И.С. Бортников. Ноосферизм – будущее человечества (на статью А.И. Субетто)

И.С. Бортников. Ноосферизм – будущее человечества (на статью А.И. Субетто)

Давайте разговор начнём с того, что выясним значение терминов, чтобы мы их воспринимали одинаково. Термины атмосфера и гидросфера знакомы всем с начальной школы и разночтений не имеют. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности,  она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. Ноосфера (буквально сфера разума) - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие «ноосферизм» рассмотрим несколько позже.

Русский гений Владимир Иванович Вернадский считал, что «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

Исходя из этого предположения, в 20-е годы ХХ столетия он сделал выдающийся вывод о том, что в биосфере Земли создаётся новый геологический фактор, небывалый по мощности. Своей жизнью, научной мыслью человек создаёт в биосфере новую биогенную силу. Он из биосферы создаёт ноосферу, это природное явление означает новую стадию в истории планеты.

Когда-то в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Фридрих Энгельс написал фразу, на которую мало обращают внимание, хотя она имеет глубокий смысл и чрезвычайно важное значение в науке и жизни. Она звучит так: «С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму». Зародившись в Древнем мире как стихийный материализм прошёл несколько форм своего развития до диалектического и исторического материализма. Но в 20-е годы ХХ столетия произошло важное открытие, составляющее эпоху как в естествознании так и обществознании о новой стадии в истории Земли и, вероятно, появилась возможность заявить о возникновении новой формы материализма – ноосферного материализма, который является не отрицанием диалектического и исторического материализма, а является их диалектическим развитием и продолжением. Р.И. Косолапов полагал, что «научная мысль (…) качественно меняет прежние представления о соотношении духа и материи, властно требует новой исторической формы философского материализма». И сам основатель теории ноосферы В.И. Вернадский неоднократно отмечал, что его представления о ноосфере созвучны основной идее научного социализма, учению К. Маркса, что его представление о ноосфере соответствует идеалам социализма. Построение ноосферного общества, считал он, и есть реализация идеалов социализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» предполагали, что «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». То есть достигнув бесклассового состояния в обществе исчезнут классовые противоречия, но человечество ещё страдает и от цивилизационных противоречий, и от национальных. Как с ними будет в бесклассовом обществе? Вряд ли в бесклассовом обществе исчезнуть национальные и цивилизационные особенности, а, следовательно, неизбежны и противоречия, к счастью, они не будут антагонистическими.

Думается, что ноосферное общество должно стать таким, каким видит В.С. Никитин совершенное общество, а именно (цитирую): «Совершенное общество основанное на разумной достаточности, общественно-полезном созидательном труде, истинных знаниях и справедливых общественных отношениях, нацеленных на гармоничное развитие человека, общества и природы». И это совершенно верно, ибо объединяющей идеей, способной объединить всех людей, равно как и их различных сообществ есть идея сохранения человека, для чего необходимо сохранение природы и, прежде всего, биосферы, ибо с гибелью биосферы гибнет и биологический вид Homo sapiens.

Кстати, К. Маркс писал: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы».

К несчастью, в своей повседневной жизни в рыночно-капиталистической форме бытия человечество на уровне обывателя с мышлением мещанина, полагая: «Природа для народа бесплатный магазин», вступает в антагонистическое противоречие с природой. Человечество не прислушивается к предупреждению Ф. Энгельса: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам». И природа мстит: от хозяйственной (преимущественно неразумной) деятельности человека ежегодно за счёт пашен и пастбищ в пустыню превращается 60 тысяч квадратных километров, то есть площадь, равная примерно территории Республики Хакасия.

В 2017 году в социальных сетях Интернета появилось «Предупреждение человечеству. Второе уведомление» подписанное более 15 тысячами ученых из 184 стран, в котором указывалось, что за 25 лет прошедшие с момента появления первого «Предупреждения человечеству», написанного группой ученых в 1992 году, «произошло ухудшение экологической ситуации в мире, например, по таким характеристикам:

- сокращение пресной воды на душу-населения на 26%;

- резкое снижение улова «дикой рыбы» в мировом океане;

- увеличение числа «мертвых зон» в океане на 75%;

- истребление лесов объемом в 1,2 миллиона квадратных километров;

- значительный рост выбросов в атмосферу углерода и средних температур;

- рост численности населения планеты на 35% при одновременном сокращении численности млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц и рыб на 29%».

Приводя эти данные, А.И. Субетто характеризует это как процесс экологического планетарного самоубийства человечества, порождением глобального империализма и экономического колониализма.

А вот более близкий пример мести природы. В этом году русло великой сибирской реки Лена превратилось в песчаную пустошь, городской порт Якутска фактически остался в стороне от основного русла, а власти всерьез озаботились водоснабжением столицы республики Саха, воды ведь в Лене почти не осталось.

Причина – хищническая вырубка лесов китайскими «друзьями» (у себя они уже уничтожили ¾ лесов) в верховьях Лены. Можно и далее приводить примеры хищнического использования природных ресурсов в таких размерах, что природа уже не в состоянии залечить нанесённые ей раны.

Почему вопрос экологической катастрофы возник в ХХ веке, ведь и раньше человечество активно присваивало продукты природы. А.И. Субетто считает, что именно в это время произошёл гигантский скачок, порядка в 10 в 7-й степени раз, в энергетике мирового хозяйственного потребления природных ресурсов. Этот скачок выявил несовместимость «давления» многократно возросшей энергетики мирового хозяйства на Биосферу и стихийных рыночно-капиталистических форм развития человечества. Фактически начался процесс экологического планетарного самоубийства человечества, а главный его организатор строй мировой финансовой капиталократии, насаждающий глобальный империализм и экономический колониализм. Мировая капиталократия в сентябре 1995 года приняла каннибалистскую модель «20%:80%», по которой 80% населения Земли были объявлены «лишними» с позиций воспроизводства мирового капитала и подлежат уничтожению. Выработаны и три направления его стратегии: лишения их критического мышления, лишение целой группы стран продовольственной безопасности и привития этим «лишним» людям культа бездумных развлечений, наслаждений, наркомании, алкоголизации и медленного вымирания.

Если посмотреть на те процессы, которые идут в Российской Федерации после контрреволюции 1991-1993 гг., то можно уверенно сказать: работы по реализации всех трёх вышеуказанных направлений стратегии на её территории идут ускоренными темпами. По-иному и быть не могло, ведь не зря автор этих стратегий Збигнев Бжезинский заявлял: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счёт России и на обломках России».

По мнению А.А. Зиновьева, «холодная» война переросла в глобальную войну нового типа, ставшую перманентным состоянием человечества и охватившую всю планету. (…) Широкое использование идеологических, пропаганди­стских, культурных, медицинских, психологических, политических, экономических и т.д. средств именно как средств нанесения ущерба (вплоть до разгрома) противнику, порою превосходящего тот ущерб, какой наносили традиционные военные средства».

Начиная с пресловутой перестройки в России на уровне государственной политики наряду с экономической колонизацией активно проводится колонизация духовного пространства, языка и культуры русского народа строго в соответствии с планом Алена Даллеса внедрить в сознание русских индивидуалистические ценности, и идеи индивидуального обогащения любым путём. Что ж это новый этап «холодной» войны англосаксонского Запада против России, которая началась в 1946 году против СССР и не прекращалась ни на одно мгновение с тех пор. Идет гибридная война глобального империализма против России с целью ее основательного уничтожения как самостоятельной цивилизации, в том числе и уничтожения как самого непокорного народа на Земле, русского народа (А.И. Субетто). Об этом ранее неоднократно предупреждал нас А.А. Зиновьев.

Россия более тысячи лет живёт по обычаям и традициям отличным от таковых агрессивного Запада и коварного Востока и является щитом меж этих «двух враждебных рас». Это было вызвано её географическим положением и суровыми климатическими условиями из-за этого Россия сформировалась как самобытная, евразийская, общинная цивилизация, цивилизация Правды. Россия отвергла капиталистический путь развития, как противоречащий её цивилизационным основаниям и сделала прорыв к социализму. Это пришлось не по вкусу мировому империализму, который по словам В.И. Ленина «ни при каких условиях не мог ужиться рядом с Советской республикой (…) по экономическим интересам (…) и в силу торговых связей, международных финансовых отношений». Да к тому же в России сосредоточены огромные ресурсы полезных ископаемых, пресной воды, лесов и чернозёмов.

Сегодня надо учитывать, что в двадцатом веке, как считал А.А. Зиновьев, произошел великий эволюционный перелом в социальном развитии человечества, в результате чего произошла под главенством США интеграция стран западного мира в единое целое и сформировалось общезападное сверхобщество.

А.И. Субетто также считает, что наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома, суть её в том, что заканчивается автономная, отделённая от Природы социальная история и начинается управляемая социоприродная эволюция, то есть тесно взаимосвязанная эволюция общества и природы, которая в свою очередь возможна только на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Почему только на базе социализма? Потому что при социализме господствует общественная собственность на средства производства, а, следовательно, и на природные ресурсы. При социализме действует закон планомерного пропорционального развития, следовательно человечество сможет так организовать присвоение природных ресурсов биосферы, чтобы она могла восстанавливать свои возобновляемые ресурсы или общество может содействовать их возобновлению. Поэтому чтобы уменьшить или ликвидировать отрицательные последствия хищнического стихийного воздействия человечества на Биосферу, А.И. Субетто предлагает долгосрочное стратегическое обоснованное научно управление природопользованием, а это возможно лишь при господстве общественной собственности.

Почему экологический социализм? Потому, что социализм в силу указанных выше причин исключает глобальные экологические проблемы, рождённые частнособственнической капиталистической системой хозяйствования.

Почему духовный социализм? Потому, что человечество и каждый индивидуум берёт на себя ответственность за гармоничное развитие общества и природы. Потому, что в нём будет в обществе первенство духовных потребностей над материальными. Человечество должно вспомнить и выполнять завет древнерусского православного философа Нила Сорского: «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить».

Почему ноосферный социализм? Это новый тип социализма, считает А.И. Субетто, он берёт на себя ответственность за сохранение Биосферы и жизни в целом на Земле, потому что наука и общественный интеллект становятся производительной силой, прежде всего к социоприродной эволюции.

Ноосферизм как термин и понятие введено в научный оборот А.И. Субетто осенью 1996 года, который означает, что условием движения человечества и биосферы в ноосферу является безусловное требование научного управления, которое усиливает потребность в кооперации, в коллективном характере мироустройства человеческой жизни. Становление ноосферизма возможно лишь в том случае, когда на передний план выдвигаются образование и просвещение, благодаря этому общество становится образовательным и качественно возрастает его общественный интеллект, а образование превращается в производительную силу. Коллективный разум человечества способен превратиться в «разум управляющий» и соблюдая законы-ограничения сможет управлять эволюцией общества и природы так, что биосфера будет восстанавливать утраченное равновесие, преодолевая разрушительные действия природоропользователей.

Жизнь настоятельно требует новую мировоззренческую революцию, на её неизбежность указывал в конце 30-х годов прошлого столетия В.И. Вернадский. И сегодня, когда основы нового мировоззрения разработаны то в виде управляемой земной цивилизации А.П. Федотовым, то в виде космического мышления В.С. Никитиным, то в виде ноосферизма А.И. Субетто, то в виде учения о сверхобществе А.А. Зиновьевым, а также работами НМ. Чуринова, С.П. Расторгуева, ГА. Шилина и др. необходимо их дальнейшее развитие и обобщение для создания единой мировоззренческой теории, вырастающей из марксистско-ленинского материалистического учения, наполнив её «ценностям долга, правды, справедливости, совести, служения общему делу, кооперации, коллективизма, соборности, «всечеловечности» (Ф.М. Достоевский), солидарности, с принципом А. Швейцера «Благоговение перед любой жизнью» (А.И. Субетто). Разработка такой теории и овладение ею массами спасёт биосферу от глобальной экологической гибели, а человечество от экологического самоубийства.

Русский народ, совершивший в 1917 году социалистическую революцию, построивший вместе с другими советскими народами СССР, как прообраз будущей управляемой земной цивилизации (А.П. Федотов), сможет и должен проложить всему человечеству дорогу к ноосферизму – МИРУ РАЗУМА. Такова его историческая миссия.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ – первый заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024