Геополитика и Россия. Проблемы сотрудничества, конкуренции и русофобии
Широко известно одно выражение американского политолога Збигнева Бжезинского, поляка по национальности, исторически враждебного к СССР и к России. Он сказал: «современные государства являются игроками на шахматной доске мира». Иначе говоря, в мировой политике всегда есть шах и мат. Очень важен первый ход, кто начинает: белые или чёрные? Слабые государства в эту игру не вступают. Они не знают правил геополитических шахмат.
Древнегреческий историк Фукидид заложил основы международных отношений, ставших классическими. Он считал, что слабые тоже могут задирать сильных, но победа в этом столкновении предрешена – побеждают сильные. Принцип «прав тот, кто в силе», и стал классическим принципом международных отношений. Европейские государства долго формировались и боролись между собой и только к XVII столетию стали национальными государствами: Испания, Франция, Германия, Италия, Англия и др. И между ними продолжилась потом борьба за лидерство в Европе и во всём мире. А «весь мир» ещё дремал и в мировой геополитике фактически не участвовал. Такие государства, как Япония, вообще самоизолировались и никаких отношений с Европой не имели.
Окрепшие европейские государства стали оглядываться на все четыре стороны света и решили укрепляться за счёт других народов и их земель. Произошло так называемое «открытие Америки, Индии и Африки». Возникла колониальная система, растянувшаяся на пятьсот лет и продолжающаяся в новом варианте до сих пор. Классический принцип применения силы по отношению к слабым странам чётко прослеживается в мировых делах до сих пор. Политическая и материальная сила – ось современной геополитики: единства политических амбиций и географии, политических центров, материков и морей. Возникли две цивилизации: цивилизация Суши и цивилизация Моря.
Россия как государство изначально формировалась как отдельная особая цивилизация – сначала Киевская Русь, потом Московское царство, далее Российская империя, СССР и нынешняя Россия. Монголо-татарское иго на протяжении почти 200 лет трудно назвать колониализмом. Колонии, захваченные европейцами, административно ими и управлялись. В России никогда не было ни монгольского, ни татарского управления. Русские княжества платили дань Орде, но управлялись сами. Россия континентально примыкает к Европе, но она – Евразийская цивилизация, с чувствами сотрудничества и добрососедства с Востоком, с азиатскими странами. Свободное географическое пространство от Урала до Тихого океана позволило России расшириться и вместе с, не имевшими государственности, объединиться и создать огромное государство – Российскую империю и СССР. Толерантность, о которой так много говорят в Европе, изначально была в российской многонациональной государственности. Самый многочисленный народ в ней – русский народ, государствообразующий. На государевой службе в России было много людей нерусских национальностей – «инородцев» (с территории России) и европейцев.
ЧТО ТАКОЕ «РУСОФОБИЯ»? Была ли она в Российской империи, в СССР и есть ли в нынешней России? И является ли «русофобия» идеологией Запада и США? Это явление основательно рассмотрено в книге В.С. Никитина «Русофобия и русскомыслие в судьбе России» (Псков, 2019). Мы согласны со многими утверждениями автора этого труда. Но есть желание уточнить и дополнить само понятие «русофобии» и, может быть, при написании его брать в кавычки.
С нашей точки зрения, «русофобия» не этническое явление, а геополитическое. Было бы ошибочно считать, что в европейских странах русских людей не признают, не уважают, не ценят. Русские люди успешно живут и работают во многих странах Европы и в США, преподают в зарубежных университетах. Русская культура, писатели, художники, композиторы, музыканты, театральные деятели всегда высоко ценились и ценятся в разных странах. Признаётся влияние русской литературы и русского театра на искусство и литературу европейских и восточных стран. Знаю это по личному опыту, когда находился на гастролях в разных странах вместе с ансамблем танца Сибири имени Михаила Годенко при жизни этого прославленного мастера хореографии. На всех концертах ансамбля были аншлаги и после них восторженные рецензии. Правда, вместе с восторгом писались и нелепицы. Например, о том, что «в Сибири круглый год зима, а они танцуют». Мы на эту выдумку отвечали шуткой: «Танцуем, чтобы согреться». Общий смех!
В таких случаях следует сказать о стереотипах восприятия одних народов и опыта их жизни другими народами, в другой культуре. Здесь огромную роль играют СМИ, особенно в наше время. Эту антигуманную, часто даже враждебную деятельность сегодня политики, учёные и политтехнологи называют ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНОЙ. У неё тоже своя длинная история: от первопечатных книг до Интернета. Сатирическое изображение врага, создание его отвратительного образа – это политическая и литературно-художественная традиция. Ужасные образы французов были в русской печати во время войны 1812 года, а во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. сатира на фашизм и гитлеризм была одним из видов духовного оружия против злостного, жестокого врага.
Что касается нынешней «русофобии», то повторяем, что это не этнический, а геополитический термин. Сделаем ещё одно дополнение. Всех, кто проживал в Российской империи, в СССР и сегодня в России, называют «русскими». Русофобия – это ненависть к России в целом. И вот это надо объяснять не только внешними факторами, но и внутренними, приоритетами политики «на шахматной доске мира»: кто с кем играет и в чьих интересах.
В.С. Никитин в своей книге убедительно раскрывает мотивы «русофобии» за рубежом и поддержку её внутри самой России. Нам кажется очень важным его призыв к «русскомыслию». Быть может, в настоящее время это самый главный тезис для государственной идеологии, но наша общественная беда в том, что идеология отрицается даже в тексте Конституции РФ. А пусто место не бывает. Мутным потоком разлилась идеология беспамятства, смена исторических приоритетов с гордости великороссов на безымянное существование ради прибыли, причём кучкой нуворишей, среди которых как раз преобладающее число людей нерусской национальности. Им Россия нужна как дойная корова, пусть её кормит народ, а они будут пить молоко и наслаждаться благополучием, откладывая средства в оффшорные кладовые.
ВНЕШНЯЯ РУСОФОБИЯ понятна в связи с европейской геополитикой. Российская государственность со времён императора Петра I – большой игрок в мировой политике. Во времена существования СССР весь мир был покрашен в три цвета: в красный («русские»), в белый (европейцы) и в серый (нейтральные страны, «третий мир»). После Второй мировой войны и Победы Советского Союза над гитлеровской Германией ни одна проблема геополитики не решалась без согласования с миром социализма во главе с СССР. После 1991 года США и Европе показалось, что биполярная геополитика рухнула, Россию исключили из игроков на шахматной доске мира, приравняли её к пешке без остальных фигур. Русофобы в политическом плане М. Горбачёв и Б. Ельцин капитулировали перед агрессивной демократией западной цивилизации и стали куклами её геополитики. Россия как «молодое государство» (по словам Д. Медведева) стала превращаться в ресурсную колонию Запада и Востока. Так продолжалось до 2007 года, когда на международной конференции по безопасности и сотрудничеству в Мюнхене Президент РФ В. Путин заявил о самостоятельной внешней политике России в её национальных интересах, что «оскорбило» старушку Европу. С этого момента оживилась и нарастала историческая русофобия, превратившаяся в экономические санкции против России и в информационную войну против Российской государственности вообще. Вспомнили о «тоталитаризме Сталина», приравняли его к Гитлеру, оправдали фашизм прибалтийских республик и Западной Украины, развязали «оранжевые революции» в арабском мире, разбомбили Югославию, провели майдан-переворот в Киеве, финансировали терроризм в исламских странах и пр. И вдруг напоролись на Китайскую Народную Республику. «Тигр Востока» заявил о «Китайской мечте» и потеснил экономику гегемона мирового рынка – США. Слабый прежде Китай обернулся сильным игроком на шахматной доске мира. А китайцы, наследники Конфуция и даосизма, умеют играть в стратегические шахматы. Это их историческая наука и геополитика.
Россия оказалась между молотом и наковальней, между «партнёрами демократии» и «социализмом с китайским лицом». У В.В. Путина хватило ума вспомнить об армии: сухопутной, морской и космической. Победа над терроризмом в Чечне, воссоединение Крыма с Россией, военное спасение Сирии и разозлили, и одновременно укрепили международный авторитет России. Без неё, оказывается, нельзя навести в мире более или менее приличный порядок и мирное торговое сотрудничество. Новейшее техническое оружие России вслед за автоматом Калашникова привлекло внимание многих стран, в том числе членов НАТО, как Турция. Европейская классическая конструкция международных отношений с позиции силы и двойных стандартов (в пользу США) зашаталась. Запахло третьей мировой войной с ядерным оружием. Первая МИРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА уже идёт. Россия обороняется. Её внутренние либеральные СМИ грызут тело исторической государственности. Им помогают некоторые советники президента РФ В. Путина. Например, Федотов занимается «десталинизацией страны» вкупе с Европарламентом. А он недавно объявил борьбу с «тоталитаризмом», уравняв в нём Сталина (считай, СССР) и Гитлера. Но Германия, по мнению демократов-паразитов, вроде как уже «отмылась от фашизма», а Россия, наследница СССР, страдает от авторитаризма В.В. Путина. Ставится вопрос о законности присутствия России в Совете безопасности ООН. Как говорится, вот и приехали к разбитому корыту геополитики с помощью советников российского руководства. Внутренний враг всегда хуже внешнего, он рядится под «благодетеля свободы, демократии и прав человека», а на деле социально паразитирует, идеологически предаёт, имеет в кармане паспорта других государств, образовывает и воспитывает в них своих детей, называющих Россию «этой страной».
РУССКИЙ МИР как общественное сознание, движение и поступки пока слаб, разобщён, стыдливо трусоват. Есть и традиционное задирание – «всё равно выживем, останемся и не такое переживали». Опасная самоуверенность. А на глазах – ползучая тихая русофобия не только в СМИ, но и в экономике, в торговле, в рекламе, в быту. Посмотрите, как выглядит сегодня Красноярск? Латинизированной рекламы на зданиях, на входах в разные заведения, в названиях разных конкурсов и соревнований много, очень много! Фамилия Д. Хворостовского тоже изображена в рекламе в латинском написании. И хозяевами товаров с русскими названиями являются в скрытом виде иностранные фирмы. Недавний случай с мальчиком-школьником, постригшимся под «звезду» мирового футбола. Этот «вьюноша» победил всю педагогическую систему России, приобрёл международную известность. Бедные учителя и педагоги. Их авторитет нулевой, то есть никакой. Торжествует трэш-эстетика (поклонение отбросам), культ идолов массовой культуры с образцами Запада, особенно США. Что дальше?
Призывы В.В. Путина к патриотизму, заявления «Россия – ЭТО СУДЬБА!» не подкрепляются делами правительства. У него нет государственной национальной идеологии. «Национальные проекты» без НАЦИОНАЛЬНОГО – монетаристская манипуляция. Без духовной мобилизации они «растворяются без остатка». Ещё К. Маркс говорил, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. При реализации любого общественно значимого проекта требуется концентрация духовно-нравственных усилий, их координация и социальные технологии. В советское время это называлось «идеологическим обеспечением» с конкретными программами исполнения задуманного. Есть ли такая Программа в «Енисейской Сибири» Красноярского края?
В книге В.С. Никитина «Русофобия и русскомыслие в судьбе России» привлекает внимание тезис о «русскомыслии». И, правда, есть ли оно сегодня среди нас? Роль русского языка в мире и на постсоветском пространстве сузилась, кириллица под ударом латинизации, русская художественная литература, носительница языкового образца и творчества, как церковь, отделена от государства,
государственных издательств с гонорарами для писателей нет. Все издательства – коммерческие, с выгодой только для себя. Типографские цены на издание книг опять вознеслись выше облаков, потому они и зовутся заоблачными. Купается в деньгах шоу-бизнес или трэш-эстетика, поклонение идолам массовой культуры. Русскомыслие никогда с этим не смирится, ибо не в силе Бог, а в Правде (Александр Невский), не в деньгах счастье. «Я – русский, какой восторг!» – восклицал Александр Суворов. Но это не голословное заявление, великий полководец, генералиссимус не проиграл ни одного сражения. Он – герой-русофил! Мы сегодня находимся в духовном сражении. И на повестке дня вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» Служат ли верой и правдой Отечеству России писатели, художники, композиторы, артисты, архитекторы, преподаватели вузов, учителя школ, предприниматели всех гильдий и, наконец, государственные чиновники? Если Россия – судьба, то мы едины, мы – многонациональная Цивилизация с государствообразующим народом, с духовной энергией истории, арии-славяне, Восток и Запад нам к лицу, без космополитизма и низкопоклонства. Как говорил русский грузин Иосиф Сталин, «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».
Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ, профессор СибГУ имени академика М.Ф. Решетнёва, председатель КРО Союза писателей России, г. Красноярск
***
ДОПОЛНЕНИЕ. Заканчивая эту статью, я узнал из новостей о том, что члены СНГ в Ашхабаде (Туркмения) на саммите решили вместе праздновать 75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и «БОРОТЬСЯ ПРОТИВ ИСКАЖЕНИЙ» по истории этой войны. Искажения (наглые и антинаучные) Европой уже объявлены. Как их «победить» при наличии в руководстве Россией «советников» по «десталинизации», тайных и явных агентов русофобии?!
«Красноярская газета», №63, 18 октября 2019 г.