объективной реальности также всей истории общественного сознания…»
Основные положения ноосферного социализма уже разработанные доктором философских наук, доктором экономических наук, кандидатом технических наук А.И. Субетто. Дальнейшее изложение будем вести по его работам «Ноосферный социализм»; «Ноосферно-социалистическая миссия XXI века» и «Коммунизм и русский вопрос», в основном используя при этом раскавыченные цитаты с некоторыми извлечениями и дополнениями автора.
Но сначала вспомним, каким основоположники научного социализма видели общество, которое должно прийти на смену капитализма. По их мнению – это общество, в котором уничтожается эксплуатация человека человеком и свободное развитие каждого становиться условием свободного развития всех. То есть должны возникнуть условия подлинного исторического творчества человека, и он становиться творцом управляемой истории.
Но человек живет не в мифическом эфире и питается не святым духом. Именно природа, а точнее Биосфера, частью которой является человек, есть главный источник функционирования и развития систем его жизнеобеспечения. И чтобы человечество могло творчески развиваться, ему необходимо обеспечить динамическую социоприродную гармонию, то есть взять ответственность за дальнейшую прогрессивную эволюцию всей Жизни на Земле.
Господство в новое и новейшее время капиталистической системы хозяйствования с её технологиями на базе частной собственности уничтожает самое главное богатство человечества – экосистемы (Б. Комоннер. «Замыкающейся круг»).
И в памяти всплывают слова, сказанные в 2005 году президентом Венесуэлы Уго Чавесом: «Либо капитализм, который является дорогой в ад, либо социализм, если вы хотите построить на земле царство божие».
Да, когда-то С.Н. Булгаков утверждал, что все живое «коммунистично», т.е. взаимосвязано, ответственно друг перед другом, «и человек не выживет на Земле, если он не соединит социализм с ноосферой, если он не перейдет от господства законов конкуренции к господству закона кооперации», - считает А.И. Субетто.
Исходя из всего этого возникает идея ноосферного, экологического духовного социализма, то есть такой формы социального устройства человечества, в которой оно способно перейти к единственно возможной модели устойчивого развития – управляемой социоприродной эволюции (Земной управляемой цивилизации в понимании А.П. Федотова) на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
«Проблемы управляемости социоприродной динамической гармонии может быть решена только при доминировании планово-экономических начал, общественной собственности, глобальной социальной справедливости распределения ресурсов. При этом управляемость не отрицает расцвет творчества людей, а на оборот ее предполагает», - считает А.И. Субетто.
Если когда-то К. Маркс говорил о превращении науки в непосредственно производительную силу, то в условиях ноосферного социализма и образование должно стать производительной силой. Оно должно выполнять функцию «базиса базиса» материального и духовного воспроизводства и обеспечивать опережающее развитие качества человека. Именно образование должно решить задачу превращения человеческого Разума из «Разум- для – Себя» в «Разум – для – Биосферы, Земли, Космоса», помочь человеку «вылупиться из яйца эгоизма, Жизни – для – Себя». И выйти на коллективистко-соборные ценности Жизни и Бытия.
Учение о ноосферном духовном социализме является дальнейшим развитием научного социализма как теории. И это должны теоретически осознать все коммунисты мира.
Естественно, встает вопрос, почему ноосферный социализм духовный и экологический? А.И. Субетто так отвечает на эти вопросы:
Он духовный по тому, что опирается на человека, готового взять на себя ответственность за социобиосферную динамическую гармонию. Потому что в нём будет действовать принцип (закон) примата духовный потребностей над материальными, потребностей творчества и созидания над потребностями потребления. Человек должен жить не для того, чтобы потреблять, а потреблять для того, чтобы жить, созидать и творить.
Экологический социализм потому, что он успешно решает глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством. Он эффективно реализует стратегию выхода человечества из «пропасти» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, делая ставку на коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь, социальную справедливость, дружбу народов на основе примата труда над капиталом, на запрет на частную форму присвоения огромных богатств и «сфер потребления».
«Ноосферный социализм потому, что это есть новый тип социализма (и в будущем коммунизма), берущего на себя ответственность за сохранение Биосферы и жизни в целом на Земле на основе Нового Качества Бытия, в котором наука, общественный интеллект становятся производительной силой и коллективным управляющим не столько к социально-экономическому развитию, сколько к социоприродной (социобиосферной или ноосферной эволюции), - считает А.И. Субетто.
Не надо забывать, что «прорыв человечества к социализму начался в России как уникальный, евразийский, общинной цивилизации, цивилизации «цивилизационного социализма», «цивилизации всечеловечности» (А.И. Субетто). Под цивилизационным социализмом А.И. Субетто понимает систему ценностных оснований, отражающих устремленность русского народа и других народов к социальной справедливости, к правде, примата духовного над материальным, к всемирной любви и братству.
Эти ценностные основания вместе с имеющимися предпосылками: научно-теоретическими, философскими, духовно-нравственными и материальными, являются залогом грядущей ноосферно-социалистической революции в России. Ведь еще В.И. Вернадский, создавая учение о ноосфере, прямо указал о связи этого учения с научным социализмом.
Социальной базой ноосферно-социалистической революции в XXI веке выступают все, кто создают своим трудом богатство, вся сознательная часть людей, осознающая, что дальше так, агрессивно потребляя природу, её жизненные силы жить нельзя, потому что тем самым осуществляется самоуничтожение человечества.
Для подготовки ноосферно-социалистической революции необходимо запустить механизмы восходящего производства качества человека и качества общественного интеллекта, переход к образовательному обществу.
То есть к такому обществу, которое, как считает В.С. Никитин, будет «основано не на всевластии денег, а на единстве материально-духовного мира» (...) будет нацеливать «человечество на разумную достаточность в потреблении и безграничность познания планеты и космоса, на созидание, а не на разрушение, на сотрудничество, а не на войну цивилизаций». Такова, по его мнению, должна быть русская модель дальнейшего развития человечества.
А закончить хочу словами Доминика Рикарди: «Я глубоко уверен, что Россия, - если, конечно, её не растерзают стервятники с Запада, - должна дать всему миру именно тот образ будущего, который окажется приемлемым для всего остального мира…»
(Из книги И.С. Бортникова «И тревожной думою томлюсь…», Красноярск, 2015)