И.С. Бортников. «Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой»

И.С. Бортников. «Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой»

Эти слова нам хорошо знакомы. Каждый год они звучат в День Победы из радиоприёмников и телевизоров, на концертных площадках и в застольях боевых друзей. Ими начинается «Марш артиллеристов», замечательную музыку которого написал Т. Хренников. Марш впервые прозвучал в 1944 году с экранов кинотеатров в фильме «В шесть часов вечера после войны», снятого известным режиссёром И. Пырьевым по сценарию Виктора Николаевича Гусева.

В довоенные и военные годы он имел широкую известность, поскольку был человеком своего времени, свято верившего, что СССР – есть весна человечества и в своих произведениях воспевал её и её людей. Всюду звучали песни на его стихи, а в театрах шли пьесы. К его поэзии хорошо относился И.В. Сталин.

Говорят, что земная слава проходит быстро. Да это имеет место, со временем всё забывается, так и творчество В.Н. Гусева ныне не на слуху. Даже если вспомнить известный кинофильм «Свинарка и пастух», который иногда идёт по телевидению, то зрители назовут режиссёра И. Пырьева, композитора Т. Хренникова, а об авторе сценария и песен не вспомнят, то есть не вспомнят о В.Н. Гусеве.

А ведь он искренне и счастливо любил свою Родину и в его сердце, действительно, «горела любовь к земле родимой», любовь к Москве, любовь к людям юности социализма. И его творчество обязательно будет востребовано. Тем более первые ростки уже есть.

Недавно К. Богомолов с большим успехом поставил в петербургском БДТ им Г. Товстоногова пьесу Гусева «Слава», в котором она прогремела впервые в 1936 году, выдержав 209 спектаклей, обошедшая почти все театры и самодеятельные коллективы страны. Постановщик увидел у поэта «абсолютно пушкинский дар легкости», который, «как и Александр Сергеевич, заново создает литературный язык, продвигает совершенно другие мысли, чувства и настроения».

Ваш покорный слуга впервые с ней познакомился в 9-м классе, когда коллектив учителей её поставил в сельском клубе. Пьеса показала процесс формирования человека социалистического общества, поразила остротой проблем новой морали, долга и героизма. К сожалению, пишущий сии строки незнаком с остальными драматическими произведения Гусева, а их было немало: «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940), «Москвичка», «Твоя песня» (обе 1942), символическая драма «Сыновья трех рек» (1944).

Как утверждают литературные критики в них «проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-опереточному празднично рассказать о серьёзных социальных процессах — вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах сегодняшнего дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций («Сын Рыбакова»)».

Эти же свойства прослеживаются и в сценариях кинофильмов «Свинарка и пастух» (1941 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.) и «Весна в Москве» (1953 г). Первые два поставил И. Пырьев на Мосфильме, музыку к ним написал Т. Хренников, оба фильма удостоены Сталинской премии второй степени, соответственно в 1942 и 1946 г.г. Последний был снят на Ленфильме И. Хейфицем совместно с Н. Кошеверовой на основе спектакля Нового театра в Ленинграде, поставленного Н. Акимовым. Постановщики фильма действие перенесли в 50-е годы. Музыку к фильму написал А. Животов.

Прежде чем дать краткий анализ каждого киносценария (должен оговорить, что их оценку даю по фильмам) позволю себе, указать, на мой взгляд, один существенный недостаток: всё-таки в них действительность и люди изображены в розовом цвете, в жизни было не совсем так, но зрители с восторгом и радостью встретили эти сказки. Да и как было не восхищаться ведь сюжеты и герои, жили среди них, несли свет и добро в их сердца.

Объездив ещё в годы первой пятилетки крупнейшие стройки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия страны Гусев был поражён их размахом, энергией и подвижничеством работающих на них. Формирование нового человека, для которого общественное было важнее личного и пытался показать поэт в своих сценариях.

Сюжет фильма «Свинарка и пастух» был написан на злобу дня. В 1939 году начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ныне ВДНХ), на которой и встречаются передовики производства свинарка Глаша из вологодской глубинки и пастух Мусаиб из горного Дагестана. Молодые люди понравились друг другу и между ними зажглась горячая любовь. То есть фильм с одной стороны показывает успехи социалистического сельского хозяйства, заботу государства о тружениках села, а с другой стороны – дружбу народов в советской стране.

Гусев с любовью рисует портреты новых людей, людей социалистического времени. Свинарка Глаша ответственно относится к порученному делу, стремится узнать передовой опыт выращивания свиней и болеет душой за каждого маленького поросёнка, даже песенку бесхитростную сложила:

Кушайте, ешьте и пейте!

Ешьте, еще замешу!

И поскорее толстейте,

Очень об этом прошу.

Мусаиб тоже болеет за общественное добро. Вступает с собакой в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.

Но в обществе далеко еще не все прониклись социалистической нравственностью. Таковым Гусев показывает односельчанина Глаши конюха Кузьму, нагловатого, самоуверенного, недалёкого, заботящегося лишь о себе любимом. В Москве его интересуют лишь магазины. А ради призрачного личного счастья он способен и на подлость. Но в кино добро побеждает. Кузьма посрамлён, а Глаша и Мусаиб соединяют свои судьбы.

Коренной москвич Гусев любит свой город и возвеличивает его в песне, возможно самой лучшей песне о Москве. О Москве, не просто о столице Родины, а как о сакральном месте, где люди с разных концов страны и разных национальностей становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Да такой она была в советское время и всюду звучало:

И в какой стороне я не буду,

По какой ни пройду я траве,

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве…

Гусев – русский человек. И в сценарий он вводит исконно русские мотивы, ну какая же русская зима без катания на тройках?

Ветер свищет, кони мчатся,

Песнь летит во все концы,

И звенят, не назвенятся

Под дугою бубенцы.

Ни метель нас не догонит,

Не застигнет в поле тьма.

Ах вы, кони, мои кони!

Ах ты, зимушка-зима!

Сколько в этих словах русской удали, русского раздолья, русской уверенности в том, что такому народу все препятствия ни почём.

По состоянию здоровья Гусев не мог с оружием в руках защищать свою Родину. Но он владел оружием посильнее. Когда враг был ещё силён и занимал половину европейской части страны, Гусев пишет сценарий «В шесть часов вечера после войны», герои которого ни на йоту не сомневаются в своей победе, назначают свидания своим любимым в Москве на Большом Москворецком мосту по достижению её. Главные герои фильма лейтенанты-артиллеристы. О как они не похожи на лейтенантов Ю. Бондарева из «Горячего снега» и «Батальоны просят огня». Это и понятно, Бондарев всё это испытал сам, а Гусев о боях знал понаслышке. И за это его в своё время критиковал В. Маяковский. Тем не менее Гусев писал талантливо, живо передавая свои личные переживания,

Но вернёмся к сюжету сценария. В фильме точно отображена атмосфера времени- безграничная вера людей в победу над фашистами. Герои фильма старший лейтенант Алексей Кудряшов, лейтенант Павел Демидов, воспитательница детсада, а затем зенитчица Варя Панкова выросли и сформировались как личности в советское время и потому им свойственны «души прекрасные порывы» и высокая нравственность. Именно таким было молодое поколение грудью защитившие свою Родину, и поэт верно их изобразил. Но поэт не только предвидел победу, он предвидел, что она случится в мае. Впрочем, и А. Сурков в стихотворении «Видно выписал писарь мне дальний билет…» тоже писал, что «После долгих ненастий недружной весны// Ждет и нас ослепительный май». Но Гусев ещё предвидел и победный салют в Москве.

Словами песен, включённых в сценарий, поэт усиливает эмоциональное влияние на зрителя и указывает на неотвратимость победы. Грозным набатом звучат слова припева «Марша артиллеристов»:

Артиллеристы, Сталин дал приказ,

Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!

Из многих тысяч батарей за слёзы наших матерей

За нашу Родину - Огонь! Огонь!

Да «слёзы матерей», как пепел Клааса, стучали в сердцах наших солдат, усиливая в них «любовь к земле родимой». И могли ли бойцы Красной Армии забывать напутствия своих любимых невест, как звучало в песне «Казак уходил на войну…»:

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою

За русскую землю сражайся

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

Бойцы всегда помнили об этом и считали- дело в том

… что средь бури и пламени боя

Всегда в нашем сердце живут

Родные друзья и все то дорогое

Что Родиной люди зовут!

А вот слова этой песни, звучавшим в фильме, провожая красноармейцев в бой, а женские бригады- на сооружение оборонительных укреплений, сегодня современны как никогда:

На грозную битву вставайте!

Защитники русской земли!

Вставайте, вставайте,

Пощады не знайте

На вашем суровом пути!

Такие слова должны сегодня звучать по радио и телевидению, поскольку русские солдаты сегодня на смерть сражаются в степях Украины с передовым отрядом англосаксонских глобалистов -бандеровцами и также как в годы Великой Отечественной войны там решается судьба человечества.

Благодаря сценарию Виктора Гусева фильм «Весна в Москве» получил даже у современных зрителей добрые отклики. И это не случайно. Стихотворные диалоги воспринимаются легко, естественно, потому что написаны с любовью к своим героям, они оптимистичны, жизнерадостны, от них веет весенним настроением, хотя и ощущается лёгкая наивность.

В сценарии освещена часто встречающаяся в жизни ситуация и не только в научных кругах, но и в любом трудовом коллективе. Ситуация стара как мир: конфликт талантливого человека и обывателя. В сценарии молодой учёный Надя Коврова написала свою первую научную работу добротно, получила замечательный отзыв академика Петрова. Друзья, да и преподаватели восхищаются её успехом, и ей кажется, что делают они искренне, от чистого сердца, ну как тут не вскружится голове. Мы часто ведёмся на лесть.

Надя пишет другую работу и ждёт похвального отзыва академика Петрова. Вокруг неё крутятся коллеги; скользкий и неприятный доцент Здобнов, вечный жених, как говорят, «подбивает клинья»; да и заместитель директора Суздальцев, опять же как говорится, не прочь пристроится. Но академик даёт отрицательный отзыв, работу считает плохой, с поверхностным подходом и фактологическими ошибками. И вокруг Нади образуется «торричеллиева пустота».

Надя не соглашается с оценкой академика, в обиде убегает с собрания, где её коллеги, ещё недавно восхищавшиеся её талантом, обвиняли её во всех грехах, пытались наставить на путь истинный. Суздальцев отдаёт приказ пересилить её из большой комнаты в меньшую, и подловатый комендант спешит исполнить приказание, Здобнов заявляет, что «Коврова пройденный этап», лучший друг Миша вместо откровенного разговора по душам пишет разгромную статью в многотиражке. И глядя на этот сброд негодяев невольно вспоминаются слова Дон Жуана из одноимённой драматической поэмы А.К. Толстого:

«Как вспомню я, что целый род людской

Привычке служит, под привычкой гнётся,

Так стыд берёт, на эту сволочь глядя…»

Но вот в общежитии появляется депутат Верховного Совета, полярный моряк И.И. Крылов. Он помогает Наде осознать своё заблуждение, выводит на чистую воду Суздальцева и мирит Надю и Мишу. Что ж после просмотра этого фильма, как и двух предыдущих, легко вздыхаешь: «Хорошо то, что хорошо кончается».

Широкая известность к Гусеву пришла в начале 30-х годов с песней «Полюшко-поле», слова которой он написал на музыку Льва Книппера. Исполненная Краснознамённым ансамблем красноармейской песни под управлением А. Александрова, она полюбилась советскому нарду и была воспринята как народная. И действительно, Гусеву удалось словами подчеркнуть мотивы народных песен, звучавшие в музыке Полюшко-поле,

Полюшко, широко поле.

Едут по полю герои,

Эх, да Красной Армии герои!

Девушки плачут,

Девушкам сегодня грустно,

Милый надолго уехал,

Эх, да милый в армию уехал…

Песня облетела весь мир, она была в репертуаре лауреата Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами», большого друга Советского Союза Поля Робсона, а известный американский дирижёр Л. Стоковский назвал её «лучшей песней XX века».

А кто не знает задорной песни о бравом бойце Васе Крючкине, но мало кто задумывается о её происхождении. Жаркое лето 1942 года, разгромленные под Харьковым по вине Хрущёва и Тимошенко, войска Юг-Западного фронта с упорными боями отходят к Волге. Сталин издаёт грозный приказ №227, получивший название «Ни шагу назад». И тут появляется песня о каком-то Васе Крючкине, о какой-то Марусе, написанная В. Соловьёвым Седым на слова Гусева и бойцы песню запели

Вдоль квартала, вдоль квартала взвод шагал,

Вася Крючкин подходяще запевал.

А навстречу шла Маруся не спеша,

Шла раскрасавица-душа.

Ну а увидав Васю Маруся «улыбнулась, словно полная луна», «повернула и за нами вслед пошла». Ну а Вася «заливался как баян» и весь взвод вслед за ним «может, два иль три часа» пел, пока не охрипли

Но не сдаёмся – в нас самих играет кровь,

И мы стеною за любовь!

Видит взводный, что плохи наши дела.

Ох, Маруся, до чего нас довела!

Крикнул взводный: «Эту песню прекратить!»

Ну, значит, так тому и быть.

…………………………………………

Вдоль квартала, вдоль квартала взвод шагал,

Вася Крючкин по приказу замолчал.

А Маруся, разом вспомнив про дела,

В другую сторону пошла.

Естественно, с песней, с шуткой, прибауткой легче переносить тяготы отступления,

чтобы потом, закрепившись на новом рубеже и собравшись с силами дать бой неприятелю. Что советские бойцы и сделали на Волге в Сталинграде.

В том же суровом и тревожном 1942 году Гусев пишет стихотворение «Народная война», в годы моего детства оно входило в программу по родной литературе в 4 классе. Тогда над детьми не сюсюкали, а готовили из них настоящих мужчин. В этом стихотворении Гусев напомнил русскому народу, что Россия никогда не сдавалась на милость победителя, а всегда оказывала сопротивление

Уже захватчик пел: ликуй и веселися!

Рви яблоки в захваченном саду.

Но выходила баба Василиса

В далеком восемьсот двенадцатом году.

И оживал глухой лесной овраг,

И через реки, долы и туманы

Лихим налётом мчались партизаны,

И на лесные тропы падал враг.

Денис Давыдов шёл — и враг бежал

Народ вёл бой, вёл бой неутомимо.

От свиста партизанского дрожал

Наполеон, властитель полумира.

Так было в истории и так есть сегодня на временно оккупированной территории:

За честь и за страну, за мать родную

Сражается великий наш народ.

Перелистай историю походов

Страны советской.

Всю прочти подряд.

О героизме нашего народа

Ее страницы говорят!

Гусев был русским патриотом, он любил русский нард, русскую природу, Москву, в которой он родился и жил, с любовью относился к союзным республикам, все эти свои чувства он выразил в стихотворении, которое можно считать гимном русскому советскому человеку (приведу его полностью):

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал,

Я – русский человек, и русская природа

Любезна мне, и я ее пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою,

Она цветет, работает и строит,

В ней стали явью прежние мечты.

Россия, Русь, – могла ль ты стать такою,

Когда б советскою не стала ты?

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою

Мир смотрит на тебя. Ты – новых дней начало.

Ты стала маяком для честных и живых.

И это потому, что слово – русский – стало

Навеки близким слову – большевик;

Что ты ведешь дружину молодую

Республик – Октября могучих дочерей.

Я – русский человек, и счастлив потому я,

Что десять есть сестер у матери моей.

Как все они сильны, смелы и благородны!

Россия, Родина, – услышь слова мои:

Ты потому счастлива и свободна,

Что так же сестры счастливы твои;

Что Грузия в цвету, Армения богата,

Что хорошо в Баку и радостно в Крыму.

Я – русский человек, но как родного брата

Украинца пойму, узбека обниму.

Так говорит поэт, и так его устами

Великий, древний говорит народ:

Нам, русским, братья все, кто вместе с нами

Под большевистским знаменем идет.

Могильные холмы сейчас я вспоминаю.

Гляжу на мир долин, а в горле горя ком:

Здесь русский лег, Петлюру поражая,

Там украинец пал, сражаясь с Колчаком.

Поклон, богатыри! Над нами коршун кружит,

Но мы спокойно ждем. Пускай гремит гроза.

В огнях боев рождалась наша дружба,

С тобой, мой друг киргиз, с тобой, мой брат казах,

Как я люблю снега вершин Кавказа,

Шум северных дубрав, полей ферганских зной!

Родился я в Москве, но сердцем, сердцем связан

С тобою, мой Баку, Тбилиси мой родной!

Мне двадцать девять лет. Я полон воли к жизни.

Есть у меня друзья, – я в мире не один,

Я – русский человек, я – сын социализма,

Советского Союза гражданин!

С начала войны Гусев всё время интенсивно работал, не жалея себя. Руководил литературным отделом Всесоюзного радиокомитета. Готовил радиопередачи, писал сам. Сутками вёл передачи «Слушай, фронт», а когда немцы подошли к Москве — «Говорит Западный фронт». 7 ноября 1941 года вел репортаж с Красной площади о параде войск Красной Армии.

Вместе с композитором Т. Хренниковым написали вариант Гимна Советского Союза, в котором экспертная комиссия услышала «сердечность, глубину и выразительность, которая хватает за душу». Решение принял Сталин: «Слишком мягкий. И не надо было так много о природе. Да и религию Гусев зачем-то приплёл!» При всём при том и Гусева, и Хренникова Сталин высоко ценил, удостаивал Сталинских премий.

Гусев ушёл из жизни, недожив недели до своего тридцатипятилетия. Он был в расцвете славы и успеха. «…23-го января 1944 года Гусев и Хренников (в кои-то веки) решили пообедать в ресторане. Сделали заказ. Дружеская беседа обещала быть долгой – накопилось много общих творческих планов. Вдруг, на полуслове, Виктор Михайлович опустил на стол голову. Смерть наступила мгновенно. Обширное кровоизлияние в мозг…»

Его внук спортивный комментатор В.Н. Гусев вспоминает, что отец говорил, как в день скоропостижной смерти поэта его вдове позвонил Сталин, но смог сказать только два слова: «Жаль детей», – и положил трубку.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, декабрь 2023 г.

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024