Германия. «Красная фурия» против европейских элит
Череда успехов на земельных выборах на востоке Германии в сентябре текущего года сделала новую партию «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ) весьма популярной в масштабах уже всей ФРГ, а сама лидер «Союза», носящего её имя, постепенно приобретает известность и популярность уже европейского масштаба. При этом после ярких выступлений её партии на земельных выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге Сара Вагенкнехт стала настоящей звездой в авторитетных западных СМИ.
И это при том, что на родине те же самые ведущие СМИ, особенно консервативной и либеральной направленности, её откровенно не любят и называют «популистом и демагогом», «сторонницей России». Самое удивительное здесь то, что сама Вагенкнехт при этом ни разу не была в нашей стране и даже в посольстве РФ в Берлине!
Но факт остаётся фактом. Политики из правящей коалиции, да и оппозиционеры из ХДС не любят встречаться с ней в ток-шоу, где она легко кладёт их на лопатки, привлекая к себе аудиторию не только умом, но и умением грамотно вести полемику. Пример тому — недавнее интервью Вагенкнехт английскому журналу «Экономист» (Economist), во многом объясняющее причины её успехов как лидера новой левой силы в политическом пространстве ФРГ. Британское издание фактически признаёт, что она обладает талантом политического организатора, сумев на пустом месте не только создать новую партию своего имени, но и практически в кратчайший срок добиться признания у избирателей.
О чём же шла беседа в этом интервью? С корреспондентом издания Сара Вагенкнехт встретилась в бундестаге. Коротко объяснила, что её партия добивается социальной справедливости, уважения культурных традиций и контроля за наплывом беженцев, что неразрывно связано с войнами в мире.
Неудивительно, что притягательность лозунгов «Красной фурии», как называют её в Германии, для бюргеров вполне понятна: Сара за повышение налогов для богатых, щедрые пенсии и минимальный гарантированный доход. К крупному капиталу относится скептически и ратует за интересы малого и среднего бизнеса.
Досталось в интервью от Сары нынешнему правительству Германии, которое она называет «самым глупым в Европе», так как оно позволило ввести запрет на поставки российского газа. Одновременно Вагенкнехт сетует на узость взглядов «климатических активистов», которые хотят отказаться от двигателей внутреннего сгорания. А ведь немецкие двигатели стали источником процветания Германии в прошлом. В отношении мигрантов она разделяет точку зрения правых: мигранты захлестнули Германию, и социальная система страны надорвалась в попытках содержать их.
Но главным пунктом её программы является прекращение войны на Украине. Сара Вагенкнехт хоть открыто и не поддерживает российскую специальную военную операцию (СВО), но считает, что она вызвана «законными опасениями России по поводу расширения НАТО» к её границам путём вовлечения Украины в орбиту блока, пусть пока ещё только политическую. В связи с этим нелишне вспомнить, что в июне текущего года вместе с ультраправой партией «Альтернатива для Германии» (АдГ) депутаты партии Вагенкнехт бойкотировали выступление главы киевского режима Зеленского в бундестаге. Такая позиция лидера ССВ пользуется широкой поддержкой в восточных землях Германии, то есть на территории бывшей ГДР.
Сара Вагенкнехт не спорит с тем фактом, что Украине нужны гарантии безопасности, но, по её мнению, они были бы куда надёжнее, если бы исходили от таких стран, как Китай и Турция. При этом она, разумеется, не поддерживает включение Украины в НАТО. А вот Германии было бы куда полезнее для её национальных интересов «придерживаться старой политики посредничества между Россией, Восточной Европой и США», а не отправлять на Украину оружие и танки, считает политик.
Канцлера Германии Олафа Шольца она прямо называет «вассалом» Америки, что в глазах правящей элиты делает её «токсичной» для возможных альянсов. За это на Вагенкнехт даже навесили в проамериканских СМИ ярлык «пропагандистки Путина». Но одно дело — «токсичность» и совсем другое — политический прагматизм, который диктует простую истину: в современной Германии традиционным партиям уже невозможно обходиться без союза в той или иной форме с ССВ при формировании правящих коалиций как минимум на земельном уровне. А вполне возможно — и на федеральном, что могут показать предстоящие, вероятнее всего, в феврале будущего года досрочные выборы в бундестаг.
Сара Вагенкнехт, как известно, родилась и выросла в ГДР: она оставалась убеждённой сторонницей взглядов Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) даже после падения Берлинской стены. Приверженность, несмотря на все стремительные перемены на её родине, левым убеждениям обусловила политическую карьеру Вагенкнехт в рядах партии «Левые» (Die Linke), частично унаследовавшей идеологию СЕПГ. Став сопредседателем парламентской фракции партии в бундестаге, она постоянно была на виду, участвовала в политических ток-шоу.
Но её популярность не всем была по нраву в партии: она открыто критиковала своих коллег за почивание на лаврах и даже оппортунистические взгляды, открытое скатывание на позиции СДПГ. Разрыв Вагенкнехт с такими «Левыми» становился неизбежным, и он произошёл в 2023 году. После этого она и приступила к созданию под своим руководством новой партии, придерживающейся по-настоящему левой идеологии. Так в январе 2024 года и возник «Союз Сары Вагенкнехт», который объединил её сторонников не только вышедших из рядов «Левых», но и из других политических партий ФРГ.
Взлёт недавно созданной партии оказался столь впечатляющим, что мгновенно превратил Вагенкнехт в одного их самых влиятельных политиков Германии. ССВ последовательно добивается успеха на выборах в Европарламент, а затем и на земельных выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге — трёх восточных землях Германии, где эта политическая партия вынудила христианских демократов (ХДС) и социал-демократов задуматься о формировании с ней коалиций. Однако у успеха ССВ есть оборотная сторона: Вагенкнехт придётся идти на компромиссы. Но есть одна тема, по которой она не намерена идти на уступки. Речь идёт о размещении американских ракет большей дальности на территории Германии с 2026 года.
Вагенкнехт приостановила коалиционные переговоры в Тюрингии, потому что в программах трёх потенциальных партнёров нет официального отказа от недавнего соглашения Германии о размещении американских ракет. И она пошла ещё дальше, потребовав, чтобы политики ХДС, с которыми её коллеги ведут переговоры в восточных землях, дистанцировались от Фридриха Мерца, национального лидера христианских демократов, который хочет, чтобы Германия поставляла Украине больше оружия.
Здесь тоже не всё так однозначно. Некоторые партнёры по партии не разделяют жёсткий подход Сары. Они обвиняют своего лидера в выдвижении «возмутительных требований», которые могут привести к срыву переговоров. Но и тут у Вагенкнехт есть свои весомые аргументы: «Коалиционные переговоры в первую очередь направлены на улучшение условий жизни. Однако вопрос о войне и мире является основополагающим, потому что, если в Германию придёт война, не будет смысла думать об образовании и обо всём остальном», — убеждает политик своих коллег по партии и претендентов на коалицию с ней.
И тут позиция Сары непреклонна, так как отказ от принципиальных положений, считает она, приведёт к разочарованию среди избирателей. Её нежелание идти на компромиссы в столь важных вопросах объясняется и тем, что это может поставить под угрозу кампанию на федеральных выборах в следующем году. Сара последовательно идёт к своей главной цели — превращению ССВ в одну из ведущих политических сил Германии.
Николай ПЕТРОВСКИЙ
Источник: «Правда»