«И рёв лесовозов угрюмый». Письма из глубинки

«И рёв лесовозов угрюмый». Письма из глубинки

Обитатели вологодской деревни Курвошский Погост и днем и ночью слышат рёв лесовозов угрюмый. Ну да, как в той в той песне про Колыму, ставшей почти гимном либеральной публики. Иногда слышится рёв лесовозов угрюмый и с Корбозерского зимника, и душа моя скорбит: вырубки, а также лесные волоки перерезали истоки ручьев, питающих реку Ошту, – солидный приток Онеги с нерестилищами форели и хариуса. Причем некоторые ручьи – притоки самой реки (например, Талый ручей) – питаются струями хрустальной воды, исторгаемыми пластами карбона, каменноугольного периода, отчего температура воды в реке всегда на пять-шесть градусов ниже, чем в Свири. Даже в июле невозможно купаться в Оште.

Вот уже тридцать лет я живу дачником в лесной деревне, но бываю здесь и зимой, поэтому стал свидетелем неуклонной деградации уникальной природы Прионежья, сохранявшей в советскую эпоху почти первобытную красоту. Леса хищнически истребляются, родники закатываются лесозаготовительной техникой, лесовозами и самосвалами, ручьи «зашпаливаются» бревнами во время лесозаготовок. Но и это еще не всё.

Например, ЗАО «Онегалеспром» зимой 2020 г. вырубил обширные участки леса по водосбору реки Ошты к западу от деревни. А минувшим летом стало известно, что лесопромышленная компания, под видом «рубок для нужд местных жителей» и руками индивидуальных предпринимателей (как обычно она делает), планирует вырубки лесных участков по склонам Оштинской долины, у истоков и по берегам Кельручья, притока Ронги и Ошты, и что прискорбно – по ягодным мхам и веретьям любимого местными жителями Кельболота. Тем самым неизбежно будет уничтожен Кельручейский глухариный ток. (Глухарь, как известно, в отличие от другой боровой птицы, может существовать и воспроизводится только в условиях обширных хвойных массивов и богатых ягодных мхов).

Зимние вырубки 2020 г. и предшествующих лет еще не сплошь заросли чащобником, кустарником и высокой травянистой растительностью, поэтому хорошо видны все признаки хищничества. Всюду преет и гниет ценная древесина в виде так называемого порубочного материала, и тут и там огромные ели, осины, берёзы, – срубленные или поваленные ветром. В некоторых местах в глаза бросаются штабеля не вывезенного, гниющего леса: хапнули лесной выдел, а не смогли всё вывезти. Ну, хотя бы разрешили взять лес на дрова местным жителям! Вырубки превратились в непроходимые пространства с канавами и ямами гниющей воды. Тут требуется пояснение. Дело в том, что в местах вырубок неизбежно разрушается естественная лесная гидрология, позволяющая выпавшим осадкам накапливаться и медленно (под мхами, корнями и лесной подстилкой) стекать ручейками в притоки Онежского озера. Ныне на месте родников и ручьев образовались застойные ямы и канавы с водой, не имеющей стока; во многих местах сток превосходной чистой воды, отфильтрованной мхами и подстилкой со склонов и грив в реку совершенно прекратился.

В моих письмах к депутатам, а также к чиновникам, причастным к деятельности лесного комплекса, говорилось о недопустимости вырубки леса по крутым склонам Оштинской долины; а иногда я буквально умолял сохранить лесные участки, примыкающие к берегам реки Ошты, к ручьям-притокам. Однако же лес беспощадно вырубается всюду. Вырублены даже элитные участки, сохраненные лесозаготовителями в советскую эпоху вблизи чудесного Урорзера («окуни белошеие, уха, как молоко») и вокруг урозерских ягодных мхов. При этом был уничтожен урозерский глухариный ток. За все годы аренды лесов Оштинской долины генеральный арендатор (ЗАО «Онегалеспром») на вырубках к западу, к северу и к югу от деревни Курвошский Погост НЕ ПОСАДИЛ НИ ОДНОГО ДЕРЕВА. Лес только истребляются, – подчеркиваю ещё и ещё раз, – ХИЩНИЧЕСКИ, причем, иногда лесозаготовители прихватывают и лесопосадки советской эпохи. А это уже предел наглости лесных олигархов. Не сеяли, не пахали, а урожай собирают!

Контроль за вырубками в указанном районе лесными госинспекторами выполняется формально или не выполняется совершенно. О причинах этого можно только гадать. И Череповецкая природоохранная прокуратура устранилась от контроля за лесами Оштинской долины. Да что там! У череповецких прокуроров не достает энергии и воли, чтобы отозвать лицензию у недрокопателей, вопреки человеческим и экологическим законам, разбабахавших карьер в деревне Курвошский Погост. Впрочем, об этом я писал, есть публикации на страницах «Советской России» «Правды». Ко мне в деревню приезжали вологодские депутаты-коммунисты, они потом посылали чиновникам запросы. И в этом году собирались в деревню, даже дрон хотели прихватить, чтобы с высоты птичьего полета обозреть вырубки, да не сложилось на этот раз: дорога между Вытегрой селом Оштой и деревней нынче просто убита лесовозами.

В моих блокнотах тьма примеров хищничества в Южном Прионежье, но даже и то немногое, о чем я рассказываю, свидетельствует о том, что ЗАО «Онегалеспром» не выполняет возложенную на него миссию генерального арендатора лесов Оштинской долины. Олигархи, прибравшие к рукам «Онегалеспром», не видят лес, только товар видят, озабочены исключительно получением сверхприбыли, да думают, как бы уклониться от налогов. Короче говоря, на уме у них только нажива. Природоохранные органы просто обязаны отозвать арендную лицензию ЗАО «Онегалеспром». Ничего другого не остается.

Всё, о чём я пишу в этом письме, хорошо известно и чиновникам области, они мне аккуратно присылают отписки. В последнем письме один из руководителей департамента лесного комплекса области (некто С.А. Мохначев) сообщает: «…Все работы по охране, защите и воспроизводству лесов арендатором ЗАО «Онегалеспром» выполняются в установленные сроки и в полном объеме». Лесной чиновник, конечно же, нагло лжёт, цитирую: «…Заготовка древесины арендатором лесного участка ЗАО «Онегалеспром» в настоящее время не осуществляется…». Письмо за подписью Мохначева я получил зимой 2020г., когда лес вырубался и весь кругляк вывозился по Урозерской лесной дороге мимо моего дома по адресу: Лесная,2. Мохначев тогда заверял меня: «Для проверки наличия вырубки лесных насаждений… будет проведено дополнительное патрулирование после схода снежного покрова…».

Мне не известно, было ли «проведено дополнительное патрулирование», хотя мимо моего дома по означенному адресу (то есть по деревне) не может проехать незамеченной патрульная машина. Если даже я в лесу, на дальних ягодных мхах или на лесном озере – жена, зять или внучка увидят; наконец, есть бдительные соседи. Они-то всё видят, даже когда кажется, что деревня спит, и нет ни одного огонька в окнах.

Довольно врать, господа! Займитесь же, наконец, жесткой инспекцией, коли вам за это платят жалованье, и немалое! Да вы же просто захребетники, и о вас можно сказать словами великого гуманиста Радищева: «Они работают, а вы их хлеб ядите!». И не пишите мне глупостей подобные тем, какие я слышу на телеканалах от вечерних пустозвонов! (А надо бы сказать и покрепче). Даже оштинцы, пригнетенные выживанием, на срубах лесных избушек оставляют надписи в духе китайских дацзыбао времён «культурной революции»: «Онегалеспром, из леса вон!».

Не теряю надежды, что после этой публикации вологодские депутаты-коммунисты сделают всё возможное, чтобы приостановить истребление хотя бы окрестных лесов (там, где они уцелели), то есть в 15-20 километрах вокруг деревни и по водосбору реки Ошты, по истокам реки. Невосполним громадный экологический ущерб в лесах, контролируемых генеральным арендатором («Онегалеспром»). Совершенно очевидно, что и арендаторскую лицензию следует отозвать, и впредь не позволять рубить лес вокруг деревни и по водосбору реки Ошты ни самому «Онегалеспрому», ни каким-либо «индивидуалам», которые фактически батрачат на тот же «Онегалеспром». То есть на лесных олигархов.

Не хотелось бы отвлекаться от книги, над которой я работаю, но вот не могу смириться с гибелью уникального биокомплекса Оштинской долины, с истреблением сосновых и еловых боровин по Кельручью, по веретьям и мхам Кельболота, богатых морошкой и черникой. Ну, хотя бы сохранить остатки еловых лесов и березовых рощ по «крутякам» на Ронге, – там, где она сливается с Оштой!

…Сегодня мы все вместе, единым Народным фронтом коммунистов и патриотов, – не должны допустить, чтобы наша Планета стала могилой человечества.

Анатолий СТЕРЛИКОВ, член Союза писателей России, С.-Петербург – дер. Курвошский Погост Вытегорского района Вологодской области.

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024