И.С. Бортников. «Как всё меняется!»

И.С. Бортников. «Как всё меняется!»

В заголовок вынесено название остросюжетной, трагикомической на морально-политическую тему с элементами триллера драмы В.Н. Наговицына, читка по ролям которой недавно состоялась силами артистов Литературного театра (художественный руководитель – член правления КРО ВСД «Русский Лад» В.Н. Наговицын). Вот как кратко содержание пьесы передаёт автор: «Богатый бизнесмен и чиновник городской управы встретились в интересном месте и, осознав странность своего положения, затеяли разбирательство биографий друг друга и выяснение отношений. Лирические рассуждения о морально-нравственных качествах и душевно-психологических проблемах постепенно перешло в сложный общественно-политический спор, который привёл к потрясающим выводам и неожиданным результатам».

Перед началом читки автор раскрыл интригу, что «интересное место» – это камера в местной тюрьме. Почему они там оказались? Да потому, что им только там место.

Поскольку пишущий сии строки не обладает специальным литературоведческим образованием, то основное внимание обращает на социальную значимость пьесы и, учитывая место действия, позволяет себе использовать тюремный жаргон.

Итак, богатый бизнесмен, некоронованный хозяин области Андрей Порываев – его роль читает автор. В советское время окончил «Баумановку» (МВТУ им. Н.Э. Баумана), работал в конструкторском бюро ВПК, но, когда «Пятнистый» (Горбачёв) сдал страну на милость американского империализма, предприятие закрыли и всех сотрудников: от лаборантов до академиков выставили на улицу (так Горбачёв создавал социализм с человеческим лицом). Наш герой не растерялся, занялся строительным бизнесом и постепенно смог добиться не только успехов, но зажать в свой кулак всё областное руководство. О таких как Порываев говорят: «У них всё схвачено, за всё уплачено». Он уверен, что за большие деньги можно получить всё, даже невозможное.

Он страшный человек и очень опасен для общества, потому что ради своих корыстных интересов не остановится ни перед чем и не перед кем. Как многие из русских людей «выбившихся из грязи в князи» он не чужд благотворительности, о чём с гордостью вещает, но не чужд и чудачествам. Он равнодушен ко всему, что не создаёт удобства для его зада, нравственно пуст и уродлив. Для него существует лишь собственное «Я» и деньги, все окружающие должны его ублажать, выполнять его капризы, хоть и за деньги.

В образе Порываева автору удалось показать, как капитализм, страсть к деньгам и наживе развращают человека, расчеловечивают. Поклониться «золотому тельцу», отщипнуть его кусочек не против и другие герои пьесы, как действующие, так и всуе поминаемые в их разговорах. Отсюда вытекает печальный вывод: современное российское общество больно равнодушием и стяжательством.

Вот оно, проявление засилья западного умственного ига, с которым после смерти Сталина в стране было мирное сосуществование. Ведь западная идеология учит человека, что и в природе, и в обществе важно лишь то, что способно удовлетворять его потребности, отсюда лозунг: «Бери от жизни ВСЁ!» Но ещё древнерусские православные философы выступали против стяжательств, а Нил Сорский считал, что собственность развращает человека и наше время подтвердило этот его вывод. Он также выдвинул тезис: «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить». Но на волне борьбы с церковностью в хрущевское время труды древнерусских православных философов были преданы забвению.

Но вернёмся к сюжету пьесы. У читателей естественно возникает вопрос, как это столп опоры нынешнего буржуазного государства оказался за решёткой? Кто это посмел ему «поднести печаль разлуки» и «на счастье и покой» его «поднять окровавленные руки»? А никто и не поднимал. Просто наш герой устал от бренной жизни и на сердце его легла непонятная тоска. Такое бывает у всех животных весной. Вот и Порываев впал в грусть, психотерапевты не помогают, ну и захотелось чего-либо остренького. И решил он испытать тюремной жизни. Можно было просто договориться с начальником тюрьмы, тот частенько кормился с руки нашего героя. Но это не тот антураж. Наш герой звонит прокурору области, тоже прикормленному, и просит оформить ордер на арест. Ну «как не порадеть родному человечку», надо пойти на встречу просящему, и прокурор отвечает нашему герою, что по нему статья о мошенничестве в крупном размере давно плачет и оформляет ордер на арест сроком на два месяца. К нашему герою приходит милиция, заламывают руки назад, надевают наручники и доставляют в тюрьму.

О! Боже! Камера поразила нашего героя. Металлическая дверь с глазком, металлические шконцы, серые стены, окно с решёткой и в углу параша с известными благоуханиями. Не может он жить в таких условиях и просит начальника тюрьмы разрешить ему сделать в камере евроремонт, а в благодарность за это в кабинете начальника тоже сделают евроремонт. Сказано – сделано, но у начальника аппетит приходит во время еды, ему нужен бесплатный евроремонт и в личных апартаментах. Но наш герой не простачок, он на этом крючке до поры, до времени начальника подержит.

А жизнь и в тюрьме полна неожиданностей. Надзиратель (его роль читает Алексей Шевченко) рассказывает, что в тюрьме есть камера, где сидят четырнадцать отморозков, по которым и петля, и пуля горькие слёзы льют, но из-за лжегуманизма им светит пожизненное. Порываев загорается идеей попасть в эту камеру, но надзиратель предупреждает, что там его немедленно «опетушат» всем скопом. Но у нашего героя возникает мысль устроить «сафари» в тюрьме, и за его организацию он обещает 30 тысяч зелёных надзирателю, 20 тысяч начальнику и евроремонт в его доме, и ещё просит надзирателя продать ему два «Макарова». И странно, и чудовищно: надзиратель соглашается. Ну а Порываев, как неразумное дитя, восторгается, как он из двух «Макаровых» расстреляет отморозков. Да человек ли он после этого?

Ну что ж, пора представить и второго героя, его роль читает Михаил Титов. Но это «мафии рядовой», раньше их в уголовном мире называли «пчёлками», потому что пчела берёт взяток, а эти взятку. Вот и Виктор Чуров, который учился в США, являясь начальником управления земельных отношений (кажется так в пьесе называется его должность) за выдачу документов в собственность земельного участка или в пользование брал взятки, но ему из этой суммы доставалось лишь 10 процентов, а остальные уходили вверх по служебной чиновничьей лестнице, причём на такой верх, о котором не только говорить нельзя, но даже подумать. Нам тоже страшно подумать, во что превратили страну все эти порываевы, чуровы и иже с ними и как от этой нечисти избавиться.

Как Чуров оказался на нарах? Ещё в XVI веке английский философ Томас Гоббс сформулировал два важнейших принципа буржуазного бытия: «Человек человеку волк» и «Война всех против всех». Известно, что ничто не ново под Луной. Эти принципы и возродились в современном российском обществе, и Чуров пал жертвой закулисной войны каких-то кланов. Его должность понадобилась родственнику высокого начальника, и Чурова подловили на взятке. Его непосредственный начальник, бывший кагебешник, участник этой сомнительной операции, позаботился о Чурове, устроив его в камеру к Порываеву, где сказочные условия. Наш второй герой уверен, что его обязательно непосредственный начальник вытащит из тюрьмы, но тот о нём уже и забыл. «Мавр сделал своё дело, мавр должен уйти». О! Времена, о нравы!..

О Порываеве Чуров ранее только слыхал, никогда не лицезрел, и когда тот обратился к нему на ты, возмутился. Но когда собеседник сказал, что он и есть «легендарный» Порываев, как преобразился Чуров, вскочил и начал лепетать на «ВЫ», называя того по имени-отчеству. Этим приёмом автор удачно показал мелочность Чурова и его лицемерие, собачью угодливость. Ну что ж, какое время таковы и герои.

Но именно Чуров срывает маску с благотворительности Порываева. Только один пример: Порываев кичится, что построил дома для двухсот молодых семей. Чуров это подтверждает, но получив под них земельный участок, он их разместил на небольшом пятачке, а на остальной земле построил коттеджи для сильных мира сего. Молодым семьям компания Порываева дома продала в ипотеку на 10 лет под 30 процентов годовых, мало того, что стоимость их троекратно возрастёт, так дома такого качества, что, когда жильцы выплатят ипотеку, жить в них станет невозможно по причине их разрушения. Вот цена благотворительности нынешних хозяев жизни. Как тут не вспомнить древнее изречение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Но верно утверждение: «Судьба не даётся навечно». И для наших героев произошли изменения и весть об этом принёс надзиратель. Теперь это другой человек, он сурово разговаривает с Порываевым, а когда тот начал возмущаться, то его пыл он охладил «демократизатором Горбачёва», после чего Порываев начинает прозревать. Что же произошло? Старого начальника тюрьмы уволили, а из Москвы прислали нового -майора Капустина и он начал восстанавливать нормы закона. Но Порываеву не верится, что новый начальник взяток не берёт. По его логике этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Вот его гневная речь: «Не верю, что тюремный начальник мзду не берёт! Все в этой стране берут мзду! Чиновники, менты, начальники, депутаты — вся эта сволочь брала и брать будет! Да ещё и похрюкивая от удовольствия! Взятки — это основа нынешнего Государства Российского! Взятки — это системная основа нынешней власти! Без взяток Расея рухнет!». Остап Бендер сказал бы: «Красиво излагает», - мне остаётся добавить И ВЕРНО. Буржуазное государство как орган власти правящего класса без взяточничества и коррупции существовать не может и порука тому вся история. И ещё раз вспомним И. Ильфа и Е. Петрова: «Все крупные состояния мира нажиты нечестным путём».

И вот на сцене появляется сам майор Капустин, его роль читает Роман Минеев. Высокий, худощавый в кожаной куртке и фуражке с красной звездой, он чем-то отдалённо напоминает Ф.Э. Дзержинского, и зачитывает приговор ревтрибунала, по которому А.П. Порываев и В.Л. Чуров за совершение особо тяжких преступлений против русского народа приговариваются к исключительной мере наказания — расстрелу! Затем он достаёт маузер и приводит приговор в исполнение.

Пьеса закончилась. В ней автор вскрыл многие язвы современной российской жизни. Возможно, образы Порываева и Чурова собирательные, но что таких упырей среди российских бизнесменов и чиновников пруд пруди сомневаться не приходится и сражаться за нажитое непосильным трудом богатство они будут с особым озверением. Но вот надзиратель состоит на государственной службе, значит должен блюсти закон, а он как перекати-поле, при одном начальнике он не прочь воспользоваться предложением Порываева, при другом он встаёт на защиту закона. Про таких говорят: «Выгодно – он возвеличит. Выгодно – врагом назовёт».

Сколько таких «надзирателей» среди российских граждан: была Советская власть – они стояли за Советы, настала буржуазная – они в большинстве своём стоят горой за буржуинов. Действие пьесы происходит, очевидно, в нулевые годы, органы власти в это время состояли в подавляющем большинстве из работников бывших исполнительных и партийных комитетов советского времени. Ну чем не перекати-поле, куда подует ветер, туда оно и катится по степи. Как ни горько, но это суровая правда жизни.

И эту правду жизни в своих пьесах доносит до нас В.Н. Наговицын. Спасибо ему за это. Будем надеяться, что какой-то театральный коллектив поставит эту пьесу на сцене и зрители, возможно, ужаснутся самих себя, что так долго при их безмолвствовании страну грабят различные проходимцы. Но если народ ужаснётся самого себя, считал Маркс, то в него можно вдохнуть отвагу, отвагу на борьбу за социальную справедливость. Вот в этом направлении и надо работать левой оппозиции.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, июнь 2021 г.

Читайте также

И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь! И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь!
Когда читаешь работы В.С. Никитина, так и кажется, что в каждом предложении на каждой странице звучит призыв, вынесенный в заголовок. Весьма остро он прозвучал и в статье «Суверенитет мышления – гара...
22 октября 2024
«Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии «Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии
Литературный фестиваль «90 лет служим Отечеству», посвящённый юбилею Союза писателей Российской Федерации и Удмуртии (год создания обоих – 1934-й) продолжает активно шествовать по нашей республике. Н...
22 октября 2024
«Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель «Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель
В октябре 2024 года отмечалось 120-летие Фёдора Углова, выдающегося советского хирурга, действительного члена Российской академии медицинских наук, общественного деятеля, члена Союза писателей России,...
22 октября 2024