Гусарской стойкости романс

Гусарской стойкости романс

Решил купить гитару. Моя старенькая совсем рассохлась. А музыкант я звания самодеятельного и, понятное дело, залы больше домашней кухни не собираю. Посему, дабы впредь не шибко волновать унылым бренчанием своего синего попугая, поселившегося на ней в качестве единственного благодарного слушателя, при выборе инструмента нуждаюсь в квалифицированной помощи. И такой маэстро среди знакомых имеется. Это Дмитрий Швед — талантливый автор и исполнитель песен и романсов.

Беру смартфон, звоню.

— Что за вопрос? — отвечает он положенным ему по статусу бархатным баритоном. — Полистаю каталоги и что-нибудь подберу… А пока давай приходи в наш клуб романса «Две гитары» в Центральный Дом работников искусств на концерт. Там и услышишь, как звучит настоящая гитара и, главное, о чём она поёт.

…Но не только страсти гитарных струн нашлось место на той встрече с романсом. Были тут и светлый мелодизм советской эстрадной песни, и рояль, заполнивший зал могучим рахманиновским дыханием, и интереснейшие рассказы о выдающихся наших композиторах, отдавших романсу большую часть своего дарования…

Как оказалось, небольшой уютный камерный зал ЦДРИ — одно из немногих оставшихся мест в столице, где вот уже тридцать лет привольно русскому романсу, а вместе с ним и другой хорошей музыке. И сразу кольнуло вопросом: один из последних оборонных бастионов подлинной культуры? Устоит ли? Уж больно сладкий это кусок — здание ЦДРИ в самом центре Москвы, —чтобы, глядя на него, не разгорелись аппетиты приватизаторов всех мастей. Идея открытия этого Дома принадлежит Луначарскому. В его становлении в 30-х годах прошлого века участвовали Станиславский и Немирович-Данченко. Советская власть отдавала высокой культуре лучшее, ценя её незаменимое нравственное и воспитательное значение для всей страны. У власти же буржуазной приоритеты совсем иные.

— Было несколько попыток захватить Центральный Дом работников искусств, и я не знаю, куда это дальше приведёт, — сокрушается его директор Елена Смирнова.

Куда же? Неужели к очередному магазину, массажному салону или отделению банка?

Но тревога, пусть и на время, быстро ушла, когда прелестно зазвучали на том концерте классические гитары лауреатов международных конкурсов Юрия Нугманова и Алексея Сидорова, колоритные голоса заслуженных артистов России Маргариты Корнеевой, Любови Исаевой, Александра Павлова, виртуозный рояль совсем юного пианиста, но уже лауреата международного конкурса Вани Тонких и, конечно же, красавец-голос самого Дмитрия Шведа, сразу увлёкший за собой зал в чудный мир романса.

Многие произведения, представленные на том концерте, принадлежат его перу и в стихах, и в нотах. А его романсы «Белый рояль», «Вальс любви», «Шапочка кунья» вполне могут претендовать и на принадлежность к образцам русской вокальной лирики.

В эту зимнюю ночь полнолунья

Мы помчимся на тройке вдвоём.

И покроется шапочка кунья

На твоей голове серебром…

Видели бы вы, какие аплодисменты в такт этих строк дарил в своё время Дмитрию Шведу и аккомпанировавшему ему на гитаре Алексею Сидорову наш знаменитый певец Эдуард Хиль!

Рукоплескали русскому романсу, полпредом которого Дмитрий на рубеже веков отправился за океан, и «Рут Экерд холл», и «Ван Везел». Это огромные концертные залы Флориды, где пели мировые звёзды Том Джонс, Нил Янг, Вилли Нельсон, Леонтина Прайс, играл на своей волшебной скрипке Айзек Стёрн… Выступал наш музыкант и во многих других американских штатах, а также в Лондоне и Кембридже, в залах Чехии и Прибалтики… Конечно же, исколесил с концертами, вплоть до Камчатки, и родную Россию. Не раз представлял с оркестром сольные программы в столичном концертном зале имени П.И. Чайковского, пел в Доме музыки и Театре эстрады, в Зале церковных соборов, в Доме учёных, Культурном центре ФСБ и Вооружённых сил России. Дмитрий Швед — лауреат конкурса «Романс —XXI век» телеканала «Культура». Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом М.В. Ломоносова, памятными медалями Г.В. Свиридова и А.В. Александрова.

Пожалуй, спросите: почему клуб называется «Две гитары», а не три или четыре? Как в своё время поясняли его создатели, советские музыканты Юрий Фёдоров и Анна Широченко, эта струнная пара состоит из давнего союза гитары русской и цыганской. Добавлю, что сейчас и испанская не редкий в клубе гость.

В традициях «Двух гитар», которые продолжает нынешний руководитель клуба Дмитрий Швед, — содружество на одной сцене самых разных жанров исполнительского искусства, их народность и интернациональность. Что, впрочем, и было заветом тех, кто создавал ЦДРИ в тридцатые годы прошлого века.

Репертуар у певца богатейший. Это циклы вокальной лирики: «Дарите женщинам цветы!», «Гори, гори, моя звезда», «Романсы и вальсы весны»… Это и уникальная программа посвящённых Отечественной войне 1812 года гусарских романсов, в которых нашлось видное место стихам Дениса Давыдова. Это и цикл песен советских композиторов о Великой Отечественной войне, который подхватили его авторские: «Офицеры русские», «Защитникам Отечества Российского», «Севастополь», «Вспомним каждого»…

У костра мы сидели весной,

И дурманил нас воздух лесной.

Вдруг из лесу шагнул к нам солдат

И сказал: «Здесь ребята лежат.

Я же там вон лежу, у сосны,

Не отпетый с той самой войны!»

Он сказал и назад оглянулся.

И исчез, только ельник качнулся…

Много в арсенале Дмитрия Шведа и советских эстрадных песен, партий из знаменитых зарубежных мюзиклов «Призрак оперы», «Кошки», «Отверженные», «Вестсайдская история»… А гениальную битловскую Yesterday («Вчера») он блестяще исполняет, чередуя куплеты на английском и русском. И, разумеется, с особой любовью преподносит залу лирику есенинского стиха...

Почему разумеется? Да ведь Дмитрий, как и Есенин, родом из тех укутанных «берёзовым ситцем» рязанских краёв. Там ещё мальцом освоил он русскую трёхрядку. За ней — баян и гитару. А уроки вокала брал у солиста Большого театра, поселившегося на Рязанщине, Вячеслава Дмитриевича Наумова. После школы поступил в Москве в ГИТИС. Молодого выпускника, было дело, приглашал работать в Большой драматический театр Ленинграда сам Товстоногов. Но музыкальный талант Дмитрия оказался сильнее зова театральных подмостков.

Сильна была и его боль за русскую и советскую музыкальную культуру, когда её в горбачёвскую перестройку с остервенением принялась душить распоясавшаяся попса, вытесняя всё лучшее из эфира и концертных залов. С этой болью он и сейчас.

— Отчего же? — спрашиваю Дмитрия за чашкой чая с печеньем, которыми нас любезно угостила давняя хранительница клубного очага Рита Павловна Куракина. — Есть сегодня теле- и радиоканалы «Культура», есть специализирующееся на симфонической и камерной музыке радио «Орфей»...

— К сожалению, их слушают и смотрят только те, кто чувствует и любит классическую музыку. Но я говорю о песне, городском романсе, которые широкой аудитории более близки и понятны. Сегодня, на мой взгляд, нет хороших песен. А хорошая новая песня — это оригинальная, не похожая на прежние, мелодия, талантливые стихи. Они могут быть и простыми, как у Дербенёва, а могут быть и посложнее, как у Евтушенко. Главное, чтобы слова были не надуманны, а правдивы, чтобы они вызывали ответные эмоции, чтобы рассказывали они о жизни, о судьбе, о любви. Но любви самой настоящей, без обмана.

Про американские же мотивчики в новых песнях и говорить не приходится. А где же наше родное? Я говорю о русской мелодике в эстрадной песне. Ведь, да будет вам известно, половина американцев слушают кантри. А что же мы-то слушаем: либо приблатнённые дворовые петые-перепетые в начале ХХ века мотивчики со скабрёзными текстами, либо нашу поп-музыку, подражающую американскому рок-н-роллу или британскому року. Тогда уж лучше слушать оригинал. Вы можете представить, что на британском телевидении или радио звучали бы английские песни с русскими мотивами, а на их телешоу наших песен было бы подавляющее большинство?

— Разве что в анекдоте... И как тогда весь этот абсурд исправлять?

— Убеждён, что настало время вводить цензуру. Но исключительно художественную, нравственную, эстетическую наконец, которая бы отслеживала уровень и содержание песенных стихов, качество и уникальность новых песенных мелодий. За аранжировочками тоже стоило бы присмотреть, чтобы они не были вторичны. Также важно сохранять в песенном исполнении чистоту русского языка. А то некоторые, с позволения сказать, певцы под предлогом показать свою индивидуальность, не имея ярких вокальных данных и узнаваемости голоса, искажают гласные и согласные звуки так, что понять смысл песни порой получается лишь с третьего раза.

Сегодня в искусстве, думаю, надо особенно настойчиво говорить о подлинной духовности, нравственности, о наших патриотических чувствах. Но не забывать при этом о высокой художественности, о профессионализме и об уникальности в музыке, в литературе, в кино и театре, эстрадных шоу. Поймите: мы особая, великая страна! Сколько у нас выдающихся учёных, писателей, композиторов, изобретателей, спортсменов! Мы богаче не только территорией, ресурсами, природой, но и культурой, языком, который, увы, хотят сейчас примитизировать.

В советское время, особенно в военные годы, композиторы по заказу правительства, а больше от своего глубокого понимания чаяний народа создавали песенные шедевры — ту же «Священную войну», «Тёмную ночь», «Прощай, любимый город», «В землянке» и другие. Эти песни очень помогли нам победить врага.

Хочешь сделать страну передовой, говорил Сталин на встречах с партийными руководителями, поднимай грамотность и культуру своей страны — остальное приложится. Достойного той нашей державы качества он от искусства буквально требовал.

— В вашем клубе тоже стараетесь так, по-гусарски стойко держать уровень?

— Представляете, даже в годы Великой Отечественной войны Центральный Дом работников искусств ни на день не останавливал свою работу!

Давайте же посмотрим, что Дмитрий Швед в этом пантеоне всех муз предложит зрителю в ближайшие дни. В воскресенье, 28 ноября, клуб «Две гитары» силами целого ряда именитых российских исполнителей даёт в ЦДРИ концерт «А.Б.В. в романсе!», посвящённый русским композиторам XIX века Алябьеву, Булахову и Варламову. А днём ранее в Зеркальном зале «Москонцерта» на Пушечной к 220-летию со дня рождения композитора А.Е. Варламова, как раз и отмечаемому 27 ноября, он проводит вечер романса «На заре ты её не буди».

Строка эта из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета, на чьи слова и был сочинён Варламовым знаменитый романс. И Советская власть в своё время постаралась, чтобы об этом знали все. А чем отличилась власть нынешняя, буржуазная, дабы напомнить людям об имени замечательного композитора, на века украсившего Россию венком великолепных песен и романсов? Разве что «подвигом», когда в 1997 году на столичном Никитском бульваре взяла и снесла к чертям дом, где жил Александр Егорович Варламов. В нём, по свидетельствам современников, в 1843 году останавливался приезжавший повидать Москву великий Ференц Лист. Ходит легенда, что однажды, в день своего отъезда, он заслушался варламовскими романсами до такого очарования, что умудрился опоздать на почтовый дилижанс.

Вот, собственно, и я в свете предстоящих концертов и несмотря на возражения синего попугая с покупкой гитары решил не спешить. Прежде послушаю, что она расскажет со сцены завтра.

Александр ОФИЦЕРОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024