«Громада любовь» Владимира Маяковского

«Громада любовь» Владимира Маяковского

В этом году мы отметили 130-летний юбилей Владимира Маяковского. Маяковский – какой он? Горлан-главарь? Футурист-бунтарь? Тонкий лирик, ранимый и беззащитный? Споры об этом продолжаются и сейчас. Бесспорно одно: это великий советский поэт. И он по-прежнему с нами. Он нужен нам. К такому выводу пришли участники литературной гостиной, которую провели педагоги и учащиеся школ №3,72,99 и ДШИ №16 совместно с членами КРО ВСД «Русский Лад».

Открылась гостиная стихами В.В. Маяковского, которые прочитал Михаил Новосёлов, исполнивший роль поэта (забегая вперёд, скажу, что с этой ролью он справился прекрасно):

Я хочу быть понят моей страной.

А не буду понят – что ж?!

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

О том, как прошли детские и юношеские годы Владимира Маяковского, интересно рассказала сотрудница библиотеки имени Достоевского Марина Сергеевна Розанова.

И вот уже звучит цыганский романс. Разряженная публика занимает места за столиками кабаре. На сцену выходит Поэт в жёлтой блузе. Мрачно, исподлобья, он рассматривает публику, которая пока его не замечает. Он делает знак рукой невидимым цыганам – они замолкают. Выдержав паузу, поэт читает:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я открыл вам столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

(За столиками раздаётся шиканье, даме становится плохо)

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздились, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

(Кто-то свистит, но поэт не останавливается)

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

(На последних словах раздаются возгласы: «Долой!», «Полиция!»)

 

Стихотворение «Нате!» было прочитано 19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь», где собралась благопристойная буржуазная публика. Участникам сценки Ксении Соколовой, Дарье Кузнецовой, Евгении Севериной, Усмонджону Эшматову, Павлу Вешнякову и Михаилу Зубареву удалось передать зрителям, что стихотворение нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое рассчитывал автор.

Затем Маяковский (Михаил Новосёлов) достал из кармана мятый листок и, обращаясь к залу, прочёл «Манифест российского футуризма». Тот самый, который был опубликован в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» и подписан Давидом Бурлюком, Алексеем Кручёных, Велимиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским. Вы, конечно, помните знаменитый призыв футуристов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с Парохода современности…»? Эта фраза и сейчас шокирует слушателей. Но ведущая Алёна Кудреватых сразу предупреждает: «Агрессивный напор подписавшихся не следует преувеличивать. Это была игра. Они были молоды, им было весело, их распирал талант и подстёгивало время, стремительно набиравшее ход после медленного 19 века».

И вместе с тем Корней Чуковский писал: «В немногих стихах, которые Маяковский опубликовал к тому времени, он мне представлялся совершенно иным, чем вся группа его сотоварищей: сквозь эксцентрику футуристических образов мне чудилась подлинная человеческая тоска, несовместимая с шумной бравадой его эстрадных высказываний». А Борис Пастернак, сравнивая Маяковского с его соперником Сергеем Есениным, отмечал, что его «дар тяжелее и грубее, но зато, может быть, глубже и обширнее. Место есенинской природы у него занимает лабиринт большого города, где заблудилась и нравственно запуталась одинокая современная душа, драматические положения которой, страстные и нечеловеческие, он рисует». Воспоминания Чуковского и Пастернака донесли до зрителей Руслан Борисов и Пётр Котлов.

А вот Люба Полякова смогла перевоплотиться в Лилю Брик. Мне кажется, ей это удалось благодаря не только внешнему сходству, но и способности проникнуть во внутренний мир музы поэта. Задача, согласитесь, непростая! Люба (в роли Л. Брик) рассказала о первом чтении Маяковским поэмы «Облако в штанах», о том ошеломляющем впечатлении, которое оно произвело на слушателей: «Первым пришёл в себя Осип Максимович. Он не представлял себе! Думать не мог! Это лучше всего, что он знает в поэзии!»

Ведущая Полина Пономарёва продолжила разговор о поэме: «Облако в штанах» было написано для одной женщины (Марии Денисовой, в которую Маяковский действительно влюбился в Одессе) и посвящено другой. Посвящено Лиле Брик, которую он полюбил, по его собственным словам, в первый раз, и в общем, навсегда…» Отрывок из знаменитой поэмы выразительно прочитал Николай Кузнецов.

По словам Л. Брик, «Маяковский всё переживал с гиперболической силой и при этом не любил разговаривать, так как всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, поэтому так нерастраченно вошли в них его переживания». Эти переживания поэта постаралась передать Анастасия Божко, прочитавшая стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

С равнодушием к чужой боли, сытой тупостью и другими проявлениями мещанства Маяковский боролся всю жизнь. И революция была встречена им громогласно и радостно как очистительная гроза, призванная освободить мир от самодовольства богатых и сытых, от многовековой несправедливости мироздания. «Громада любовь» поэта-максималиста была теперь обращена к революции, которой он готов был служить в каком угодно качестве:

Я, ассенизатор

и водовоз,

революцией мобилизованный и призванный,

ушёл на фронт

из барских садоводств

поэзии –

бабы капризной.

И мне агитпроп

в зубах навяз,

и мне бы

строчить романсы на вас –

доходней оно и прелестней.

Но я

себя смирял,

становясь

на горло

собственной песне.

Отрывок из поэмы «Во весь голос» прозвучал в великолепном исполнении Леонида Лабазникова.

Анна Ахматова, считавшая лирику раннего Маяковского гениальной, говорила: «Он писал хорошо до революции и плохо – после». С мнением Ахматовой можно поспорить, вспомнив о таких послереволюционных произведениях Маяковского, как «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Про это», главы поэмы «Хорошо!» Одну из них проникновенно прочитал Костя Рогожин.

Маяковский воспевал революцию, потому что верил в её очистительную силу. Но видя, что мещанство, ханжество, приспособленчество продолжают жить, лишь поменяв окраску, он продолжает бороться против всего, что, по его мнению, мешает строительству нового. И появляются такие стихи, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». Стихотворение «Прозаседавшиеся очень артистично прочитал Сергей Петрович Павленко.

Гвоздём программы стала инсценировка пьесы «Клоп» педагогами третьей школы. В пьесах Маяковского кое-кто из критиков почуял «антисоветский душок». На страницах газет разворачивается дискуссия о том, нужна ли Советскому государству сатира. Ответ почти однозначен: не нужна. Маяковский вступал в споры и выступлениями, и стихами. Это не нравилось многим. Поэту отказывали в чувстве родины, в преданности советской власти. «Громада любовь» к революции оказалась безответной? Во всяком случае, так могло показаться.

Больно было слушать отрывок из книги Виктора Шкловского «О Маяковском» (волнение Павла Плотникова, читавшего его, передалось и сидевшим в зале): «Владимир умер. Написал письмо «Товарищу правительству». Умер, обставив свою смерть, как место катастрофы, сигнальными фонарями, объяснив, как гибнет любовная лодка, как гибнет человек не от несчастной любви, а от того, что он разлюбил. Кого разлюбил? Лилю Брик? Татьяну Яковлеву? Веронику Полонскую? А может быть, не кого, а что? Революцию? Страну, которой не нужна его любовь и над которой он пройдёт, как «косой дождь»?

Поэт слом эпох чувствует спинным мозгом. И в тот момент, когда этот слом произошёл, Маяковский почувствовал и обозначил этот рубеж, этот слом эпох. Правда, не стихами, а собственной смертью.

Маяковскому 130 лет. 93 из них пришлись на его посмертную судьбу. Она не была простой. Сокрушительным ударом по его поэзии стало крушение советской страны и крах всех её идейных основ, которым верно служил своей поэзией Маяковский. Но ему удалось уцелеть. Остаться живым. Для Маяковского история ещё не настала. И подтверждением этому явился неподдельный интерес к его творчеству участников литературной гостиной. Хочется отметить художественное чтение Юлии Панковой и Леонида Лабазникова – призёров городского конкурса «Слушайте, товарищи потомки…», артистизм Лоскутовой Ксении, энтузиазм Федотова Артёма, Столярчука Антона и Пристяжнюк Алины.

Подводя итоги, председатель КРО ВСД «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев тепло поблагодарил всех участников литературной гостиной, вручил им благодарственные письма, а самым активным педагогам и учащимся – Почётные грамоты «За достойный вклад в общее дело по сохранению русской культуры, национальных традиций, великого русского языка». Их удостоились Яруллина Алла Викторовна, Маркарян Марина Сейрановна, Мишина Алина Александровна, Матиева Евгения Викторовна, Леменкова Людмила Алексеевна, Шабович Иван Сергеевич, Дикий Виталий Витальевич, Кондрашина Алла Геннадьевна, Розанова Марина Сергеевна, Боброва Ирина Васильевна, Козлова Анжелика Дмитриевна, Пономарёва Полина, Кудреватых Алёна, Лабазников Леонид.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад», г. Красноярск

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024