И.С. Бортников. Музы не молчали

И.С. Бортников. Музы не молчали

«Когда гремит оружие, музы молчат» – это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941-1945 годах неизбежно придёт к выводу, что его насквозь пронизывала поэзия, – правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придаёт ей крылья, несущие её по стране. (…) Нашу жизнь в 1941-1945 годах невозможно представить себе без постоянно звучавших из тогдашних радиотарелок и поющихся миллионами людей лирических песен о войне, а в Германии их нет вообще. Перед нами, несомненно, чрезвычайно многозначительное различие, которое, в частности, начисто перечёркивает потуги иных нынешних авторов, преследующих цель поставить знак равенства между Третьим рейхом и нашей страной», – так писал о нравственном подвиге советского народа выдающийся мыслитель второй половины ХХ века В.В. Кожинов.

Уже в ночь с 22 на 23 июня В.И. Лебедев-Кумач пишет в стихотворении «Священная война» строки, которые показывают мировоззренческое превосходство защитников социалистического Отечества над агрессором: «Как два различных полюса,// Во всём враждебны мы:// За свет и мир мы боремся,// Они – за царство тьмы». Эти стихи положил на музыку композитор А.В. Александров и родился героико-трагический марш, набатом созывающий советских людей дать «отпор душителям// Всех пламенных идей,// Насильникам, грабителям,// Мучителям людей!» И это важно знать молодому поколению.

В это же время Алексей Сурков пишет свою «Песню смелых», а музыку к ней написал Виктор Белых, рефреном в ней звучали слова: «Смелого пуля боится,//Смелого штык не берет», прозвучав по Всесоюзному радио она зазвучала на просторах Родины, вселяя в людей уверенность в победе.

Советские люди всем сердцем чувствовали, что рано или поздно фашистская Германия начнёт свой «Drang nach Ost» и заботились о моральном укреплении своего духа, на это были нацелены все идеологические средства. Так с экранов кинофильмов и по радио звучала не только «Если завтра война…», но и «Я на подвиг тебя провожала…» И если первая с началом войны была забыта, то вторая зазвучала на призывных пунктах, по Всесоюзному радио, в простых, но убедительных выражениях призывая на борьбу именно с фашистскими полчищами, звала бойца бесстрашно сражаться за Родину, а его любимая напутствовала: «Ты в жаркое дело// Спокойно и смело// Иди, не боясь ничего!» и клялась: «Если ранили друга,// Сумеет подруга// Врагам отомстить за него!» Эти слова принадлежат В.И. Лебедеву-Кумачу, а музыку написал Н.В. Богословский.

Но уже во время Московской битвы появилась новая песня «Прощание», слова которой написал Ф. Кравченко, а музыку Т. Хренников. В ней ярко показана гражданская зрелость и высокое чувство ответственности советской женщины за судьбу своего Отечества. Провожая на войну своего любимого, она говорит ему: «Там, где кипит жестокий бой,// Где разыгралась смерти вьюга,// Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой,// Твой путь я разделю, как верная подруга,// Иди, любимый мой, иди, родной!»

Да, верно сказал В.М. Молотов в выступлении по радио 22 июня 1941 года, что «Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу». Ключевые слова здесь: «победоносная» и «отечественная». Первое выражало уверенность в неизбежной победе, второе – что весь народ станет участников сражений за свободу Отечества. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, каждый используя то оружие, которым владел. Поэты, следуя призыву В.В. Маяковского «приравняли к штыку перо», но вскоре поняли, что «не хлебом единым жив человек» (то бишь не только винтовкой силён боец), ему надо быть уверенным, что дома, в семье у него всё нормально. Лучше всего это можно было показать в лирическом стихотворении в его музыкальном, песенном явлении.

Думается, необходимо отметить, что и кадровый состав Красной Армии на 22 июня 1941 года, и мобилизованные с 23.06 по 7.07 как личности сформировались в советское время, и были воспитаны советской властью под руководством Коммунистической партии (большевиков) в духе советского патриотизма и убеждены, что «песня строить и жить помогает,// Она, как друг, и зовёт, и ведёт,// И тот, кто с песней по жизни шагает,// Тот никогда и нигде не пропадёт!» Такое отношение складывалось и к песням военного времени. Это с одной стороны. Но с другой стороны, как считал В.В. Кожинов, «на первом плане в них – не война, а тот мир, который она призвана спасти», поэтому-то они и были всеобщим достоинством, ибо «народное самосознание выражалось в них наиболее концентрированно и заострённо», они являлись «порождением великой войны, её плодами» и «воплощали в себе глубокий, не явленный с очевидностью смысл войны». Об этом говорят все песни военных лет, они ежегодно звучат в День Победы по радио и телевидению, на концертных площадках и на улице, и вряд ли уместно их перечисление без анализа.

Но на двух произведениях К. Симонова всё же позвольте остановиться. Во-первых – это «Жди меня», стихотворение-молитва, стихотворение-оберег, в котором главное, чтоб ждала и «я вернусь всем смертям назло». Когда оно появилось в печати, люди переписывали его, читали соседям и знакомым, у них появлялась надежда, что если очень ждать, то родимый обязательно вернётся. Это стихотворение широко известно. А вот песня из кинофильма «Жди меня» как-то осталась в забытье. А ведь в ней та же клятва: «Сколько б ни было в жизни разлук// В этот дом я привык приходить.// Я теперь слишком старый твой друг,// Чтоб привычке своей изменить. (…) Я ведь скоро с победой вернусь – // Не на час, а навек, навсегда». Вот какова сила любви была у людей героического поколения первых лет советской власти.

Война рождала поэтические слова не только у профессиональных поэтов. Стихи писали воины в окопах. Назову только нашего земляка гвардии лейтенанта Красной Армии Георгия Суворова, призванного в 1939 году из Красноярского педагогического института и погибшего под Нарвой в 1944 году. Его стихи очень высоко ценил Н.С. Тихонов. Словами «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей», – он выразил жизненную позицию своего поколения.

Но поэтическое слово рождалось и у советских военнопленных в застенках фашистских концлагерей. Широко известно имя Мусы Джалиля и его «Моабитская тетрадь». В 1958 году при строительстве мемориала в Заксенхаузене был найден блокнот с написанными по-русски стихами неизвестного автора. Они были напечатаны в «Юности». Одно из них называлось «Я вернусь ещё к тебе, Россия». Какую же силу духа надо иметь и как любить свою Родину, чтобы за колючей проволокой, ничего не зная о её судьбе, писать: «Я вернусь ещё к тебе, Россия,// Чтоб услышать шум твоих лесов,// Чтоб увидеть реки голубые,// Чтоб идти тропой моих отцов». Вот таких замечательных людей воспитала большевистская партия в первые десятилетия Советской власти, и утрата многих из них на полях сражений с фашистами больно сказалась на моральном состоянии послевоенного общества в стране.

И вслед за Ярославом Смеляковым хочется сказать: «Это счастливо придумала» Л.А. Леменкова, член правления КРО ВСД «Русский Лад», что в честь Дня Победы организовала и провела литературную гостиную «Музы не молчали». В гостиной, кроме слушателей, участвовало 27 школьников и 10 учителей из школ №№3 и 72. Уже 15 лет сотрудничаю с Л.А. Леменковой и постоянно поражаюсь её энергии, умению не только подобрать материал, но и представить его в форме понятной разным возрастным группам учащихся, способности организовать учителей и учащихся на претворение в жизнь её замыслов. Здорово, когда человек сохранил комсомольский задор.

Как всегда гостиную кратким вступительным словом открыла Л.А Леменкова. Затем ведущая Алёна Кудреватых задалась вопросом: «До песен ли в такое тяжёлое время?», а её коллега Полина Пономарёва предложила послушать, как на этот вопрос ответили учащиеся 8 «Б» класса школы №3. Леонид Лабазников и Полина Терешкова зачли их ответы. Позвольте привести их полностью.

Тамара Приходько: «Поэзия, песня были необходимы в годы войны. Бойцы шли с песней в бой, она их подбадривала, вселяла в них веру в победу. Одна из таких песен – «Катюша» Михаила Исаковского. Эта песня известна не только в России. Строчки «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой» долетели и до других стран».

Михаил Новосёлов: «Часто после тяжёлого боя солдаты были изнеможёнными и усталыми. Даже во время сражения некоторые падали духом, теряли надежду. Тут-то и пригождались песни. Они вселяли веру в победу, поднимали настроение, сплачивали бойцов. «И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут». Эти слова из песни Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют» говорят о том, что солдаты готовы были умереть, но не двинутся места. «И нам нужна одна победа, Одна на всех, мы за ценой не постоим». В этих повторяющихся строчках выражено стремление победить врага любой ценой, даже ценой собственной жизни».

Ярослав Лексин: «Роль песен в годы войны была чрезвычайно важна. Они складывались обо всём, что происходило на фронте и в тылу. В песне говорилось о солдатской дружбе и о любви. Песня поддерживала людей в трудные минуты, утешала, согревала их души («Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви»).

Софья Бортникова: «В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского солдата».

Ведущие продолжают рассказывать о значении песни на фронте, и в подкрепление их слов чтец Владислав Супрунов приводит слова Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, а Данила Румянцев – композитора А, В. Александрова, автора музыки песни «Священная война», которую участники прослушали в записи.

А ведущие продолжают рассказ о песнях, рождённых войной и их авторах. Много стихотворений на военную тему написал М.В. Исаковский, но особое место среди них занимает «Враги сожгли родную хату…», на слова которого М.И. Блантер написал музыку. Песня получилась остро трагической, где каждое слово, каждый звук стонет болью и горем. Тамара Приходько в полной тишине прочла это стихотворение. Но ещё в 1938 году, когда в Европе уже всё дышало неизбежной войной Исаковский и Блантер написали песню «Катюша», которая покорила сердца советских людей. И когда началась война эта песня звучала и на фронте, и в тылу, а бойцы этим ласковым словом назвали многоствольные реактивные миномёты, бывшие ужасом и грозой для фашистов. Не случайно Эдмунд Иодковский писал: «А слово Исаковского «Катюша» враг на спине в Германию унёс». «Катюша» звучала и в рядах борцов западноевропейского сопротивления и сейчас её поют не только в России, но и во всём мире. И на литературной гостиной под руководством Л.А. Леменковой все участники хором спели легендарную «Катюшу».

В разговор вступают Леонид Лабазников и Полина Терешкова, они ведут рассказ о творчестве А.И. Фатьянова, «русской песни запевалы и её мастерового» (Я. Смеляков). Известность к нему пришла с песней «На солнечной поляночке», хотя сам он называл её «Тальяночка». Музыку написал В.И. Соловьёв-Седой. Именно пробивая редакторские заслоны, Фатьянов произнёс знаменитую фразу: «Мы погибли бы без любви». Любовь берегла и охраняла бойца, вселяла уверенность драться за победу. Под аккомпанемент гитары И. С. Шабовича квартет учительниц, одетых в солдатскую форму, в составе А.Г. Кондрашиной, Л.А. Леменковой, В.В. Ульяновой и А.В. Яруллиной превосходно исполнили эту песню, сопровождая её плясовыми моментами. Фронтовые песни Фатьянова и Соловьёва-Седого в годы войны были востребованы. По свидетельству современников их песни ежедневно по несколько раз транслировались по Всесоюзному радио. А песню «Соловьи», наряду с «Вставай, страна огромная» и «Дороги», Г.К. Жуков назвал бессмертной, «потому что в них отразилась большая душа народа». Более высокой оценки трудно придумать.

Но война «такой вдавила след» (К. Симонов), что песни о ней и её героях слагают поэты и композиторы до сих пор. В год 30-летя победы на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором прозвучала песня про десятый отдельный десантный батальон, автор слов – Булат Окуджава, добровольно ушедший на фронт со школьной парты. Эту песню исполнили Михаил Новосёлов и Николай Баландин, аккомпанировал им на гитаре И.С. Шабович. А перед этим Полина Пономарёва прочитала стихотворение Окуджавы «Песенка о пехоте».

Ведущие Павел Плотников и Пётр Котлов отмечают, что сегодня и ветераны, и молодёжь обращаются к военным песням, помогавшим громить врага, но многие из написанных в наше время песен, воспринимаются, как будто пришедшие к нам со времён военных лет. Одна из таких песен песня «От героев былых времён» (авторы Р. Казак, Е. Агранович) из кинофильма «Офицеры». Её исполнила под аккомпанемент гитар учителя Р.А. Буриличева и ученика Данила Матвеева вокальная группа «Высокие нотки» в составе 13 учащихся школы №72, художественный руководитель Е.Ю. Терскова. Молодые, сильные голоса буквально заворожили слушателей. Затем эта же группа исполнила песню И. Резника «Дети войны», сольную партию вела учительница Я.В.  Гильмиянова. Очень сильно прозвучало стихотворение Юлии Друниной «Ёлка» в исполнении ученицы школы №72 Юли Королевы. А сестра и брат Маша и Серёжа Тамбовцевы показали небольшую очень трогательную сценку разговора мамы с сыном перед угоном их в Германию.

Ведущие напоминают, что песни воспевали и героев другой войны, войны в Афганистане. Они рассказали о Герое Советского Союза Александре Солуянове, который участвовал в 70 боевых операциях в качестве командира батальона и в результате умелого командования обеспечивал сохранность жизни бойцов. Песню из репертуара группы «Любэ» (авторы И. Матвиенко и А Шаганов) исполнила группа «Высокие нотки».

В завершении гостиной участники этой группы прочли отрывок из последней главы поэмы Роберта Рождественского «Реквием». В затихшим зале торжественно звучали слова:

«Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!

Но о тех,

Кто уже не придёт никогда,

Заклинаю, помните!»

Хочется верить, что дети XXI века через всю свою жизнь пронесут светлую память о «героях былых времён» и передадут её своим потомкам.

Пишущий сии строки рассказал школьникам о некоторых особенностях военной лирики, тепло поблагодарил учителей Л.А. Леменкову, А.В. Яруллину, М.С. Маркарян, И.С. Шабовича, А.Г. Кондрашину, В.В. Ульянову, И.В. Боброву, Е.Ю. Терскову, Р.А. Буриличева и Я.А. Гильмиянову за подвижническую деятельность по сохранению памяти и пропаганде подвига советских людей в Великой Отечественной войне и вручил всем участникам благодарственные письма правления КРО ВСД «Русский Лад».

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2021

Читайте также

В.С. Никитин. Вступительное слово на первой видеоконференции движения «Русский Лад» В.С. Никитин. Вступительное слово на первой видеоконференции движения «Русский Лад»
Дорогие соратники! Сегодня мы проводим первую видеоконференцию с активом Всероссийского движения «Русский лад». Очень надеемся, что эта форма общения улучшит взаимопонимание и взаимодействие центральн...
16 Сентября 2021
Маклай — «белый папуас» Маклай — «белый папуас»
Сто пятьдесят лет назад, 19 сентября 1871 года, русский военный корвет «Витязь» подошёл к Новой Гвинее. С его палубы через подзорную трубу бородатый молодой человек в парусиновом штатском костюме и ши...
16 Сентября 2021
Зигзаги на финише Зигзаги на финише
До выборов в Государственную Думу остались считанные дни. 10 сентября были опубликованы последние предвыборные рейтинги, и ленты всех информационных агентств запестрели сообщениями, что в Думу предпо...
16 Сентября 2021