«Глаголы жгущие…» День Русского языка в Красноярске

«Глаголы жгущие…» День Русского языка в Красноярске

6 июня для всех истинно русскомыслящих людей особенный день. В этот день в этом году исполнилось 222 лет со дня рождения основателя русского литературного языка, солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. 10 лет назад по инициативе Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» и КПРФ этот день стал государственным праздником – Днём русского языка. У активистов «Русского Лада» сложилась хорошая традиция к этому дню приурочивать отчётные концерты ежегодного Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский Лад» и возлагать цветы к памятникам А.С. Пушкину. Такие мероприятия прошли и в этом году в Красноярске.

Но не остаются в стороне как профессиональные, так и любительские творческие коллективы. В Красноярском театре оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского состоялся вечер романса «Пушкиниана», сценарий которого охватывал практически всю любовную лирику Пушкина, песни и романсы на которую исполняло более 30 артистов.

В этот день в Литературном музее Красноярска витал русский дух. Литературный театр под руководством и по сценарию члена правления КРО «Русский Лад» В.Н. Наговицына в честь 222-летия со дня рождения А.С. Пушкина представил музыкально-литературную композицию "Глаголы жгучие". Чтецы с ювелирной отточенностью дикции читали пушкинские стихи, жестами, мимикой, сменой интонации голоса оттеняли ту или иную мысль поэта. Пушкинские стихи гармонично сочетались со звучащей в зале музыкой С. Прокофьева, Г. Свиридова, М. Глинки, Ф. Шопена, Д. Шостаковича.

А началось представление так. В небольшом уютном зале старинного особняка тихо лилась чарующая музыка Г. Свиридова из сюиты «Метель», под звуки которой неожиданно вошёл …Пушкин (Андрей Гриневич) во фраке, в цилиндре с тростью в руке. Пройдя по залу, раскланявшись со зрителями, важно сел в кресло на сцене, сразу показалось, что мы присутствуем в литературном салоне XIX века. И в подтверждении этого предположения появляется Наталья Сафронова и читает стихотворение «К поэту». А затем Михаил Титов, одетый во фрак, на голове цилиндр (онегинский «денди»), читает стихотворение «Клеветникам России», последние строки которого люди Западной Европы должны были бы «зарубить на носу» «Так высылайте ж к нам, витии,// Своих озлобленных сынов:// Есть место им в полях России,// Среди нечуждых им гробов». Но западномыслящие люди плохие ученики, их ни история, ни литература ничему не учат.

А вот стихотворение «Пророк» читает сам «автор» (Андрей Гриневич). Стихотворение имеет глубокий философский смысл, оно показывает, в чём Пушкин видит назначение поэта и, как верующий человек, эти слова вкладывает в уста посланника Бога: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,// Исполнись волею моей,// И, обходя моря и земли,// Глаголом жги сердца людей», которые стали девизом многих поэтов последующих поколений. В этом отделении прозвучали также знакомое со школьных лет «Анчар» (Наталья Сафронова) и «Отцы пустынники» (Олеся Дидух), в котором звучит молитва лирического героя, осознавшего, что он «падший», и кающегося в своих грехах. Его молитва почти дословно передаёт церковную молитву, произнесённую пустынником, жившим века назад.

Вадим Наговицын под гитару исполнил песню на стихи Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», музыку которой написал сам. Автору удалось в музыке передать душевное состояние поэта «в минуту жизни трудную», а стихотворение и было написано Пушкиным в свой день рождения, в то время, когда шло расследование по его принадлежности к авторству «Гавриилиады». Очень вовремя прозвучал романс Исаака Шварца на стихи Пушкина «Приметы» (Я ехал к вам: живые сны…) в исполнении дуэта Вячеслава Даниловича (гитара) и Тамары Терешковой. По духу эти два музыкальных произведения близки. От грустных размышлений, навеянных этими песнями, отвлекли трели соловья и стихотворение «Птичка», прочитанное Маргаритой Радкевич.

После этого прозвучали широко известные со школьных лет и любимые всеми романтиками стихи «Во глубине сибирских руд…» (Елена Минина), «К Чаадаеву» (Римма Чучилина) и как важно, чтобы сегодняшние школьники знали эти стихи. Их призыв к борьбе за счастье своего народа, своей Отчизны непреходящий, это и есть то, ради чего стоит жить.

Но в жизни людей непреходящими являются и вечные радости жизни, (пусть они иногда бывают печальны, но тем и прекрасна жизнь): любовь, страдания, радость за друзей, испытание мук ревности… Пушкин это показал в стихотворениях «Что в имени тебе моём…» (Лариса Гайтанова) и «Талисман», на которое В. Наговицын написал музыку, артист оперного театра Роман Доронин под гитару исполнил его.

И чтобы усилить романтические настроения зазвучал великолепный, пронизывающий всю душу вальс Г. Свиридова из сюиты «Метель», а в его вихре то стремительно, то плавно закружились, грациозно скользя по залу Вячеслав Данилович и Тамара Терешкова. Это невозможно описать словами. Бурные аплодисменты были им заслуженной наградой.

О любви Пушкиным написано много стихотворений. Да это самое волнующее, само романтическое чувство и как сказал поэт в «Евгении Онегине»: «Любви все возрасты покорны…» А Евгений Долматовский писал: «Любовь никогда не бывает без грусти,// Но это приятней, чем грусть без любви».

Вот и в прозвучавших пушкинских стихах «Сожженное письмо» (Олеся Дидух) и «Цветок» (Надежда Книга) лирический герой то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран зная, что любовь может быть быстротечной и может наступить разлука. И как хочется оставить что-то на память о любимой: её письма или когда-то ею сорванный цветок. Но она просит сжечь письма, а просьбу любимой надо выполнять. Ну а цветок можно сохранить, но сколько грусти и печали он засохший навевает. Но настоящими немеркнущими бриллиантами любовной лирики Пушкина и не только его, а всей лирики XIX века, являются «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил…». Первое стихотворение читал автор (Андрей Гриневич), а второе В. Наговицын положил на музыку и исполнил под гитару.

Творчество Пушкина разнообразно и многогранно. Каких только тем он не касался, его волновало всё. В одном из наиболее мрачных своих стихотворений «Не дай мне бог сойти с ума», которое великолепно прочитала Елена Минина, Пушкин опасается лишиться разума. Почему он его написал? Поэт находился в ссылке, во враждебном ему обществе, он ощущал, как с каждым днём тают его душевные силы, и признаёт тождество поэта и сумасшедшего.

Судьба русского народа всегда волновала поэта, он не мог понять его покорность перед сильными мира сего. Своей гражданской поэзией он пытается пробудить здоровые силы в народе, пробудить в нём свободолюбие, стремление к борьбе за свои права. Напрасно всё! Его усилия ни к чему не привели, и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (Надежда Книга) его сеятель бросает гневные резкие слова, называя мирные народы пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков. Много лет спустя, в конце XIX века 16-17 -летний юноша написал небольшое стихотворение, в котором отразил реакцию на звучавшую в песне пандурииста «великую правду» и «возвышенную мечту». Они «полную чашу отравы преподнесли ему», сказав при этом: «Молитва твоя чужда нам и правда твоя не нужна». Юношу звали Сосо Джугашвили (Иосиф Сталин). К сожалению, отношение обывателя к призывам добиваться освобождения от рабской зависимости остаётся таким же в России и в XXI веке. Верно утверждал К. Маркс: «Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Пушкин любил и знал жизнь, он остро ощущал её скоротечность и в какой-то момент, устав от «пышности света», «постылой жизни мишуры», «блеска, шума, и чада», «и ветоши маскарада» поэт начал мечтать уйти от всего этого и уединиться с любимой и любящей женой и детьми в деревне среди милой ему сердцу русской природы. Всё это звучит между строк, в прочитанном Еленой Мининой стихотворении «Пора, мой друг, пора…», а нашло выражение в разговоре Татьяны с Онегиным. Там же Татьяна вспоминает «смиренное кладбище,// Где нынче крест и тень теней// Над бедной нянею моей». И как бы продолжая тему любви к няне, к кормилице, «умевшей выручить в худший из дней» (К. Симонов) звучит из уст Ларисы Гайтановой стихотворение «Няне», хорошо нам известное со школьных лет. Оно нам напоминает, что и в разлуке близкие люди являются нам опорой. Также как опорой является наша русская природа, которая своей красотой окружает нас в любое время года и часто выступает лучшим лекарством от душевных ран. Завораживающим картинам русской зимы Пушкин посвятил стихотворение «Зимнее утро», В. Наговицын написал на него музыку, а Роман Доронин превосходно его спел.

Незабываемую красоту русской природы, её влияние на ум и настроение русского человека поэт описывал во многих стихотворениях, яркими яхонтами, горящими в нашем сознании. Кто из нас не восторгался, не приходил в волнение, когда читал или слушал «Буря мглою небо кроет…» (Маргарита Радкевич), «Редеет облаков летучая гряда…» (Михаил Титов), «Когда по синеве морей// Зефир скользит и тихо веет…» (Наталья Сафронова), «Простите, верные дубравы…» (Рима Чучилина). А когда после долгой разлуки не приезжаешь в родные места, особенно в те, «где на свет ты появился» глядя на молодую поросль у тех деревьев, которые сажал своими руками, на детей своих товарищей детства то вспоминаешь: «Здравствуй, племя младое незнакомое…» На ум обязательно приходят эти строки из пушкинского «Вновь я посетил тот уголок земли…» (Тимур Гарифуллин).

Несколько необычным в творчестве Пушкина пишущему сии строки показалось стихотворение «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…», которое прочитал Михаил Титов. Вроде поэт пытается воздать похвалу императору, именно так его появление встретили многие друзья. Но для Пушкина главное – следовать правде жизни, и поэт должен смело выражать свои мысли, не молчать, обязан быть беспристрастным, не только вскрывать пороки, но и восхвалять добродетели. Николай I возвратил его из ссылки, и Пушкин выражает ему свою благодарность. Завершает композицию «автор» (Андрей Гриневич), читая стихотворении «Памятник».

А.С. Пушкин своей лирикой и прозой, гражданским подвигом действительно воздвиг себе памятник на многие времена, и не случайно выдающийся мыслитель нашего времени А.И. Субетто второй этап в Эпохе Русского Возрождения называет ПУШКИНСКИМ, потому что именно Пушкин так выпукло, так ярко и творчески выразил всечеловечность русского народа, русской – российской цивилизации.

PS. Музыкально-литературную композицию «Глаголы жгучие» можно посмотреть в Интернете по ссылке: https://vk.com/videos-172813316?z=video-172813316_456239049%2Fclub172813316%2Fpl_-172813316_-2

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, июнь 2021 г.

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024