И. Наговицын. Взаимозависимое возникновение материи и духа

И. Наговицын. Взаимозависимое возникновение материи и духа

Каждый из нас, хоть иногда, задается вопросом о смысле жизни, о происхождении мира и о цели существования в нем человека.

Издавна задавал себе человек вечные вопросы:

«От чего у нас начался белый вольный свет?

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад-светел месяц?

От чего у нас звезды частые?

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утренни?

От чего у нас ветры буйные?

От чего у нас дробен дождик?

От чего у нас ум-разум?

От чего наши помыслы?»

(Голубиная книга)

Эти вопросы не оставляют и современного человека. Почему есть НЕЧТО, а не НИЧТО? Как все возникло? Что первично, дух или материя? Марксизм выделяет два основных варианта ответа на этот последний вопрос:

·                  материя первична по отношению к сознанию (материализм);

·                  идея первична над материальным (идеализм).

Получается: или, или. Или материя первична, или сознание. Третьего не дано. Где же тут диалектика? Получается какая-то метафизика. Есть ли место внутреннему единству этих двух противоположных понятий?

А если истина посередине? А вдруг в мире действуют два взаимозависимых и взаимопорождающих начала: Материя и Сознание – Логос. Как нет Логоса без материи, так нет и материи без Логоса. Это не дуализм древнеиндийской философии Санкхья, утверждавшей два вечных и независящих друг от друга начала. Нет. Материя первична и порождает сознание, а сознание, в свою очередь, возвращает долг умирающей материи, вызывая ее к новой жизни от тепловой смерти.

Диалектический материализм не использует понятие «Логос», хотя этот термин ввел еще древний философ-материалист Гераклит. Термин «логос» для Гераклита означал закон, по которому «все течет» и явления переходят друг в друга. Это «разум», который, по Марксу, существовал всегда, но не всегда в разумной форме. То есть потенциальная разумность самой Вселенной, воплотившаяся в человеческом сознании. Богородица с младенцем хорошо символизирует эту идею. Дева Мария – это образ материи. Младенец Иисус – образ порожденного ею разума.

Древние люди предчувствовали это, облекая свои догадки в мифологические образы: Небесный Отец и Мать Сыра Земля. Позже в древнем ведийском тексте «Пуруша-сукта» описывается происхождение вселенной из частей тела космического гиганта Пуруши (puruṣa — «человек»), которого боги принесли в жертву, расчленив его, и из этих частей возникла Вселенная. Уже намного позже, великий мыслитель Гераклит, живший за пять веков до нашей эры, философски обосновал эту идею так: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим». По Гераклиту, из всемогущего первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей; согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня. В этом вечном движении: вверх-вниз из Единого происходит все и из всего — Единое. У Гераклита все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие.

Великий немецкий диалектик Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) развил эту идею спустя примерно две тысячи триста лет, признавая, что: «Нет ни одного положения Гераклита, которого я не принял бы в свою “Логику”» (имеется в виду главное философское сочинение Гегеля – «Наука логики»). Но Гегель был идеалистом, признавая за основу всего существующего Мировую Душу, или «Абсолютный Дух».

Маркс поставил диалектику Гегеля «на ноги», поскольку она стояла у него «на голове».  В паре идея-материальный мир Маркс лишь поменял местами причину и следствие.

«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (Маркс К. Капитал, т. I. Послесловие ко второму изданию. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 21.)

Если развить логику Гераклита – Гегеля – Маркса дальше, то можно предположить, что Материя порождает Логос через эволюцию биосферы и бесконечный прогресс человеческого сознания. Материя имеет творческий потенциал зарождения органической жизни. На высшей стадии эволюции биосферы, оборачивается Ноосферой — оказывающей воздействие на природные процессы. Развитое человеческое сознание становится фактором самовоспроизведения материи, развиваясь из Ноосферы в сферу бесконечного разума. Сфере бесконечного Разума – Логосу суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию.

Таков бесконечный круговорот возрождения и смерти Вселенной. И в чем же тут смысл? Какое-то бесконечное вращение «Колеса Сансары». Бесконечное страдание. Дурная бесконечность…

Из этой дурной бесконечности выход для мыслящих существ видится в Нирване. Но в Нирване Циолковского, а не в Нирване Будды. Нирвана – это «не смертный покой» буддистов, а жизнь «философски спокойная», похожая на «атараксию» Эпикура, только наполненная делами, направленными на совершенствование общества, человечества, Земли и космоса в целом. Только эта деятельность не фанатичная, не навязчивая, без привязанности к чему-либо, способная отпускать свои плоды без страдания.

Любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое, и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет.

Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными, и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности. Привязанность к непостоянным вещам, с которыми мы должны расстаться – порождает страсти или страдание. Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, и отбрасывают привязанность к ним – обретают Нирвану, освобождаясь от страстей. То есть, делать все надо легко, без насилия над природой и самим собой. Расставаться с бренными вещами – легко, без фанатизма.

Таково назначение жизни, чтобы управлять природой и делать жизнь счастливой для всего чувствующего, но без страстного желания господствовать над человеческими массами и природой, без желания оседлать движение материи и общества. А напротив, плыть по течению этих движений, грамотно выруливая и обходя препятствия, разумно господствуя над обстоятельствами, но не над людьми. Счастливая жизнь – это тихое, постепенное, гармоническое развитие всех человеческих сил, без напряженного, мучительного труда, на пользу всего живого, это победа человека над энтропией, избавление всего существующего от мук и смерти.

Такая жизнь, сопровождается тихим счастьем и полным удовлетворением, затем с определенного возраста начинается медленное угасание, но эти отрицательные ощущения будут настолько слабы, что не помешают плодотворной деятельности, а могут сопровождаться лишь слабой грустью и пресыщением жизнью. Достичь такой жизни можно благодаря не только естественному, но и искусственному отбору, с помощью них, можно создать совершенные организмы, которые одинаково мало чувствительны и к радостям, и к страданиям. Молодость их не очень восторгает и старость их не очень мучает.

Первыми источниками страданий являются наши страсти. Радостному утолению голода, жажды, полового чувства и множества других желаний предшествует долгое, тяжелое чувство: томление, тяжесть, скука, недовольство. Организм будто «заряжается» незаметно, но долго для получения сильного удовольствия. Неудовлетворенные желания и разные препятствия заставляют работать усиленно то те, то другие части мозга, отыскивать выходы, которые никто ранее не находил. Не всякого человека лишения могут привести к социальным знаниям, а лишь умственно богатую натуру. Разум человека вырос настолько, что теперь человек мог бы, по-видимому, существовать и без животных страстей. Такой человек мог бы жить, размножаться и быть счастливым без участия страстей. Какие от этого «выгоды» для человека? Ровность настроения, отсутствие тяжести жизни и более производительная работа. Кроме того, страсти часто служат причиной очень дурных поступков. Требуется усовершенствование человеческого мозга без умаления сознательности, это возможно, так как большая часть теперешнего человеческого мозга занята «ненужными», вредными людям свойствами – страстями.

Есть другие причины страданий – это болезни, боль, смерть, потери близких. И пока человек таков, каков он есть, устранить причину этих страданий нельзя. Но разумное существо, выработанное тысячами лет искусственного подбора, не будет так сильно страдать как теперешние люди.

Счастливая жизнь – это ровная, насыщенная «полезным трудом» жизнь. Но мечта о такой жизни пока неосуществима, поскольку современный человек отчужден от самого себя, угнетен правящим классом, подвержен страстям и низким инстинктам, поэтому счастливый человек будущего невозможен без коммунистического устройства общества, духовного развития и биологического усовершенствования.

Путь сознательного регулирования эмоций, открывающего путь к наиболее активной, целесообразной деятельности человека, к совершенствованию его и мира в целом, ведет к тому состоянию, когда не будет страданий. Это подлинная нирвана, могучая, богатая добрыми плодами, которая не даст возродиться социальным мукам человеческого рода, которому суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному состоянию. Символической иллюстрацией этого, может вполне послужить икона «Успения Божией Матери».

Христианская легенда запечатлела в красках торжество Богородицы над смертью, над нею не имела власти смерть телесная, как не обладала ею смерть душевная, и она, точно сном уснувши смертью на малое время, скоро, как пробудившись, восстала, вознесенная своим божественным Сыном в бессмертную жизнь. Этот древний символизм прообразует собой развившийся, блаженный человеческий разум, который отдает свой сыновний долг остывающей материи и дает ей новую жизнь, начиная новый цикл рождения Вселенной.

15 августа православные христиане празднуют чудесное преставление Божией Матери с земли на небо. А диалектики – материалисты – космисты воздадут мысленно славу рожденному матерью Вселенной человеческому разуму, открывающему новые виды познания, создающему новые отрасли философских взглядов и наук, позволяющему менять этот мир к лучшему.

Иван НАГОВИЦЫН

Источники:

1.               «Гераклит: О природе». Страниц: 224. Издательство: АСТ, 2022 г.

2.              С.В. Орлов. История философии.  – СПб.: Питер, 2009. — 192 с.

3.               Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений, т. 23, Москва, 1959 — 920 с.

4.              К.Э. Циолковский. Нирвана. Калуга, 1914. Репринтное издание.

5.               Ригведа / Подгот. Т. Я. Елизаренкова. - 2. изд., испр. - М. : Наука, 1999-. Мандалы IX-X [Текст]. - 1999. - 559 с.

6.               «Наука логики». В 3 томах. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Издательство: Академический проект, 2021 г. 838 с.

7.               Ильенков Э. Космология духа. Избранные произведения о культуре разума и будущем Человека. Изд. «Новые перспективы» 2022. — 256 с.

8.               В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. Издательство: АСТ, 2022 г. 640 c.


Читайте также

Ижевск. К 225-летию праведного поэта Ижевск. К 225-летию праведного поэта
В Библиотеке им. Н.А. Некрасова г. Ижевска прошла встреча в честь Дня рождения создателя русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина – Дня русского языка. Для гостей в&nb...
14 июня 2024
Г. Дьячковская. Я – бамовка Г. Дьячковская. Я – бамовка
Май 1974 года. Иркутск. Переполненный вокзал. Я среди этой толпы, провожаю родного брата Александра с первопроходцами-комсомольцами. Кто-то фотографируется, кто-то смеётся с грустинкой...
14 июня 2024
А. Новикова-Строганова. «Любить человечество…» (225 лет А.С. Пушкину) А. Новикова-Строганова. «Любить человечество…» (225 лет А.С. Пушкину)
Поэтический гений Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) был явлен миру как истинное чудо. «Наш поэт представляет собою нечто почти даже чудесное, неслыханное и невиданное до него нигде и ни у кого...
14 июня 2024