И.С. Бортников. А великий ли мы нынче народ?
Вот написал заголовок и задумался: «Как посмотрят на это записные патриоты?» Чувствую, что от гнева начнут задыхаться. Жаль мне их, что не могут критически осмысливать текущий момент. Призываю их оглянуться окрест. И что можно увидеть и услышать. Повсюду нагло лезет в глаза иностранщина и преклонение перед ней. В речи современников полно иноземных слов, преимущественно англицизмов. А ведь ещё в Древнем Риме говорили: «Чей язык, того и власть».
Таким образом, мы добровольно отказываемся от того великого священного наследия, который веками создавали наши предки и это наследие – язык было главной отличительной особенностью нашего народа.
Думаю, вряд ли известен большинству нашего народа вывод К. Маркса из «Немецкой идеологии»: «…язык есть практическое, реальное сознание». Возможно, неверно толкую это выражение, но, на мой взгляд, в нём заложена глубокая мысль: «Используя чужой язык, невольно изменяешь своё сознание». Смотрите, где прозападные ценности преобладают у людей – в городах, там многие владеют иностранными языками. Не открою ничего нового, сказав, что каждый культурный человек должен владеть, кроме родного языка, хотя бы одним иностранным. Но как добиться, чтобы при этом он не терял русскомыслие, чего так жаждут наши «заклятые друзья» — англосаксы и внутренняя «пятая колона».
Что ж, с древнейших времён Запад стремился «онемечить Русь» (Н. Языков). Но ещё в Древней Руси на пути западномыслия твёрдо стояли русские православные философы. К глубокому сожалению, ныне их учения, как и учения славянофилов, преданы глубокому забвению. Впрочем, и учения революционных демократов XIX века, да и марксизм-ленинизм не в чести у нынешнего социального авангарда. За годы горбикатастройки и ельцинско-путинских реформ это великое учение сильно оклеветано и потеряло привлекательность для большинства социально активной части населения.
Пишущий сии строки разделяет мнение Р.И. Косолапова, что марксистский диалектико-материалистический метод — «главнейшее духовное завоевание человечества за всю его многотысячелетнюю историю» и он современен всегда. Другое дело, что тот же Р.И. Косолапов считал, что марксизм-ленинизм должен саморазвиваться, и магистральным путём его развития в XXI веке он видел путь ноосферный. К глубокому сожалению, левая оппозиция, на мой взгляд (может, ошибаюсь), равнодушна к теории. Когда-то М.В. Ломоносов говорил, что «природа не терпит пустоты». Потому-то, если левая оппозиция как социальный авангард не развивает свою теорию и не вносит её в умы потенциально революционного класса, этим с успехом занимаются буржуазные пророки. А нам остаётся лишь удивляться: «Почему народ не голосует за левых?»
И вот теперь вопрос: «Может ли народ, не болеющий за чистоту родного языка, оскверняющий его матерным и лагерным жаргоном, заменяющий родные слова англицизмами, не интересующийся своим будущим, в восходящей истории человечества быть великим?» Думается, ответ однозначен: «НЕТ!»
Известно, что ещё в 2011 году указом Президента РФ учреждён День русского языка, но за эти тринадцать лет стал ли он всенародным праздником, или государственные и муниципальные органы обеспечивают его торжественное проведение? Тоже «НЕТ». А так ли должен относиться к этому празднику великий народ?
В годы татаро-монгольского ига древнерусский православный мыслитель Серапион Владимирский с глубокой горечью заявлял: «Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушаньем себя претворили в ничтожных». В чём же проявилось это ослушание: «…не обратились мы к Господу, не раскаялись в наших грехах, не отступились от злых своих нравов, не очистились от скверны греховной, позабыли страшные кары на всю нашу землю; в ничтожестве пребывая, себя почитаем великими. Вот почему не кончается злое мучение наше: зависть умножилась, злоба нас держит в покорстве, тщеславие разум наш вознесло, к ближним ненависть вселилась в наши сердца, ненасытная жадность поработила, не дала нам оказывать милость сиротам, не дала познать природу людей — но как звери жаждут насытить плоть, так и мы жаждем и стремимся всех погубить, а горестное их имущество и кровавое к своему присоединить; звери, поев, насыщаются, мы же насытиться не можем: того добыв, другого желаем!» Написано в XIII веке, а как похоже на нашу современность.
И невольно в памяти всплывают слова, вложенные Н.В. Гоголем в уста Тараса Бульбы: «…Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды и конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим… Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость магната, который жёлтым чоботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснётся он когда-нибудь, и схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».
Особо хочу обратить внимание на следующие слова Тараса: «перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим… Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость магната, который жёлтым чоботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства…» Что ж всё это, начиная с горбикатастройки наблюдаем у российского чиновничества и творческой интеллигенции, в большинстве своём являющимися «пятой колонной», самопровозгласившими себя элитой общества. Но это явно не элита, а «сливки», те, которые сливают известно куда…
И уверен, что нет в них ни «крупицы русского чувства», и никогда ни один из них не проклянёт «громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело», так как жизнь свою подлой и позорной не считает… Но они захватили все средства массовой рекламы, агитации, дезинформации и разрушают национальное самосознание народа и внедряют в умы западномыслие.
Вот потому то в пореформенное время всё чаще повторяется позорное, возмутительное деяние, когда власть имущие преклоняются перед бывшими оккупантами. Чтобы не быть голословным приведу один пример. Есть в Воронежской области город Россошь (кстати, он упоминался в знаменитом приказе №227). В годы Великой Отечественной войны он был оккупирован итальянцами, а точнее, альпийскими стрелками, которые издевались над местным населением, убивали военнопленных, мирных жителей, не жалея ни младенцев, ни женщин, ни стариков.
Но вот много лет спустя местные власти разрешили не только создать мемориальное кладбище погибших альпийских стрелков, но ещё и разрешили восьмистам делегатам Национальной ассоциации альпийских стрелков в шляпах с перьями, с развёрнутыми знамёнами, под бой барабанов пройти парадом по центру Россоши. Парад принимали натовские генералы и стоявший рядом по стойке «смирно» тогдашний глава района Владимир Гринёв («Единая Россия»), а потом принял из рук ветеранов альпийского корпуса специальную награду (https://dmitry-noskoff.livejournal.com/180117.html; https://www.stoletie.ru/obschestvo/kto_postavil_pamatnik_fashistam_v_rossii_583.htm).
Такого позорища белый свет ещё не видывал с момента своего существования. И ведь это не единичный случай в наше время в России. И ведь помните пушкинское: «Народ безмолвствует». Так может такой народ называть себя великим?
Что ж, неужели прав Н.А. Некрасов, обращавшийся к русскому народу со словами:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Это было написано в 1858 году. А в средине 20-х годов 20-го столетия И.В. Сталин «фактически, как и Ленин, предложил народу свойственный ему цивилизационный проект развития России, основанный на законах развития русской цивилизации с коллективистским типом общества, стремлением к сильному государству, с единым народнохозяйственным комплексом и единым нравственным законом – совестью, с социальной и национальной справедливостью, опорой на собственные силы и духовную мощь русского народа» (Роман Москалёв).
И русский народ вместе с другими народами Советского Союза менее чем за 20 лет вывел страну на первое место в Европе и второе место в мире, выстоял в упорной кровопролитной борьбе и спас всё человечество от коричневой чумы, создал ракетно-ядерный щит и первым послал человека в космос. Так почему нам не вспомнить опыт своих предков?
Духовные силы и сегодня есть у русского народа. Социальному авангарду левой оппозиции надо внести в умы современников возвращение на свой исконно русский коллективистский путь развития, отказавшись от пагубного индивидуализма Запада, и обеспечить нравственное самоусовершенствование русского народа. И тогда русский народ вновь сможет играть существенную роль в восходящей истории человечества.
Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Ленинград, июнь 2024 г.