И.С. Бортников. Есть вирус страшнее коронавируса

И.С. Бортников. Есть вирус страшнее коронавируса

Что-то получилось вроде каламбура, но не спешите возмущаться. Человечество действительно поражено очень опасным вирусом – вирусом равнодушия. Сейчас уже мало кто помнит слова чешского патриота Юлиуса Фучика, написанные им в «Репортаже с петлёй на шее»: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».

Смею предположить, что это была реакция Фучика на то, что пролетариат, крестьянство, интеллигенция Чехословакии, получившей в 1918 году суверенитет, равнодушно отнеслись к расчленению родной страны в результате Мюнхенского сговора в сентябре 1938 года. Ну хорошо, у Гитлера была сильная армия, но Польша, народ которой, по мнению Ф. Энгельса, имел удел в истории лишь совершать смелые глупости, да и Венгрия, они, не встречая сильного сопротивления, по-шакальи тоже отхватили по части территории его страны. Такого национального унижения не знала ни одна нация. Конечно, сражаться с оружием с противником, это не карательные меры: избиения, казни сибирских рабочих и крестьян, сжигание деревень, изнасилование женщин и девушек в 1918 году.

Впрочем, и другие народы западноевропейских стран вскоре покорно легли под ноги Гитлера, им было всё равно, чья над ними власть.

Обычно равнодушие трактуют как безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Думается, правильнее было бы говорить о равнодушии как об отсутствии сострадания к чужой боли, чужому горю. А уж когда сам приносит боль и горе – это верх равнодушия. Особо это ужасно, когда целые социальные группы заражаются равнодушием. И таких примеров история знает не мало. Такого изощрённого зверства, которое чехи равнодушно, без угрызения совести творили к востоку от Урала в 1918 году, а венгры (мадьяры) на верхнем Дону в 1942 году, история не знала. Не случайно командующий войсками Воронежского фронта генерал Н.Ф. Ватутин, узнавший о зверствах мадьяр, в сердцах обронил: «Мадьяр в плен не брать». Солдатское радио разнесло его слова, как приказ, по всему фронту и солдаты строго его исполняли. Зло было наказано. Жестоко? Да! Но, как писал А. Сурков:

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить.

Если будет он в бою жесток?

Прошу не расценивать это как разжигание национальной розни. Просто хочу напомнить некоторым: «Россия ничего не забывает. Всё помнит наша древняя земля».

Равнодушие, очевидно, древне, как и само человечество. Оно относительно, можно не замечать страданий одного, но быть внимательным и проявлять участие к другому. Причём оно как раковая опухоль постепенно захватывает большие массы людей. Почему? Однако, прав Сократ, ответивший гетере Ламии, что дорога на гору добродетели слишком трудная, а под гору порока катиться намного легче. Это верно для одного человека, возможно, для небольшой группы людей. Но почему огромные социальные группы равнодушно взирают на страдания и боль других не менее огромных социальных групп, нередко выступая без угрызения совести организатором и исполнителем этих страданий.

Известно, что на жизнедеятельность, мировоззрение, мораль, поведение, способ ведения хозяйственной деятельности, взаимоотношения между людьми большое влияние оказывает природная среда, природно-климатические условия, наличие сырьевых ресурсов.

На просторах Западной Европы издревле существовали благоприятные условия для человека, он мог довольно легко присваивать продукты природы и воспроизводить свою жизнь и жизнь потомства. Поэтому здесь сформировалось индивидуалистическое общество и успешно развивалось, правда, не надо забывать, что со средины XVI века и по средину ХХ века западноевропейские страны беззастенчиво грабили колонии по всему свету. Это естественно, поскольку в индивидуалистическом обществе главное материальный прогресс и безудержное потребление. Борьба за обладание богатством вызывает вражду между индивидуумами и «война всех против всех» (Т. Гоббс) становится нормальным состоянием в индивидуалистическом обществе, а вместе с ней и равнодушие друг к другу. Правда, когда в чём-то ущемляются их права, они активно и дружно выступают против этого.

Страсть к наживе (к ней они не были равнодушны никогда) гнала их по свету и горе и страдания покорённых народов их абсолютно не трогали. Вот потому-то в помощь нацистской Германии десятки тысяч ландскнехтов со всей Западной Европы добровольно с оружием в руках устремились грабить народы Советского Союза, что ж многие из них нашли здесь свои могилы. Не ушедшие в поход «Дранг нах Остен» усилено трудились, выполняя военные заказы рейха, так заводы «Шкода» в Чехословакии даже после падения Берлина исправно поставляли боевую технику гитлеровцам. Сегодня все они кричат о себе, как о главных борцах с нацистской Германией, но оскверняют могилы советских воинов-освободителей и сносят памятники им. Российские власти и общественность смиренно и равнодушно созерцают сие варварство, более того призывают нас жить по западным правилам, считая их шибко цивилизованными. Если по–европейски цивилизация – это «…мясо белых братьев жарить» – то русскому человеку такая цивилизация не нужна.

Русский человек создал другую цивилизацию, которая много веков обеспечивала ему выживание и воспроизводство потомства в неблагоприятных климатических и геополитических условиях. Это жизнь сообща, соборно, коллективно отвечать на вызовы природы. Как писал П.А. Вяземский:

...За трапезой земной печально место ваше!

Вас горько обошли пирующею чашей.

На жертвы, на борьбу судьбы вас обрекли:

В пустыне снеговой вы - схимники Земли.

Бог помощь! Свят ваш труд, на вечный бой похожий...

Поэтому на громадных просторах России сформировалось и успешно развивалось коллективистское общество. Здесь твёрдо понимали и понимают «чужого горя не бывает», и всегда приходили и приходят на помощь пострадавшим. Для русского человека – это святое дело. Но в российском обществе на ряду с подвижниками присутствовали их антиподы, люди равнодушные, с мелкобуржуазной (мещанской) психологией, исповедующие западные индивидуалистические ценности.

Известно, что Запад с древнейших времён пытался онемечить Русь, а с петровских времён вплоть до Великого Октября в Россию «на ловлю счастья и чинов» устремлялись тысячи западноевропейцев. Одни из них заполняли управленческие структуры разного уровня (государственные, военные); другие шли управляющими, гувернёрами и учителями в дворянские семьи (вспомните фонвизинского Вральмана), врачами; третьи техническими специалистами. Но все они привносили в русскую жизнь плевелы индивидуализма и равнодушия ко всему «кроме удобства для собственного зада». Ну, как известно, дурной пример заразителен.

Со средины XIX века, когда капиталистические производственные отношения властно вступили в жизнь, мещанская психология, а вместе с ней и равнодушие охватили большие массы интеллигенции и мелких буржуа. Как те, так и другие непредсказуемы и противоречивы в своих стремлениях и действиях. Они ради личной выгоды способны на всё. «Взбесившийся» от ужасов капитализма мелкий буржуа может быстро стать и крайним ультрареволюционером, но также быстро превратиться в ярого реакционера. Но и в том, и в другом качестве в основе его действий лежит любовь к себе родимому и равнодушие к горю других. Но разрушить устои коллективистского общества они не смогли.

Оно продолжало жить и наибольшего своего развития достигло в советский период, и это несмотря на то, что он начался в разрушенной Первой мировой и Гражданской войнами и интервенцией стране, а потом ещё пришлось отражать «удар Европы всей» в годы Великой Отечественной войны. Думается, не последнюю роль в стремительном росте экономического, научно-технического и социального потенциала Советского Союза сыграло то, что и Коммунистическая партия, и Советское правительство уделяли громадное внимание формированию трудовых коллективов, в этом они увидели вековую тягу народа к совместному труду. А.А. Зиновьев указывал: «Тяга людей к коллективной жизни, причём – без хозяев и с активным участием всех, была неслыханной ранее нигде и никогда». В коллективе человек становился не только личностью, но и соучастником народовластия. Но он также ощущал заботу коллектива и власти о себе. Предприятия имели Дома культуры или клубы, где работали различные творческие кружки и человек мог и творчески развиваться, и повышать свой культурный уровень; стадионы и спортивные залы, базы отдыха и профилактории, где человек мог укреплять свое физическое здоровье.

Мы как-то не обращали, да и сейчас не обращаем внимания на то, что забота о человеке в социалистическом обществе была одним из элементов классовой борьбы между социализмом и капитализмом в глобальном мировом масштабе. И.В. Сталин был прав, когда говорил об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. После того как Хрущёв объявил этот тезис ошибочным, а принцип мирного сосуществования был провозглашён единственной формой классовой борьбы в глобальном масштабе, в стране практически прекратилась борьба с проявлениями мещанской (мелкобуржуазной) психологии, а если и велась, то топорно, малодоказательно, вызывая скепсис и недоверие у мыслящих граждан.

Казалось, что в стране после ХХ съезда КПСС установился классовый мир (ведь исчезновение антагонистических классов закреплено Конституцией СССР в 1936 году) и наступила социальная гармония. Что ж, «блажен, кто верует. Тепло ему на свете». Хрущёвское руководство недооценивало два момента.

Во-первых, Великая Отечественная война нанесла серьёзный удар по качеству человеческого материала и в первую очередь по качеству социального авангарда общества – Коммунистической партии. И.В. Сталин на встрече с писателями в феврале 1946 года говорил: «Ведь только за первые шесть месяцев войны на фронтах в боях погибло более 500 тысяч коммунистов, а всего во время войны - более трех миллионов. Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает...» 

Во-вторых, в города, где в основном формируется обыденная психология, в годы войны и в послевоенное время пришла масса людей, которые не только ещё не расстались со своими мелкобуржуазными взглядами дореволюционного крестьянина, но и размывали социалистическое сознание рабочего класса и интеллигенции. Да, да интеллигенции, она ведь своё миропонимание не из воздуха берёт, а из анализа настроения народных масс.

После откровений хромого беса перестройки А.Н. Яковлева известно, что после ХХ съезда КПСС в аппарате ЦК, в его идеологических учреждениях возникли и скрытно действовали группы сначала за переход к буржуазной социал-демократии, а затем за возвращение капитализма. После 1967 года активную роль в этом процессе играл КГБ и опекаемые им институты АН СССР, руководимые птенцами гнезда Андропова: Г.А. Арбатовым, Н.Н. Иноземцевым, Е.М. Примаковым, деятели культуры и науки, сотрудники ведомств, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Разве это не проявление обострения классовой борьбы?

А в это время спецслужбы, идеологические учреждения и общественные организации капиталистических стран усердно и целенаправленно вели психоисторическую войну, как главное орудие классовой борьбы, против СССР, руководствуясь установками плана Даллеса, суть которых можно выразить такой фразой, прозвучавшей в нём: «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности». И вырывали, и опошляли, и уничтожали при помощи внутренних сторонников западнизма, которые открыли широкую дорогу западному умственному игу. Это очень хорошо показал в своём романе «Чего же ты хочешь?» В.А. Кочетов, но дорогу к широкому читателю этому роману перекрыли сильные мира сего. Тревогу о махровом расцвете мещанства и равнодушия в среде творческой и научной интеллигенции бил также недавно ушедший от нас Ю.В. Бондарев в своих романах «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение», но его предупреждения также не были услышаны ни народом, ни старцами из Политбюро, последние, очевидно, слепо верили в наш советский народ.

Почему Запад так люто ненавидел Советский Союз? А.И. Фурсов приводит высказывания Маргарет Тэтчер о том, что их не пугала военная мощь СССР, они боялись его экономических успехов и поэтому искали пути его ликвидации и нашли: навязать руководству Союза западные модели развития на основе условий жизнедеятельности индивидуалистического общества. Для этого была проведена широкомасштабная подготовка, о чём говорилось ещё в 1977 году в записке председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова в Политбюро ЦК КПСС. В частности, в ней указывалось, что ЦРУ разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение советского общества и дезорганизации социалистической экономики, для реализации этого предполагается вербовка из советских граждан агентов влияния, их обучение и продвижение на руководящие посты, где они должны были проводить в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний. Заканчивалась записка заверением, что КГБ организует мероприятия по вскрытию и пресечению планов американской разведки.

Но вот А.И. Фурсов в одном из своих выступлений приводит слова Олдрича Хейзена Эймса, бывшего начальника советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ, на протяжении девяти лет являвшегося платным агентом советских и российских спецслужб, что «он был поражён разветвлённостью проникновения агентуры ЦРУ (не говоря об агентах влияния) в различные сферы советского общества до такой степени, что СССР стал напоминать ему швейцарский сыр, где дыр, (т.е. зон проникновения) было видимо невидимо». Не зря, очевидно, говорится: «Вода спит, а враг не спит».

И вообще, не исключено, что в ЦРУ лучше знали социально-экономическое положение и настроения советских людей, чем в руководстве страны, и через своих агентов влияния манипулировали общественным сознанием. Не исключено также, что именно агенты влияния были в первых рядах прорабов перестройки, дружно поддерживали непродуманные политические и экономические программы руководства и очерняли реальный социализм.

Советский народ, разуверившийся в возможности построения коммунизма, испытывающий в результате реформ социально-экономические трудности, впал в уныние и равнодушие и когда кучка авантюристов, приведённая народом к власти, устроила контрреволюционный переворот, то защищать советский строй практически никто не вышел, в том числе и 18-ти миллионная КПСС, безропотно согласившись со своей противозаконной приостановкой деятельности. Впрочем, из этого состояния он не вышел до сих пор, забывая, «что кроме желания выжить, есть ещё мужество жить» и «массовая эпидемия самоуничижения, антипатриотизма и пораженчества» продолжается.

Да она и не может не продолжаться. После контрреволюционных событий августа 1991 и октября 1993 годов у русского народа исчезла устремлённость в будущее, наступило, как считал А.А. Зиновьев, «полное идейное и моральное разложение населения. Деградация. Ведь если по­смотреть сейчас, как большинство людей живет, возникает ощущение затянувшей их трясины. Ради чего они живут? Ду­мают ли о будущем страны? Нет, их как бы освободили от этой заботы».

Кажется, Запад достиг осуществления своей многовековой мечты: историческая Россия в виде Советского Союза расчленена, превратилась в сырьевой придаток, ей навязано чуждое западное индивидуалистическое мышление. Но Запад не унимается, он продолжает: «постепенно искажая и занижая вклад русских в историю человечества, в конце концов, исключить из памяти человечества все следы их в истории вообще, сделать так, как будто никогда такого великого народа на Земле не было» (А.А. Зиновьев). И в этом ему «с усердьем честного глупца» энергично способствуют западномыслящие госслужащие, учёные, члены провластных общественных объединений, очерняя историю Отчизны и засоряя русский язык американизмами. Но ещё с древнеримских времён известно: «Чей язык, того и власть». Русские люди не только равнодушно относятся к глумлению над их родным «великим и могучим» языком, а соревнуются друг с другом, кто больше наполнит свою речь иноязычными словами. Но с утратой родного языка исчезает и сам народ.

Уверен, Западу никогда не удастся победить русский народ, а вот сами русские люди могут привести его к исчезновению.

ЛЮДИ РУССКИЕ! ПОМНИТЕ ИМЯ СВОЁ!

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, апрель 2020 г

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024