И.С. Бортников. «Не могу забыть мужество солдатское и волю»

И.С. Бортников. «Не могу забыть мужество солдатское и волю»

Скупые строки Википедии говорят о нём: «Владимир Гаврилович Харитонов (24 июня 1920, Москва — 14 августа 1981, Москва, СССР) — русский советский поэт; заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Автор стихов более чем тысячи песен, самая знаменитая из которых — «День Победы».

Его песни знают и любят миллионы людей, они знают, кто из композиторов написал музыку, а вот об авторе стихов вряд ли догадываются. Очень редко при исполнении песни на эстраде называют фамилию поэта, но ведь песня есть творение двух человек.

Владимир Харитонов родился 24 июня 1920 года в Москве.

В 1940 году он поступил в Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Но уже тревожной осенью 1941 года в составе отдельного курсантского полка воевал в составе панфиловцев 16-ой армии Рокоссовского. Боевое крещение Харитонов получил 16 ноября, когда полк встал на пути главного удара гитлеровцев. По воспоминаниям Рокоссовского, на необученный полк кремлёвских курсантов сыпались бомбы с неба, беспрерывно стреляла артиллерия, двигались группами танки, шли обстрелянные гитлеровцы.

Харитонов в этом аду уцелел, но многие его товарищи пали смертью храбрых. Их похоронили в братской могиле у села Ярополец. Первые потери друзей-товарищей легли на сердце Вла­димира Харитонова страшн­ой кровавой зарубкой... После войны он часто с цветами приходил на братскую могилу.

Фронтовая судьба его из волоколамского огня забросила в сталинградское пекло. В одном из боев получил контузию. Был ранен. Долго скитался по госпиталям. Подлечился - и снова в бой, на фронт. После лечения воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях. «До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до победы», — вспоминал он.

За боевые заслуги Харитонов был награждён орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1942 году с фронта, из Сталинграда, отправил в газету «Вечерняя Москва» своё первое стихотворение: «За Волгу», которое было опубликовано в этой газете. Так началась его творческая дорога поэта. Позже он напишет стихотворение «Поэзия – сестра солдатская, в котором расскажет, как формировались поэты военной поры

Мы мастерству газетному

Учились под огнем...

Потертые блокнотики

Затиснуты в шинель;

Промочены в болоте мы,

Обветрены в метель.

Обласканы обмотками,

Одарены махрой –

Врага прямой наводкою

Встречали под Москвой.

И строем шли, и строчками

Ходили мы в штыки,

Творческое наследие Харитонова огромно, очевидно, нет темы, которой бы он не коснулся, но главные: стихи о войне, стихи о Родине, стихи о комсомоле и стихи о любви, хотя тема Родины косвенно есть во всех его стихах. На многие из них написаны песни, потому что в них автором уже заложен музыкальный ритм. Слова их были близки и понятны советским людям, они были созвучны их мыслям и желаниям. Они нашли такую любовь в народе, что Евг. Евтушенко, по словам сына Харитонова, сказал: «Были песни Володины – стали песнями Родины». Но и сам Харитонов писал: «Да! Я всегда – штыком и музой Служу Советскому Союзу!»

Читатель ждёт, что сейчас поведём рассказ о его главной песне «День победы», но он шёл к ней всю жизнь, никогда не мог «забыть мужество солдатское и волю». Да и как забыть, если всё это видел своими глазами, всё это пережито и выстрадано не единожды. В стихотворении «Мне вспомнить надо» он пишет о подвиге связиста. Да, связисты не ходили в атаку, но под шквальным огнём противника должны восстанавливать провода связи. Вот Харитонов вспоминает такой случай, кои не раз случались на войне: произошёл «разрыв армейских проводов», дана команда «наладить связь» и «сразу вызвался солдат»:

Он полз… И путь казался долог,
И миномёт всё бил и бил…
И руку вражеский осколок,
Как ветку тонкую срубил…

Связист, от раны умирая,
Замкнул зубами провода…
И не порвётся связь такая
С тобой, Отчизна, никогда!

Сколько раз воины Красной Армии шли на самопожертвование, помогая товарищам выполнить боевую задачу. А сколько раз раненный или контуженный боец оставался один на поле боя до подхода санитаров. Хорошо если при наступлении, хуже при отступлении… И такое было нередко, в пылу боя за всеми не уследишь… И неудивительно, что выживший солдат вспоминает:

Помнить буду до гроба

Перестрелку - пальбу…

Разрывается бомба,

Что за тем - не пойму.

Ощущенье такое,

Что ты жив и что нет…

Страшно оказаться на поле боя одному, да ещё когда подняться не можешь и слух утрачен, вот и делаешь бессознательные действия: проверяешь «целостность двух сигарет» да «машинально чернику всё заталкиваешь в рот», а потом приходит осознание:

Лёгким взрывом контужен

И листвою накрыт…

Видно, был я не нужен

Той земле у ракит.

Харитонов много скитался по госпиталям, да и мама его всю войну воевала медсестрой. Об этих замечательных советских женщинах с головой, окунувшихся в фронтовой ужас, полный крови, горя, страданий, мучений, смертей; рискующих своей жизнью, под бешеным свинцовым огнём, вой и разрывов снарядов и бомб, выносящих раненных бойцов, он просто не мог не написать стихотворений о них. Чтобы представить, как им было нелегко в стихотворении «Медсестра» он даёт одной строкой их обобщённый портрет:

В кругу контуженых солдат

Стояла травкой хилою.

Тебя санбатовский халат

Роднил с березкой стылою.

И откуда только они брали духовные и физические силы, сохраняя нежность и чуткость к раненым и сохранять женственность. Это их называл Ярослав Смеляков «милыми красавицами России», это о них он писал: «На носилках длинных под навесом умирали русские принцессы».

Харитонов написал стихи «Не могу забыть», а Д. Тухманов написал на эти слова песню «Вальс фронтовой медсестры». И слушать песню и читать стихи невозможно без слёз, без душевной боли, в горле стоит комок… Повествование идёт о бывших десятиклассниках, коих «закружила вьюга фронтовая». И лежат они в прокуренном и убитым тоской в фронтовом санбате. И вдруг, солдат, «что лежал без ног» обращается к медсестре: «Мы с тобой, сестра, ещё станцуем».

Какую надо иметь силу моральной стойкости и уверенности в своих физических возможностях, чтобы так сказать. Уверен, что он после санбата, встав на протезы и работал, и танцевал. В детстве встречал многих инвалидов войны, которые несмотря на увечья трудились физически. Родной дядя, старший брат отца, потерял правую руку в самом конце войны, но управлялся с вилами на стогометании, мог косить сено, рубил дрова, а главное научился писать левой рукой и долго возглавлял исполком сельсовета.

А какую чуткость и такт проявила медсестра, она запела вальс. Пусть её «голос дрогнул, закачался зыбко» и сама была «как мел» и «слеза скатилась на улыбку», но, возможно, это солдату показалось согласием на танец с ним и на душе стало легче и захотелось ему жить.

Да это было замечательное поколение, прошедшее школу пионерии и комсомола, воспитанное советским учителем на книгах «Как закалялась сталь», «Железный поток», «Разгром» и других. Они добровольно шли на самопожертвование и в бою, и в труде во имя Родины.

Харитонов пишет, как военком со словами: «Роса-росинка, моя кровинка, Родная русская земля», - поднялся с земли, увлекая за собой залёгших ничком бойцов от шквального вражеского пулемётного огня в атаку. Они выиграли бой, но военком лишился руки, и поэт показывает его идущим по полю с заправленным под ремень рукавом. Вероятно, он полевод, поскольку в поле встречает свой рабочий день.

Начиная с хрущёвской слякоти «залёгшие в Ташкенте» (К. Симонов) во время войны, а ныне их потомки бросают комья грязи в адрес комиссаров, большевиков.

Фронтовик Харитонов своими глазами, видевший поведение коммунистов, комиссаров, политруков, замполитов в критические моменты сражений, пишет в 1957 году стихотворение «Коммунист», вот оно напрочь разбивающие все наветы:

Может, вдруг заиграют тревогу,
Тёмной ночью разбудит горнист,
Самый первый уйдёшь ты в дорогу,
Коммунист, коммунист!

Сердце друга своим ты заслонишь,
Если пули послышится свист,
И партийную честь не уронишь,
Коммунист, коммунист!

Ты в пути, в повседневности буден,

Шаг уверен, размах твой плечист:

Ты несешь мысли Ленина людям,

Коммунист.

Очень жаль, что в послевоенное время в партию пробралось много карьеристов, не имеющих убеждённости в коммунистической идеологии. Но хуже всего, что высший пост в её руководстве смогли занять бывший троцкист (хотя бывших троцкистов не бывает) Хрущёв, который многие дела по троцкистским правилам доводил до абсурда, и невольно закрадывается мысль «А не было ли это осознанным вредительством?»; чрезмерно честолюбивый Андропов, зная что тяжело болен, пользуясь властью, выдавливал возможных соперников, да ещё протащил безвольного «подкаблучника» из Ставрополя «Мишку-конвертика», то бишь Горбачёва, в народе прозванного по имени жены «Райкиным».

Но, в годину всенародного бедствия были настоящие коммунисты, они не щадили себя, если медицинская комиссия отказывала в призыве в Действующую армию, они шли в ополчение, об одном из них Харитонов напишет стихотворение «Ушёл в ополчение»:

Ему прописали леченье,

Для сердца особый покой.

Он встал и ушел в ополченье

В тот памятный год боевой.

………………………………

Сказали – пропал он без вести,

Но разве он может пропасть?

Такой не поплатится честью,

На дот может грудью упасть!

А может, смертельно был ранен,

Поник на траву головой.

Василий Иванович Панин,

Герой комиссар полковой.

И вспоминается из «Живых и мёртвых» К. Симонова слова комбрига Серпилина, сказанные в окружении: «Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я – без вести пропасть боюсь...»

Поэт обеспокоен, что имена многих погибших воинов остаются неизвестными и он пишет стихотворение, названием которого избрал знаменитые слова Ольги Берггольц: «Ничто не забыто, никто не забыт», где клянётся:

Героев своих

Мы найдем имена

И впишем навечно в сердца!

В конце 1950-х годов стало известно имя советского солдата, сражавшегося в рядах партизан Италии, погибшего там и похороненного под именем Поэтан. Им был рязанский кузнец Полетаев. Харитонов воспел его подвиг в стихотворении «Земляк мой, кузнец Полетаев».

Испытала ратников Великая Отечественная война «свинцом и огнём, стали нервы железу под стать» (А. Сурков), они и мирной жизни не склоняют своей головы, потому что

… я под пулями была,

Сама командовала взводом

И смерти каждый миг ждала.

Вот мы и подошли к главной песне Харитонова, он о ней размышлял всю жизнь и готовился к ней. Эта песня стала величественным реквиемом всем погибшим в боях за Советскую Родину и в особенности кремлёвским курсантам павшим в первом бою под Волоколамском, но она стала светлым гимном всем советским бойцам и командирам, сокрушившим чудовищного зверя – нацизм гитлеровской Германии и его подельника – фашизм Западной Европы, труженикам тыла, ковавшим оружие и растившим хлеб для победы.

Песня, которую полюбил народ, принял её душой первое время тяжело добивалась права на жизнь. Вообще-то, глядя с высоты прожитых лет, вдруг начинаешь поражаться почему идеологические «церберы», то бишь чиновники, не позволяли исполнять именно те песни, которые особенно были близки сердцу советского народа. Вспомним, как долго втуне пребывала «Враги сожгли родную хату», после войны там же оказались «Случайный вальс», «Три года ты мне снилась…», покушались на «В землянке», да и для песни «День Победы» была уготована та же участь…

Слова песни «День Победы» всем хорошо известны, поэтому ни её текста, ни отдельных цитат из неё приводить не будем. Вкратце покажем историю её создания и историю её мытарств, пока она получила доступ в большую жизнь.

Как вспоминал Харитонов, в 1975 году, перед 30-летним юбилеем Победы, к нему из музыкальной редакции радио обратились с предложением написать слова для песни, посвященной Великой Отечественной войне, весёлой, радостной и без слёз. Он ответил, что подумает, но предупредил, что «могу написать о войне и Победе только то, что сам перечувствовал в ней и пережил…» Во время раздумий и родилась главная мысль песни, от которой она и пошла: «Это радость со слезами на глазах…»

Важной в песне поэт считал строку: «Этот день мы приближали, как могли». Она повторяется в песне трижды. Харитонов считал, что каждый из его соотечественников в течение всей войны приближал победу как мог. И в этом он прав. Написать музыку он попросил Д. Тухманова, который довольно быстро её написал.

В это же время Гостелерадио объявило конкурс, на лучшую песню о Великой Отечественной. Всего было прислано около 900 песен. Харитонов с Тухмановым подать заявку на конкурс не успели. Тихон Хренников, председатель конкурса попросил, чтобы комиссия прослушала их песню. Её исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко. Послушали… Воцарилось молчание… А затем маститые композиторы стали говорить, что слова прекрасные, а музыка им не соответствует, легкомысленная, и песню не приняли. И радио, и телевидение не решились её исполнять.

Но редактор фирмы «Мелодия» В. Рыжиков выпустил огромным тиражом гибкую пластинку, где песню прекрасно исполняла Татьяна Сашко. Сразу почувствовали, что нужен мужской голос. Записали песню с прекрасным певцом Леонидом Сметанниковым, но поняли: оперная манера пения не полностью раскрывает энергетику песни. Тогда решили, что успешно песню споёт Лев Лещенко. И не ошиблись. В мае 1975 году он её замечательно спел на «Голубом огоньке», все были в восторге, долго бурно аплодировали, а ветераны со слезами на глазах… Но в эфире на неё по-прежнему был запрет.

И вот, когда в 1975 году готовился концерт, посвящённый Дню милиции, на финальной репетиции к первому заместителю министра внутренних дел СССР Юрию Чурбанову, ответственному за концерт, подошёл Лев Лещенко и попросил прослушать «День Победы». Песня глубоко впечатлила Чурбанова. Он сказал: «Песня потрясающая. Отличный вариант для закрытия концерта». На что Лещенко сообщил, что вариант отличный, но песня оказалась под грифом цензуры. Генерал только улыбнулся: «Спойте ее. В наш праздник уверен, что особых проблем не будет» (https://kulturologia.ru/blogs/130223/55501)/.

Песня прозвучала не только на концерте, но и по радио, и по двум каналам телевидения. Вся страна слушала её. Восхищённые письма об этой песне шли нескончаемым потоком в редакции радио- и телевещания. А в 1976 году незадолго до Дня Победы в «Правде» была напечатана статья заместителя заведующего международным отделом ЦК КПСС В.В. Загладина «Слушай песню», посвящённая песне «День Победы» (Лев Баскин: https://kulturologia.ru/blogs/130223/55501)/.

С тех пор ни одно торжество, посвящённое событиям Великой Отечественной войны или другим воинским праздникам, где бы то не было в Советском Союзе и в нынешней России, не проходило и не проходит без исполнения этой песни.

По воспоминаниям сына поэта, «она очень нравилась Л.И. Брежневу, отец с ним был знаком, и Леонид Ильич сам несколько раз звонил, поздравлял отца с Днем Победы по телефону и говорил: «Володя, какая прекрасная песня...» (https://www.kp.ru/daily/24512.4/662268/). Однажды, после военного парада на Красной площади на приеме в Кремле по случаю 9 Мая Леонид Ильич Брежнев сказал поэту Владимиру Харитонову: «Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню» (https://vn.ru/news-pesnya-den-pobedy-tekst-i-neprostaya-istoriya/). И всё так и есть…

Познакомившись более широко с творчеством Владимира Гавриловича Харитонова, пришёл к выводу, что он самый русский поэт второй половины ХХ столетия, поэт народный, поэт русскомыслящий. Сколько у него замечательных, берущих за душу и внедряющихся в сердце стихотворений о России, и с какой любовью и нежностью, с каким почтением он пишет о ней в стихах об армии, о комсомоле, о любви – это тоже о России, о её людях и особенно о матери. А как он восхищается несравненной красотой русской природы. Действительно – настоящий сын России. И очень жаль, что с хрущёвской слякоти в культуре погоду делали космополито-интернационалисты, затиравшие всё русское. Ныне западномыслящие распоясались совсем.

Но прежде, чем обратиться к стихотворениям о Родине, познакомлю читателей с стихотворением об отношении к матерям. Как часто пока они живы не понимаем их, обижаем и даже зачастую не просим прощения, но они всё, кроме измены Родине, нам прощают. Мы же всё это понимаем, когда «они в один тяжёлый день неслышно за собой прикроют двери» (С. Гершанова).

Ты всё для мамы делаешь, для мамы…

Ограду на могилке подновил…

Зачем они, посмертные рекламы

С подсветом медно-цинковых белил?

Зачем он ей, твой шёпот запоздалый,

И суета у новеньких оград?

Закрыты все всемирные вокзалы,

Они нам даже миг не возвратят.

А мы приходим к прошлому с мольбою,

Чего-то безвозвратного прося,

И укоряем небо над собою

За то, что сеет ржавчину роса.

Люди, задумайтесь и помните об этом.

На наиболее яркие стихотворения написаны песни, и в своё время их пела вся страна, хотя многие звучат и сегодня. Нередко звучит песня «Мой адрес – Советский Союз» (композитор Д. Тухманов). Люди, слушая её вспоминают то светлое время, когда на окна не нужны были решётки, и не требовались металлические двери, и дети могли без присмотра играть на улице, и школьники младших классов без сопровождения взрослых ходили в школу и из неё. Можно было поехать в любой город, кроме закрытых и приграничных, устроиться на работу, да и жильё сначала дадут в общежитии, а со временем квартиру, причём бесплатно. Вот и пели колёса вагонные, унося молодёжь туда

…где ребята толковые,

Мы там, где плакаты «Вперед!»,

Где песни рабочие новые

Страна трудовая поет.

Но ещё и потому, как пелось в «Марше коммунистических бригад» (А. Новиков):

Мы везде, где трудно,

Дорог каждый час.

Трудовые будни –

Праздники для нас!

Очень хороший и нужный почин подали железнодорожники станции Москва-Сортировочная-Казанская, но чиновники из парт- и профаппарата превратили его в кампанейщину и загубили на корню. Но несмотря на это – труд в СССР был делом чести, доблести и геройства. Были, конечно и нерадивые, и тунеядцы, но подавляющая масса в СССР работала, честно, с огоньком, стараясь перевыполнять плановые задания качественно и досрочно. Потому что каждый понимал, как писал Маяковский: «радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики».

Самая яркая и проникновенная, на мой взгляд, песня о Родине – песня Вано Мурадели «Россия-родина моя». Слова Харитонова воспринимаешь, как заветные слова природы, передающие ощущение простоты, близости и чарующей привлекательности родных полей, которые нельзя не любить, которыми нельзя не восторгаться:

Россия, Россия –
Родные вольные края!
Россия, Россия,
Россия – Родина моя!

Чувствуешь вместе с поэтом, что ты «На голос Родины вышел» и восхищаешься «Как ты, Россия, хороша!» А как не восхищаться её раздольными тучными нивами, необъятной сибирской тайгой и дубравами Русской равнины, исполинами гор Кавказа, Урала, Верхоянья, могучими реками и горными ручьями, но, главное, смелыми, добрыми, приветливыми, умными, вечно находящимися в поиске нового людьми. Читая стихотворение или слушая песню, ясно осознаёшь, что такую землю нельзя отдавать на поругание иноземцу. И поэт ясно понимает, что ему без России нет жизни. В стихотворении «Сын России» он пишет:

И только твёрже выходила из огня

Суровая, доверчивая Русь.

Ну как ты обходилась без меня?

А я вот без тебя не обойдусь.

Поверив либеральным шулерам, скрывавшим своё истинное лицо под маской «прорабов перестройки», что «Запад нам поможет» (точно, как у Ильфа и Петрова, заклинание «Великого комбинатора»: «Заграница нам поможет») Россия бросилась в объятия англосаксов и романо-германцев и оказалась у разбитого корыта. За доверчивость дорого приходится платить. Более того, «друзья либералов», которые воевали на стороне Гитлера и под ударами Красной Армии убрались восвояси, вновь пошли по издревле ими любимым маршрутом «Drang nah Osten» и битыми удирающими. И хотя наёмники – иноземная сволочь Запада и англосаксонского мира, привыкшие только мучить и убивать людей, продукт капиталистического воспитания, примкнули к украинским «западенцам»-бандерофашистам, уверен им придётся по примеру предков драпать или они найдут место «в полях России, // Среди нечуждых им гробов» (А. Пушкин).

Народ сердцем и душой принял решение о проведении Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. В боевые части пошли добровольцы. Тыловики, чем могут помогают фронту. Только КПРФ отправила 137 гуманитарных конвоев с необходимым для фронта, женщины вяжут маскировочные сети и т.д. Конечно, такого массового подвижничества как в годы Великой Отечественной войны не наблюдается, но дух защиты независимости жив. Он неистребим и в случае открытой интервенции Запада на защиту встанут все.

Нам, старшему поколению, помниться с каким подъёмом комсомольцы и молодёжь уезжали на целину и великие стройки Сибири. Среди песен, которые они воодушевлённо пели, были песни на слова Харитонова. Вспомним «Планета Целина» (О. Фельцман): «Утро!// Утро начинается с рассвета. // Здравствуй!// Здравствуй, необъятная страна». Необъятная страна готова была принять на своих просторах всех, кто желал трудиться на её благо и всех считала своими детьми. Так заканчивалась песня «Когда с комсомольской путёвкой» (С. Туликов): «И сколько путёвок в райкомах,// У Родины столько детей».

Тогда для советской молодёжи и, прежде всего, для комсомольцев важно было не личное благополучие, они «думали прежде о Родине, а потом о себе» (И. Шаферан). Для них также как и бойцов в годы войны, как вспоминал Герой Советского Союза, легендарный разведчик, взявший 79 языков, В.В. Карпов сильнее приказа действовало слово «Надо». Одной из любимых песен советской молодёжи была Песня «Надо» или «Весёлый марш» (В. Шаинский). Она точно отражала устремления советских людей в жизни:

Надо!

Надо!

Надо нам, ребята,

Жизнь красивую прожить.

Надо что-то важное, ребята,

В нашей жизни совершить.

………………………………..

А мы работаем, пускай устали мы,

Но от усталости никто не хмур.

Под вечер солнышку мы скажем на небе:

Не уходило б ты на перекур.

Да, так было. Заканчивали одну стройку, а их уже ждала другая. И вновь путь, дорога, палатки, балки… Об этом песня «Сердце моё» (В. Шаинский)

Сердце мое

Стучать не устанет,

Комсомольское сердце в груди...

Старость меня дома не застанет –

Я в дороге, я в пути!

И как на фронте «всюду были товарищи, всюду были друзья» (М. Исаковский). И так захватывающе призывно звучала песня «Если хочешь ты найти друзей» (С. Кац):

Поедешь со мною – не будешь жалеть,

У нас молодежь не умеет стареть.

И даже в краю, где стоят холода,

Согреешься теплым дыханьем труда.

И вставали в тайге, пустыне, горах города и электростанции, заводы и рудники, нефтяные промыслы, пролегали железные и автомобильные дороги, линии электропередачи и связи, появлялись речные, морские и аэропорты.

Вспоминаю: летишь на самолёте на север из Мирного в Полярный, под крылом бескрайнее море тайги, и вдруг как в сказке в окне видишь многоэтажные дома, это город Удачный, высится корпус обогатительной фабрики №12, а дальше громадная яма карьера, где добывают алмазоносные кимберлиты, по дороге снуют многотонные самосвалы. Дух захватывает. Всюду кипела жизнь. И как писал Р. Рождественский: «Жить взахлёб! Это здорово кто-то придумал!». Много есть песен на стихи Харитонова на эту тему, ещё больше стихотворений, выбрал самые известные, чтобы старшее поколение вспомнило, а молодое познало, что не только «галошами» был славен Союз.

Познавший все круги ада и тяготы войны Харитонов пишет стихи «Всем! Всем!», а Д. Тухманов написал на них музыку - обращение ко всем жителям Земли:

ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕЙ ЗЕМЛЕ!

Мир, как воздух, нужен.

Ты дай руку мне,

Чтобы крепла наша дружба!

ВСЕЙ! ВСЕЙ! ВСЕЙ ЗЕМЛЕ!

Мы в борьбе добудем

Мир для планеты всей,

Для счастья всех людей!

О как они необходимы сегодня, когда англосаксы и романо-германцы вновь толкают человечество в третью мировую войну, которая, скорее всего, не может бы не ядерной, и приведёт не только к гибели человечества, но и к гибели биосферы, существующей на единственной в Солнечной системе планете Земля.

Но природа не случайно довела развитие материи, чтобы она мыслила. Человек в ходе эволюционного развития живого мира появился, чтобы самому саморазвиваться и совершенствоваться, но и преобразовывать природу и установить связь с другими планетами. Сейчас уже точно не помню, но в кинофильме «Председатель» Егор Трубников, разъясняя молодёжи почему движется жизнь, кажется, говорит: «Потому что Ваньке хочется целоваться с Манькой». За точность не ручаюсь, но суть такова.

Любовь великая сила. Философы, писатели, в особенности поэты, посвятили великому чувству много возвышенных строк, а сколько нежных и печальных мелодий написали композиторы. А когда-то, как писал А.К. Толстой: «Много крови, много песней// Для прелестных льется дам// Я же той, кто всех прелестней,// Песнь и кровь мою отдам!», - пел Дон Жун. Хорошо на Руси обходилось без потоков крови. Но творческие (для Фим Собак поясняю, то есть креативные) люди знают как любовь, да даже влюблённость изменяет жизнь человека, подвигает совершать незаурядные поступки, создавать красоту. У Харитонова также много стихотворений о любви, на лучшие из них написана музыка и эти песни звучали всюду, радуя или печаля влюблённые сердца. Остановлюсь лишь на некоторых.

В 1950-х были популярны песни И. Дзержинского «Ты только одна», А. Новикова «В день рождения», «Когда идёшь ты на свидание…» и «Весной». Лёгкая весёлая музыка и светлые нежные слова последний песни задают радостный тон, ведь природа проснулась от зимней спячки, и как хорошо вдвоём любоваться берёзкой с её молодой листвой:

Природа снова молода,

Бегут ручьи весенние...

Любовь не тихая вода,

А бурное течение.

Проходят пары над рекой,

Гармошка заливается.

Любовь, друзья, вопрос такой,

Который всех касается.

Касается-то, касается, но на свете бывает несчастная любовь. Что ж «Любовь – великая боязнь» (А. Вознесенский). Грустные слова песни «Ты только одна» как раз об этом. Парень «загрустил не на шутку» из-за несчастной любви, что и «гармонь загрустила», и «так неспокойно в груди», и с ребятами он не может гулять, и «до сих пор не женат». Потому, что «в час тихий заката» он встретил её, свою любовь, и просит её: «Но ты не спеши, подожди…»

Может быть, ему давно надо было воспользоваться советом поэта из песни «Когда идёшь ты на свидание». Путь выбрать короче, и цветов нарвать не позабыть. И пусть они не будут розами, зато они «дождями пахнут, пахнут грозами». Как это романтично.

Твои сомнения развеются,
Когда подаришь ей букет,
И можешь ты вполне надеяться
На положительный ответ.

В песне «В день рождения» влюблённый парень не может дарить дорогие подарки, но у него есть мечта и он уверен, что сделает открытие. Вот о чём мечтали юноши того времени, не о виллах в Ницце, не о роскошных автомобилях, они думали о том, что принесёт пользу людям. Ну и в день рождения он обращается к любимой:

Ты не думай, что я невнимательный,

Что цветы не бросаю к ногам…

Я тебе в этот день замечательный

Своё верное сердце отдам.

Ещё можно много писать о любовной лирике Харитонова, о девчонке, которую автор с композитором В. Шаинским уговаривают не плакать, потому что «солдат вернётся, ты только жди». Вспомнить «Любовь вернётся» (М. Табачников) о двух расставшихся влюблённых, коим надо «только реку переплыть, чтоб дружбу возродить». Так как «Любовь жива ещё в груди.// Она остыть не может там,// Любовь вернётся снова к нам». Или песню О. Фельцмана «А любовь, как песня», которая только для двоих и зависит только от них: «Может жить годами// Может жить мгновенье». В завершение приведу песню Д. Тухманова «У той горы», «где синяя прохлада», «где моря перезвон», где «свисали ветки винограда// Зелёным водопадом на балкон»:

Ты шла ко мне по гулкому причалу,
Несла в ладонях запахи тепла.
И улетали старые печали,
И жизнь такой безоблачной была.

Приятно, что в их сердцах любовь светло и радостно пылает. Очевидно, на свадьбах не зря молодым говорят: «Совет вам да любовь», где совет означает жить, советуясь друг с другом, в согласии.

Харитонов, несомненно, поэт русскомыслящий. О его стихотворениях можно уверенно сказать: «В них русский дух. В них Русью пахнет». Нельзя допустить, чтоб его поэзия была забыта.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Ленинград, май 2025 года

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025