Государственный театр, а не частная лавочка

Государственный театр, а не частная лавочка

Недавно мы отметили знаменательный для нас день — Всемирный день театра. С каким настроением и какими мыслями? К сожалению, не самыми оптимистическими.

Много лет деятели нашей культуры пытались дружить с западными «партнёрами». Отразились эти попытки в искусстве по-разному. Западные лекала, подчас абсолютно мерзопакостные, нередко становились образцами для отечественных театров, кино, телевидения, литературы и других видов искусств. События последних лет показали, что «западные партнёры» нам совсем не друзья, что во всём, в том числе и в искусстве, необходимо ориентироваться на свои силы и таланты.

Да, руководство страны, кажется, осознало наконец серьёзнейшую опасность, которую несёт воздействие ненавистников России на её народ через культуру и искусство. Считаем совершенно правильным, что сейчас всё более настойчиво звучат призывы к опоре на традиционные ценности, к справедливому мироустройству, к возрождению нравственности и усилению патриотизма, то есть ко всему тому, что нас объединяет.

9 ноября 2022 года был принят Указ Президента Российской Федерации №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это важнейший документ, содержащий спасительные для страны принципы и установки. Развивая его положения, президент РФ В.В. Путин в недавнем Послании Федеральному собранию отметил: «...Культура призвана служить добру, красоте, гармонии... и, главное, не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества».

На финансирование отечественной культуры, в том числе на реализацию этого указа, государство выделяет огромные финансовые, организационно-технические, трудовые ресурсы. Но насколько правильно они расходуются? Для всех ли подвизающихся в сфере культуры правильные призывы стали руководством к действию? Ответ на это, увы, отрицательный.

Нам представляется совершенно недопустимым то, какая кадровая и репертуарная политика проводится во многих театрах, существующих за государственный счёт и по определению призванных проводить в жизнь государственную культурную политику. Как ни прискорбно это, к ним относится теперь и нынешний МХАТ им. М. Горького под руководством генерального директора В.А. Кехмана. Тот самый многострадальный доронинский МХАТ, некогда светоч патриотизма, в борьбе за сохранение и гармоничное творческое развитие которого сломано так много копий. Что же происходит здесь сейчас?

«Правда» уже не раз вынуждена была по этому поводу бить серьёзнейшую тревогу. Вот получилось так, что более года главным режиссёром театра является Г.А. Полищук, гражданка Латвии, президент которой недавно заявил, что «Россию нужно разрушить как Карфаген». Полищук на доверенном ей месте именно это и делает.

Так, в прошлом сезоне здесь не были продлены трудовые договоры со многими, в том числе и с доронинскими артистами, а из доронинского репертуара на сегодня осталось лишь три спектакля. Приглашены несколько сомнительных «звёзд» с примелькавшимися по телеэкрану лицами, доронинская же труппа практически не задействована в спектаклях.

Цены на билеты взвинчены до безобразия, то есть простые зрители «из народа» попасть в свой родной театр теперь практически не могут. А самое главное — на мхатовской сцене больше не идут замечательные спектакли, пробуждавшие в зрителях самые светлые чувства, веру и надежду, побуждавшие к созиданию, вызывавшие гордость за своё Отечество, наполнявшие зрителей патриотизмом и гуманизмом. Вместо этого сцена прославленного театра отдана «постдраматическим» поделкам, которые коверкают, препарируют классику, делают её непонятной, не показывают высокие проявления жизни человеческого духа, а, напротив — вгоняют зрителей в депрессию, пессимизм, неуважение к стране, её народу, истории, обессиливают, насаждают примитив, агрессивный эротизм, сексуальную озабоченность, опошляют истинные ценности.

Поставленные за последнее время спектакли отличаются прозападными, выхолощенными, бездуховными подходами, однообразием и поверхностностью приёмов, отсутствием ярких актёрских работ, пылают нарочитой зрелищностью в ущерб смыслу. В связи с этим возникает законный вопрос к руководителю театра В.А. Кехману: выбор Г.А. Полищук на такую ответственную, определяющую лицо театра должность — это сознательное решение, то есть желание быть похожим на театры Европы, или это принципиальное непонимание своей задачи руководителя федерального государственного бюджетного учреждения культуры, существующего за счёт субсидии федерального бюджета?

Если первый вариант ответа, то надо признать, что это решение не только ошибочно, а с учётом современной государственной политики даже преступно. Ибо всё это идёт вразрез с запросами здоровой части общества, жаждущей чистого, светлого, вселяющего надежду, мобилизующего, окрыляющего, высокопрофессионального искусства.

Второй вариант ответа — непонимание государственной роли руководителя федерального театра, а не частной лавочки, в которой можно вытворять всё, что вздумается. За что радеет В.А. Кехман на своём посту генерального директора? Его многочисленная похвальба в СМИ и на сборах труппы сводится к двум «победам» — к размеру денежного сбора со спектакля и к полной заполняемости зала. При этом не важно, чем и как это достигается: мнимой двусмысленной зрелищностью спектаклей, идущей в ущерб смыслу великих русских классиков, чернухой, оголёнкой, истеричностью и даже провокативностью? Как, например, в мерзопакостной, издевательской поделке Полищук «Над Не», в которой один из героев приехал из Европы в нашу страну и привёз новые ПРОГРЕССИВНЫЕ методы лечения пациентов… Ну не фига ли это в кармане?! Только совсем дурак не поймёт тот самый «месседж», посланный всем нам этой режиссёршей — гражданкой «настоящей Европы».

Неужели Владимир Абрамович Кехман сознательно идёт вразрез с общественным мнением и насущными запросами государства? Мы прекрасно помним одно из первых интервью, которое он дал изданию «Фонтанка» 17 ноября 2021 года, только вступив в должность генерального директора МХАТ им. М. Горького. Это было очень многообещающее и обнадёживающее интервью, где Кехман изложил основные принципы, подходы и направления своей работы во МХАТе. Там было много насущного! Было и о том, что «голожопые и мерзопакостные спектакли давным-давно никого не волнуют», и что нельзя уничтожать старый репертуар театра, не создав достойный новый, и что МХАТ обязан хранить наследие Станиславского и Немировича-Данченко, хранить традиции русского психологического драматического театра, что в спектакле может быть всё, но только если это талантливо и уместно, и что в драматическом театре (где важен текст, игра актёров, контакт со зрителем), в отличие от музыкального, музыки должно быть немного, и что зрители хотят простую и понятную классику, которая сделана красиво, и что театр должен показывать то, чего ты не увидишь в обыденной жизни, и что, как говорил Станиславский, театр должен быть общедоступный, должен воспитывать души людей, включая актёров и режиссёров, и что никогда нельзя обманывать коллектив, и что в театре не надо ориентироваться на шум вокруг театра.

Да, господин Кехман тогда продекларировал очень много совершенно правильных тезисов, под каждым из которых можно подписаться. И зрители поддержали Кехмана, даже написали слова поддержки ему в минкультуры и администрацию президента, о чём в дальнейшем сильно пожалели. Ибо два года спустя стало совершенно понятно, что Кехман постоянных мхатовских зрителей попросту обманул и ничего из продекларированного он делать не собирается. Главное для него — касса и заполняемость. Не будет и худсовета, главой которого по уставу театра является Т.В. Доронина. И это принципиальная позиция господина Кехмана, в том числе озвученная теперь и в СМИ! Не важно для него мнение великой Дорониной?

Замечательная советская практика, в какое-то время совершенно оплёванная, а ныне ясно, что абсолютно нужная, — это худсоветы, чтобы не было соблазна одному режиссёру или директору заниматься самоуправством за государственный счёт. Худсовет во МХАТе и защитит от возможных ошибок в случае принятия единоличных решений. И тогда в театре восстановится здоровая творческая атмосфера. И тогда придут в него новые достойные режиссёры, соответствующие уровню, целям и задачам МХАТ. И, конечно, Россия богата на своих талантов, в том числе и в режиссуре. Это до какой же степени надо не верить в свою Родину, чтобы отдать главную творческую должность представительнице недружественной России страны?

Мы всё же надеемся, что генеральный директор МХАТ им. М. Горького В.А. Кехман примет, наконец, правильные решения, прислушается к мнению многочисленных зрителей, к мнению Т.В. Дорониной, других коллег, работающих в лучших традициях русского психологического репертуарного театра, и перестанет слушать разных «советчиков», на которых, как говорят, клейма негде ставить в их нелюбви к России и её ценнейшему достоянию — русскому репертуарному театру.

Надеемся, что и учредитель театра — министерство культуры РФ внесёт так ожидаемый и весомый вклад в реализацию Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Чтобы МХАТ им. М. Горького вновь, как и при Т.В. Дорониной, занял своё ведущее место в ряду властителей дум и воспитателей душ. Пока же министерство культуры, следуя самой скверной традиции, кормит зрителей МХАТ формальными отписками. И возникает естественный вопрос: а руководству этого министерства дороги государственные интересы?

По поручению многочисленных зрителей МХАТ им. М. Горького, А. СВЕТЛОВ

Источник: «Правда»

***

С кем вы, мастера министерства культуры?

Уважаемая редакция газеты «Правда»! Обращаются к вам члены Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького. Благодарим вас за статьи по поводу более чем тревожной ситуации в нашем родном МХАТ. Совсем недавно, в номере за 5—6 марта, было опубликовано письмо наших товарищей, поклонников этого замечательного театра. Письмо предваряло событие, которое вот-вот должно было произойти, которого ждали чуть ли не весь коллектив МХАТ и его верные зрители: увольнение в связи с окончанием срока полномочий главного режиссёра театра Г.А. Полищук. Был уже подготовлен приказ, подходил срок, но… увольнение не состоялось.

Да, увы, но это так. В причинах ещё придётся разбираться. А пока поясним читателям, почему это решение уже перезрело и почему его так ждали многие.

За время работы во МХАТе Галина Полищук со своими неумелыми постановками и ярой приверженностью модернистской постдраме продемонстрировала непрофессионализм и полную несовместимость с основами, традициями, ценностями, направленностями данного театра, абсолютное несоответствие его уровню. Об этом хорошо было сказано в упомянутом предыдущем письме (см. №23). Если говорить по большому счёту, то её прозападные, русофобские, «постдраматические» потуги идут вразрез со всем российским, патриотическим, подлинным, что сегодня особенно требуется нашей стране.

Варварское внедрение на сцену МХАТ им. М. Горького этой чуждой ему эстетики, по сути, убивает театр. Безжалостно. Холодно. Равнодушно.

Вспоминается Лермонтов и его «Смерть поэта». Там — об убийце Пушкина, хладнокровном, дерзком, с пустым сердцем, чужеродном, заброшенном к нам на ловлю счастья и чинов, презиравшем земли чужой язык и нравы... Ситуация до ужаса сходная!

Очередной потугой Полищук обещает стать «Евгений Онегин». И это к юбилею великого поэта. Там герои будут кататься на коньках. И бедный Ленский не погибнет трагически на дуэли от руки друга! Нет, это уже устарело, такой тривиальный подход. У Полищук Ленский ОТКИНЕТ КОНЬКИ. Не больше, но и не меньше.

Катание на коньках, «откидывание коньков» — это, конечно, очень способствует пониманию Пушкина и его энциклопедии русской жизни.

У Полищук уже была вода, во всех спектаклях. Это какое-то наваждение, какая-то мистическая практика. И теперь она тоже предполагается, но уже в другом агрегатном состоянии. Какая новизна! Лёд. Холод. Скользкость. Безжизненность. Отстранённость. Равнодушие. Безразличие. Бездушность... Таковы основные истоки «творчества» Полищук, её вдохновители, так сказать. Если это на что-то стоящее вообще может вдохновлять.

Не знаем, что помешало принятию решения о выдворении из истинно русского классического реалистического академического театра совершенно чужеродного для него элемента. Но это стало большой, роковой ошибкой руководства театра, к которому мы не единожды обращались с просьбой навести порядок и установить в театре мир и свойственную его предназначению эстетику.

Исчерпав все ресурсы общения с театром, обращаемся теперь к его учредителю — министерству культуры РФ. Сразу оговоримся, что имеем давнюю предысторию общения с министерством. С нашей стороны были и многочисленные письма, и обращения, и просьбы о личных приёмах. Во всём нам было отказано. Нас не допустили ни к одному должностному лицу. На все наши письма и обращения мы получили написанные как под копирку пустые ответы — ни о чём. По форме — правильно, по существу — издевательство.

И мы хотим напомнить министерству культуры, что оно призвано служить обществу, служить воспитанию в его гражданах высших нравственных качеств, истинной любви к Родине, уважению к её величию и колоссальному созидательному потенциалу. Напомнить, что все бюрократы живут на народные деньги. Напомнить, что в кризисные для театров моменты оно имеет право принимать любые кадровые решения. Напомнить, что прошли очень важные для страны и её народа выборы, которые должны смыть с общества всю пену, всю гнилую скуку, всех приспособленцев и имитаторов, всю чужеродную накипь и утвердить высшие идеалы, выдвинуть лучших людей.

Мы уверены, что все вопросы можно и нужно решать цивилизованно, путём переговоров, когда обе стороны уважают, слышат друг друга и идут навстречу друг другу. И тогда не нужны будут ни обращения граждан наверх, через СМИ, ни пикеты, которые имели место во времена «бояковщины». Слава богу, те пакостные времена миновали. И во многом — не без усилий общественности. И газеты «Правда».

Так услышьте же глас народа и теперь! Эй вы, там! С кем вы, мастера министерства культуры?

Таким как Полищук, не место в театре, являющемся национальным достоянием. В стенах МХАТ должны работать талантливые режиссёры, патриоты своей Родины, бережно относящиеся к классике и традициям театра, не чуждые новизны, но в деликатных, органичных, уместных границах, уважающие и старшее поколение зрителей, и способные увлечь своими постановками молодёжь, тронуть их сердце и разбудить их ум, подвигнуть их к созиданию.

МХАТ не должен становиться прокатной площадкой и не должен дрейфовать в сторону музыкального театра. А то уже и мальчики-капельдинеры в антрактах травят доверчивым зрителям байки о том, что «Сама Доронина» благословила, чтобы МХАТ стал музыкальным театром. Не было этого! А было с точностью до наоборот: Татьяна Васильевна настаивала, чтобы в спектаклях музыка не преобладала, чтобы её было немного, чтобы она только лишь помогала раскрытию главной идеи спектакля. Не более.

И Станиславский, и Немирович-Данченко задумали и строили МХАТ именно как драматический театр. Для музыкального театра у них были другие идеи и помещения. Так что недопустимо сейчас подменять смыслы и установки отцов-основателей и президента театра. Такое не может быть безнаказанным! Убедительно просим руководство министерства культуры, администрацию президента, всех отвечающих на самом верху за культуру в России внять нашим тревогам, почувствовать народную боль, поверить нашим выстраданным посылам и принять необходимые меры для того, чтобы в МХАТ им. М. Горького вернулась созидательная, творческая, позитивная атмосфера, чтобы в него пришли и в нём с удовольствием работали лучшие, заслуживающие того режиссёры, чтобы на его сцене шли и были воссозданы лучшие спектакли доронинского репертуара. То есть чтобы великий театр смог вновь радовать всех своим неизменным патриотизмом, своими высокохудожественными, умными, тонкими, профессиональными, оригинальными, новаторскими, гуманистическими постановками.

Надеемся, что так и будет!

От имени Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького — И.К. НОВИКОВА (преподаватель), А.А. СЕЛИНА (студентка), Т.К. ГОТОВА (пенсионер), П.Н. КОЧАН (строитель), С.А. КОТОВ (менеджер)

***

ОТ РЕДАКЦИИ «Правды». Если директор В. Кехман вместе с российским министерством культуры сочтут возможным и далее бережно хранить на посту главного режиссёра МХАТ антироссийскую Г. Полищук, то закономерен вопрос: а чью же культурную политику они проводят — своего государства или недружественных к России стран?

Ждём ответа, а точнее — неотложных мер от министра культуры РФ Ольги Любимовой. Напоминая, что и эта ответственная должность тоже ни для кого не закрепляется навсегда.

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024